Проект "Масленица в детском саду"
проект (подготовительная группа) по теме

Фокина Ильзида Раисовна

Проект "Масленица в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_maslenitsa.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ВАСИЛЁК»

Г.ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

ПРОЕКТ

«Масленица в детском саду»

Г.Тарко-Сале

2013г

Участники проекта: Учитель-логопед, воспитатели, родители, дети 4-7лет

Сроки реализации проекта – одна неделя

Тип проекта:

  • по числу детей – групповая, разновозрастная (принимали участие дети 4-7лет);
  • по доминирующему методу – игровой, творческий;
  • по предметным областям – межпредметный (литература, музыка, физическая культура;
  • по продолжительности – средней продолжительности.

Интеграция областей: музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.

Актуальность: Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гуляние в конце зимы: «Масленица». Один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем.

Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

Задачи:

  • Возраждать интерес к обрядовым русским праздникам
  • Обогащать духовный мир детей
  • Обобщить и закрепить знания детей о празднике Масленица.
  • Вызвать эмоциональное сопреживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленица.
  • Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Материал и оборудование – музыка: «Масленица» - наряженная кукла их соломы.

Костюмы для взрослых: 2 скомороха, Зима, баба-Яга, Весна, Повадырь и медведь.

Костюмы для детей: русские сарафаны, рубашки и штаны для мальчиков, кокошники, косыночки, платочки, фуражки.

Музыкальные инструменты: ложки, шумелки, бубны, колокольчики, трещотки, ксилофон, свистульки.

Технические средства обучения: музыкальных центр, DVD, видеокамера, видеопроектор, фотоаппарат.

Спортивное оборудование: канат, конусы, мячи, гимнастические скамейки, кели, жорожки здоровья, обручи.

Музыкальный репертуар:

Песни и хороводы: «Едет Масленица» рус.нар.мел., «Вот уж зимушка проходит» рус.нар.мел., «А я по лугу» рус.нар.мел., «Веснянка» рус.нар.мел., «Ой, бежит ручьем вода» рус.нар.мел., масленичные счастушки, русские народные наигрыши.

Музыкальные игры: «Тень, тень, потетень» рус.нар.мел., «Ворон» рус.нар.мел. «Горелки»

Ожидаемые результаты проекта:

  • Приобщение детей к традициям проведения народного праздника – Масленица через сопереживание и непосредственное участие их в общем действие
  • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику
  • Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

Ход  мероприятия

Хозяйка: Проходите, гости дорогие, не стесняйтесь,

                 По стульчикам располагайтесь.

                 Всех привечаем, душевно встречаем.

                 В тесноте, да не в обиде ….

                 Все гости собрались? Здравствуйте, люди добрые,

Детки большие и малые!

Собрались мы с вами, чтобы по старому обычаю зимушку проводить, да весну приветить. А скажите, ребята, весело ли вы зимушку провели? Много ли с горок катались? А в снежки вы наигрались? О снеге да морозе немало в народе песен сложено, загадок, да погворок. Вот и мы давайте некоторые из них сейчас вспомним. Вы послушайте загадки и скажите отгадки:

«Старик у ворот тепло уволок.

Сам не бежит, и стоят не велит» (Мороз)

«Бело покрывало на земле лежало,

Лето пришло, оно все сошло» (Снег)

«Без рук, без ног, а рисовать умеет» (Мороз)

«Скатерть бела весь мир одела» (Снег)

Хозяйка – Ребята! У русского народа, как и у других народов, есть свои песни, обычаи и праздники. А какой самый веселый русский праздник отмечается в конце зимы? (Масленица). Каждый день Масленица имеет свое название. Какие? (Дети отвечают). Верно. Давайте и мы сегодня вспомним этот праздник и повеселимся на славу! Согласны? Итак, Масленицу начинаем!

Первый день – встреча Масленицы!

Скоморохи: (хором с бубнами)

Внимание! Внимание!

Веселое гуляние!

1скоморох: Здравствуйте ребята дорогие,

                    Маленькие и большие!

2скоморох: Здравствуйте, гости и гостюшки!

                    Молодцы веселые и молодушки!

1скоморох: Подходите ближе, подходите

                    Всем хорошие настроение предъявите!

2скоморох: Приходите, розомните кости!

                     Сегодня масленица приглашает в гости!

Вместе: Все повеселимся!

              В играх, плясках закружимся!

Играют на бубнах, пляшут и поют:

«Ах вы, сени мои сени!

Сени новые мои!

Сени новые, кленовые, решетчатые!

Выходила молода, за новые ворота,

За новые кленовые, за решетчатые!»

(Внезапно останавливаются и удивленно спрашивают друг у друга)

Скоморохи: А где же наша Масленица,

Наша Авдотья Изотьевна?

(Обращаясь к детям) – Ребята, вы ее видели? (Ответы детей)

А давайте вместе ее позовем: «Приезжайте к нам, Масленица

                                                     В гости на широкий двор»

Появляется свита с чучелом Масленицы под звон бубенцов ее несут ряженные дети, за ними- Повадырь, Медведь, Зима.

Скоморохи: (хором) Ура! К нам масленица пожаловала!

                                    Едет Масленица дорогая!

                                    Наша гостьюшка годовая!

1скоморох: Будем Масленицу величать,

                    Да блинами угощать.

2скоморох: Будем масленицу хвалить, д

                    Да на саночках возить!

Хозяйка: Ребята, поздороваемся с Масленицей? (Дети здороваются)

Свита: (все вместе) Здравствуйте и вы, люди добрые!

Скоморох: В хоровод всех приглашаем,

                   Дружно песни запеваем!

Зима: Крепче за руки беретись

          И в два круга становитесь!

Свита: (все вместе) Будем петь и плясать,

                                  Масленицу величать!

(Встают в круг, поют): «Масляна, масляна, куда ты идешь?

                                           Потеряла лапоточку – не надешь!»

                                           «Широкая Масленица,

                                            Мы тобою хвалимся!

                                            На горах катаемся,

                                            Блинами объедаемся!»

Зима: Звонко, весело вы асленицу встречали.

          А чем она знаменита, вы ребята,знаете?

Дети: Пирогами да блинами, да высокими горами!

           Дорогая наша гостья, Масленица!

           Дуня белая, дуня румяная!

           Коса длинная, триаршинная!

           Лента алая, двуполтинная!

           Плпток беленький, новомодненький!

           Лапти частые, головастые!

           Здравствуй  Масленица!

Хозяйка: Масленица – кривошейка!

                 Встретим тебя хорошенько!

                 С сыром, маслом, клачом

                 И с печеным яйцом.

                 Добро подаловать!

                 Милости просим! (скоморох ставит Масленицу у центральной стены, дети садятся)

Скоморох – Второй день масленицы – вторник – «заигрыши»

Хозяйка: давайте играт в дразнилки

(девочки и мальчики встают друг против друга и начинают дразниться)

Девочки: Николай, николай, сиди дома не гуляй, в балалаечку играй!

Мальчики: Маринка – корзинка, прыгала, скакала, в болоту упала!

Девочки: Ах ты, Сашка – таракашка, на сарай полезай, там кошку дерут, тебе хвостик дадут!

Мальчики: А ты. Наташка – пышка, на улицу вышла, на камушек села, три пышки съела!

Девочки: А у Васьки на носу, кошки ели колбасу!

Скоморох: Ну хватит вам дразниться,

                    Давайте дальше веселиться!

Поводырь: Раступись народ честной,

                     Идет Медведюшка со мной.

                     Много знает он потех

                     Будет шутки, будет смех!

                     Ну-ка Мишенька, повернись,

                     Добрым людям покажись.

                     Ну-ка, Мишенька, покажи как девчонки

                     Молодушки в зеркальце глядятся, прихорашиваются. (Медведь показывает)

                     А как парни на работу бредут?

                     Покажи как с работы бегут?

             Мишенька, а как Бабка-Ежка в бане париться, на полке вертиться?

             А бабка-то угорела, головушка заболела. Где заболела то?

             А ты петь, Миша, умеешь? (Кивает)

             Спой! (Рычит) Ой, ой, ой

             Как дуняша лихо пляшет, покажи, ножки хороши!

             Ну-ка, гости, не зевайте,

             И медведю помогайте! (Общая пляска)

Повадырь: Уж ты. Миша, утомился,

                     Что ж, народу поклониться! (Медведь кланяется и уходит)

Скоморох-Если дружно взять канат,

                   Потянуть вперед-назад.

                   И сказать при этом «Эх» ,

                   Победит ,наверно.Смех!

Перетягивание каната

Игра «Потолкушки».

(Двое игроков,встав в один обруч на одной ноге,пытаются вытолкнуть плечом друг друга из обруча)

Хозяйка-Вижу,ловкие вы и сильные,друг другу не уступаете.Да уж,наверное,устали играть,заморились,да проголодались.

Скоморох-Давайте скорее следующий день объявлять.

Хозяйка-Третий день- «лакомка».

Скоморох-Уж ты,масленица годовая,

                    Гостья наша дорогая!

                    Накорми нас блинами,

                    Угости пирогами!

Скоморох-Тин-тинка,подай блинка,

                   Оладышка-прибавышка,масленый кусок!

                   Тетушка,не скупися-

                  Масленым кусочком поделися!

Хозяйка-ребята ,а почему на Масленицу пекли именно блины? (Блин-символ солнца,форма круга означает круглый год).Русский народ даже поговорки про блины сложил.Вы их знаете?

Без блинов не Масленица –без пирогов не именины.

Блин добро не один.

Блин брюха не портит.

Блин не клин –брюха не разобьет.

Скоморох- яблинов бы съел с вершок.(Оглядывается).Где-то здесь стоит мешок.

(Скоморох показывает за занавесом мешок).

Скоморох-Я принес в честь праздника

                   Угощенье разное:

                   Пряники ,конфеты ,бублики

                   Для пригожей нашей публики.

(Мешок начинае шевелиться ,двигаться в перевалочку).

Хозяйка-Что за чудо!Скок да скок!

                 Глянь-ка тронулся мешок!

Скоморох-Эй, хватайте его ,ловите,

                   Поскорей мешок держите!

(Скоморохи и Хозяйка ловят мешок,не спеша его развязывают).

Хозяйка-Давайте-ка развяжем мешок и угостим весь чесной народ.глядишь и нам по крендельку достанется.

Скоморох-А может и блинок достанется.

(Из мешка ,доедая последний блин.вылезает Баба-Яга ,на голове у нее венок из весенних цветов).

Баба-Яга-Здорово люди добрые!Поклон вам от меня .Весны-красны!(Кланяется).Привет вамот Лешего !Тьфу ты, от Лета!Встречалась я с ним на болоте…Тьфу ты.в полете!Когда,стало быть,к вам сюда спешила.Пора мне обязанности свои справлять!

Скоморох-Постой,постой,что-то тут не так .Эй,весна!А есть ли у тебя паспорт?

Баба-Яга-Это у меня-то ?Пачпорт?Есть!Во,глядите!

(Баба-Яга показывает Скомороху паспорт).

Скоморох-(читает): «Назначается долгожданной Весной на 2013 год».

Хозяйка –И печать есть!Глядите-ка!(Показывает паспорт детям).

Скоморох-И подпись заковыристая внизу.

Хозяйка-Ну-ка, ну-ка что тут за подпись?(Берет и читает:) «Кощей Бессмертный».А-а-а.

(Разочарованно машет рукой).

Скоморох-Уходи от нас,не хотим знать тебя и Весной принять тебя не можем.

Баба-Яга-Как же так?Я всю зиму готовилась,недоедала ,недосыпала!Нухоть поиграйте со мной ,красавицей Весной!

Хозяйка-Ну что ж,давайте поиграем.

Игра-эстафета «Кто быстрее блины перенесет»

Баба-Яга-хорошо поиграли.А теперь посмотрите,какя я ловкая да быстрая всех вас поймаю.

Игра « Бабка-Ежка».

Хозяйка-Эх ты,никого не поймала.Весна завалящая!

Баба-Яга-А какая вам нужна?

Хозяйка-Настоящая!

Баба-Яга-(снимает венок с головы)Все ,вопросов нету!Уезжаю!Эй,карету!(Ей дают метлу).Ну ,попадетесь еще мне!Кручу,бурчу,хочу,не хочу.Метла ,ступай,в избушку шагай!

(Звучат завывания ветра, Баба-Яга улетает на метле)

Хозяйка: Эх, всю лакомку Баба-Яга нам испортила. Ни блинков, ни пирожков не оставила!

Скоморох: придется объявлять четвертый день.

                    Четверг-Широкая Масленица

Зима: Русь талантами богата,

            Русь талантами сильна

           Коль станцуют нам ребята,

           Значит, будет жить она!

Танец: «Яблочко»

Хозяйка: Ух какие у нас добры молодцы, а вот и красны девицы.

Танец: «Гуляние девиц»

Хозяйка: Хватить петь и плясать, пора пятницу с субботой объявлять.

Скоморох: пятница тещины вечерки

Хозяйка: суббота золовкины посиделки

Скоморох: А что делают в седьмой, воскресный день?

Хозяйка: Воскресенье-проводы Масленицы! Прощенный день!

                 Зиму провожаем, весну встречаем

Хозяйка: Наша Масленица дорогая, ненадолга к нам пришла.

                 Мы думали на семь недель, а оказалось на семь дней.

                  Масленицу провожаем, Весну встречаем. (позовем Весну)

Все-(зовут Весну)

          Ясна краса

          Идет Весна.

          С голубою далью,

С иваном да Марьей,

По лесам и полям,

Приходи скорее к нам,

К нашим масленым блинам.

(Под музыку входит Весна)

Весна-Здравствуйте ребята.Ну что ж,пришла пора зиму провожать-Масленицу жечь.Если дым от нее будет стелиться по земле .то год будет неурожайный,а если вверх пойдет-к урожаю.

Собирайся детвора

Зиму провожать пора.

Зима-Скоро я совсем растаю.

          Место Весне уступаю.

          Пройдет время и опять,

          Будете меня встречать.

          А сейчас я ухожу

          Хоть еще я постужу.

(Зима уходит и уносит чучело масленицы и вся свита уходит сжигать масленицу)

Поджигаем Масленицу.

(дети смотрят из окна)

Все-Гори,гори ясно,что бы не погасло,

        Гори,гори ясно,что бы не погасло.

       Уходи зима кручина

       Приходи весна красная,

       Масленица воротись,

      На новый год покажись.

      А теперь ,через весеннюю дугу милости просим,

      Проходите и угощайтесь все блинами.

Угощение блинами.

Достигнуты результаты:

            Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание.Обеспечило развитие у детей любознательности,стремление изучить традиции родной страны.Дети ближе познакомилисьс традициями родной страны.Работа по проекту помогла развить у них кругозор,эстетическую восприимчивость.Сделанная нами подборка различных игр и игр-инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей,дали возможность развивать у детей четкую выразительную речь ,мимику,движения.Дети получили возможность почувствовать себя свободными,раскрепощенными,обрели уверенностьв себе,в своих силах,в умении мыслить,фантазировать.

           Анализируя результаты проекта,мы увидели,что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности ,проявляют чувство ответственности за себя и других.Реализуя проект,мы ставили перед собой цель-сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной,наполнить её яркими впечатлениями ,интересными делами,радостью творчества.

                                      Используемая литература:

                    1.Материалы из периодических изданий

1.Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду :Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.:тЦ Сфера,2003.

2.Батурина Г.И.,Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе-М.: «Школьная Пресса»2003г.

3.Даймедина И.П.Поиграем,малыши-М.,Просвещение,1992

4.Мельникова Л.И. ,Зимина А.Н.,Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс»2000г.

5.Пензулаева Л.И.,Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2001.

6.Тихонова М.В.,Смирнова Н.С.,Красная изба-Санкт-Петербург «Детство-Пресс»2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...