«Зиновий – синичник»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Домникова Ирина Вадимовна

 

           Непосредственно организованная образовательная деятельность.

                    Познание. Формирование целостности картины мира.     

                                              Досуг в средней группе

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sinichnik.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

                            ДЕТСКИЙ САД№14

           Непосредственно организованная образовательная деятельность.

                    Познание. Формирование целостности картины мира.      

Досуг «Зиновий – синичник» в средней группе

                                                                 

                                                                   Составила: воспитатель

                                                                   высшей квалификационной категории

                                                                   Домникова Ирина Вадимовна

                                             

                                     

Москва 2012 год.

Цель: Сформировать и уточнить знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде, особенностях жизни в зимних условиях. Развивать связную речь, расширять объем зрительного и слухового внимания. Воспитывать умение у детей наблюдать за окружающим миром с любовью к родной природе, птицам. Побуждать детей к заботливому отношению к пернатым.

Словарная работа: зимующие птицы, зимовники, Синичкин праздник, насекомые – вредители.

Предварительная работа: 

Теоретическая – составление конспекта занятия; подбор литературы о птицах (Т.А. Шорыгина. «Птицы. Какие они?»; Л.П. Молодова. «Экологические праздники для детей»; А.А. Вахрушева, Е.Е.Кочемасова Здравствуй, мир!»; С.А.Васильева, В.И. Мирясова. «Домашние и дикие птицы средней полосы») уточнить падеж в фамилиях, место и год издания; подбор музыкальных произведений для сопровождения занятий (перечислить). Проведение занятий по изобразительной деятельности, ручному труду, разучивание стихотворений и знакомство с загадками, поговорками на соответствующую тему.

Практическая - изготовление шапочек, украшенных силуэтами птиц; использование настольно-печатной игры «Покормите птиц зимой»; изготовление совместно с родителями кормушек для птиц и куклы-зернушки. Разучивание ритмических движений в такт музыке, подвижных игр «Совушка-сова», «Воробушки и автомобиль».

Материал к занятию: конспект, мультимедийная аппаратура, музыкальное сопровождение, музыкальные инструменты, кормушка и кукла – зернушка, стол для кормушки.

Методические приемы: игровые, словесные методы (беседа, рассказ, чтение и отгадывание загадок); наглядные методы (демонстрация заставок с изображением птиц: синица, снегирь, дятел, клест; природы).  

Ход занятия

Дети входят под музыку в зал и садятся на стульчики. На головах у детей шапочки, украшенные силуэтами зимующих птиц.

- Ребята, мы сегодня собрались в музыкальном зале, чтобы отметить праздник прилета зимующих  птиц, который называется «Зиновий-синичник». Но перед тем как встречать зимующих птиц, давайте-ка все вместе попрощаемся с перелетными птицами. Вспомним, как называются перелетные птицы (Дети отвечают: написать).

А теперь наши девочки исполнят в сопровождении игры на музыкальных треугольниках песню «Скворушка». Мы с вами ее уже слушали, но давайте еще раз этой песней попрощаемся с птицами, которые прилетят к нам только весной.

Дети играют на музыкальных  треугольниках сопровождение к песне  «Скворушка».

Какая грустная песня, жалко расставаться с птицами, однако, если они не улетят, то погибнут от холода и голода. Но мы не будем грустить. Одни птицы улетели, а другие, которым не страшен холод, прилетели. Это – зимующие птицы.

Мы сегодня на празднике не мальчики и девочки, а маленькие птенчики. Посмотрите-ка друг на друга. Шапочки каких птиц одеты у вас на голове? (Дети отвечают:  снегири, клесты, синички, воробьи, дятлы, совы, вороны и сороки). Все эти птицы зимуют в наших лесах.

        Слайд «Зимний лес». Звучит музыка Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».        

Постепенно шаг за шагом осень передает бразды своего правления владычице – зиме. Сегодня мы отправляемся в лес.

Звучит музыка………………

Воспитатель надевает накидку, украшенную изображением ветвей и листьев.

Вы мои птенчики, а я – хозяйка леса. И хочу вас познакомить с обитателями леса. Тихо в лесу, чернеют стволы деревьев. На зеленых лапах елей и сосен лежит снег, ни шелеста, ни звука, никого во всем лесу. Тишина. Лес спит. Но вдруг тихо-тихо раздается пение птиц.

Звукозапись с пением птиц.

Чьи голоса мы услышали. Кто это поет? Как весело они щебечут! Рады, что прилетели в наши леса, так как не боятся голода. Давайте прислушаемся. Кто – нибудь догадался, песенки каких птиц вы слышите? Я слышу песенку синички, снегиря, дятла. Мы сегодня собрались здесь, чтобы отметить  праздник. Послушайте мою загадку и отгадайте:

Ты с модницей этой, конечно, знаком:

  Вертушке на месте никак не сидится,

  Все хвастает, синим своим сюртуком

                                    И шапочкой синей гордится.

                                    Кто это? Как зовут эту птицу?

Слайд с изображением синицы.

В народе говорят: «Невелика птичка-синичка, а и та свой праздник помнит». 12 ноября по народному календарю – Синичкин день. Это встреча птиц зимовников; птиц, которые прилетают и зимуют в наших лесах. Синички не улетают в теплые страны. Летают стайками и в поисках корма прилетают в город к людям. Синицы выполняют полезную работу для леса и человека, уничтожая вредных насекомых. Любимым лакомством синичек является несоленое сало. Посмотрите, друг на друга, мои птенчики, есть ли среди вас синички? Вылетайте сюда скорей. Кто из синичек знает стихотворение о себе?

Ребенок рассказывает стихотворение:

  Я птичка- синичка, красивая грудка.

  Расписано время мое по минуткам.

  Букашек ловлю я искусно везде,

  Голодные птенчики ждут их в гнезде.

Мы празднуем ваш праздник. В народе говорят, синичка всем птичкам - сестричка.

Улетела птица мать

Малышам жучков искать.

Ждут малютки- птицы

Мамины гостинцы.

Татьяна Владиславовна приготовила нам сюрприз: песню про таких малюток – птиц.

Музыкальный руководитель знакомит детей с новой песней………………..

Дети садятся на стульчики.

Давайте снимем шапочки и опять превратимся в детей. Кто из вас знает загадки про птиц?

Воспитатель вызывает детей по очереди. Ребенок загадывает загадку, остальные дети отгадывают. У кого шапочка с силуэтом птички, про которую звучит загадка,  надевает шапочку на голову и так демонстрирует отгадку.

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой.   (Дятел)

Птичка на большой сосне

Нам стрекочет кле-кле-кле.

Твердый  клюв похож на крест,

Семена из шишек ест.

В оперенье рыжий цвет

Как зовут? Найди ответ.       (Клест)

Ребята, открою вам секрет. У клеста птенцы появляются зимой, а у синицы - летом.

Я хозяйка леса, и теперь послушайте мою загадку:

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.           (Снегирь)

Правильно, это снегирь, одна из самых красивых птичек. Где у меня снегири? Вылетайте ко мне сюда. Мы все полюбуемся на вас. Кто хочет рассказать стихотворение о снегирях?

Стынут лапы на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо? – На березе

Яблоки поспели.

Подойду поближе к ней –

И глазам не верится:

Стайка алых снегирей

Облепила деревце.

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится –

Собирает крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик- чирик!»

Где мои воробышки? Чем вы нас порадуете в Синичкин праздник? Какое стихотворение расскажете?

Ребенок читает стихотворение про воробья Н. Рубцова.

Чуть живой, не чирикает даже,

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней.

И дрожит он над зернышком, бедный,

И летит к чердаку  своему,

А смотри, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему.

Воробышки не улетают от нас, а живут с нами постоянно. Мы забыли об одной птичке. А о какой, догадайтесь сами. Когда вы были маленькими, вам  песенку про эту птичку пели мамы.

Воспитатель начинает петь песенку про сороку-белобоку, а дети подхватывают. Воспитатель обращает внимание, что зимующих птиц еще очень много, и про каждую есть стихи и загадки.

Птицы заслужили свой праздник: с весны до поздней осени они уничтожали насекомых-вредителей садов, огородов, лесов и сохраняли наш урожай. А теперь пришло время помочь птицам пережить суровую зиму. Главное не забывать, что если уж мы с вами начали подкармливать птиц, то должны это делать каждый день, потому что птицы надеются на нашу помощь. Посмотрите, какую замечательную кормушку сделали ваши родители. Большую и удобную для птиц, с крышей, которая будет защищать корм от снега. Вспомните, для чего вы приносили зернышки из дома и что с ними мы делали? Правильно, куклу-зернушку. А для чего мы ее наполняли зерном? (Ответы детей).

Воспитатель обобщает ответы детей.  Развязывает куклу и наполняет кормушку зерном.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Пусть в гости птицы к нам летят,

Мы рады будем их встречать!

Я приглашаю всех птенчиков на общий веселый танец.

Танец птиц.

После танца дети садятся на стульчики.

У всех птиц разные голоса, у одних высокие, у других низкие. И у музыкальных инструментов есть высокие звуки и низкие. Они могут быть похожи на звуки, которые издают птицы. Послушайте и догадайтесь сами, какие звуки металлофона похожи на звучание птичьих голосов.

Музыкальный руководитель играет на металлофоне, извлекая звуки, похожие на голоса синицы, дятла, снегиря и совы. Дети слушают и пытаются отгадать, на пение какой птицы похоже звучание инструмента. В помощь детям включается аудиозапись со звучанием голоса каждой из перечисленных птиц.

Мы сегодня с вами и пели и танцевали в честь праздника Зиновия-синичника. А теперь мы поиграем в игру «Вопрос-ответ»:

  • Какую птицу называют лесным доктором?
  • Как зовут знаменитую каркушу?
  • Какие птицы едят семена шишек?
  • Какая птица поет: «синь-синь-синь»?
  • Какая птица вылетает добывать себе еду ночью?
  • Что зимующим птицам страшнее - холод или голод?

Воспитатель вновь обращает внимание детей на слайд «Зимующие птицы».

Вот и подошел к концу наш праздник. Посмотрите, сколько зимующих птиц собралось в нашем лесу! Птицы и люди - друзья, поэтому давайте все вместе заведем дружный хоровод в честь праздника птиц.

Воспитатель вместе с детьми водит хоровод. По окончанию хоровода воспитатель приглашает детей на улицу, чтобы развесить кормушки для птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие «Зиновий-синичник». Старший дошкольный возраст.

Цели и задачи:·        Дать детям представление о русском народном празднике «Зиновий-синичник» через заклички, поговорки, приметы, игры.·...

Конспект фольклорных посиделок «Зиновий синичник» (подготовительный возраст)

Народный календарь. Зиновий-синичник12 ноябряЗиновий. Зиновий-синичник, синичкин праздник. В этот день синицы прилетают из-за моря, а с ними – снегири, сойки, чечетки, свиристели. Поговорки...

Сценарий проведённого мероприятия 12 НОЯБРЯ — ЗИНОВИЙ СИНИЧНИК, ЗИНЬКИН ДЕНЬ (для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста)

Познакомить  детей  с экологическим праздником – Синичкин день. Расширить  знания детей о жизни животных и птиц зимой. Воспитывать интерес, желание подкармливать зимующих птиц...

Фольклорное развлечение "День святого Зиновия-синичника. Синичкин день"

Праздник "Синичкин день" отмечали на Руси всегда, отмечают и сейчас, только с небольшим изменением в названии. К празднику "Синичкин день" был приурочен Образ Святого Зиновия. И теперь праздник так и ...

Фольклорные посиделки «Зиновий синичник».

Познавательно – развлекательный досуг по развитию речи с использованием малых фольклорных форм....

Непосредственно - образовательная деятельность "Зиновий синичник"

Дать детям представление о русском народном празднике "Зиновий синичник", формировать представления детей о жизни и строении синичек, воспитывать бережное отношение к птицам....

статья "Зиновий синичник"

статья о прведении тематического дня в ДОУ...