«Зиновий – синичник»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Непосредственно организованная образовательная деятельность.
Познание. Формирование целостности картины мира.
Досуг в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinichnik.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
ДЕТСКИЙ САД№14
Непосредственно организованная образовательная деятельность.
Познание. Формирование целостности картины мира.
Досуг «Зиновий – синичник» в средней группе
Составила: воспитатель
высшей квалификационной категории
Домникова Ирина Вадимовна
Москва 2012 год.
Цель: Сформировать и уточнить знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде, особенностях жизни в зимних условиях. Развивать связную речь, расширять объем зрительного и слухового внимания. Воспитывать умение у детей наблюдать за окружающим миром с любовью к родной природе, птицам. Побуждать детей к заботливому отношению к пернатым.
Словарная работа: зимующие птицы, зимовники, Синичкин праздник, насекомые – вредители.
Предварительная работа:
Теоретическая – составление конспекта занятия; подбор литературы о птицах (Т.А. Шорыгина. «Птицы. Какие они?»; Л.П. Молодова. «Экологические праздники для детей»; А.А. Вахрушева, Е.Е.Кочемасова Здравствуй, мир!»; С.А.Васильева, В.И. Мирясова. «Домашние и дикие птицы средней полосы») уточнить падеж в фамилиях, место и год издания; подбор музыкальных произведений для сопровождения занятий (перечислить). Проведение занятий по изобразительной деятельности, ручному труду, разучивание стихотворений и знакомство с загадками, поговорками на соответствующую тему.
Практическая - изготовление шапочек, украшенных силуэтами птиц; использование настольно-печатной игры «Покормите птиц зимой»; изготовление совместно с родителями кормушек для птиц и куклы-зернушки. Разучивание ритмических движений в такт музыке, подвижных игр «Совушка-сова», «Воробушки и автомобиль».
Материал к занятию: конспект, мультимедийная аппаратура, музыкальное сопровождение, музыкальные инструменты, кормушка и кукла – зернушка, стол для кормушки.
Методические приемы: игровые, словесные методы (беседа, рассказ, чтение и отгадывание загадок); наглядные методы (демонстрация заставок с изображением птиц: синица, снегирь, дятел, клест; природы).
Ход занятия
Дети входят под музыку в зал и садятся на стульчики. На головах у детей шапочки, украшенные силуэтами зимующих птиц.
- Ребята, мы сегодня собрались в музыкальном зале, чтобы отметить праздник прилета зимующих птиц, который называется «Зиновий-синичник». Но перед тем как встречать зимующих птиц, давайте-ка все вместе попрощаемся с перелетными птицами. Вспомним, как называются перелетные птицы (Дети отвечают: написать).
А теперь наши девочки исполнят в сопровождении игры на музыкальных треугольниках песню «Скворушка». Мы с вами ее уже слушали, но давайте еще раз этой песней попрощаемся с птицами, которые прилетят к нам только весной.
Дети играют на музыкальных треугольниках сопровождение к песне «Скворушка».
Какая грустная песня, жалко расставаться с птицами, однако, если они не улетят, то погибнут от холода и голода. Но мы не будем грустить. Одни птицы улетели, а другие, которым не страшен холод, прилетели. Это – зимующие птицы.
Мы сегодня на празднике не мальчики и девочки, а маленькие птенчики. Посмотрите-ка друг на друга. Шапочки каких птиц одеты у вас на голове? (Дети отвечают: снегири, клесты, синички, воробьи, дятлы, совы, вороны и сороки). Все эти птицы зимуют в наших лесах.
Слайд «Зимний лес». Звучит музыка Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».
Постепенно шаг за шагом осень передает бразды своего правления владычице – зиме. Сегодня мы отправляемся в лес.
Звучит музыка………………
Воспитатель надевает накидку, украшенную изображением ветвей и листьев.
Вы мои птенчики, а я – хозяйка леса. И хочу вас познакомить с обитателями леса. Тихо в лесу, чернеют стволы деревьев. На зеленых лапах елей и сосен лежит снег, ни шелеста, ни звука, никого во всем лесу. Тишина. Лес спит. Но вдруг тихо-тихо раздается пение птиц.
Звукозапись с пением птиц.
Чьи голоса мы услышали. Кто это поет? Как весело они щебечут! Рады, что прилетели в наши леса, так как не боятся голода. Давайте прислушаемся. Кто – нибудь догадался, песенки каких птиц вы слышите? Я слышу песенку синички, снегиря, дятла. Мы сегодня собрались здесь, чтобы отметить праздник. Послушайте мою загадку и отгадайте:
Ты с модницей этой, конечно, знаком:
Вертушке на месте никак не сидится,
Все хвастает, синим своим сюртуком
И шапочкой синей гордится.
Кто это? Как зовут эту птицу?
Слайд с изображением синицы.
В народе говорят: «Невелика птичка-синичка, а и та свой праздник помнит». 12 ноября по народному календарю – Синичкин день. Это встреча птиц зимовников; птиц, которые прилетают и зимуют в наших лесах. Синички не улетают в теплые страны. Летают стайками и в поисках корма прилетают в город к людям. Синицы выполняют полезную работу для леса и человека, уничтожая вредных насекомых. Любимым лакомством синичек является несоленое сало. Посмотрите, друг на друга, мои птенчики, есть ли среди вас синички? Вылетайте сюда скорей. Кто из синичек знает стихотворение о себе?
Ребенок рассказывает стихотворение:
Я птичка- синичка, красивая грудка.
Расписано время мое по минуткам.
Букашек ловлю я искусно везде,
Голодные птенчики ждут их в гнезде.
Мы празднуем ваш праздник. В народе говорят, синичка всем птичкам - сестричка.
Улетела птица мать
Малышам жучков искать.
Ждут малютки- птицы
Мамины гостинцы.
Татьяна Владиславовна приготовила нам сюрприз: песню про таких малюток – птиц.
Музыкальный руководитель знакомит детей с новой песней………………..
Дети садятся на стульчики.
Давайте снимем шапочки и опять превратимся в детей. Кто из вас знает загадки про птиц?
Воспитатель вызывает детей по очереди. Ребенок загадывает загадку, остальные дети отгадывают. У кого шапочка с силуэтом птички, про которую звучит загадка, надевает шапочку на голову и так демонстрирует отгадку.
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой. (Дятел)
Птичка на большой сосне
Нам стрекочет кле-кле-кле.
Твердый клюв похож на крест,
Семена из шишек ест.
В оперенье рыжий цвет
Как зовут? Найди ответ. (Клест)
Ребята, открою вам секрет. У клеста птенцы появляются зимой, а у синицы - летом.
Я хозяйка леса, и теперь послушайте мою загадку:
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Правильно, это снегирь, одна из самых красивых птичек. Где у меня снегири? Вылетайте ко мне сюда. Мы все полюбуемся на вас. Кто хочет рассказать стихотворение о снегирях?
Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо? – На березе
Яблоки поспели.
Подойду поближе к ней –
И глазам не верится:
Стайка алых снегирей
Облепила деревце.
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится –
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикнет: «Чик- чирик!»
Где мои воробышки? Чем вы нас порадуете в Синичкин праздник? Какое стихотворение расскажете?
Ребенок читает стихотворение про воробья Н. Рубцова.
Чуть живой, не чирикает даже,
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней.
И дрожит он над зернышком, бедный,
И летит к чердаку своему,
А смотри, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему.
Воробышки не улетают от нас, а живут с нами постоянно. Мы забыли об одной птичке. А о какой, догадайтесь сами. Когда вы были маленькими, вам песенку про эту птичку пели мамы.
Воспитатель начинает петь песенку про сороку-белобоку, а дети подхватывают. Воспитатель обращает внимание, что зимующих птиц еще очень много, и про каждую есть стихи и загадки.
Птицы заслужили свой праздник: с весны до поздней осени они уничтожали насекомых-вредителей садов, огородов, лесов и сохраняли наш урожай. А теперь пришло время помочь птицам пережить суровую зиму. Главное не забывать, что если уж мы с вами начали подкармливать птиц, то должны это делать каждый день, потому что птицы надеются на нашу помощь. Посмотрите, какую замечательную кормушку сделали ваши родители. Большую и удобную для птиц, с крышей, которая будет защищать корм от снега. Вспомните, для чего вы приносили зернышки из дома и что с ними мы делали? Правильно, куклу-зернушку. А для чего мы ее наполняли зерном? (Ответы детей).
Воспитатель обобщает ответы детей. Развязывает куклу и наполняет кормушку зерном.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Пусть в гости птицы к нам летят,
Мы рады будем их встречать!
Я приглашаю всех птенчиков на общий веселый танец.
Танец птиц.
После танца дети садятся на стульчики.
У всех птиц разные голоса, у одних высокие, у других низкие. И у музыкальных инструментов есть высокие звуки и низкие. Они могут быть похожи на звуки, которые издают птицы. Послушайте и догадайтесь сами, какие звуки металлофона похожи на звучание птичьих голосов.
Музыкальный руководитель играет на металлофоне, извлекая звуки, похожие на голоса синицы, дятла, снегиря и совы. Дети слушают и пытаются отгадать, на пение какой птицы похоже звучание инструмента. В помощь детям включается аудиозапись со звучанием голоса каждой из перечисленных птиц.
Мы сегодня с вами и пели и танцевали в честь праздника Зиновия-синичника. А теперь мы поиграем в игру «Вопрос-ответ»:
- Какую птицу называют лесным доктором?
- Как зовут знаменитую каркушу?
- Какие птицы едят семена шишек?
- Какая птица поет: «синь-синь-синь»?
- Какая птица вылетает добывать себе еду ночью?
- Что зимующим птицам страшнее - холод или голод?
Воспитатель вновь обращает внимание детей на слайд «Зимующие птицы».
Вот и подошел к концу наш праздник. Посмотрите, сколько зимующих птиц собралось в нашем лесу! Птицы и люди - друзья, поэтому давайте все вместе заведем дружный хоровод в честь праздника птиц.
Воспитатель вместе с детьми водит хоровод. По окончанию хоровода воспитатель приглашает детей на улицу, чтобы развесить кормушки для птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие «Зиновий-синичник». Старший дошкольный возраст.
Цели и задачи:· Дать детям представление о русском народном празднике «Зиновий-синичник» через заклички, поговорки, приметы, игры.·...
Конспект фольклорных посиделок «Зиновий синичник» (подготовительный возраст)
Народный календарь. Зиновий-синичник12 ноябряЗиновий. Зиновий-синичник, синичкин праздник. В этот день синицы прилетают из-за моря, а с ними – снегири, сойки, чечетки, свиристели. Поговорки...
Сценарий проведённого мероприятия 12 НОЯБРЯ — ЗИНОВИЙ СИНИЧНИК, ЗИНЬКИН ДЕНЬ (для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста)
Познакомить детей с экологическим праздником – Синичкин день. Расширить знания детей о жизни животных и птиц зимой. Воспитывать интерес, желание подкармливать зимующих птиц...
Фольклорное развлечение "День святого Зиновия-синичника. Синичкин день"
Праздник "Синичкин день" отмечали на Руси всегда, отмечают и сейчас, только с небольшим изменением в названии. К празднику "Синичкин день" был приурочен Образ Святого Зиновия. И теперь праздник так и ...
Фольклорные посиделки «Зиновий синичник».
Познавательно – развлекательный досуг по развитию речи с использованием малых фольклорных форм....
Непосредственно - образовательная деятельность "Зиновий синичник"
Дать детям представление о русском народном празднике "Зиновий синичник", формировать представления детей о жизни и строении синичек, воспитывать бережное отношение к птицам....
статья "Зиновий синичник"
статья о прведении тематического дня в ДОУ...