Главные вкладки

    Конспект тематического музыкального занятия с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста по ознакомлению с традициями русского народного творчества.
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    МАМАЕВА РУМИЯ ГАНИЕВНА

    сРАННЕГО ДЕТСТВА НЕОБХОДИМО ЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ИСТОКАМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ,.Дети с ЗПР С ТРУДОМ УСВАИВАЮТ ПРОГРАММУ ПОЭТОМУ ВСЕ ЗАНЯТИЯ ИДУТ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект тематического музыкального занятия с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста по ознакомлению с традициями русского народного творчества.

    Музыкальный руководитель
    Мамаева Р.Г.

    Тема занятия: знакомство с традициями русского народного творчества.
    Цель занятия:
    Образовательная: игра в народные игры, проговаривание скороговорок,считалок, потешек; пропевание песен, попевок, развитие темпа движений, игра на детских музыкальных инструментах.
    Воспитательная: приобщение к русскому народному творчеству, воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно- творческие способности.
    Коррекционно- образовательная задача: развитие абстрактного мышления, развитие творческого воображения, развитие речи.
    Оздоровительная: укрепление костно- мышечного аппарата, осанки, походки, грации движений, развитие дыхания, моторной функции.
    Оборудование: музыкальные инструменты, аудиозаписи, макет русской печки, деревянные игрушки, самовар, платочки.
    Условия проведения: музыкальный зал.
    Взаимосвязь со специалистами: в группе закрепляются и обыгрываются скороговорки, считалки, народные игры. После занятия воспитатели проводят беседу с детьми по закреплению пройденного материала.

    Ход занятия
    Дети свободно входят в музыкальный зал, рассаживаются свободно на стульчики (звучит русская народная мелодия)

    Музыкальный руководитель: В старые времена был такой обычай на Руси: как заканчивались работы в поле и огороде, собирались селяне в избах и коротали долгие осенние вечера вместе на посиделках.
    Как говорится в русской пословице: «От скуки бери дело в руки» Вот и проводили время за любимым делом: кто за прялкой сидит, кто узор вышивает. Другие из глины посуду мастерят, иные из дерева ложки вытачивают. Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся - вот и работа у них спорилась. Ну что, добры молодцы, готовы ваши ложки? (дети показывают ложки). Скажите, а что ими можно делать? (ответы детей) Правильно, а теперь посмотрите…(презентация)
    А ваши ложки для чего?
    Эти ложки не для супа.
    Эти ложки не для каши
    Ложки у нас уникальные,
    Ложки у нас музыкальные.


    Мальчики исполняют танец с ложками под русскую народную мелодию.

    Музыкальный руководитель: еще из дерева делали игрушки. Посмотрите как она называется?- Матрешка!
    Я в России родилась
    И в России я живу.
    Я, румяная матрешка,
    Очень весело пою.
    Музыкальный руководитель: Ну-ка девицы красавицы, выходите, потанцуйте для нас.

    Девочки исполняют танец матрешек под аудиозапись.

    (слышится звук трещетки)
    Музыкальный руководитель: Ребята, слышите? Что это за звук?- Трещетка. (появляется Петрушка).
    Петрушка: Здравствуйте, ребята! (дети здороваются) Вы узнали меня?
    Я Петрушка-Веселая игрушка!
    Ноги дубовые, кудри шелковые,
    Сам хожу, брожу, шевелюсь,
    Никого не боюсь.
                                   
      Мне стало скучно, я открыл старый сундук и нашел вот это, а вы случайно не знаете для чего эти палочки? (ответы детей) Так это музыкальный инструмент? В моем сундуке их много, сейчас я их принесу.
    Музыкальный руководитель: Ребята, пока Петрушка несет нам музыкальные инструменты, послушайте загадку

    Есть у нас веселый друг,
    очень любит громкий стук.
    Тут ответ совсем не труден
    Знают все что это …(бубен)

     Правильно, бубен.А теперь давайте с вами поиграем в игру
     « Гори,гори ясно», а выбрать ведущего нам поможет считалка, да не простая,а музыкальная.

    Ребенок поет:
    Катилось яблоко
    мимо сада, мимо града
    Кто поймает, тот и выйдет

    Проводится русская народная игра «Гори, гори ясно»

    Петрушка: Посмотрите ребята, что я вам принес (достает инструменты)
    Музыкальный руководитель: Ребята, расскажите Петрушке как называются эти инструменты и как на них играют (ответы детей)
    А теперь давайте посмотрим какие еще инструменты были на Руси (презентация «Русские народные инструменты»)
    Петрушка: Как интересно, а вы умеете на них играть?-Да.

    Дети исполняют русскую народную песню обр. М. Иорданского «Где ты был, Иванушка?»

    Петрушка: Спасибо вам, ребята. Как много интересного я узнал.
    Вот хожу я, в разные дома заглядываю, все запоминаю и в копилку собираю.
    Сяду рядышком на лавке
    Вместе с вами посижу.
    Загадаю вам загадки,
    Кто смышленей погляжу.
    Кто приходит, кто уходит
                                 Все ее за ручку водят (дверь)

    Под крышей четыре ножки,
    а на крыше суп, да ложки (стол)

    В избе изба, на избе труба.
    Зашумело в избе, загудело в трубе.
    Видит пламя народ,
    а тушить не идет (печь)
      
    Музыкальный руководитель:А пока вы загадки разгадывали в моей печи Колобок испекся.(выходит ребенок Колобок) Смотрите какой пышный, румяный. Послушай Петрушка музыкальную историю про Колобка.

    Проводится игра «Колобок» ( русская народная мелодия в обработке Е.Тиличеевой.)

    Петрушка: А вот вам еще одна загадка.

    В лесу тук-тук
    В избе ляп-ляп
    В руках дзынь-дзынь
    На полу топ-топ (балалайка)
    Вот и моя балалаечка (играет на балалайке)

    Ноги просятся в пляс
    потанцую я для вас.

    Петрушка танцует под русскую народную мелодию «Светит месяц»
     (идет ребенок в костюме медведя)
    Петрушка: Здравствуй, Медведюшка. Ну-ка, Медведюшка поклонись, да покажи чему тебя в школе учили, каким разумом наградили! (Медведь кланяется)
    А как красные девицы- молодицы румянятся, да в зеркальце смотрятся? (Медведь прихорашивается и смотрит в выставленную перед собой лапу)
    А как солдаты маршируют? (Медведь косолапит и спотыкается)
    А как бабушка блины пекла, да руки обожгла? (медведь лижет лапы)
    Ну, спасибо тебе, медведюшка повеселил нас (медведь кланяется)
    Оставайся с нами, посиди, отдохни.
    Музыкальный руководитель: Петрушка я хочу подарить тебе пословицы и поговорки, которые придумал народ.
    А начну, а вы кончайте
    Хором дружно отвечайте.

    Долог день до вечера, коли…делать нечего.
    Бала бы охота, будет ладиться… работа.
    Труд человека кормит, лень…портит.
    Умелые руки не знают… скуки.
    Поспешишь, людей …насмешишь.
    Кончил дело, гуляй …смело.
    Без труда не вынешь ...и рыбку из пруда.
    Хорошая песня дух…бодрит.
    Где песня поется, там …весело живется.
    С хорошей песней и труд… спорится.
    Петрушка: Спасибо вам большое. Хорошо с вами, но мне пора, До свидания, ребята (Петрушка уходит)
    Музыкальный руководитель: До свидания, Петрушка. Кажется темнеет на дворе…Слышите? (звучит русская народная колыбельная)
    Ребята, что это за музыка?- Колыбельная. Правильно это мама поет своему ребенку колыбельную песню. И вам пора отдыхать. До свидания, ребята.

    Конспект тематического музыкального занятия с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста по ознакомлению с традициями русского народного творчества.

    Музыкальный руководитель
    Мамаева Р.Г..

    Тема занятия: знакомство с традициями русского народного творчества.


    Цель занятия:
    Образовательная: игра в народные игры, проговаривание скороговорок,считалок, потешек; пропевание песен, попевок, развитие темпа движений, игра на детских музыкальных инструментах.
    Воспитательная: приобщение к русскому народному творчеству, воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно- творческие способности.
    Коррекционно- образовательная задача: развитие абстрактного мышления, развитие творческого воображения, развитие речи.
    Оздоровительная: укрепление костно- мышечного аппарата, осанки, походки, грации движений, развитие дыхания, моторной функции.
    Оборудование: музыкальные инструменты, аудиозаписи, макет русской печки, деревянные игрушки, самовар, платочки.
    Условия проведения: музыкальный зал.
    Взаимосвязь со специалистами: в группе закрепляются и обыгрываются скороговорки, считалки, народные игры. После занятия воспитатели проводят беседу с детьми по закреплению пройденного материала.

    Ход занятия
    Дети свободно входят в музыкальный зал, рассаживаются свободно на стульчики (звучит русская народная мелодия)

    Музыкальный руководитель: В старые времена был такой обычай на Руси: как заканчивались работы в поле и огороде, собирались селяне в избах и коротали долгие осенние вечера вместе на посиделках.
    Как говорится в русской пословице: «От скуки бери дело в руки» Вот и проводили время за любимым делом: кто за прялкой сидит, кто узор вышивает. Другие из глины посуду мастерят, иные из дерева ложки вытачивают. Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся - вот и работа у них спорилась. Ну что, добры молодцы, готовы ваши ложки? (дети показывают ложки). Скажите, а что ими можно делать? (ответы детей) Правильно, а теперь посмотрите…(презентация)
    А ваши ложки для чего?
    Эти ложки не для супа.
    Эти ложки не для каши
    Ложки у нас уникальные,
    Ложки у нас музыкальные.


    Мальчики исполняют танец с ложками под русскую народную мелодию.

    Музыкальный руководитель: еще из дерева делали игрушки. Посмотрите как она называется?- Матрешка!
    Я в России родилась
    И в России я живу.
    Я, румяная матрешка,
    Очень весело пою.
    Музыкальный руководитель: Ну-ка девицы красавицы, выходите, потанцуйте для нас.

    Девочки исполняют танец матрешек под аудиозапись.

    (слышится звук трещетки)
    Музыкальный руководитель: Ребята, слышите? Что это за звук?- Трещетка. (появляется Петрушка).
    Петрушка: Здравствуйте, ребята! (дети здороваются) Вы узнали меня?
    Я Петрушка-Веселая игрушка!
    Ноги дубовые, кудри шелковые,
    Сам хожу, брожу, шевелюсь,
    Никого не боюсь.
                                   
      Мне стало скучно, я открыл старый сундук и нашел вот это, а вы случайно не знаете для чего эти палочки? (ответы детей) Так это музыкальный инструмент? В моем сундуке их много, сейчас я их принесу.
    Музыкальный руководитель: Ребята, пока Петрушка несет нам музыкальные инструменты, послушайте загадку

    Есть у нас веселый друг,
    очень любит громкий стук.
    Тут ответ совсем не труден
    Знают все что это …(бубен)

     Правильно, бубен.А теперь давайте с вами поиграем в игру
     « Гори,гори ясно», а выбрать ведущего нам поможет считалка, да не простая,а музыкальная.

    Ребенок поет:
    Катилось яблоко
    мимо сада, мимо града
    Кто поймает, тот и выйдет

    Проводится русская народная игра «Гори, гори ясно»

    Петрушка: Посмотрите ребята, что я вам принес (достает инструменты)
    Музыкальный руководитель: Ребята, расскажите Петрушке как называются эти инструменты и как на них играют (ответы детей)
    А теперь давайте посмотрим какие еще инструменты были на Руси (презентация «Русские народные инструменты»)
    Петрушка: Как интересно, а вы умеете на них играть?-Да.

    Дети исполняют русскую народную песню обр. М. Иорданского «Где ты был, Иванушка?»

    Петрушка: Спасибо вам, ребята. Как много интересного я узнал.
    Вот хожу я, в разные дома заглядываю, все запоминаю и в копилку собираю.
    Сяду рядышком на лавке
    Вместе с вами посижу.
    Загадаю вам загадки,
    Кто смышленей погляжу.


    Кто приходит, кто уходит
                                 Все ее за ручку водят (дверь)

    Под крышей четыре ножки,
    а на крыше суп, да ложки (стол)

    В избе изба, на избе труба.
    Зашумело в избе, загудело в трубе.
    Видит пламя народ,
    а тушить не идет (печь)
      
    Музыкальный руководитель:А пока вы загадки разгадывали в моей печи Колобок испекся.(выходит ребенок Колобок) Смотрите какой пышный, румяный. Послушай Петрушка музыкальную историю про Колобка.

    Проводится игра «Колобок» ( русская народная мелодия в обработке Е.Тиличеевой.)

    Петрушка: А вот вам еще одна загадка.

    В лесу тук-тук
    В избе ляп-ляп
    В руках дзынь-дзынь
    На полу топ-топ (балалайка)
    Вот и моя балалаечка (играет на балалайке)

    Ноги просятся в пляс
    потанцую я для вас.

    Петрушка танцует под русскую народную мелодию «Светит месяц»
     (идет ребенок в костюме медведя)
    Петрушка: Здравствуй, Медведюшка. Ну-ка, Медведюшка поклонись, да покажи чему тебя в школе учили, каким разумом наградили! (Медведь кланяется)
    А как красные девицы- молодицы румянятся, да в зеркальце смотрятся? (Медведь прихорашивается и смотрит в выставленную перед собой лапу)
    А как солдаты маршируют? (Медведь косолапит и спотыкается)
    А как бабушка блины пекла, да руки обожгла? (медведь лижет лапы)
    Ну, спасибо тебе, медведюшка повеселил нас (медведь кланяется)
    Оставайся с нами, посиди, отдохни.
    Музыкальный руководитель: Петрушка я хочу подарить тебе пословицы и поговорки, которые придумал народ.
    А начну, а вы кончайте
    Хором дружно отвечайте.

    Долог день до вечера, коли…делать нечего.
    Бала бы охота, будет ладиться… работа.
    Труд человека кормит, лень…портит.
    Умелые руки не знают… скуки.
    Поспешишь, людей …насмешишь.
    Кончил дело, гуляй …смело.
    Без труда не вынешь ...и рыбку из пруда.
    Хорошая песня дух…бодрит.
    Где песня поется, там …весело живется.
    С хорошей песней и труд… спорится.
    Петрушка: Спасибо вам большое. Хорошо с вами, но мне пора, До свидания, ребята (Петрушка уходит)
    Музыкальный руководитель: До свидания, Петрушка. Кажется темнеет на дворе…Слышите? (звучит русская народная колыбельная)
    Ребята, что это за музыка?- Колыбельная. Правильно это мама поет своему ребенку колыбельную песню. И вам пора отдыхать. До свидания, ребята.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логоритмического занятия по развитию речи с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста "Пропавшие звуки весны"

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста «Пропавшие звуки весны» с включением в работу по развитию речи  пиктограмм, мнемодорожек и...

    Конспекты для старшего дошкольного возраста по ознакомлению с народными промыслами "Гжельская роспись".

    Ознакомление детей старшего дошкольного возраста  с декоративно - прикладными искусствами на примере  Гжельской росписи....

    Конспект открытого подгруппового занятия с детьми НВОНР старшего дошкольного возраста по теме "В гостях у Золушки".

    Конспект  открытого подгруппового занятия с детьми НВОНР старшего дошкольного возраста по теме "В гостях у Золушки"....

    Конспект образовательной деятельности детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста по ознакомлению с предметным миром и развитию зрительного восприятия

    Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталк...