Беседа с детьми среднего дошкольного возраста на патриотическую тему.
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему

Беседа с детьми среднего дошкольного возраста "Музыка войны".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа на патриотическую тему с детьми среднего дошкольного возраста.

Тема: « Музыка войны».

Программное содержание: Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них; обогащать речь детей; воспитывать гордость, патриотизм, чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.

Как вы думаете, ребята, что придавало сил людям во время войны выдерживать те тяжёлые испытания, которые она принесла?

Ответы детей.

Кроме силы духа, стремления защищать родную землю и веры в победу, буквально всем – и бойцам на фронте, и тем, кто ждал их с полей войны, - поднимала настроение музыка. Она и вела солдат в бой, давая силы сражаться с грозным врагом, и утешала в минуты печали, и поднимала настроение в минуты отдыха. Во время войны родилось очень много песен, которые не только были любимы тогда, но и звучат до сих пор. Это были песни, которые помогали бойцам собрать силы и выиграть последний бой. Песни, которые напоминали о родных и близких, ради которых надо было выжить.

Сегодня мы с вами тоже послушаем эти песни и попробуем понять и почувствовать настроение людей, слушавших их.

Начнём мы с песни, которая полюбилась миллионам людей, как только прозвучала в первый раз. Её сочинил Никита Богословский на слова поэта Владимира Агатова для кинофильма «Два бойца». Там был эпизод написания солдатом письма, который никак не получался. Тогда-то по предложению режиссёра и была написана эта песня и включена в фильм. Этот момент фильма стал одним из самых запоминающихся, а песня зазвучала и в землянках, и на кораблях, её исполняли и до сих пор исполняют на концертах, и по-прежнему она трогает сердца слушателей.

Звучит аудиозапись песни «Тёмная ночь» (муз. Н. Богословского,

 сл. Агатова)

Вы знаете, ребята, когда записывали эту песню на пластинку, то первый образец был испорчен слезами работницы, которая заплакала, слушая её. Только со второго раза получилась запись на пластинке.

Теперь мы прослушаем другую песню, которая тоже была создана по заказу, но уже не режиссёра, а по расположению командующего Сталинградским фронтом, Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского. Зачем ему было нужно, спросите вы, разве у маршала не было других забот? Оказывается, эта песня должна была выполнить настоящую задачу: готовилось наступление на врага в Курском сражении, а немцев надо было убедить в том, что серьёзных военных действий не готовится. Вот композитор Марк Фрадкин и поэт Евгений Долматовский и написали песню, которую мы сейчас послушаем. Она называется «Случайный вальс».

Звучит аудиозапись песни «Случайный вальс».

Следующая песня, которую мы будем слушать, называется «Три танкиста», и была создана она ещё до войны. Она тоже прозвучала в фильме, где рассказывалось о друзьях, которым пришлось служить на границе и на своём танке воевать с врагом на Дальнем Востоке. Песня родилась быстро, потому что её слова, которые сочинил поэт Борис Ласкин, очень понравились композиторам, братьям Покрасс, и они легко сочинили к ним мелодию.

           Звучит аудиозапись песни «Три танкиста».

Эту песню очень полюбили, её можно было услышать всюду. Её пели с особым чувством и в дни Великой Отечественной войны, в короткие и редкие минуты солдатских привалов. Вот как рассказывает об этом поэт М. Твардовский:

                               И, сменивши пальцы быстро,

                              Он, как будто на заказ,

                              Здесь повёл о трёх танкистах,

                              Трёх товарищах рассказ.

                              Не про них ли слово в слово,

                              Не о том ли песня вся?

                              И потупились сурово

                              В шлемах кожаных друзья.

Свои песни были не только у танкистов. Есть любимая песня и у моряков, которым приходилось покидать родные берега. Называется она «Вечер на рейде», а написал её живший в Ленинграде композитор В. П. Соловьёв - Седой в содружестве с поэтом А. Д. Чуркиным. Родилась эта песня в необычных обстоятельствах. Вот как рассказывает об этом поэт, которому вместе с Соловьёвым - Седым пришлось работать во время войны в порту: «Волны чуть слышно плескались о морскую гальку. Залив был окутан синей дымкой. Невдалеке на рейде стоял корабль. С него доносилась тихая музыка – там кто-то играл на баяне… Соловьёв - Седой сидел молчаливый и задумчивый. Когда мы отправились домой, он сказал: «Замечательный вечер. Стоит песни». Видимо, у него уже зародилась мелодия, и, как впоследствии вспоминал сам композитор, находясь на берегу залива, он думал о моряках, которые отдают свою жизнь, защищая морские подступы к нашему городу, и его охватывало горячее желание выразить в музыке их настроение и чувства.

 Послушаем эту песню, чтобы и нам проникнуться этими настроениями.

Звучит аудиозапись песни «Вечер на рейде».

Сначала эта песня считалась недостаточно бодрой и боевой и её не включали для исполнения на радио. Но однажды во время встречи Соловьёва-Седова с бойцами на калининградском фронте он её исполнил. Вот, что рассказывает сам композитор: «Бойцы в землянке, а их было немного, человек тридцать – сорок, со второго куплета начали мне подпевать.  И я почувствовал, что песня понравилась, что она дошла до сердец и имеет право на жизнь… С этого дня песня, как по беспроволочному телеграфу, передавалась из уст в уста, с одного фронта на другой. А когда она прозвучала в эфире, её запела вся страна. Пели моряки и пехотинцы, лётчики и артиллеристы, пели защитники Севастополя по листовке, изданной в осаждённом фашистами городе. Проникла она сквозь вражеское кольцо на место своего рождения – в Ленинград. И не было, кажется, дня, когда её мелодия не звучала по радио в заблокированном городе». Действительно, популярность «Вчера на рейде» была столь велика в годы войны, что появились различные варианты и переделки песни. Парашютисты-десантники пели:

                     Споёмте, друзья, ведь завтра в полёт,

                     Летим мы во вражеский тыл.

                     Споём веселей, пусть нам подпоёт,

                      Кто песен родных не забыл.

Партизаны Крыма, судя по воспоминаниям командира отряда И. Козлова в его книге «В Крымском подполье», сочинил такие слова:

                       Прощай, любимый город!

                       Уходим завтра в горы,

                       И ранней порой

                       Мелькнёт за спиной

                       Зелёный мешок вещевой.

Итальянские партизаны пели на этот мотив в годы войны песню о девушке – участнице освободительного движения.

В дни героической обороны Севастополя, в 1942 году, там была издана листовка с этой песней. Имя композитора Соловьёва-Седова стало всенародно известным. И в 1943 году за эту и ряд других песен он был удостоен Государственной премии СССР. Да и до сих пор песня «Вечер на рейде» дорога нам, как и многие другие песни военной поры, оставившие неизгладимый след в благодарной памяти народа.

И закончим мы нашу встречу песней, которой, как и уже прослушанными нами, было суждено редкое долголетие. Она называется «В лесу прифронтовом», а написана композитором М. Блантером на слова поэта Михаила Исаковского. Как она родилась? Исаковский отвечал на этот вопрос так: «Стихи написаны на Каме, в городе Чистополе, когда шёл второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь.. Послал стихи старому товарищу, композитору Матвею Блантеру, спустя несколько месяцев услышал по радио, как песня исполняется». Послушайте её и скажите, что она вам напоминает? Какой танцевальный жанр?

Звучит аудиозапись песни «В лесу прифронтовом».

 После прослушивания педагог повторяет свой вопрос, дети отвечают.

Вы правы, дети, композитор избрал для своей песни ритм вальса, потому что вальс созвучен биению человеческого сердца, напоминает о родном доме и мирной жизни. Сам композитор говорит об этом так: «В лирических песнях, которые мы написали во время войны, хотелось дать возможность солдату «пообщаться» с близкими, высказать сокровенные думы свои, высказать их подруге, невесте, жене, находившимся где-то за тридевять земель, в далёком тылу».

                          Если скажут слово «Родина»,

                          Сразу в памяти встаёт

                          Старый дом, в саду смородина,

                          Старый  тополь у ворот.

                          У реки берёзка- скромница

                          И ромашковый бугор…

                          А другим, наверно, вспомнится

                           Свой родной московский двор

                           Или степь, от маков красная,

                           Золотая целина…

                           Родина бывает разная,

                           Но у всех она одна!

                                                                                З.Александрова

Песни войны напоминали каждому о его милой родине и вдохновляли на борьбу с жестоким врагом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Колыбельные песни русских композиторов»

В беседе рассказывается о происхождении слова «колыбельная»; рассматривается колыбельные песни в творчестве русских композиторов: П. И. Чайковского, А. К. Лядова.Цель: Формирование у детей музыкально-...

Конспект беседы с детьми среднего дошкольного возраста на тему«Лето»

Цель: ознакомить детей с характерными признаками лета.Задачи: формировать представления о лете, развивать умение внимательно слушать взрослого и отвечать на вопросы, обогащать активный словарь, с...