Сценарий фольклорных посиделок "В стране Фольклора"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Дети совершают путешествие  в страну Фольклора с русскими песнями, хороводами, подвижными играми, загадками, скороговорками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posidelki.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий фольклорных посиделок

«Путешествие в страну Фольклора»

 (воспитатель Бакуцкая С.Л. СП-Детский сад «Улыбка» ГБОУ ООШ п.Пензено  Самарской области )

Цель: - закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества;

- развивать эмоциональную отзывчивость, творческую активность, выдумку, смекалку;

 - воспитывать интерес к культурному наследию.

Зал оформлен под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром. Звучит русская народная мелодия. В горницу входит хозяйка.

-Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет интересно, радостно! По обычаю по старинному посиделками называется. Пригласила я гостей со всех волостей. А вот и они…

В зал под музыку входят дети .

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

 Как у нас на Руси  уж давно повелось, чтобы весело всем и счастливо жилось, чтобы не плакал  никто и никто не скучал, сам народ для себя песни-шутки слагал. Наши дедушки, бабушки нам говорили, как плясали они, хороводы водили, как смеялись, шутили, песни звонкие пели, своих деток учили петь ещё с колыбели.

(раздаётся стук в дверь, вносят сундучок)

- Дети, нам сундучок принесли. Давайте узнаем, от кого же он.(открывает сундучок, находит платок, достаёт) Посмотрите, какой красивый платок, да на нём что-то написано. «Здравствуйте, дорогие внучата! Я очень скучаю  и жду вас в гости. Вас ждут чудеса! Желаю вам удачи. Ваш дедушка Фольклор». Интересное послание, и имя странное - Фольклор. А что такое фольклор?

Дети: потешки, прибаутки, заклички, песенки, сказки, скороговорки, игры. хороводы…

Хозяйка: А кто их сочинил?

Дети: народ.

Хозяйка: Молодцы, отправляемся в длинное путешествие - в страну Фольклора

Предлагаю начать  с хороводной песни. Ведь все события в жизни народа отражались в хороводной песне, в показе движений. Будь-то трудовые будни или праздничный день. В этих песнях обращались ласково к берёзке, рябинушке. И даже холодной зимой грелись друг с другом воспоминаниями о солнышке красном, берёзке кудрявой, тёплых деньках.

(выставляется береза)

Ребёнок.   Берёза, моя берёзонька! Берёза  раскудрявая!

                 Стоишь ты, берёзонька, посередь долинушки!

                 На тебе, березонька, листья зелёные!                      

                 Близ тебя, березонька, красны девицы,

                 Да добры  молодцы  хоровод  ведут!

Исполняется хоровод «Земелюшка – чернозём» (средняя группа)

Хозяйка: Ди - ли-ли, ди -ли-ли,

                 А вы Дуню видели?

Ребенок: Заглянули в огород,                  

                 Лебеду там Дуня рвет!

Ребенок: Пошла Дуня в огород,              

                  Во зеленый огород,

                  Сорвала лопушок

                 Да под самый корешок.

                 Сшила Дуня сарафан

                И наряден, и не ткан!

Ребенок:    Положила в уголок,                

                   В берестяной коробок,

                   Где ни взялся таракан,

                   Проел Дунин сарафан!

«Во ку,  во кузнице» -   русская народная песня

Загадка -  для  ума зарядка

1. Кто приходит, кто уходит –

    Все её за ручку водят. (Дверь)

2. Под крышей четыре ножки,

   А на крыше суп да ложки. (Стол)

3. Всегда во рту, а не проглотишь.(язык)

4.Что выше леса, краше света, без огня горит? (солнце)

- Гости дорогие, а вы сказки знаете русские народные? А сейчас – загадки  про сказки.

- В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому  не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка («Машенька и медведь»)

- Дом построили друзья, жили весело, пока не пришёл под вечерок мишка, Мишенька-дружок. Был и низок и  высок расчудесный …

- В какой сказке девочка за своё трудолюбие  и доброту получила  сундучок с богатсвом? («Морозко )

Хозяйка: Как у нашего соседа

                 Весела была беседа,

                 А у нас на весь двор

                 Еще лучше разговор:  

                - Утки

Дети : В дудки!

Хозяйка: Кошки

Дети: В ложки!

Хозяйка: Тараканы

Дети: В барабаны!

Хозяйка: Чайки

Дети: В балалайки!

Хозяйка: Кукушки

Дети: В колотушки!

Хозяйка: А веселые скворцы

                 Заиграли в бубенцы!

                 Играют, играют,

                 Всех потешают!

Инсценировка детей ясельной группы « Наши уточки с утра…»

 Русская народная  игра «Ворон»
Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребенок – ворон  ( он стоит в кругу вместе со всеми).
Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
(дети идут к центру круга дробным шагом)
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
(тем же шагом дети идут назад, расширяя круг, и оставляют в центре «ворона»)
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
(ворон пляшет, дети повторяют его движения)
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.
С окончанием песни «ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза. Ворон обегает круг, дотрагивается до чьей – нибудь спины, а сам становится в круг. С началом песни ребенок, до которого дотронулись, становится вороном.

Хозяйка. Вижу, повеселее вам стало, а чтобы вас ещё сильнее развеселить, хочу вам спеть.

                Я пойду да разойдуся

                По зелёной  по траве.

                Заиграли гармонисты –

                Всё волнуется во мне.

                Ребята, а что я спела, частушку или песню?

Дети. Частушку.

Хозяйка. Правильно. С песней частушку не спутаешь. Это коротенькие, плясовые песенки. В разных местах народ называл их по-разному: припевками, вертушками, коротушками, то есть скорой песенкой. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Вот так и появилось новое название этим плясовым песенкам – частушки. Частушки исполняли  на гулянках, посиделках. Вот и я попрошу  своих гостей повеселить нас частушками.

1 гость: Да для нас такое дело

                 Очень даже просто!

                 Эх! Душа помолодела

                 Лет на… девяносто!

Хозяйка: На девяносто??? Да это полная чепуха!,

 Гости : Конечно чепуха!

«Чепуха» -  частушки - русская народная мелодия

2 гость: Вы послушайте, ребята,

                 Нескладуху будем петь.

                 На дубу свинья пасется,

                 В бане парится медведь!

Дети: Чепуха, чепуха,

           Чистая чепуха!

           Чипа- чипа, а - ха – ха-

           В самом деле, чепуха!

Гость 3: На заборе чепуха

Варила варенье.

Увидала паука-

Потеряла зренье!

Дети: Чепуха, чепуха…

Гость 4: На столе лежит арбуз,

На арбузе - муха!

Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!

Дети: Чепуха, чепуха…

Гость 5:      На горе верблюд пасется

                     В белых вышитых штанах.

                     А за ним блоха несется

                     На высоких каблуках!

Дети: Чепуха, чепуха…

Дети: Мы частушки вам пропели
           Хорошо ли, плохо ли,

          А теперь мы вас попросим,

          Что бы нам похлопали.

Хозяйка: Спасибо  за частушки потешные!

                 Где песня льется,

                 Там легче живется!

Но в старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. И в моей горнице работа найдется. Пока мы пели, мой  котенька - коток все клубочки с нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было вязать.

Ну – ка, девицы - рукодельницы, выходите,

Свое уменье покажите!

Игра «Намотай нитку в клубок»

Хозяйка: Хорошо потрудились наши девочки. Спасибо вам.

А теперь давайте ещё поговорим  о скороговорках - «Всех скороговорок  не переговоришьи не выговоришь»,  а мы давайте попробуем.

-  «Три  вороны на воротах»;

- «Около кола колокола»;

- «Приготовила Лариса  для Бориса суп из риса».

Хозяйка: Молодцы, но мы забыли о пословицах и поговорках – пословица  

недаром  молвится. Я говорю начало  пословицы или поговорки, а вы  продолжите:

«Что посеешь…», «Осенний  день …»,  «Делу время -…» ,  «Кончил дело - …»,  «Хлеб - …всему голова».

Хозяйка.   Быт людей отмечен веком.

                  Поменялся старый мир.

                  Нынче все мы по «сусекам»

                  Личных дел или квартир.

                  Наш досуг порою мелок,

                  И чего там говорить,

                  Скучно жить без посиделок

                  Их бы надо возродить.

- Я думаю, что нам это сегодня удалось (за дверью   слышны звуки).  Кто-то  ещё к нам идёт.

Стук в дверь – заходит дедушка Фольклор.

-  Здравствуйте, дорогие внучата - вот мы и встретились, очень рад нашей встрече. Вы вспомнили   все виды и жанры  фольклора, и хочу , чтобы вы их не забывали, а как можно чаще использовали, возвращались  к тому, что придумал  наш  русский народ. Как в народе говорят «Кончил дело - гуляй смело!».

Все вместе встают на пляску «Светит месяц…»

Дедушка Фольклор:

Кончилось веселье-

Пришло время угощенья!

Не робейте, не стесняйтесь,

Сладостями угощайтесь!  – угощает сладостями-конфетами, сушками, баранками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения «Экологическое путешествие в страну фольклора»

Сегодня мы все чаще обращаемся к опату наших предков, истокам народного образавания и воспитания, посколько именно там находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Все очевиднее становит...

Фольклор в детском чтении. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. РЕФЕРАТ

Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоцион...

конспект занятия в старшей группе "Путешествие в страну фольклора"

конспект интегрированного занятия в старшей группе "Путешествие в страну фольклора"...

Путешествие в страну фольклора

занятие в средней группе...

Конспект открытого интегрированного занятия по фольклору в подготовительной группе «Путешествие в страну фольклора»

Программное содержание:1. Познакомить с характерными чертами русского народного фольклора.2. Закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.3. Развивать любознательность, речевые умен...

«Путешествие в страну Фольклора, деревню Фольклорную»

музыкальное занятие в подготовительной группе «Путешествие в страну Фольклора, деревню Фольклорную»...