Интегрированное занятие ,,Музыка осени"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

полуэктова нина михайловна

Знакомство с музыкальными произведениями композиторов П.И. Чайковского и А. Вивальди через различные виды деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podg.gr_.osenniy_utrenik.docx22.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

«МУЗЫКА ОСЕНИ»

Цель:

Обобщить представления детей о признаках осени используя разные виды

образовательной деятельности (художественно – эстетическое развитие, речевое

развитие, познавательное развитие).

Задачи:

Активизировать у детей восприятие музыки, закрепить знания о композиторах, художниках, поэтах. Расширить представления о  связи разных видах искусств, их взаимопроникновении. Расширить словарный запас, эмоциональный опыт. Обогатить навыки в художественно – прикладном виде деятельности (рисование в нетрадиционной технике).

Материал и оборудование:

Проректор. Экран. Видеоряд (слайды). Аудиозаписи: «Октябрь» П.И. Чайковского, Концерт «Осень» (1 часть) А. Вивальди,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Веточки с осенними листьями. Доски для лепки. Кисти. Баночки с кефиром. Краски гуашь. Белая акварельная бумага (лист формата А-4). Баночки с водой.

Ход занятия:

Дети заходят в зал, их встречает музыкальный руководитель, в руках у неё красивая коробка.

Музыкальное приветствие.

Ребята! Сегодня у нас в гостях осень. И я приглашаю вас отправиться в волшебный мир осенних звуков, стихов и красок.

Тихо, тихо встанем рядом,

Входит музыка в наш дом.

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном!

Звучит фонограмма дождя.

   …Слышите! Ой, ребята, кажется дождик пошёл, где мой зонтик? ( Кладет  коробку и раскрывает зонтик, приглашая всех детей спрятаться под зонтик от дождя. В это время помощник незаметно убирает коробку.)

Вот и закончился дождик! (закрывает зонт)

Вдаль бегут лесные тропки,

Тают в дымке голубой.

Эта музыка торопит и зовет нас за собой…

(Оглядывается, ищет коробку)

Ребята, а где же моя коробка? Вы не видели? Куда же она подевалась? В этой коробке лежали звуки, краски и стихи осени. Что же делать? Где же мы теперь будем их искать?

(Ответ детей)

   Правильно, музыкальные звуки мы найдем у композитора, за стихами пойдем к поэту, а краски нам подарит художник. Ну что ж, в путь! По местам! Отправляемся в осенний лес. А поедем мы туда на машине.

Ритмическая игра «Мы – шоферы»

Едем, едем на машине. («крутят» руль перед собой)

Нажимаем на педаль,    (носок правой ноги приподнять вверх и прижать к полу)

Газ включаем, выключаем,  (выставить вперед правую руку, сжатую в кулак, вернуть в исходное положение)

Смотрим пристально мы вдаль.  ( правая рука «козырьком»)

Дворники стирают капли,   (руки согнуть в локтях, поднять кверху)

Вправо, влево, чистота!       (покачать согнутыми руками вправо – влево)

Волосы ерошит ветер,          (взъерошить волосы)         

Мы шофёры – хоть – куда!  (поднять верх большие пальцы кистей рук)

Ребята, посмотрите на волшебный экран!

Осень – рыжая особа,

Просто модница она!

Много разноцветных платьев

Примеряла, как могла.

Как вы думаете, почему осень называют одновременно веселой и грустной? (ответ детей)

Весёлая – потому, что красивая). А грустная – потому, что осенью красота быстро исчезает, становится хмуро,  солнышко реже светит и часто идут дожди.

 

Мы с вами знаем песню «Грустный дождик». Давайте её споём.

Песня «Грустный дождик « Муз. З.Роот

Танец с зонтиками.

А поэты наряду с композиторами тоже воспевают осень в своих произведениях.

Унылая пора! Очей очарованье.

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса.

Кто из вас хочет прочитать стихи об осени?

Дети читают стихи.  

Ребята,  а хотите, я расскажу вам историю, которая случилась с маленьким ветерком? А вы мне поможете её рассказать с помощью осенних листочков. Выходите, на полянку!

«Ритмическая импровизация с осенними листьями»

    Однажды Ветерок почувствовал приближение  холодов и решил улететь в теплые края. Путь туда лежал через лес, в котором жили его друзья - листочки.

Звучит «Прелюдия № 4» Ф.Шопена

Он посмотрел вниз и ахнул: на земле лежал необыкновенной красоты ковер из разноцветных  листьев .Ветерок опустился вниз и начал играть с листьями. Он поднимал их с земли и подбрасывал в воздух, кружил в осеннем прощальном танце, собирал в букеты, разбрасывал в разные стороны, а потом опять кружил, кружил, кружил…  

Но вот Ветерок в последний раз взмахнул крылом и улетел, а листочки тихо опустились на землю, стараясь улечься так, чтобы получился яркий, красивый ковер.

Дети импровизируют под музыку в соответствии с текстом.

Дети садятся на стульчики, музыкальный руководитель обращает внимание детей на волшебный экран.

Ребята, кто изображен на экране? У кого мы оказались в гостях? (ответ детей)

- Да, действительно, это итальянский композитор Антонио Вивальди. У Вивальди есть целый сборник концертов, посвященных каждому времени года.  Мы с вами слушали ту часть, которая посвящена Осени. А сейчас мы ещё раз послушаем фрагмент музыкального произведения Антонио Вивальди и постараемся увидеть музыку так, как видят её художники. Вы можете меня спросить: а как можно увидеть музыку? Давайте проведем эксперимент – превратимся в творцов, которые способны увидеть звучащую музыку в своём воображении. Закройте глаза, пока будет звучать музыка и представьте себе осеннюю картину, подумайте, какие краски вы бы использовали, если бы рисовали эту музыку?

Звучит «Осень» (1 часть) А. Вивальди.

Дети описывают свои «картины», делятся своими впечатлениями об услышанной музыке.

  Молодцы, вы угадали замысел композитора! Вы выбрали яркие, насыщенные краски.

Осень Вивальди  изобразил  яркую, пышную, нарядную, золотую.

На экране картины на тему «золотой» осени И. Левитана, одновременно с демонстрацией слайдов звучит музыка А. Вивальди.

Художники часто на картинах изображали осень. Посмотрите, какая осень у замечательного русского композитора Исаака Левитана – краски светлые, чистые! Картина певучая, нежная…  А может, и Вивальди услышал музыку в природе и записал её потом нотами?

А теперь возьмите в руки ветки с осенними листьями и потанцуем!

Танцевально-ритмическая композиция «Осень пришла»

Давайте теперь послушаем  музыку другого композитора, он тоже изобразил в своей музыке осень. Послушайте и попытайтесь мысленно нарисовать свою осеннюю картину, какие краски вы подберете? 

Звучит «Октябрь» П.И. Чайковского.

 Дети описывают свои музыкальные картины, подбирают цветовую палитру к произведению.

 Эту музыку написал великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский.

Похожа она на музыку А.Вивальди? Скажите, осень бывает только нарядной и яркой, как у Вивальди? (ответы детей) Правильно, Чайковский передал в своей музыке совсем другую осень – грустную, дождливую. Такой она бывает в свою позднюю пору. Петр Ильич Чайковский тоже написал свой музыкальный альбом «Времена года» - каждое произведение в нём посвящено определенному времени года.

   А сейчас мы посмотрим картины художника Исаака Левитана, только на них мы увидим уже другие краски, другое настроение. Давайте ещё раз послушаем произведение «Осень» Чайковского и полюбуемся картинами Исаака Левитана. По – моему они прекрасно дополняют друг друга.

 Дети слушают «Октябрь» П. Чайковского.

  А теперь я предлагаю вам превратиться в музыкальных художников и передать музыку в ваших рисунках.

Дети переходят в зону для рисования.

Мысленно разделите лист на две части. На одной части листа ваш рисунок должен передать настроение музыки Антонио Вивальди, рисунок на другой части – настроение музыки Петра Ильича Чайковского. Два рисунка должны так же различаться, как различается музыка этих двух великих композиторов.

Рисование в нетрадиционной технике ,,монотипия”

Материал: Баночка с водой. Баночка с кефиром. Широкая кисть. Белая пластмассовая доска для лепки. Белая акварельная бумага (лист формата А-4).

  Дети по просьбе педагога рассматривают свои работы, делятся друг с другом впечатлениями.

   Сегодня вы стали музыкальными художниками, вам удалось увидеть музыку, ведь вы изобразили красками свои музыкальные впечатления. Когда они высохнут мы повесим их на выставку и назовём её «Музыка осени».

   Ой, ребята смотрите, нашлась моя коробочка! Вот чудеса!

Звучит музыка П. Чайковского, дети подходят к музыкальному руководителю.

Сегодня мы побывали с вами в волшебном мире осенних звуков, красок и стихов. Может быть, кто-то из вас когда вырастет, станет известным художником, композитором или поэтом. И мы будем вами гордиться! Давайте посмотрим, что же в этой волшебной коробочке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие( музыка + изо) "Краски осени"

Занятие подготовлено для проведения в разновозрастной группе детей.В подготовке и проведении принимала участие музыкальный руководитель ДОУ...

Конспект интегрированного занятия (музыка + рисование) на тему "Дети рисуют музыку"

Конспект интегрированного занятия (музыка + рисование)  на тему "Дети рисуют музыку" («Вальс и полночь» из балета «Золушка» С.С. Прокофьев)  «...