Конспект интегрированного занятия для детей 5-6 лет Тема: « В гостях у русской матрешки»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Цель: Знакомство детей с народной игрушкой матрешкой.

Программные задачи:

Воспитывать интерес и любовь детей к народному творчеству.

Развивать музыкальные, певческие, способности детей, интерес к изобразительной деятельности, эмпатию. Формировать и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной.

Познакомить детей с историей матрешки. Обучать украшению матрешек, используя элементы росписи Загорской и Семеновской матрешек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_matreshka_konkurs.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Владимира

«Центр развития ребенка -  детский сад № 109»

Конспект интегрированного занятия для детей 5-6 лет

Тема: « В гостях у русской матрешки»

                                                           

                                                           Подготовили:

                                  Трусова И.В. музыкальный  руководитель

                                  Высшая квалификационная категория

                                  Тимофеева Т.В. воспитатель                        

                                  Высшая квалификационная категория

                                       

г. Владимир

20017 год

Образовательная область и направление: «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Знакомство детей с народной игрушкой матрешкой.

Программные задачи:

Воспитывать интерес и любовь детей к народному творчеству.

Развивать музыкальные, певческие, способности детей, интерес к изобразительной деятельности, эмпатию. Формировать и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной.

Познакомить детей с историей матрешки. Обучать украшению матрешек, используя элементы росписи Загорской и Семеновской матрешек.

Интегрируемые образовательные области:

«Социально- коммуникативное развитие»:

Знакомить детей с русской народной игрушкой матрешкой, как символом русской культуры. Побуждать к использованию в речи детей фольклора(потешки, загадки). Формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности.

«Познавательное развитие»:

Знакомить детей с историей возникновения матрешки на Руси. Закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования. Продолжать знакомить с цветами спектра: белый, серый, черный. Развивать в играх зрительную память, речь, воображение, умение составлять из части целое.

«Речевое развитие»:

Продолжать развивать речь как средство общения. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, создавать мини-коллекции. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов. Развивать  умение поддерживать беседу. Продолжать развивать интерес детей к малым фольклорным формам.

«Художественно-эстетическое развитие»:

Продолжать формировать интерес детей к музыке, народному искусству.  Развивать эстетический вкус, эстетические чувства, эстетическое восприятие произведений искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности. Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов: Загорской и Семеновской матрешкой, с их характерными особенностями. Предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции. Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах, творческой активности детей. Развивать танцевальное творчество, чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки.

Предварительная работа:

Создание мини-музея русской матрешки на группе.

Демонстрационный материал:

Домик, деревянные игрушки, иллюстрации, детские книги и раскраски с изображением матрешек.

Раздаточный материал:

Платки, балалайки, детские музыкальные инструменты, силуэты матрешек, восковые мелки, акварель, цветные карандаши, кисти, тряпочки, подставки, стаканчики для воды, дидактическая игра «Собери матрешку»(из 12-ти частей).

Ход занятия:

(Дети сидят на стульчиках. В зале стоит домик, в нем живет матрешка.) Муз.руководитель:  

Загадка:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они живут друг в дружке.

А всего одна игрушка,

Что это за подружки?  

(матрешки)

Муз.руководитель: Правильно, хотите поехать в гости к матрешке?

А поедем мы на лошадке.

(Дети под фонограмму «Всадники» В.Витлин,

Скачут прямым  галопом по кругу и останавливаются около домика. Из домика  воспитатель выносит игрушку матрешку.)

Муз.руководитель: Здравствуй матрешка. Дети, а ведь она в домике не одна живет, а с подружками.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки,

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Эту куколку открой, будет третья во второй!

Половинку отвинти плотную, притертую

И сумеешь ты найти куколку четвертую.

Вынь ее, да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая куколка пузатая,

А внутри пустая, в ней живет шестая.

А в шестой, седьмая, а в седьмой, восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные в ряд

Сестры куколки стоят,

-Сколько вас? – у них мы спросим

И ответят куклы – восемь!

Воспитатель: А что вы ребята знаете о матрешках?

(Дети читают стихи)

1-й: Кто матрешку создал, я не знаю,

Но известно мне: 100 лет

Вместе с Ванькой- Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

2-й: Где он краски брал? Искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуемности и страсти,

Истинную русскую красу.

3-й: На щеках навел ее румянец.

Неба синь плеснул в ее глаза,

И, пустив в неповторимый танец

Он, должно быть весело сказал.

4-й: Ну, иди, гуляй теперь по свету

Весели себя, честной народ.

И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

Воспитатель: А сейчас послушайте, что я вам расскажу о матрешке.

Матрешка – одна из самых любимых игрушек детей в нашей стране. Назвали ее так потому, что имя Матрена было наиболее распространенным на Руси. Каждый радовался игрушке, уж больно она хороша! Проста, приветлива, да еще внутри целое семейство прячется! Около 100 лет назад привезли в нашу страну из Японии деревянную куклу. Это был старичок, внутри которого помещалась вся его семья. Игрушка эта так понравилась нашим художникам, и они решили сделать такую же для русских детей. Самая первая матрешка родилась в старинном русском городе Сергиевом Посаде (Загорске). На голове у нее платок, одета она в яркий сарафан. Еще есть Семеновская матрешка. Она родом из города Семенова. Это самая яркая, красивая матрешка, одета в фартук с цветами, на голове платочек. (Воспитатель сопровождает свой рассказ показом Загорских и Семеновских матрешек)

Воспитатель: Ребята, матрешки принесли свои портреты, но вот беда, они состоят из кусочков и их нужно собрать. Поможем им?

(Проводится дидактическая игра «Собери матрешку»)

Муз.руководитель: А теперь детвора, ждет нас новая игра!

Вот матрешки, наши крошки,

Встали дружно по дорожке,

С ними будем мы играть,

Расставлять и собирать.

(Игра «Собери – расставь»:Дети разбиваются на пары, один ребенок берет матрешку и, раскрывая ее, расставляет находящихся в ней кукол на столе. Другой ребенок собирает матрешку, и т д.)

Муз.руководитель: Ну- ка музыка играй, в хоровод всех приглашай!

(Проводится игра «Попляши с матрешкой»: под рус. нар. мелодию«Полянка»

дети передают матрешку по кругу, с окончанием музыки, ребенок, у которого оказалась в руках матрешка, выходит в середину круга. Дети говорят слова:

«У кого в руках матрешка,

Потанцует с ней немножко»

Ребенок выполняет танцевальные движения, все дети хлопают.Игра повторяется.)

Муз.руководитель: Матрешка принесла вам яркие платочки, они не простые, а волшебные и помогут нашим девочкам превратиться в матрешек. Стоит только произнести:

«Вправо, влево повернись

И в матрешек превратись»

Муз. руководитель:

Вы, матрешки выходите,

Друг на друга поглядите,

Гостям нашим поклонитесь

И немного покружитесь!

(Исполняется танец матрешек.)

Муз.руководитель: А еще матрешка принесла для вас звонкие музыкальные инструменты: ложки, балалайки, трещетки. гармошки, дудки.

Дуйте в дудки, бейте в ложки

Частушки нам споют матрешки!

(Девочки поют частушки, а мальчики на проигрыш играют на музыкальных инструментах.)

1.Очень любим мы матрешки,

   Разноцветные одежки,

   Сами ткем и прядем,

   Сами в гости к вам идем.

2.Дуйте в дудки, бейте в ложки!

   В гости к нам пришли матрешки,

   Ложки деревянные,

   Матрешечки румяные.

3.Весь народ глядит в окошки:

   Танцевать пошли матрешки,

   Восемь водят хоровод,

   А девятая поет.

4.Шли матрешки по дорожке,

   Было их немножко:

   Две Матрены, три Матрешки.

   И одна Матрешечка.

Воспитатель: Очень любят все матрешки разноцветные одежки.

Вот и мы сегодня с вами будем наряжать  матрешек.

(Дети выбирают Семеновскую, либо Загорскую матрешку для росписи, а также материал : краски, мелки, карандаши и

расписывают заготовленные трафареты.

В конце занятия организуется выставка детских работ.)

Воспитатель: А веселая матрешка принесла для нас лукошко,

А в лукошке угощенье. Детям всем на удивленье!( Раздача угощения.)

Муз.руководитель: Ну а нам, детвора, в детский сад уже пора!

До свидания, Матрешка,

Погостили мы немножко.

(Дети под фонограмму скачут как  лошадки прямым галопом в группу.)

Список используемой литературы:

1.О.А.Соломенникова «Радость творчества» Издательство «Мозаика-Синтез» Москва 2006 год.

2. Т.С. Комарова «Народное искусство воспитания детей» Издательство Москва 1997 год.

3.М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова «Народные праздники в детском саду» Издательство «Мозаика-Синтез» Москва 2006 год.

4.ФГОС Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Всильевой. Издательство «Мозаика-Синтез» Москва 2014 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В гости к старичку Лесовичку». Образовательная область: «Познание».

Цель: Продолжать знакомить детей дошкольного возраста с дикими животными, их отличительными особенностями; закреплять правила поведения в лесу.Задачи:ОО «Познание»: - воспитывать бережное отноше...

Конспект интегрированного занятия в 1 младшей группе на тему:«В гостях у Мишутки»

Цель занятия: реализация новых форм взаимодействия в системе «взрослый- ребенок», направленных на полноценное развитие и адаптацию детей раннего возраста к условиям детских образовательных учреждений....

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе на тему "В гостях у кота Леопольда ".

обобобщить умение детей различать и называть свойства предметов - цвет, форма, размер...

Конспект театрализованного занятия в подготовительной школе группе на тему: «В гостях у русской сказки»

Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик.Закрепить знания о русских народных сказках. Предложить разгадать загадки о сказках, пословицах, художниках — иллюстраторах, умение отличать их твор...

Конспект интегрированного занятия в 1 младшей группе на тему: «В гостях у Мишутки»

Конспект занятия в 1 младшей  группе на тему: «В гостях у Мишутки»...

Конспект интегрированного занятия для детей средней группы на тему: "В гостях у Весны"

Цель: систематизация знаний детей о признаках весны.Задачи:Образовательные: закреплять знания о смене времен года; дать представление об изменениях, происходящих ранней весной в природе; выя...