воскрестный клуб в гостях у домовенка Кузи
методическая разработка (старшая группа) на тему

Киба Светлана Юрьевна

Семейная гостиная

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voskrestnyy_klub_v_gostyah_u_domovenka_kuzi.docx37.24 КБ

Предварительный просмотр:

Воскресный клуб "В гостях у домовенка Кузи»"

Цель: Приобщение родителей и детей к истокам народного творчества;

воспитание уважения к труду, совершенствование речевой культуры.

Задачи:

  1. Развивать речевую активность детей и родителей через рассказывание сказок, драматизацию, хороводные игры, чтение закличек, народных песенок.
  2. Научить изготавливать домашний оберег из соленого теста.
  3. Разучить народные игры.

Оборудование: избушка, обстановка в доме Бабы-Яги: печь, стол, пенек, метла, хворост, сундук, репка, картинки мухоморов, шляпы мухоморов, тексты закличек, запевок, потешек, колыбельных песен, фильмоскоп, диафильмы со сказками, для оберега – соленое тесто.

Музыкальный материал: песня из кинофильма «В гостях у сказки», полька «Тик-так» Штрауса, «Сказки Венского леса» Штрауса, русская народная мелодия «Полянка», русская народная мелодия «Светит месяц» для игры «Мухомор» по выбору.

Действующие лица: Сказочница, Баба-Яга, Домовенок Кузя, Мышка, Рукодельница.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок; заучивание потешек, прибауток, закличек; игры-драматизации, настольный театр.

Ход мероприятия:

Звучит сказочная музыка. Гостей встречает Сказочница.

Сказочница: Вы любите сказки? Хотите с удовольствием и волнением погрузиться в мир волшебства и чудес? Почувствовать себя вдали от житейской суеты и трудностей, как в хорошей сказке? Тогда не бойтесь потратить ваше драгоценное время, вспомните, как наши предки посвящали вечерние часы сказке. И разве только дети были их слушателями? Я приглашаю вас в гости к сказке, где вы окунетесь в ореол тайны и волшебства.

Сказочница: Расскажу вам невпопад сказку старую, да на новый лад. В маленькой избушке, на лесной опушке жила себе поживала да горя не знала Баба Яга - костяная нога. 

     (
Из избушки появляется Баба Яга, ходит туда-сюда, прихорашиваясь и время от времени поглядывая на себя в зеркальце)

Сказочник: И уж такая она была красавица - каждому понравится. Только вот одной - беда! 
Баба Яга (вздыхая): Скучно, грустно иногда...
Сказочник: Что придумать? Как тут быть? А нельзя ли заманить: 
Баба Яга (перебивая Сказочника, будто ее осенило): Заманю в избенку Кузю-домовенка! Пусть мне сказки сказывает. (Потирает руки от удовольствия.) 
Сказочник: Замысел осуществила, Кузю в дом заполучила и живет теперь в избенке вместе с Кузей-домовенком.

    Домовенок Кузя выползает из-за печки.  Видна обстановка в доме Бабы Яги: печь, стол, пенек. Баба Яга принимается хозяйничать. 

Баба Яга: Да... Ну и метла... жидковата, коротка... На такой далеко не улетишь! Тьфу ты, раньше метлы были, как метлы. А теперь веники какие-то... И вообще раньше... эх! (Баба Яга рассуждает о старых временах: «Даже Иванушку я притащила на метле; на ней можно было пролететь тысячи километров. Эх, времечко…)
Кузя (лежа на печи):
Бабуля, ты о чем?

Баба Яга: 

Ой, проснулся, мой родной! 
Будем чай мы пить с тобой. 
С пирогами, с плюшками, 
Вкусными ватрушками. 
(Усаживает Кузю за стол, повязывает ему салфетку, потчует.) 
Уж как я тебя люблю, 
Чистым медом напою! 
Ну-ка, Кузенька, дружок, 
Съешь горячий пирожок... 
(Говорит тихо в сторону) 
Кто мой пирог пригубит, 
Тот дом родной забудет.

Кузя: 

Знаю я твои сюрпризы, 
Вечно ты была актрисой, 
Доброй притворяешься - 
Сама ж от злости маешься! 
(Встает из-за стола.) 
Ты меня не завлекай, 
Сундук волшебный мне отдай! 
(Горько вздыхает.)

Сказочник: 
Ну, тут Яга осерчала, топнула ногой для начала, приняла сердитый вид и говорит: 

Баба Яга (наступая на Кузю): 
За такое со мной обращение я тебя поймаю, зажарю и съем... 

Кузя (прячась за печь и выглядывая оттуда): А жареное вредно. 
Баба Яга (угрожающе): 
Вот я дров наколю, печку затоплю, сковородку накалю - будешь знать, как мне возражать! 
(Яга уходит, напевая грозным голосом.) 
Помню, я еще молодушкой была: 
Скольких съела, одурманила Яга...

Кузя (бегает по комнате, заглядывает во все углы, ищет сундучок): Где же, где мой волшебный сундучок со сказками? Нигде нет! (Садится и плачет.) 

Сказочник (рассуждая сам с собою, но так, чтобы Кузька слышал): Кто бы тут мог помочь домовенку?.. По-моему, надо позвать мышонка: 

Кузя (будто что-то услышал): Надо позвать мышонка. Есть для него работенка. Только как? Я не умею.

Сказочник: 
Ты ногою трижды топни, 
Да в ладоши дважды хлопни, 
По коленям один раз, 
Мышка явится тотчас. 

   
 Кузя выполняет движения, но мышь не появляется. Домовенок расстроено вздыхает. 

Кузя: Ничего у меня не получается. 
Сказочник: Видно, каши мало ел, в колдовстве не преуспел. (Обращается к зрителям.) 

Ну-ка, дружно помогайте, 
Все мышонка вызывайте. 
Мы ногою трижды топнем, 
И в ладоши дважды хлопнем, 
По коленям один раз - 
Мышка явится тотчас.

    Звучит "мышиная" тема. Из-за печки появляется маленькая мышка. 

Мышка: 
Если в дом пришла беда, 
Другу помогу всегда. 
Я бегу, бегу, бегу - 
Как могу, помогу! 
(Останавливается возле Кузи.) 
Что ты, Кузенька, невесел, 
Что ты голову повесил?

Кузя:
Как же мне не горевать? Сундучка не отыскать!
 (Плачет.) 

Мышка: Что ж ты плачешь, дурачок? Отыщу твой сундучок. Но сначала поиграем в «Кошки-мышки» - выбирается кот,  гости встают вокруг кота и выполняют движения под текст:

Раз, два, три, четыре (стоя, руки на поясе)

Жили мышки на квартире (поднимают и опускают плечи),

Чай пили, чашки мыли (наклоняют корпус вправо. влево),

Но с котами не дружили (наклоняют голову вправо, влево).

Раз (вытягивают правую руку вперед),

Два (вытягивают левую руку вперед),

Три ( ставят обе руки на пояс),

Раз, два, три (повторяют движения),

Нас попробуй, догони (топают ногами). Все разбегаются от кота, кот пытается поймать. (После игры мышка бегает по дому и находит сундучок.) 

Мышка: Вот волшебный сундучок, позолоченный бочок! 

Кузя (гладит мышонка): 
Спасибо, мышонок. 
(Мышонок убегает. Кузя гладит рукой сундук.) 
Сундучок, сундучок, позолоченный бочок, 
Расписная крышка, медная задвижка.

Становись-ка народ с Кузей в дружный хоровод.

Хоровод «На горе – то калина…».

1. На горе-то калина

Под горою малина.

Припев: Ну, что ж, кому дело, калина!

Ну, кому какое дело, малина!

Подняв сцепленные руки, идут вправо.

Идут по кругу, опустив руки.

Останавливаются, скользящими хлопками ударяют в ладоши, а на слове «калина» делают три притопа

2. Там девушки гуляли,

Там красные гуляли.

Припев: Ну, что ж, кому дело, вязали,

Ну, кому какое дело, вязали!

3. Калинушку ломали,

Калинушку ломали.

Припев: Ну, что ж, кому дело, ломали,

Ну, кому какое дело, ломали!

4. Во пучочки вязали,

Во пучочки вязали.

Припев: Ну, что ж, кому дело, гуляли,

Ну, кому какое дело, гуляли!

5. На дорожку бросали,

На дорожку бросали.

Припев: Ну, что ж, кому дело, бросали,

Ну, кому какое дело, бросали!

Кружатся.

Держась за руки, идут к центру круга и на слове «гуляли» делают три притопа.

Идут от центра и делают три притопа на слове «гуляли».

Повторяют движения припева.

Дети «рвут» правой и левой рукой «калину».

Повторяют движения припева.

Дети «вяжут» пучочки (кружат правой рукой вокруг левой).

Повторяют движения припева.

Дети кладут правую руку на левое плечо и на слове «бросали» опускают в сторону – вниз («бросают калину»).

Повторяют движения припева.

Кузя: (открывает сундук и достает репку, обращается к сказочнику):

Кузя: Что это такое? Репка!

Сказочник: А давай эту шуточную сказку разыграем с нашими гостями. (Гости вытягивают листочки со словами).

Показ сказки с родителями.

Баба Яга (возвращается с вязанкой дров): Не успела я уйти, он уже позвал своих друзей (Обращает внимание на сундук, бросает вязанку дров, бежит к сундуку, падает на колени, закрывая его собой).Это мой сундук, ты мне его по наследству передал. (Еще сильнее прижимается к сундуку) Не отдам!!!

Кузя (Подходит к  Бабе Яге, гладит её:

Не устала ль ты сердиться,

На людей на добрых злиться? (Баба Яга встает с колен)

Ну-ка, лучше улыбнись, (Баба Яга улыбается)

Да по горенке пройдись. (Баба Яга прохаживается).

Баба Яга: Хороша! Ну, просто пава!

Симпатична да румяна!

Кузя: Ты, Яга преобразилась.

От улыбки изменилась.

Баба Яга: Я от теплых слов – в слезах

И добрею на глазах,

Так и быть забирай сундук!

Кузя берет сундук, открывает его, достает по очереди мухоморы, бросает их в стороны, при этом произносит слова «Ну, и Баба Яга, захламила мой сундук всякой всячиной.

Баба Яга: (собирает мухоморы) Ты что, Кузенька,  они же не простые, а колдовские. Вот сейчас поворожу, в миг их в шляпы превращу! (Колдует). Предлагаю шляпы взять и со мною поиграть. (Игра «Надень шапку мухомора» - на полу раскладываются шапки мухоморов. Их количество должно быть на одну меньше, чем число играющих. Под музыку все движутся подскоками вокруг шапок. С окончанием музыки гости надевают шапки. Оставшийся без шапки выбывает из игры).

Кузя: Ну, Яга, давай дружить.

Будем весело мы жить.

Будем жить да поживать

И запевки распевать. (Кузя вытаскивает из сундука запевки, заклички, потешки и раздает гостям – гости поют, читают – не более 3 человек. Предложить родителям вспомнить колыбельные песни, заклички, запевки, потешки).

Кузя: 
Сундучок, сундучок, позолоченный бочок, 
Расписная крышка, медная задвижка.
Какие ещё штучки припрятала в тебе  Баба Яга?
(достает фильмопроектор).

А давайте посмотрим мои любимые сказки (Просмотр диафильмов «Назовите сказку»)

 Кузя: Загляну-ка в сундучок

Может,  там найду клубок. (Достает клубок)

Сказочница: А зачем тебе клубок?

Кузя: А я люблю с ним играть в Прялицу.

Сказочница: Давайте вместе в неё поиграем (Проводится игра «Прялица» -

 «Позолоченная прялица,

Мы прядем, а нитка тянется,

Мы прядем, а нитка тянется

Нам работа эта нравится.( Клубок ниток постепенно раскручивают, все берутся за нитку, идут по кругу, змейкой, при этом делая плавные движения руками…. Последний начинает сворачивать клубок, передает его следующему, отцепляется и садится на свое место, клубок возвращается  к ведущему ).

(Игра «Ворон») 

Баба Яга: 
Все. Бросаю ворожить. 
Буду с вами дружно жить. 
Буду жить да поживать - 
Век мне ступы не видать!

Сказочник: Благодаря домовому Кузе даже Баба Яга стала доброй.  (Рассказ сказочницы о домовом – Кто же такой домовой? По представлениям наших предков домой – это дух, хранитель дома. Существо таинственное, способное совершать как добрые дела, так и не очень…В старину домового задабривали – угощали кашей, наливали в чашку молоко и просили не навредить дому, а заботиться о нём, помогать в ведении домашнего хозяйства. Угощенье оставляли на печке, обычно то же самое, что ели сами. Только питается домовой не самими продуктами, а нашей энергией внимания и заботы о нём).  Сегодня к нам в гости пришла рукодельница. Вместе с ней  Вы приготовите оберег для защиты вашего дома и их обитателей от плохих духов, болезней.

Рукодельница: Давным-давно в старину темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки, рукодельничали. Сегодня  мы с вами приготовим оберег для вашего дома, чтобы в вашем доме всегда было уютно, тепло, спокойно и сытно.  А вы знаете для чего делали обереги? (Рассказ об обереге – Обереги готовились издавна для защиты дома и их обитателей от плохих духов, болезней, для привлечения домового и задабривания его. Существует огромное количество разнообразных оберегов. Мы сделаем самый недорогой и симпатичный берег. Для этого нам понадобится цветное соленое тесто, пучки травы, крупы, семена). Украсить оберег Вы можете по своему усмотрению. По традиции на нем должно находиться 12 предметов – символов, не больше и не меньше. Готовую композицию Вы можете покрыть лаком. Вот список того, что можно разместить в виде композиции на обереге:

-фигурки из соленого теста, домашняя выпечка – символизирует хлебосольность;

-мешок – символ богатства;

-сухоцветы – символ уюта, красоты;

-фигурки мужчины и женщины, расположенные рядом – любовь и неразрывность уз;

-монетки – успех в делах, бизнесе;

-горох – дружба и мир;

-чеснок и перец – с давних пор использовались для выметания нечистых сил из дома;

-крупа- мир и лад в семье;

-домик – семья, дом, уют;

-кукуруза – здоровье у детей, взаимопонимание в семье;

-символ кувшина – вода, здоровье;

-лавровый лист- слава и успех;

-мешковина – изобилие;

-бессмертник – долголетие;

-шишка – трудолюбие, успех в делах;

-мак- исполнение желаний;

-злаковые – достаток).

Если вы делаете оберег в подарок, символы выбираются из того, что  вы хотите пожелать тому, кому преподносится подарок.

Заметьте, если вы располагаете оберег-веничек метелкой вниз, то он помогает выметать ссоры из избы, выгоняет нечистую силу. Веничек, расположенный метелкой вверх – привлекает деньги в дом).  (Изготовление оберегов). Во время совместной работы родителей и детей Сказочница, Мышка, Баба Яга и домовенок Кузя рассказывают русскую народную сказку «Ивашко и ведьма». (Если работа не закончена после сказки, предлагается родителям рассказать знакомую сказку).

Кузя: Ой, спасибо, ублажили,

Оберег мой сотворили.

Буду в доме вашем жить,

Буду дом ваш сторожить.
Буду дом оберегать,

Счастье буду привечать. (Уходит в печку)

Сказочница:

 Дорогие гости, не стесняйтесь,

 Калачами угощайтесь! (Сказочница приглашает к чаю)

Сказочница:
Если дружно, если вместе -
Можно петь и не тужить, 
Если дружно, если вместе - 
Хорошо на свете жить. 
И пойдет у нас веселье,

Словно в доме новоселье.

Только сказке здесь конец.

А кто слушал – молодец!

До свиданья! До новых встреч!

Литература:

1.Аверкин А.Русские частушки. М., 1990.

2. Аникин В.П., Гусев В.Е., Толстой Н.И. Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре. М., 1991.

3. Дошкольное воспитание 2009, 2010, 2011 г

4.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Спб., 1998.

5.Савушкина Н.И., Некрылова А.Ф. Народный театр. М., 1991.

6.Шангина И.И. Русские традиционные праздники. Спб., 1997.

Приложение

СКАЗКА ПРО РЕПКУ

Эту шуточную сказку можно разыграть без предварительной репетиции с родителями. Тексты следует приготовить заранее и раздать участникам перед выступлением, при этом каждый вытягивает себе роль. Чтобы дед не запутался, на головы участников мы надевали бумажные "шапочки" с изображением морковки, картошки...

Ведущий: Дедка репку посадил... Дедка репке говорил: 

Дед: Ты расти, расти большая.
Стань богатым урожаем,
Чтоб тобой я мог гордиться.
Принесу тебе водицы,
Удобрений ведер пять…
Ох, устал, пора поспать. (Ложится недалеко от репки и засыпает.) 

Ведущий: Спит дедулька без забот.
Репка между тем растет,
Да воюет с сорняками:
Их ногами, и руками…
Вот уж осень на дворе.
Зябким утром в сентябре
Дед проснулся, испугался. (Дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами.) 

Дед: Ах, я старый разоспался.
Репку уж пора тянуть.
Подросла, гляжу чуть-чуть.
Ай, да репка уродилась!
Мне такая и не снилась. (Хватает репку и тянет.) 

Ведущий: Хвать, но репка возмутилась. 

Морковка: Экий дедка ты неловкий!
Я - не репка, я - морковка. Не умыл ты видно глаз.
Репки я стройней в сто раз. И оранжевей к тому же.
Коль салат корейский нужен, без меня ты пропадешь…
Сок морковный не попьешь, в супе мне замены нет…
И еще один секрет. Я богата витамином
Всем полезным каротином. Я - отличный урожай! 

Дед: Что ж, в корзинку полезай.
Что такое, что за чудо,
Может, выспался я худо?
Репку сеял я весной.
Ладно, батенька, постой,
Репку вытяну другую. 

Картошка: Ой, ой, ой, Я протестую!
Я - не репка. Я - Картошка!
Это знает даже кошка.
Всем плодам я голова
Ясно ведь как дважды два:
Если в супе нет картошки,
Ни к чему брать в руки ложку.
Я для чипсов слышишь, дед,
Самый главный компонент.
В жарком масле, вот смотри
Стать могу картошкой фри,
Я - твой главный урожай! 

Дед: Что ж, в корзинку полезай.
Я ж опять пойду по репку.
Как сидит в землице крепко!
Ай да репка, вот те на! 

Капуста: Право, я возмущена!
Дед, ты сникерсов объелся,
Сериалов насмотрелся,
Может с печки ты упал?
Раз капусту не узнал.
Я на репку непохожа
У нее одна одежа,
У меня ж их целых сто!
Все без пуговок…
А то…
Я - хрустящая капуста!
Без меня в салате пусто,
А со мной любой обед
Голубец иль винегрет…
Станет в 10 раз полезней!
И потом меня, любезный,
Можно квасить и солить…
И до лета аж хранить.
Можно есть меня всю зиму! 

Дед: Милости прошу… в корзину.
Это что за чудеса?
Вот уж битых два часа
Я провел на огороде.
Где же репка! Эта вроде… 

Свекла: Снова дед не угадал.
Знать очки ты потерял,
Или бес тебя попутал?
Свеклу с репой перепутал.
Я в сто раз ее красней,
И полезней и вкусней!
Свеклы нет и нет борща,
В винегрете и во щах…
Я одна - источник цвета!
А свекольная котлета -
Это просто объеденье!
Сто процентов - похуденье.
Я - отличный урожай! 


Дед: Что ж, в корзинку полезай.
И тебе найдется место.
Только все же интересно
Где же репка? Может эта? 

Лук: Я почти того же цвета,
Но не репка, старичок,
Я - твой репчатый лучок!
Пусть немного и коварен,
Но в народе популярен.
Самый вкусный шашлычок
Тот, в котором есть лучок.
Все меня хозяйки знают
В суп и в кашу добавляют,
В пирожки, в грибы, в отвар…
Я для вирусов - кошмар!
Даже грипп меня боится…
Хоть сейчас готов сразиться.
Я - отличный урожай! 

Дед: Что ж, в корзинку полезай.
Вечер уж к концу подходит.
Месяц на небо выходит.
Да и мне домой пора.
Завтра с самого утра
Стану репку вновь искать,
А теперь охота спать.
Ух, тяжелая корзина,
Пригодилась бы машина…
Знатный вырос урожай!
Бабка, занавес давай,
Сказочке пришел конец.
Тот, кто слушал, молодец.
Ждем от Вас аплодисментов,
Ну и прочих комплиментов…
Ведь артисты-то старались,
Пусть слегка и растерялись.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад № 4 г. Завитинска Амурской области

г. Завитинск

январь 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимний спортивный досуг «В гостях у домовенка Кузи»

"Над землею закружила вновь зима свой хоровод. пусть здоровье, радость, силу зимний спорт нам принесет"....

Развлечение для детей в средней группе «в гостях у домовенка Кузи»

Развлечение для детей предназначено для ознакомления с бытом и традициями русского народа. Во время развлечения дети познакомятся с фольклором: пословицами, частушками и предметами обихода: печью, сам...

В гостях у домовенка Кузи

Презентация для дошкольников "В гостях у домовенка Кузи"...

в гости к домовенку Кузе

Игровая образовательная ситуация для закрепления знаний детей по лексической теме "Посуда"....

В гостях у домовенка Кузи

Конспект занятия по знакомству с персонажем - домовенком Кузей...

В гости к домовенку Кузе

занятие по патриотическому воспитанию...