Сценарий праздника "Сороки"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Роскостова Наталья Георгиевна

Фольклорный праздник  "Сороки" для детей 5-6 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий праздника для детей 6-7 лет «Весёлая Масленица»

Цель: Приобщение дошкольников к ценностям и традициям русской народной культуры.

Задачи:

- знакомить детей с праздником Масленица, с  символами, традициями;

- развивать активное восприятие музыки посредством русского фольклора;

-развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям;

-создать  атмосферу тёплых отношений между детьми.

Действующие лица: Скоморох, Баба Яга.

Ведущая:

Милости просим, пожалуйста, гости!

Заходите, не пожалеете, коли время имеете!

У нас сегодня гостем будь, и потрудитесь отдохнуть!

Шутки, игры ждут гостей

Заходите поскорей!

Всем ли видно, всем ли слышно?

Всем ли место хватило?

Рады гостям, как добрым вестям.

Всех привечаем, дружно встречаем! (поклон)

     Ребята, скажите, какой у нас сейчас месяц? (ответы детей) В этом  месяце все отмечают самый весёлый, радостный русский народный праздник! А какой, вы узнаете, если загадку отгадаете.

Загадка:

Всю неделю отдыхаем,

Всех блинами угощаем.

Холод зимний провожаем,

А весну с теплом встречаем!

Дети: Масленица!

Ведущий: Правильно! Масленица – самый любимый, самый шумный народный праздник.

Собирайся, народ!

Весна красная идёт!

Надо зимушку спровадить,

Дружно Масленицу сладить!

     Празднуется Масленица целую неделю. В эту всю неделю люди провожают зиму, а весну встречают. У этого праздника есть свои символы и, чтобы узнать первый символ, предлагаю отгадать загадку:

«Круглый, а не колесо,

Горячий, а не солнце.

Не пирог, а есть можно»

Дети: Блин!

Ведущий: Блин – самый главный символ праздника, а ещё символы праздника солнце и чучело Масленицы. Ой, ребята, а где же наша Масленица? Давайте её покликаем. Скорее выходите, да заклички про Масленицу вы расскажите!

(Выходят дети и рассказывают заклички)

1.

Ой, Масленица – кривошейка

Встречаем тебя хорошенько.

Сыром, маслом, калачами,

И румяными блинами!

2.

А мы Масленицу повстречали,

Сыром горку поливали.

На широкий двор зазывали,

Да блинами заедали!

3.Поднимайся настроенье –

Приходи к нам Масленица без промедленья!

Иди к нам, Масленица – кривошейка,

Встретим тебя хорошенько!

Ведущий: А теперь все дружно Масленицу позовём:

«Спеши к нам, Масленица, скорей, нет праздника нашего -  веселей!»

(под весёлую музыку забегает баба Яга, переодетая в Масленицу)

Баба Яга: Здорово, люди добрые! Привет вам от лешего! Тьфу ты, от лета! Встречалась с ним на болоте! Тьфу ты, в полёте! Когда к вам спешила. Пора мне обязанности свои справлять! Я ведь Масленичка!

Ведущий: Постойте, мне кажется, что – то тут не так! Масленица, а есть ли у тебя паспорт?

Баба Яга: Это у меня то? Да вот! Глядите!

(показывает и читает)

Назначается долгожданной Масленицей на 2018 год. И печать даже есть, и подпись заковыристая внизу…во! Глядите!

Ведущий: Так так…(рассматривает паспорт и саму бабу Ягу) Что – то вы на Масленицу не похожи…и принять вас  Масленицей  мы  не можем!

Баба яга: Как же так? Я всю зиму готовилась, недоедала, недосыпала, такое меню вам приготовила, пальчике оближешь, ух!

(Читает)

На первое суп- санте на холодной воде,

Крупинки за крупинкой  гоняются дубинкой.

На второе пирог – начинка из лягушачих ног!

С луком, перцем и с собачьим сердцем…

Ведущий: Хватит, хватит, кто ж  такое на Масленицу ест?

Баба Яга: А что тогда едят?

Ведущий: Ребята, что едят на масленицу?

Дети: Блины!

Ведущий: Вот послушай!

Игра – кричалка с движениями «Блины с припёком»

Как на масляну неделю

Каждый день с утра мы ели... Что?

Блины! С припеком!

Вокруг себя с подскоком!

   В обед чай пивали,

   Горстями в рот кидали... Что?

   С припеком! Блины!

   Поклон для Зимы!

Ну а в ужин, как всегда,

Лучшая для нас еда...Что?

С припеком! Блины!

Поклон для Весны!

   Все обиды прощали

   И маслом поливали... Что?

   Блины! С припеком!

   Вокруг себя с подскоком!

Ведущий: Так что ступай прочь, нам нужна настоящая Масленица!

Баба Яга: Не видать вам Масленицы! Я скомороха и Масленицу заколдовала! Но если выполните три моих задания, то так уж и быть, расколдую их!

Ведущий: Конечно, бабуся Ягуся, выполним - желай!

Баба Яга: Хочу, чтобы вы со мной поиграли!

Баба Яга проводит игры:

«На метле, как на коне»

Играет две команды. Нужно сесть на метлу, обскакать бабу ягу, она сидит в центре, и вернуться обратно, кто быстрей.

Игра «Берегите ноги»

Баба яга крутит метлу, дети стоят в кругу и поднимают ноги.

Баба Яга: Эх, повеселили меня! Так и быть, расколдую я вашего  скомороха! Чик –брики, чуки- буки, толи – моли, тарарам, скоморох иди скорее к нам!

(под русскую народную музыку выходит Скоморох, в руках у него чучело Масленицы)

Скоморох: Ну, наконец – то я к вам дошёл и Масленицу с собой привёл…Эх, и вредная баба Яга, все дороги замела! А ну, ступай отсюда прочь!

Баба Яга: Не прогоняйте меня, я больше не буду вредничать. Можно  я с вами останусь Масленицу праздновать? (ребята разрешают, баба Яга остаётся)

Скоморох: А ну, ребята, скорее в хоровод вставайте, да вокруг Масленицы песню запевайте!

Хоровод «Как на масленицу» (видео клип «Разрумяными блинами»)

Ведущий: Ребята, а вы знаете, что каждый день Масленицы имел своё название и назначение?

Понедельник – «Встреча»

Это встреча зимы и весны. В этот день делали чучело из соломы, наряжали его в женскую одежду и называли -  Масленица. Возили чучело по деревням, а потом ставили на самую высокую гору, чтобы не просмотрела, откуда весна идёт. С этой же горы катались на санках.

Вторник,  второй день – заигрыш.

    Парни заигрывали с девушками и выбирали себе невесту, а девушки искали женихов. И я предлагаю поиграть в игру – «Матрёшка»

Игра «Матрёшка»

(пары мальчик – девочка, один мальчик лишний)

Дети скачут врассыпную и поют:

«Шла Матрёшка по дорожке, потеряла две серёжки, два кольца – целуй девица молодца!»

(Дети должны встать парами, обязательно мальчик с девочкой и коснуться друг с другом щёчками)

Ведущий:

Разгулялись, господа,

А на дворе уже – среда!

Сладкая маковка под названьем – лакомка!

Третий день Масленицы назывался очень вкусно – Лакомка. Все лакомились сыром и блинами, а блины были с разной начинкой: с творогом, с икрой, с капустой, с мясом и просто со сметаной. Почему пекли именно блины? Блин напоминает солнышко. Длин испечёшь – солнышко в гости позовёшь! Так все хотели приблизить весну и тёплые дни.

А давайте и мы с вами с  солнцем поиграем.

Игра «Солнце»

Солнце – ребёнок в кругу. Дети идут по кругу и поют:

Гори солнце ярче, лето будет жарче!

А зима теплее, (на 3 строчку сужают круг и поклон)

А весна милее!» (на 4 расходятся)

На слова солнца: «Горю!» солнце догоняет детей, а они убегают.

А давайте теперь с вами блинов напечём и песню  про блины споём!

Песня «Блины»

1.Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои (2 раза)

2.

2.Наша старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

3.Напекла она поесть,

Сотен пять, наверно, есть.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

4.Гости будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

(в конце песни Скоморох выносит на тарелке блины)

Ведущий: Мы сегодня тоже полакомимся блинами, но только чуть позже. А сейчас попробуем положить масло на блин. Но не просто положить, а посоревноваться, кто быстрее.

Игра – эстафета «Блин и масло»

Две команды стоят в колоннах. На расстоянии от команд лежит обруч – это блин. Около команд стоит ведёрко  с жёлтыми шариками – это масло. В руках у игрока деревянная ложка. Нужно взять масло – шарик в ложку и отнести в обруч – блин, так, чтобы заполнить всё пространство (смазать блин маслом) Ложка передаётся от игрока к игроку, чья команда быстрее.

Ведущий: Ребята, а вы знаете, что о блинах сложено много поговорок и пословиц. И с ними вас  познакомят наши гости.

(гости берут листик и читают пословицу)

1.Без блинов  не Масленица,

Без пирогов – не именины.

2.Блин не клин, брюхо не расколет.

3.Первый блин комом, второй с маслом, а третий с квасом.

4.Блин добр не один.

Ведущий: 

Ребёнок:

Он и чистый и широкий,

То четверг уж на пороге.

В этот день ты не зевай,

Он зовётся – РАЗГУЛЯЙ!

Ведущий: В этот день возили в санях чучело Масленицы, его ругали и хвалили. Хвалили из вежливости, а ругали за то, что зима была долгой и холодной, всем надоела.

Парни в этот день устраивали бои, народ катался на тройках лошадей, веселье шло в полном разгаре!

Скоморох:

Если дружно взять канат,

Потянуть вперёд – назад.

И сказать при этом «Эх»,

Победит, наверно – смех!

Игра «Перетяни канат» (командами)

Скоморох: (играет на балалайке и поёт)

Ах, как Петя – петушок, отморозил гребешок!

Чтоб его скорей согреть, нужно снегом потереть.

Поскакать, попрыгать боком, то с налёту,  то с наскоком!

Игра «Бой петухов»

Ведущий:

Ну, вот и пятый день Масленицы, а называется он – Тёщины вечёрки. Тёща – это мама невесты, жены. В этот день все ходили друг к другу в гости и угощались блинами, веселились от души! Да и мы сейчас повеселимся, позабавимся, да в игру поиграем.

Игра «Масленица»

Дети идут хороводом вправо, водящий с платочком идёт противоходом. Все поют:

«А я Масленица, я не падчерица.

Со платком хожу, к вам сейчас подойду»

Все останавливаются, водящий держи платок на плечах и стоит между двумя игроками.

Водящий: «На плече платок лежит, кто быстрее добежит,

Раз, два, три – беги!»

Игроки должны побежать в разные стороны, оббежать круг, взять платок и одеть себе на плечи. Кто быстрей.

Ведущий: Шестой день – это Золовкины посиделки. Золовка – это сестра мужа. В этот день все опять ходили в гости: к друзьям, родственникам. Все лакомились длинами, пирогами. Не забывали и про игры, и про частушки. И у нас есть девицы – красавицы. А ну, девчата, выходите, и весёлые частушки нам подарите!

Частушки:

Вместе:

Мы при всём честном народе

Вам частушки пропоём,

Зиму сейчас  проводим

И весну встречать начнём!

1.Приходите, заходите 

На румяные блины.

Нынче Маслена неделя —

Будьте счастливы, как мы!

2.Я на Маслену готов

Скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою,

Похудеть попробую.

3. 25 блинов здоровых

Съел я за один присест.

И теперь на брюках новых

Не найдёте чистых мест.

4. На санях с высоких горок

Девочки катаются,

Ну а мальчики -  обжоры

Блиночков  объедаются!

5. Пятый блин я слопала,

На мне юбка лопнула.

Пойду юбку зашивать,

Чтобы есть блины опять.

6.Веселей играй, гармошка,

Масленица, не грусти!

Приходи, весна, скорее,

Зиму прочь от нас гони!

Вместе:

Светит месяц, светит ясный,

Светит полная луна.

Мы пропели вам частушки,

Нам похлопайте, друзья!

Данил:

День последний подошёл,

Великий пост с собой привёл.

В последний день едим блины печёные,

А зовётся  воскресенье – ПРОЩЁННОЕ.

    Все ходили друг к другу в гости просить прощение за случайные  обиды, огорчения. В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встреть весну нужно было с чистой совестью. В этот день устраивали проводы Масленицы. Соломенную куклу чествовали, приглашали вернуться в следующем году, а потом вывозили за деревню и сжигали на костре. А пеплом посыпали землю к новому урожаю.

Давайте и мы  с вами попрощаемся с нашей Масленицей.

Все повторяют за ведущей:

Прощай Масленица – плутовка,

Погостила ты у нас недолго.

Погостила всего семь деньков,

А мы думали, погостишь семь годков!

(Скоморох вместе с чучелом уходят)

(дети выходят и встают в полукруг)

Ведущий:

Укатила Масленица – добрая красавица,

До будущего года, до сырной недели.

Ребёнок:

Вот и солнце закрылось, наша Масленица закрылась.

Ребёнок:

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

Вместе:

На блины всех приглашаем,

Сладким чаем угощаем!

Гости идут пить чай с блинами и пирогами.

C:\Users\User\Desktop\С ФЛЕШКИ\Фотки\фото русской избы\DSCN4634.JPG  C:\Users\User\Desktop\С ФЛЕШКИ\Фотки\масленица 2016 в садике\IMG_2423.JPG

C:\Users\User\Desktop\С ФЛЕШКИ\Фотки\фото русской избы\DSCN4640.JPG



Предварительный просмотр:

Праздник для детей 5-6 лет  «Сороки -  Встреча весны »

(дети под русскую народную музыку заходят в зал и садятся на места)

Цель: Формирование у дошкольников устойчивого интереса  к русским народным традициям на основе активного участия в праздниках.

Задачи:

- обогащать словарный запас у дошкольников;

- развивать музыкальные способности у детей через различные формы народного фольклора;

-расширять у детей знания о традициях русского народа, о их творчестве, праздниках;

-воспитывать у дошкольников любовь к русской культуре, обычаям, традициям;

- прививать любовь к птицам, бережное отношение к ним.

Предварительная работа:

- разучивание с детьми закличек;

- разучивание  песен о весне, слов к играм.

Ход праздника:

Ведущий:  (ведущий  встречает детей в русском народном костюме)

 - Здравствуйте, гости дорогие!

Давно Вас жду, поджидаю, праздник без Вас не начинаю!

Сегодня мы весну встречаем, всех сюда мы созываем!

Шутки, игры, песни, собрали нас всех вместе!

 - Долго длится зимняя пора. Уже пронеслись весёлые праздники: новый год, рождество, святки, масленица. Надоело нам слышать завывание вьюги да метели, все мечтают о том, чтобы поскорее наступила весна! И вот, чтобы приблизить радостную весеннюю пору, люди придумали ещё один обряд – закликание весны. И сегодня мы с вами будем весну прославлять и к нам в гости её звать!

   Давайте позовём весну закличкой:

«Жавороночки, жавороночки,

Прилетите к нам.

Принесите нам  лето тёплое,

Унесите от нас зиму холодную;

Нам зима холодная надоскучила,

Руки, ноги отморозила»

«Жавороночки, прилетите,

Студёну зиму унесите, теплу весну принесите:

Зима нам надоела, весь хлеб у нас поела!»

«Весна, весна красная!

Приди весна с радостью!»

   -  Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами ещё и песню споём, и весну позовём!

Песня «Приди весна» слова и музыка Насауленко

1.

Сегодня очень весело мы хоровод ведём,

Весну встречаем радостно и песенки поём!

Припев:

Весна! Весна! Приди, приди скорей!

Весна! Весна! Порадуй всех детей!

(на проигрыш дети играют на музыкальных инструментах: ложки и колокольчики)

2.

Весной растает белый снег, цветочки расцветут.

И бабочки появятся и птицы запоют!

Припев: (тот же самый)

- А ещё, когда весну ждали, не только про неё песни пели, но и в весенние игры играли. И я сейчас предлагаю поиграть в игру – «Венок»

Игра Венок»

Дети стоят в кругу, ребёнок с венком на голове идёт под слова по кругу, с окончанием пения он останавливается между двумя детьми и кладёт между ними венок. Дети бегут в разные стороны, кто первый добежит, тот одевает на себя венок и становится водящим.

Весна по лесу гуляла и венок свой потеряла (положить венок)

Раз, два, три, венок найди! (дети бегут)

- А ещё я хочу поиграть с вами  в игру «Гори – гори ясно!»

Игра «Гори – гори ясно»

Дети встают парами друг за другом, один ребёнок без пары стоит впереди всех.После слов последняя пара бежит вперёд, кто быстрей возьмёт в пару ребёнка без пары.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

Глянь на небо птички летят, колокольчики звенят

.Раз, два, три – беги!

(показ презентации и рассказ о празднике)

- А ещё, ребята, по народному календарю,  весенний месяц март богат праздниками. Но самый значимый празднуется 22 марта. На Руси этот праздник называли  - Жаворонки – день встречи весны.

Звался этот праздник ещё и «сороки». Сорок сороков, сорок мучеников. Сорок святых. Было поверье, что на сороки прилетает сорок птиц, что сорока начинает вить себе гнёздо и кладёт в него 40 палочек. На сороки день с ночью равняется, наступает день весеннего равнодействия и начинается настоящая весна. Говорят, что жаворонок идёт, за собой сорок птиц ведёт! Были народные приметы в чести. Сороки тёплые – сорок дней будет тёплыми и ранняя весна придёт. Если же холодные, жди сорок холодных утренников.

И сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Жаворонок», как и сам праздник.

Игра «Жаворонок»

Дети стоят в кругу, выбирается жаворонок. У него в руках колокольчик. Жаворонок под пение ходит по кругу и звенит колокольчиком. После окончания песни, дети приседают и закрывают глаза, ребёнок – жаворонок, кладёт за спину кого – то из детей колокольчик. Ведущий говорит слова, дети поворачиваются и находят колокольчик. У кого колокольчик, тот догоняет жаворонка.

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве (дети присели)

То кто песенку найдёт, будет счастлив целый год! (ребёнок с колокольчиком догоняет жаворонка)

Ведущий:

- Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (да)

Тогда я предлагаю поиграть и загадки про птиц отгадать. Если отгадаете, сможете птичку не только увидеть, но и услышать её голос.

(Загадки про птиц, на экране появляются отгадки птиц с голосом)

1.

Всех перелётных птиц черней,

В пашне ищёт он червей.

Взад – вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица – (грач)

2.

Молод конь за морем бывал, Сперед шильце, сзади вильце,

На груди белое полотенце (ласточка)

3.

В лесу ночном горюет птица, она назвать себя боится.

«ку – ку, ку- ку» не спит опушка,

А птицу эту звать (кукушка)

4.

Мы построили вдвоём, для гостей весенний дом.

А верней сказать – дворец, прилетай сюда –  (скворец)

Ведущий:

-А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Птицы в клетке»

Игра «Птицы в клетке»

Несколько детей встают в круг и делают воротики – это клетка. Остальные дети летают под музыку, по окончании музыки клетка захлапывается, кто остался в клетке, тот встаёт с детьми.

Игра «Весна – красна»

Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Заранее выбираются дети – «птицы», 3-4 человека. Они стоят за кругом. Дети в кругу говорят:

На поляне шум и гам -  птицы прилетели к нам (говорим медленно)

(птицы забегают в круг)

Птицы вьются, гнёзда вьют,

(говорим быстрее) Всё щебечут и поют:

Свищут, свищут соловьи,

Скачут, скачут соловьи (дети – птицы  прыгают)

(говорим быстро) Выходи весна  - краса!

Гули – гули –гули – гай!

Гули – гули – догоняй!

Весна ловит детей – «птиц», остальные дети то опускают, то поднимают сцепленные руки.

Ведущий:

- А у меня для вас ещё загадка, но чтобы её отгадать, вам нужно картинку собрать.

Игра «Собери картинку»

Дети делятся на две команды и собирают разрезанную картинку – солнышко. После этого солнышко появляется на экране.

- А сейчас я предлагаю всем весенний хоровод поводить, весну и птиц удивить!

«Весенний хоровод»

Ведущий:

Ребята, а ещё 22 марта, когда день становился по длине равный ночи, в каждом доме пекли из теста – жаворонков, насаживали их на веточки,  украшали веточки ленточками, бегали по улице, пели песни, заклички, звали жаворонков, чтобы они прилетели и прогнали зиму.

  И я для вас, ребята, испекла жаворнков. Давайте мы ихподнимем высоко и  прокричим закличку.

«Птички прилетайте, гнёздышки свивайте!

Летите, залетайте, весну прославляйте!»

(дети встают полукругом, поднимают жаворнков вверх и повторяют закличку)

Ведущий: На этом наш праздник заканчивается. Мы с вами очень громко и весело звали весну. Теперь она к нам точно придёт и согреет нас своим теплом. До свидания, ребята, до новых встреч!

(дети с жаворонками уходят в группу пить чай)

C:\Users\User\Desktop\фото праздник сороки 2017 год\P_20170322_160049.jpg

C:\Users\User\Desktop\фото праздник сороки 2017 год\P_20170322_160223.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Чудо от доброго сердца» сценарий музыкального кукольно-драматического спектакля по мотиву сказки Ганса Христиана Андерсена «Дюймовочка» ,автор сценария — Савиных Ольга Сергеевна.

Уважаемые коллеги и родители! Представляю Вашему вниманию сценарий, по которому был поставлен спектакль с детьми старших групп. Драматургическая эклектика дала возможность раскрыть свои таланты каждом...

Сценарий музыкальной сказки-импровизации для детей 5-го года жизни "Курочка Ряба", сценарий новогоднего утренника для малышей "В гостях у Умки"

Разработка сценария музыкальной сказки -импровизации"Курочка Ряба" может быть использована к весеннему праздничному развлечению 8 марта.  В сценарии использован музыкальный материал по программе ...

Сценарий организованной деятельности детей II младшей группы. Мир природы. Тема: «Помощники» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Физическая культура» Сценарий организованной деятельности дете

Программные задачи.   Научить детей классифицировать овощи и фрукты и дать понятие, где они растут.Закрепить понятие: широкий, узкий.Развивать речь детей, мышление, внимание и память. Активи...

Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!» Аксинья Попова Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!» Сценар

Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!»Аксинья Попова Сценарий физкультурного досуга для детей с...

Сценарии праздников.2019г. ДОСУГ по сказкам А.С.Пушкина. Сценарий утренника "До свидания детский сад". Сценарий праздника " 8-МАРТА".

1. ДОСУГ по сказкам А.С.ПУШКИНА. 2019г.2.СЦЕНАРИЙ УТРЕННИКА  " ДО СВИДАНИЕ ДЕТСКИЙ САД." 2018г.3.СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА "8-МАРТА"....