Люблю березку русскую. Старшая группа.
материал (старшая группа) на тему

Береза - самое распространенное дерево  в нашей стране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Люблю березу русскую22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель:

Удивительный мир окружает нас - это мир природы. Уметь увидеть ее красоту помогают нам поэты, музыканты, художники.

Ведущий: Дорогие ребята, сегодня я приготовила для вас загадки. Постарайтесь их отгадать. Отгадаете- узнаете, кто же сегодня наш главный герой.

1) Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.

2)В белом сарафане стала на поляне, летели синицы, сели на косицы.

3) Клейкие почки, зеленые листочки, с белой корой стоит под горой.

Ведущий:

Береза - самое распространенное дерево  в нашей стране. Ее можно встретить и в лесу, и в городе, и в деревне, и возле дома, и возле нашего детского сада…
Березку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Россия и Береза - эти два понятия неразделимы.

Воспитатель: С чего начинается Родина? Наверное, с белых берез!

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле,

Под ветром, склоняясь, растет.

***

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем!

***

На поляне, на пригорке,

Под окном среди полей

Белокорая береза-

Символ Родины моей!

***

И счастлив я , что здесь я рос

И то мне сердце радует,

Что  снежный свет родных берез.

На всю планету падает.

А сейчас мы с вами посмотрим фильм « Березы России» и полюбуемся красотой русских берез! ( Демонстрация слайдов под песню «От чего так березы в России шумят»)

Березка милая, родная, стройный стан, гибкие веточки, изящные листочки. Это деревце высаживала у своего дома каждая семья, по случаю рождения ребенка. Считалось, что береза приносит благополучие в семью, защищает ее от злых сил, от молний, от беды. Летом, на Троицу, в старину девушки шли в лес, выбирали молодую березку, украшали ее лентами, завивали из ее ветвей венки, устраивали под деревцем совместное угощение, водили хороводы.

Ребенок: Белая берёза –

Машина сестричка.

У берёзы белой,

Тоже есть косичка.

Машенька к берёзе

Белой подойдёт,

Ленточку берёзе,

В косы заплетёт.

Ведущий: К березке, детки, подходите,

Хоровод вы заводите!

(Хоровод вокруг березки с лентами «Во поле березка стояла»)

Ведущий: Хоровод мы отводили,

Березку лентами укрыли!

(Ведущий и дети под музыку украшают березку разноцветными лентами)

Белая березонька,

Ходи с нами гулять.

Ходи с нами гулять,

Вешних птиц закликать!

(Звучит фонограмма «Голоса весеннего леса», дети прислушиваются к голосам птиц)

Ведущий: В старину в народе говорили о берёзе «как о дереве, об четырёх делах»:

- Первое дело – мир освещать (убогие избы лучиной освещала);

- Второе дело – крик утешать (давала дёготь, чтобы колёса у телег смазывать);

- Третье дело – больных исцелять (лечила больных своими почками, соком, фитонцидами листьев);

- Четвёртое дело – чистоту соблюдать (банными вениками и мётлами обеспечивала крестьянскую санитарию и гигиену).

Ведущий: В природе нет более поэтичного дерева, чем березка. О ней говорится в сказках и сказаниях. Поэты, писатели посвятили ей много прекрасных взволнованных строк. Давайте послушаем стихотворения, которые выучили наши ребята.

Ты до того березонька красива

И в полдень жаркий, и в час росы,

Что без тебя немыслима Россия,

И я немыслим без твоей красы!

***

Белая береза, мой поклон тебе,

Ты в судьбе России и в моей судьбе.

Белая береза- русская земля

И печаль, и радость, и любовь моя.

***

Воспитатель:  Ребята в народе березка считается не только красивым деревом, но и щедрым. Своими сокровищами и  богатством она щедро делиться с нами

Загадать загадки. (По очереди показывать, что лежит в сундуке: лучина, дрова, веник, лукошко, берёзовые листочки, берёзовые почки, шампунь, мыло, деготь, сок...)  

***

Красный петушок по жердочке бежит,

Белое ест, черное роняет… (огонь, лучина, пепел)

(березовая лучина хорошо горела и освещала избу)

***

Шкаф большой, дверцы маленькие

Кладут белое, вынимают черное…  (дрова)

(березовые дрова считались самыми жаркими)

***

Весной вырастают

Осенью опадают… (листья)

 ***

Все деревья спят зимой, просыпаются весной    

Ну, а раньше, чем листочки, набухают  это… ( почки)

( отваром березовых листьев и почек лечили больных.

Отвар успокаивал боль и заживлял раны)

***

Двадцать братьев вместе тут

Связаны веревкой.

Двадцать братьев пол метут

Чисто ,быстро , ловко... ( веник)

( Березовым веником парились в бане

Вот какое доброе, чудесное дерево-береза: освещает, согревает, лечит, исцеляет.

А как мы можем помочь березе расти здоровой и красивой?

Ответы детей:

(Защищать, не ломать, поливать, развешивать кормушки, замазывать раны, не бросать мусор, не разжигать костер, не писать ножом на коре, не раскачиваться на веточках…

Белая береза, милая сестра

Ты расти не бойся злого топора

Белая береза, птицы по ветвям

Я тебя, родная, никому не дам!

Из всех деревьев русского леса всех милее нам береза. Она просыпается первой после зимней стужи, она – символ жизни и красоты. Если бы деревья превратились в людей, то в кого бы превратилась березка?

Ответы детей:

Да, береза – девичья краса. Посмотрите на нашу березку – красу, давайте вместе придумаем для нее добрые и красивые слова (белая, златокудрая, кудрявая, белоствольная, стройная и т.п.)

Ведущий: А сейчас пришла пора

Поиграть нам, детвора!

Музыканты, выходите!

Инструменты вы берите,

Будем слушать мы сейчас,

Дружный детский перепляс!

(Под мелодию народной песни к березке подходят участники инсценировки)

Сколько музыкантов -

Столько и талантов!

(Инсценировка «Лесные музыканты»)

Мышка: Мышка на пригорке

Пляшет возле норки,

Колокольчиком звенит,

Всех в округе веселит!

(Мышка звонит в колокольчик и приплясывает)

Кошки: Две веселых кошки

Взяли в лапы ложки,

Деревянные, резные,

Звонкие да расписные!

(Играют на ложках)

Медведь: Если в бубен бьет медведь,

Бубну как не зазвенеть!

Станет бить комар в него-

Не услышишь ничего!

(Бьет в бубен)

Заяц: Бом-бом, БАМ-БАМ!

Заяц сел за барабан!

Заиграл – и в тот же час

Все вокруг пустились в пляс!

(Играет на барабане)

Ведущий: Инструменты громче играйте!

И на танец ребят приглашайте!

(Пляска детей)

Ведущий: Поплясали дружно –

Отдохнуть всем нужно.

Отгадайте-ка, ребятки, вот такую вы загадку: что больше всего любит березка?

- Летит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, слышишь его, а не видишь его (ветер)

- Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь, улыбаешься в оконце, и зовут тебя все… (солнце)

- Без пути и без дороги ходит самый длинноногий.

- В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле (дождь)

Ведущий: Правильно, молодцы, березка очень любит качаться на ветру, а в тени она плохо растет и часто погибает. За это ее прозвали деревцем солнца и ветра. А кто из вас знает, чем весна - красна наряжает березку? (сережками).

Верно, в них вызревают семена, которые ветер разности повсюду, так что ветер – помощник березы. А что вырастает из семян? (новые деревца).

- Посмотрите, ребята, чем богата береза, что она может дать людям (дети подходят и рассматривают выставку изделий из березы, одновременно отвечают на вопросы воспитателя)

Лучина – это что? (раньше, когда не было электричества, избы освещали березовыми лучинами, они горели ярко, не быстро и не коптили)

Березовые дрова – для чего? (топить печь, они дают много жара и долго не сгорают)

Березовые почки – что это и для чего? (это зачатки новых листьев, из них изготавливают отвар – в нем много витамина С, он успокаивает и заживляет раны, чай из листочков и почек богат витаминами)

Березовая кора, как по-другому называют ее? (береста, из нее делают сумки, пояса, обувь, сосуды для питья; покрывают крыши домов, обматывают бревна, прежде, чем закопать их в землю; в древности писали на коре, а в года войны из нее пекли хлеб)

Лекарство – активированный уголь (делают из древесины березы, оно помогает при болезни кишечника)

Березовый веник – для чего? (пучок из веток березы, для того, чтобы париться в бане, так как в листьях много полезных веществ).

Ведущий: Сегодня у берёзки был праздник. Она вместе с нами радовалась и веселилась. Береза стала символом нашей Родины. Где бы ни был человек, как бы далеко от родной земли не находился, он всегда вспоминает шумящую на ветру стройную красавицу березку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Люблю березку русскую…»

Конспект занятия с использование интерактивной доски...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Образовательная область - художественное творчество ( аппликация) Тема: «Люблю березку русскую»

конспект образовательной деятельности - художественное творчество ( аппликация).  Выполняем коллективную работу " Весенняя березка"...

Досуг в старшей группе « ЛЮБЛЮ БЕРЕЗКУ РУССКУЮ»

Досуг в старшей группе «ЛЮБЛЮ БЕРЕЗКУ РУССКУЮ». Цель: Расширять представления детей об образе березы в поэзии, музыке, произведениях искусства и в детском изобразительном творчестве....

Конспект экологического занятия в старшей группе "Люблю березку русскую"

Конспект занятия является примерным для занятий в старшей и подготовительной группах и направлен на формирование  у детей культуры общения с природой и эстетического отношения к ней, уточняет ...

Конспект экозанятия в старшей группе «Люблю березку русскую»

Цель: 1.      Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней,2.      Уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи ч...

Проект "Люблю березку русскую" (старшая группа)

Цель проекта: формировать у детей устойчивые знания о берёзе, о её особенностях, о том, что человек и природа не могут существовать друг без друга. Развивать познавательные, творческие способности дет...