Музыкально-литературный вечер, посвящённый творчеству А.С. Пушкина "Что за чудо эти сказки!"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Недбайло Ирина Артуровна

Цель: развивать интерес к творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина.

 

Задачи:

• Образовательные: закрепить знания о творчестве и биографии А. С. Пушкина; способствовать формированию эмоционального отношения к воспринимаемому; совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, в драматизациях.

 • Развивающие: развивать творческие способности, умение создавать выразительные образы героев сказок.

• Воспитательные: воспитывать у детей интерес к поэзии, любовь к родному краю, эмоциональные чувства на поэзию, музыку.

 

 Предварительная работа:

 • Знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина.

• Чтение сказок и стихотворений А. С. Пушкина.

 • Рассматривание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина.

• Проведение выставки книг со сказками А. С. Пушкина.

• Рисование иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина.

• Разучивание небольших отрывков из сказок А. С. Пушкина и чтение по ролям.

• Изготовление и подбор декораций и оборудования к литературному вечеру совместно с родителями.

• Слушание музыкальных отрывков из музыкальных произведений классиков, написанных на сказки Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalno.doc76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-литературный вечер, посвящённый творчеству А. С. Пушкина

«Что за прелесть эти сказки!»

Цель: развивать интерес к творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина.

Задачи:

• Образовательные: закрепить знания о творчестве и биографии А. С. Пушкина; способствовать формированию эмоционального отношения к воспринимаемому; совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, в драматизациях.

 • Развивающие: развивать творческие способности, умение создавать выразительные образы героев сказок.

• Воспитательные: воспитывать у детей интерес к поэзии, любовь к родному краю, эмоциональные чувства на поэзию, музыку.

 Предварительная работа:

 • Знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина.

• Чтение сказок и стихотворений А. С. Пушкина.

 • Рассматривание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина.

• Проведение выставки книг со сказками А. С. Пушкина.

• Рисование иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина.

• Разучивание небольших отрывков из сказок А. С. Пушкина и чтение по ролям.

• Изготовление и подбор декораций и оборудования к литературному вечеру совместно с родителями.

• Слушание музыкальных отрывков из музыкальных произведений классиков, написанных на сказки Пушкина.

ХОД ПРАЗДНИКА

 Звучит «Осенняя песнь» Чайковского, или любая песня об осени.

На центральной стене ДУБ из картона, и гофрированной бумаги, совместная работа детей. Золотая цепь, сундук,  нарисованные  Б.Я., русалка и т.д.

Рядом портрет Пушкина в рамочке.

В празднично – оформленный зал свободно заходят дети парами и встают справа и слева

Ребёнок - Александр Сергеевич Пушкин – отрывок из стихотворения «Осень».

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Ребёнок – Александр Сергеевич Пушкин – отрывок из романа «Евгений Онегин»

 

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван тянулся к югу.

Наступала довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора.

ПЕСНЯ «Осень», Дети садятся.

 Ведущий: Ребята, сегодня у нас необычный день. Он посвящен творчеству Александра Сергеевича Пушкина - великого, русского поэта. О творчестве Пушкина мы говорили 2 месяца, столько длится наш проект, который назывался «У Лукоморья», или «Мы любим Пушкинские сказки». Неслучайно мы выбрали проект о нашем гениальном поэте, ведь в этом году мы отмечаем 215 лет со дня рождения Пушкина. (ПРОЕКТОР) И не случайно наш праздник мы начали со стихов об осени, ведь осень самое любимое время года Александра Сергеевича.

В рамках нашего проекта мы знакомились с творчеством Пушкина, его биографией, читали стихи, а самое главное его замечательные сказки. Эти сказки читали с детьми и их родители. В нашей группе мы рисовали рисунки и делали различные поделки, на темы пушкинских сказок, всё наше творчество представлено на нашем вернисаже. (СТЕЛЛАЖ).

Саша Пушкин (проектор – детское фото) родился в Москве, 6 июня 1799 г. С раннего детства воспитывался в литературной среде. В детства он был окружен заботой и вниманием. Особенно заботилась о нем его няня (фото). Она была мастерица петь песни и рассказывать сказки. Маленький Саша очень любил свою няню и называл ее ласково мамушкой. Дети, а вы  помните, как звали няню Александра Сергеевича?

 Дети: Арина Родионовна.

Ведущий – Правильно. Няня Арина Родионовна рассказывала народные сказки, которые Пушкин помнил всю жизнь, и поэтому не мог не написать и свои сказки. То, что с детства запало в сердце поэта, рано или поздно должно было отозваться. И он отдал людям то, что ему самому подарила няня - мудрость, заключенную в волшебных образах. Александр Сергеевич Пушкин создал целый мир волшебных сказок.

 А в 2011 году президент России, подписал Указ о ежегодном праздновании 6 июня  - Дня русского языка. День рождения Пушкина объявлен официальным государственным праздником. Пушкин – первый из всех, кто так близко подступил к русской душе, сросся с нею. Мы гордимся таким великим поэтом.

 Из-за двери  раздается голос кота.

 Кот: Мяу! Мяу!

 Ведущий: Ой, кто это? Кто-то принес кошку в д/сад?  

 Кот: Мяу, мяу! Ну, это же я, кот ученый. Мяу! (Выходит.)

 Ведущий: Как же ты сюда попал?

 Кот: Пара пустяков. Я могу проникнуть куда угодно. Я же ни какой-нибудь Барсик или Мурзик. Я пушкинский кот, я по золотой цепи гуляю. А кто-нибудь знает про меня какие-нибудь стихи?

 Ведущий: Конечно, знаем. И сейчас мы тебе расскажем, правда, ребята?

Читают стих по очереди.

Ребёнок - А. С. Пушкин отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»

 У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том

И днем и ночью кот ученый,

Все ходит по цепи кругом.

 Идет направо - песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

 Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей,

Избушка - там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

   Там лес и дол видений полны:

 Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

        И тридцать витязей прекрасных

     Чредой из вод выходят ясных,

     И с ними дядька их морской.

Там королевич мимоходом -

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря.

В темнице там царица тужит,

А бурый волк ей верно служит,

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух……там Русью пахнет!

И я там был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

 Кот: Молодцы, как я люблю умных детей. (Дети садятся). А что такое ЛУКОМОРЬЕ? Что это у моря лук растет? А может быть ещё и чеснок?

 Ведущий: Ребята, а при чем тут лук? Кто-нибудь сможет Коту объяснить, что такое ЛУКОМОРЬЕ?

 Ребенок - (держа лук (из ветки?)):  Вот это лук, из которого стреляют. Он изогнут дугой. Такой изгиб в старину называли ЛУКА. Поэтому ЛУКОМОРЬЕ – это изогнутый как лук морской берег. Я правильно рассуждаю, Ученый Кот?

 Кот: Даже очень правильно. В наших ученых кругах считают, что Лукоморье – это остров Буян.  Лежит этот волшебный остров, посреди моря-океана. На нем рождаются все чудеса, все волшебные истории, все сказки. Это родина всего чудесного. Оттуда сказки разлетаются по всему миру. Бабушки их рассказывают их своим внукам, писатели их записывают. И вот на этом острове происходят чудеса. Скажите-ка ребятки, а вы знаете сказки Пушкина?

1: Сказки Пушкина мы знаем.

Любим очень и читаем

Изучаем наизусть

В них живет наш русский дух.

? 2. Мы приготовили ушки,

Чтобы послушать опять.

Сказки, что выдумал Пушкин

Можно и взрослым читать.

3. Мы их читаем с улыбкой,

Нравится всей детворе

Сказка о золотой рыбке,

И о Салтане, о царе.

Кот: Ну, я сейчас это проверю.  Дуб-то  у Лукоморья не простой! Листики у него волшебные! На каждом  заданья для ребят!

Загадаю вам загадки, соглашайтесь без опаски!

Вспомним пушкинские сказки,

И героев, и названья.

Приготовились? Вниманье!

Музыка (Срывает листочек).

Вот вам моя первая загадка: Подарит новое корыто,

                                                  И новый дом и слуг в придачу.

                                                  Но если уж она сердита,

                                                  С ней вместе уплывёт удача!

                                                  Исчезнет всё, и в море зыбком

                                                  Растает… (золотая рыбка)

Правильно это золотая рыбка, из сказки…….. «О рыбаке и рыбке» Золотая рыбка была государыней морскою. Давайте заглянем к ней в подводное царство, ведь она там не одна.

Девочки исполняют «Танец золотых рыбок» Сен-Санс

 Кот:  Какие красавицы золотые рыбки! Следующая загадка.

Музыка (Срывает листочек).

Кот: Попрошу вниманья, дети!

Загадаю вам о цвете,

Том, что есть в названье сказки.

Что за цвет и что за сказка? – если затрудняются, то прочитать подсказку.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся

И кричит: «Ку-ка-ре-ку!

Царствуй лёжа на боку!»

Дети вспоминают «Сказку о золотом петушке».

Ведущий – Каких ещё вы знаете  героев или предметы, в сказках Пушкина, золотым цветом? (Золотая рыбка, золотое яблочко, золотой месяц, златая цепь, скорлупки золотые и т.д.)

Ведущий - А теперь игра для мальчиков – «Собери перепутанные иллюстрации».

Под музыку из оперы  «Золотой петушок» мальчики (кто не танцует в танце) двумя командами отбирают из большого числа иллюстраций к пушкинским сказкам только те, которые связаны со сказкой «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказкой о золотом петушке». Герои стоят у мольбертов? Иллюстрации на общем столе.

Кот:  Следующая загадка.

Музыка (Срывает листочек).

Кот (срывает ещё листочек):  А теперь для вас ребятки, музыкальная загадка:

                                                      Музыку припоминайте, и кто автор - отвечайте!

Звучит музыка Н. Римского-Корсакого. Опера «Сказка о царе Салтане», Тема Белочки.(Дети должны сказать)

Кот: Правильно, Тема белочки из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

 Под музыку выходит белочка, в руках корзинка с золотыми орешками:

Белочка: Вот и белочка при всех

                Золотой грызёт орех,

                Изумрудец вынимает,

                А скорлупку собирает,

                Кучки равные кладёт.

                И с присвисточкой поёт

                При честном при всём народе:

                «Во саду ли, во огороде».

Оркестр «Во саду ли, в огороде», дети играют на металлофонах, белочка танцует и поёт. +Мальчик? Ложки?

Белочка: Собирайся детвора!

У меня для вас игра:  (дети встали в круг)

Игра «Ищи» с белочкой (2-3раза)

Кот:  Следующая загадка.

Музыка (Срывает листочек).

Кот: Загадаю-ка я загадки, вашим родителям, ведь они тоже готовились к нашему празднику! Итак, начинаем:

1. В каком году родился А. С. Пушкин? (1799г.)

 2. Какого числа Россия  отмечает День рождения поэта? (6 июня)

3. В каком городе родился Пушкин? (в Москве)

4. К кому Пушкин обращался с такими словами: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя»? (К няне Арине Родионовне)

5. «У лукоморья дуб зеленый» - так начинается поэма… .? Что это за поэма? («Руслан и Людмила»)

 6. В каких сказках Пушкина присутствует цифра 33? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»)

 7. Из чего состояли орешки, которые грызла белка?

 («Орешки не простые,

 Все скорлупки золотые,

– чистый изумруд».)

 8. На каком острове в златоглавом городе правил князь Гвидон?

(на острове Буяне)

9. Как звали жену А. С. Пушкина? (Наталья Николаевна)

А теперь нужно продолжить стих, ребята могут помогать, в случае если родители не вспомнят:

1.Царь с царицею простился, В путь дорогу снарядился, И царица у окна.  СЕЛА ЖДАТЬ ЕГО ОДНА.

2. А Балда приговаривал с укоризной:  «НЕ ГОНЯЛСЯ БЫ ТЫ, ПОП, ЗА. ДЕШЕВИЗНОЙ! »

3. Ей в приданое дано…..  БЫЛО ЗЕРКАЛЬЦЕ ОДНО;

4. Свойство зеркальце имело;.  ГОВОРИТЬ ОНО УМЕЛО!

5. Жил старик со своею старухой … У САМОГО СИНЕГО. МОРЯ.

Они жили в ветхой землянке…. РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И. ТРИ ГОДА!

6. Ветер по морю гуляет  И КОРАБЛИК. ПОДГОНЯЕТ.

Кот: Молодцы родители, и вы ребятки, хорошо помогали!

Звучит музыка: тема Бабарихи из оперы «Сказка о царе Салтане» или  Чайковский д.альбом «Баба Яга».  Появляется Баба Яга

Б.Я. – Засиделась я в избушке,

Поразмяться бы старушке.

Что-то здесь у вас всё гладко,

Надо, что бы стало гадко!

Кот: Здравствуй Бабушка Яга.

Ты бы лучше помогла.

С нами вместе поиграй

Да загадку загадай.

Вспомни, как поэт писал – (показывает на ребёнка, читающего след. стих)

Про тебя упоминал.

Ребёнок – Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…..

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой…

Б. Я. – Ага! Вот какую загадку загадаю:

Как я в избу попадаю,

Коль без окон, без дверей?

Отвечайте поскорей.

Дети высказывают предположения. ЭТО ЗАРАНЕЕ С ДЕТЬМИ НЕ ОБГОВАРИВАЕТСЯ!!!!!!!

Б.Я. – Я колдунья или нет?

В колдовстве весь мой ответ.

Обернусь……..

Звучит музыка «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского – Корсакова. (звучит 1 мин.) в это время Б.Я. делает вид, что кого-то ловит, подпрыгивает и хлопает в ладоши.

Б.Я. – Ну, в кого я превращусь? (в шмеля).

Муз. рук.  спрашивает детей, как называется отрывок музыки. («Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского – Корсакова.)

Обернусь крылатой пчёлкой – проберусь в любую щёлку!

А теперь детвора, поиграем с вами?     (ДА).

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей….

Что за неведомые звери (чешет затылок)……давайте, придумаем, и из этих разрезных картинок составим зверей, каких ещё никто не видел…….

Б.Я. предлагает детям аттракцион «Невиданные звери». 2-3 группы детей собирают из плоскостных деталей изображения фантастических животных (по принципу игры «Ералаш»). Возможны разные комбинации (мольберт, пол?). Заканчивается игра с окончанием музыки. Кот, дети и ведущий, обсуждают получившиеся варианты. Как их можно назвать????

Б.Я. – Заскочила на минутку –

Разыгралась не на шутку.

Но прощаться мне пора.

До свиданья, детвора!  (Уходит).         Музыка Б.Я.

Кот:  Следующая загадка.

Музыка (Срывает листочек).

Кот: Там ещё  такое диво,

Море вздуется бурливо,

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя. (пауза)

Дети - Тридцать три богатыря.

Кот: Все красавцы удалые, великаны молодые.

Все равны, как на подбор.

Выходят Богатыри (исполняют танец « Богатырская сила»)

  Ведущий: Ребята, скажите, какими должны быть богатыри? (сильными, ловкими, смелыми)

Давайте проверим, какие вы ловкие и сильные. «Перетягивание каната», богатыри + остальные мальчики.

Кот - Дорогие ребята, наше путешествие по пушкинским сказкам заканчивается. Я думаю, что после него вы полюбите их еще больше. Все сказки Пушкина прекрасны и поучительны. И в них всегда побеждает добро. Желаю вам идти по жизни только одной дорогой – дорогой добра. И еще хочу пожелать читать больше книг. И беречь наш прекрасный русский язык. Обращайтесь с ним почтительно, в руках умелых он в состоянии творить настоящие чудеса!

Ну, а мне пора, друзья!

До новых встреч в волшебных сказках, детвора! (Уходит) Музыка.

Ведущая: Какой замечательный праздник у нас получился. Спасибо Коту учёному, хранителю волшебной сказочной страны, за загадки. Спасибо великому поэту А. С. Пушкину за удивительные сказки. А сколько стихов, поэм и повестей им создано! Но особый подъём творческих сил поэт испытывал с наступлением своего любимого времени года.

Музыка Чайковского, дети врассыпную.

Ребёнок – А.С. Пушкин «ОСЕННЕЕ УТРО» (отрывок).

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

 Но мне она мила, читатель дорогой,

 Красою тихою, блистающей смиренно.

 Так нелюбимое дитя в семье родной

 К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,

 Из годовых времён я рад лишь осени одной,

?Уж осени холодною рукою

 Главы берез и лип обнажены,

 Она шумит в дубравах опустелых;

 Там день и ночь кружится желтый лист,

 Стоит туман на волнах охладелых,

 И слышится мгновенный ветра свист.

 Поля, холмы, знакомые дубравы!

 Хранители священной тишины!

 Свидетели моей тоски, забавы!

 Забыты вы... до следующей весны!

ПЕСНЯ: ОСЕНЬ

Ведущий – Дана загадка на века гармонии необычайной, -

                   Поэзия живёт, пока …. её возникновенье – тайна.

                   Поёт народная душа,

                   Высокой точностью томима.

                   Загадка – тем и хороша, что, может быть, неразрешима.

1 ребенок.

Облетела вокруг света

Слава русского поэта.

Пусть уходят вглубь года,

Пушкин с нами навсегда!

2 ребенок.

Гениальный, самый лучший

Александр Сергеевич Пушкин!

 Ведущий: Заканчивается наш праздник, но не заканчивается наша встреча с А. С. Пушкиным. Пусть всегда его произведения озаряют нашу жизнь. Проходят века, но все также светло и молодо звучат стихи Пушкина, и мы преклоняемся перед великим русским поэтом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-методическая разработка "Пушкинская лира". Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А.С. Пушкина

Знакомство с творчеством поэта А.С.Пушкина: стихи и сказки. В сценарии используются материалы следующих произведений: стихотворение, посвященное Арине Родионовне, "Сказка о царе Салтане, о его славном...

Вечер, посвящённый творчеству К. И. Чуковского

Вечер, посвящённый  творчеству К. И. Чуковского Цель: образовательная: Прививать любовь к книге, учить  детей думать, а не только запоминать.  Расширять  читательский  кр...

Литературный вечер,посвящённый творчеству С.Я.Маршака

Проведение литературного вечера,посвящённого творчеству С.Я.Маршака.Участники- дети,родители -декораторы,благодарные зрители!Выступление прошло на Ура!)Все довольны,особенно дети!)...

«ПУШКИНСКАЯ ЛИРА» Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А. С. Пушкина

laquo;ПУШКИНСКАЯ ЛИРА»Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А. С. Пушкина в старшей группе  Составила: Ваулина И.А....

Методическая разработка: "Музыкально - литературный вечер, посвящённый творчеству А.С.Пушкина, для детей старшего дошкольного возраста "Россия глазами великого поэта".

Цель:Прививать любовь и уважение к отечественной литературе и истории, к художественному слову,  книге.Задачи:Воспитывать  интерес к человеку и его внутреннему миру.Формировать речевую деяте...

Музыкально-литературный вечер посвящённый творчеству поэта Роберта Рождественского. "Я жизнь люблю безбожно...."

Музыкально-литературные вечера - это интересная и необходимая форма работы с родителями и педагогами. Они помогают раскрыть творческий потенциал и приобщить зрителя к мировой литературе и музыке, расш...

Тематический вечер, посвящённый творчеству Петра Ильича Чайковского. (дети старших групп)

Музыкальный репертуар: «Времена года» муз. П.И. Чайковского «Подснежник»«Баркарола»«Осенняя песня»«Святки»«Камаринская»...