КВН «Знатоки птиц» для детей старшей группы.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Горелова  Елена  Ивановна

Цель: Закрепить знание детей о многообразии птиц; их классификации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn_ptitsy_.docx32.26 КБ

Предварительный просмотр:

КВН «Знатоки птиц» для детей старшей группы.

Цель: Закрепить знание детей о многообразии птиц; их классификации.

Задачи:

Образовательные:

-закреплять знания детей о  зимующих, перелетных птицах;

- учить детей играть в команде, соблюдая правила викторины.

- Формировать умение обосновывать свой ответ, отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающие:

- развивать память, мышление, доказательную речь, воображение, зрительные и слуховые анализаторы.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей бережное отношение к птицам, проявлять заботу, беречь и охранять.

- воспитывать у детей командный дух, дружелюбие, взаимовыручку, выдержку, чувство уважение к соперникам.

Материал и оборудование:

Набор картинок с изображением перелётных,  зимующих птиц.

Два магнитных мольберта и магниты. Запись голосов птиц,  жетоны,  медали «Знатоки птиц».

Ход игры:

Дети входят в зал под музыку из КВН. В зале сидят зрители (родители, дети с подготовительной группы). 

Воспитатель:  Мы

Дети:- Да!
Воспитатель: У нас есть две команды детей, есть зрители и есть жюри (Воспитатель представляет жюри), которое будет наблюдать за ходом соревнования и оценивать ваши результаты.
Воспитатель: Команды поприветствуйте друг друга и наших зрителей.
В игре участвуют две команды это команда «Ласточки» капитан команды (представляется)  и команда «Снегири» капитан команды (представляется).

Команда «Ласточки» приветствует команду «Снегири»:

- «Не ловить, не стрелять, Птичек надо охранять!».

Команда «Снегири» приветствует команду «Ласточки»:

- «Не пугать, не убивать. Птиц мы будем охранять».

Воспитатель: А теперь занимаем места. Зеленый стол занимает команда «Ласточки». Синий стол занимает команда «Снегири».

Воспитатель: Правила игры:  Вам ребята нужно быть очень внимательными, слушать ответы своих товарищей, давать полные ответы на поставленные вопросы. Если правильный ответ, то команда получает жетон. Напоминаю, что это игра командная. Прежде, чем дать ответ команды должны посоветоваться.

1. Первый  конкурс «Разминка». (Какая команда больше даст правильных ответов, та и получит жетон, вам поочередно надо быстро ответить на вопросы).

1. Какую птицу называют «белобока»?

2. Отчего птицы страдают больше: от холода или голода? (от голода).

3. Назови птицу с красной грудкой, которую можно увидеть зимой?

4. Для чего птице хвост(держаться на деревьях, управлять полетом).

5. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (кукушка, можно ли из-за этого плохо относиться к этой птице).

6. Какую птицу называют «лесным доктором»(дятла).

7. Почему снегирю дали снежное имя? (снегири прилетают к нам с первым снег).

8. Как мы можем помочь зимующим птицам(повесить кормушки и насыпать корм)

По результатам разминки каждая команда получает по одному жетону.

2. Второй конкурсИгра: «Зимующие и перелётные птицы».

Команде «Ласточки» : Найти всех перелетных птиц, назвать их   (грач, жаворонок, кукушка, скворец, лебедь, аист, журавль, цапля, ласточка).
Команде «Снегири»: Найти всех зимующих, назвать их  (снегирь, синица, клест, ворона, сорока, воробей, голубь, галка, дятел). По сигналу дети выходят и выкладывают картинки на мольберт.

По окончании игры проверяем, находим ошибки, жюри оценивает (жетон выдается команде, которая выполнила задание верно).

3.Третий конкурс: «Отгадай загадку»

Домашнее задание, дети загадывают загадки о птицах, выученные дома с родителями.

ЗАГАДКИ:

• Что, за весенняя чёрная птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что, за весенняя чёрная птица

Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)

• Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полёт

Вошли в стихотворения. (Жаворонок)

• Эта птица никогда

Не строит для себя гнезда.

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

• Прилетел в резной дворец

Серый в крапинку певец.

(Скворец)

• Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Домик лепит под окном

Из травы и глины.

(Ласточка)

• Стали братья на ходули,

Ищут корму по пути.

На бегу ли, на ходу ли –

Им с ходулей не сойти.

(Журавли)

• Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

• Чёрный жилет, красный берет,

Нос – как топор, хвост – как упор. (Дятел)

• Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь)

• Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей)

• Птичка на большой сосне

Нам стрекочет«клё-клё-клё».

Твёрдый клюв похож на крест,

Семена из шишек ест,

В оперенье – рыжий цвет.

Как зовут? Найди ответ.

(Клёст)

• Птица серая парила,

Крылья чёрные раскрыла,

Громко каркала она,

Только курочка умна:

Под крылом хохлатка

Спрятала цыпляток!

От кого, ребятки,

Прячутся цыплятки?

(Ворона)

  • Кто в лесу деревья лечит,

Не жалея головы?

Тяжела его работа-

Целый день долбить стволы (Дятел).

  • Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистей, нежней?

Кто же это? (Соловей)

  • Прокукует, подсчитаешь,

Сколько жить тебе узнаешь!

Птичка, серая подружка,

А зовут ее… (Кукушка)

  • Эта хищница болтлива, воровата, суетлива

Стрекотунья, белобока, а зовут её (сорока).

  • Эта пернатая мадам, охотится лишь по ночам.

Днём очень крепко спит она (Сова).

По окончании жюри подводит итог конкурса, выдают  жетоны.
4. Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы»

Воспитатель произносит текст:

Осень пришла,

Наступили холода.

Журавль (ласточка, скворец, грач и т.д.) крылья расправляет,

Дети «перелетают» за черту, произнося при этом:

Улетает, улетает

В теплые края. (летят к картинке солнце)

А если воспитатель называет зимующую птицу:

Осень пришла,

Наступили холода.

Ворона (воробей, голубь, синица и др.) крылья расправляет,

Дети останавливаются, присаживаются на корточки на «поляне» и продолжают текст:

Но никуда не улетает.

Им зима не страшна. (летят к картинке снежинка)

5. Пятый конкурс для капитанов команд: «Стихи о птицах»
Капитаны представляют приготовленное заранее задание, каждая из
команд предоставляет заранее приготовленные стихотворения, жетоны
выдаются за выразительность исполнения.

6. Шестой конкурс  «Сложи птицу из частей»
Командам предлагают собрать из частей картинку птицы, назвать ее

7. Седьмой  конкурс, «Из какой мы сказки?»

ВоспитательПтица – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвященные нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно вспомнить название сказки, и птицы о которой в ней говорится.

1. С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).

2. Какую птицу спасла Дюймовочка? («Ласточка» Г. Х. Андерсон «Дюймовочка»).

3. Как звали птицу, которая не могла улететь в теплые края, потому что лиса повредила ей в детстве крыло («Серая шейка», утка).

4. Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала«Кто там?» (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот Матроскин).

5. Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!» (Каркуша).

6. Какой птицей стал гадкий утенок, когда вырос? (Лебедем, Андерсен «Гадкий утенок»).

8. Восьмой  конкурс«Узнай птицу по голосу»

В формате mp3 звучат голоса зимующих и перелетных птиц.

По результатам  игры  каждая команда получает по одному жетону.

В-ль: Задания закончились, жюри подводит итоги (подсчет жетонов), а мы побеседуем.

-Ребята, вы рассказали, зачем нам нужны птицы, а как мы можем помочь птицам, чтоб им жилось хорошо.

Дети:

Зимой нужно делать кормушки и подкармливать птиц

Весной нужно делать скворечники.

Нельзя разорять птичьи гнёзда.

Нельзя убивать птиц.

Нельзя вырубать лес, потому что многие птицы живут в лесу, а гнёзда делают на деревьях.

В-ль: Жюри подвело итоги и сейчас нам представит свои результаты.

Поздравление победителей, вручение медальонов «Знатоки птиц».

Воспитатель: Молодцы ребята, сегодня вы показали, что вы настоящие знатоки птиц. Пожелаю вам не только знать птиц, но и заботиться о них и беречь природу, потому что природа – это дом для птиц.

А сейчас я приглашаю всех станцевать весёлый танец – «Танец маленьких утят»

Стихи для капитанов

Лишь бы песни петь

Треснуло яичко,
Вылупилась птичка.
Спрашивает: — Кто я,
Чижик иль синичка?

Может, я кукушка, —
Не пойму по платью?!
Если я кукушка,
Буду куковать я.

Буду я чирикать,
Если воробей я.
Заливаться трелью,
Если соловей я.

Если свиристель я,
Буду свиристеть…

Лишь бы лес качался,
Лишь бы даль синела,
Лишь бы солнце грело,
Лишь бы песни петь!

Владимир Степанов — Конкурс красоты

Решили конкурс красоты
В лесу устроить птицы.
Щебечут сойки и дрозды,
Kому же быть царицей.
Глаза совы прекрасней звезд
Hа синем небосклоне.
Kак веер глухариный хвост —
Kому же быть на троне?

У цапли ноги всех длинней,
Kрасив журавль в полете.
Попробуй тут решить сумей,
Kому же быть в почете.

Hе может строгое жюри:
Медведь, кабан, лисица
Решить до утренней зари,
Kому же быть царицей.

Kрасив у иволги наряд
И у лесной синицы.
Они поют, они свистят,
Они быть первыми хотят.
Kому же быть царицей?
Ведь все прекрасны птицы!

Мухоловка – невзрачная с виду, но очень проворная птичка. Она ловит свою добычу прямо на лету, выслеживая ее с открытого холма или другой возвышенности.


Садовая камышовка – голосистая птичка, любительница устраивать ночные концерты, имитируя голоса других птиц. Питается исключительно насекомыми.

Скворец – хорошо знакомый ребятишкам обитатель многочисленных весенних новостроек – скворечников. Старается селиться неподалеку от человека, так как любит полакомиться фруктовыми плодами, зерном и червяками, выбрасываемыми на поверхность земли во время вспашки. Хорошо поет, может подражать голосам других пернатых.

Ласточка – прежде обитала в скалистых местностях, но хорошо приспособилась к жизни в городе. Относится к числу ловких охотников, схватывая добычу – насекомых – прямо в воздухе. Отличительной особенностью ласточек служит умение строить уникальные гнезда под навесом крыши какого-нибудь здания. Эти гнезда формируются из комочков земли, которые склеиваются между собой клейкой слюной птицы. Изнутри кладется мягкая подстилка – трава, шерсть. В одно гнездо пара ласточек может возвращаться несколько лет подряд, ремонтируя его при необходимости.

Зарянка – яркая птичка, которая предпочитает жить на поверхности земли, в зарослях травы или невысокого кустарника. Передвигается прыжками, выискивая червей, улиток и других насекомых. Считается одним из самых голосистых певцов.

Жулан – тихая птичка, которая любит полакомиться крупными насекомыми. Чтобы добычу было удобнее кушать, она накалывает ее на шипы растений или колючую проволоку, а затем отщипывает небольшие кусочки.

Жаворонок – один из самых громкоголосых представителей пернатых, обитающий на открытых местностях. Маскироваться от хищников ему помогает окраска, которая сливается с общим фоном травы и почвы. В отличие от других перелетных птиц, он питается семена травы и злаков (пшеницы, ржи, гречихи, проса), которые зимой невозможно достать из-под снежного покрова.

Зимородок – небольшая птичка, живущая неподалеку от водоемов. Рыбак по натуре, он питается мелкой рыбой, лягушками, пресноводными креветками и водяными насекомыми (в день может съедать около десятка мелких рыбешек). Вынужден улетать зимой, потому что водоемы в это время перемерзают.

А вот птички, чей рацион более разнообразен и неприхотлив, могут постоянно жить на одном и том же месте. К ним относятся:

Дятел – знаменитый борец с вредителями леса. Добывая из-под коры деревьев личинок и вредных насекомых, он строит тем самым домики (дупла) для других птиц и мелких животных – синичек, мухоловок, белок. В зимнем лесу чувствует себя прекрасно, потому что насекомые впадают в оцепенение, и доставать их становится проще.

Снегирь – красногрудый красавец, обитатель лесов, садов и парков. Зимой яркая окраска делает его более приметным, поэтому существует заблуждение, что снегири прилетают в наши края только с наступлением холодов. Питается он семенами, почками и некоторыми насекомыми. Из таких ягод, как рябина и калина, выедает только семена, оставляя мякоть.

Щур – близкий родственник снегиря, певец по натуре. Любит семена хвойных деревьев, поэтому зимой, объединяясь в стайки, щуры путешествуют по хвойным лесам, собирая урожай.

Воробей – один из самых хорошо известных наших соседей, питается любым растительным кормом, который может найти неподалеку от человеческого жилья: злаками, ягодами, почками деревьев и отходами продуктов. Зимой нуждается в помощи человека.

Синица – санитарка леса, которая помогает деревьям избавиться от насекомых-вредителей. Летом питается исключительно насекомыми, но зимой охотно кушает семечки подсолнуха, мясные и молочные продукты, выброшенные человеком.

Ворона – шумная всеядная птица, любительница украсть яйца или добычу у других животных и птиц. Зимой нередко ищет себе пропитание на свалках и помойках.

Свиристель – таёжный житель с уникальной окраской крыльев: кончики самых больших перьев на них окрашены в ярко-красный цвет, что заметно только при близком рассмотрении. Живет в больших стаях, летом питаясь насекомыми (ловит их на лету), ягодами и молодыми побегами, а зимой – оставшимися на поверхности ягодами, в том числе рябиной. Поэтому в холодное время года часто перебирается в дачные и садовые территории.

Голубь – любимец детей и взрослых, которые нередко балуют его семечками и кусочками хлеба на площадях и в парках. Кушает в основном растительную пищу, но летом не отказывается и от насекомых. От других птиц отличается умением пить воду, втягивая ее, как это делает человек через соломинку, тогда как другим пернатым приходится набирать в клюв несколько капелек воды и запрокидывать головку вверх, чтобы жидкость попала внутрь.

Поползень – маленький лесной обитатель, который в поисках своей основной пищи – насекомых – карабкается туда и обратно по стволам деревьев, в том числе вниз головой. Ближе к осени переходит на растительную пищу – семена и плоды. Любит орешки и желуди, из которых извлекает сердцевинку, продалбливая клювом отверстие. Делает из семян запасы, пряча их в щелях коры деревьев и прикрывая сверху кусочками мха и лишайников.

Обратите внимание малыша на то, что городские птички зависят от людей, и им нужно помогать, подкармливая зерном.

Чтобы лучше запомнить полученную информацию, предложите ребенку сыграть в своеобразную викторину – вы задаете вопросы-загадки, а он называет птичку и находит ее изображение среди фотографий. Вопросы могут такого плана:

  1. Птичка-рыбак, любитель мелких рыбок (зимородок).
  2. На холме сидит, добычу сторожит. Только муха показалась – сразу в клюве оказалась (мухоловка).
  3. Над полями, над лугами в небе пролетает, песню мелодичную громко распевает (жаворонок).
  4. Этому пернатому не лень в дереве жучков искать весь день (дятел).
  5. И вверх и вниз по стволу проползет, пока себе еду не найдет (поползень).
  6. По ночам поет и подражает птицам ловко маленькая (камышовка).
  7. Зимой его видно прекрасно: не спрячешь в снегу окрас ярко-красный (снегирь).
  8. Птица мира и добра, обитатель города (голубь).
  9. Любит крупных насекомых этот маленький гурман: куст колючего растения он превращает в ресторан (жулан).
  10. Зимой по елкам, лиственницам, соснам пускается он в тур (щур).
  11. Всех червяков найдет на пашне этот шустрый удалец (скворец).
  12. Зимой везде, где сохранились ягоды рябины, его услышать можно трель (свиристель).
  13. Живет в дупле девица – яркая птица (синица).
  14. Под карнизом строит дом и живет счастливо в нем (ласточка).
  15. В поисках корма скачет по полянке маленькая, шустрая (зарянка).
  16. Где угодно корм найдет, а если надо – украдет (ворона).
  17. Маленький и робкий, живет вблизи людей (воробей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВН: « МЫ ЗНАТОКИ ПТИЦ!» /ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА/

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ  КВН: « МЫ ЗНАТОКИ ПТИЦ!»/ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА/ЦЕЛЬ: ·        Углубить и обобщить экологические знания детей (о птицах); активи...

Экологическая викторина « Знатоки природы» (Для детей старшей группы.)

Экологическая викторина проводится с участием двух команд,которые решают поставленные перед ними задачи. В конце викторины команды получают призы....

Экологический брейн - ринг «Знатоки природы» для детей старшей группы.

Данное мероприятие способствует формированию экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе....

КВН "Знатоки птиц" для детей старшего дошкольного возраста

Закреплять представления о птицах, развивать память, внимание, умение классифицировать, сравнивать, логически мыслить; использовать для обобщения схематичную модель; в соревновательных заданиях быть ч...

Викторина по экологии «Знатоки природы» для детей старшей группы

Викторина позволяет выявить и актуализировать  знания  детей о  живой природе, расширить кругозор детей; развить их интеллектуальные способности...

Конспект игры - викторины на тему «Знатоки птиц» для детей подготовительной группы

Цель:  создание условий для систематизирования знаний детей о птицах России, их внешнем виде, голосе.Задачи:-закреплять знания детей о птицах (зимующих, перелетных);- учить детей и...