Социально-педагогическая направленность - II место_Гнилицкая С.Н._16_
методическая разработка (старшая группа)

Конкурс методических материалов педагогов ДОО г.Саяногорска

Название работы: праздник «В гостях у Царицы Природы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городской конкурс методических материалов

«Организация досуговой деятельности в детском саду»

Номинация: «Лучшее досуговое мероприятие социально-педагогической направленности»

Название работы: праздник «В гостях у Царицы Природы»

Автор:

Гнилицкая Светлана Николаевна,

воспитатель

МБДОУ д/с №16 «Дюймовочка»

Саяногорск, 2019 г.

Пояснительная записка

Актуальность

«Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения».

К. Паустовский

Экологическое воспитание — это формирование осознанного отношения детей к природе. «Человек и природа», пожалуй, никогда эта тема она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над всей планетой.

         Гармоничное развитие личности ребенка невозможно без эмоционального отношения к окружающему его миру. Организация и проведение досугов экологической направленности является одной из эффективных форм экологического воспитания детей дошкольного возраста. В процессе праздника дети не только получают положительные эмоции, у них также формируются элементарные основы экологической культуры, понимание важности охраны природы; гуманное отношение к природе, выраженное не только в бережном отношении к ней, но и в осознании необходимости выполнения определенных норм поведения.

         Проживание ребенком в ходе праздника различных ситуаций, способствует накоплению опыта решения возможных проблем, что является основой для выбора правильных способов поведения в аналогичных ситуациях в реальной жизни. Важным фактором, влияющим на экологическое воспитание, является деятельность ребенка в коллективе сверстников. Здесь ребенок проявляет свои способности, самоутверждается, совершает поступки в соответствии с правилами, видит варианты поведения других детей, при этом осознает, как надо поступать в том, или ином случае.

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности «Путешествие в Царство природы».

Задачи:

  • способствовать формированию представлений о правилах поведения в природе, уточнению представлений о взаимосвязи природных сообществ;
  • способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками;
  • создать условия для проявления детьми творческой активности, инициативы и самостоятельности;
  • создать условия для развития художественно-речевых исполнительских навыков;
  • создать условия для воспитания культуры честного соперничества в играх-соревнованиях;
  • создавать условия для получения детьми новых впечатлений, формировать интерес к познавательным развлечениям.

Место проведения: музыкальный зал.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста.

Оборудование и необходимые дополнительные материалы: декорации «Лес», «Пожар»; конверты с заданиями; картинки для игры «Правила поведения в лесу»; атрибуты для игры «Что возьмем с собой в поход»; атрибуты для игры «Скажем мусору – нет!»; атрибуты для игры «Мы – пожарные» (обручи, колокольчики, спецодежда пожарных, мягкие модули – препятствия, ограничители); аудиозапись «Голоса птиц»; ватман 3 листа, заготовки для изготовления плакатов, краски, кисти, клей, ножницы, карандаши, фломастеры, трафареты, шаблоны; фонограмма песни «Улыбка» музыка В. Шаинского (минус); медали «Защитники природы».

Предварительная работа: заучивание стихотворений и песни «Берегите люди красоту»; изготовление атрибутов для сюжетной игры «Пожарные»; изготовление заготовок для плакатов «Береги природу»; беседы экологического содержания.

Ход праздника

Ведущий: Я рада приветствовать всех собравшихся любителей природы!

Ребенок:

Наш дом родной, наш общий дом!

Земля, где мы с тобой живём.

Ты только посмотри вокруг.

Тут речка, там зелёный луг.

В лесу дремучем не пройдёшь!

Воды в пустыне не найдёшь:

А где-то снег лежит горой.

А где-то жарко и зимой.

Чудес нам всех не перечесть.

Одно у них названье есть.

Леса и горы, и моря.

Всё называется - Земля.

Ведущий: Сегодня я предлагаю совершить путешествие в удивительное Царство. Его название сейчас попробуйте отгадать.

В этом Царстве, милый друг,

     Мы увидим всё вокруг:

Небо светло-голубое

Солнце – ярко-золотое.

Ветер с листьями играет,

     В небе тучка проплывает.

Горы, речка и трава

Птицы, звери и моря.

Человек и время года,

Всё вокруг это …… (природа)

Ребята, вы догадались в какое царство мы сегодня отправимся? (Царство природы)

Вы готовы отправиться в наше увлекательное путешествие? А помогут нам волшебные слова.

Дети встают в круг, закрывают глаза и, держась за руки, произносят слова:

В Царство Природы попасть нам легко,

Не надо ехать нам далеко.

Закройте глаза и сделайте шаг,

Теперь в ладоши хлопните так:

Один хлопок, второй хлопок -

И вот уж дует ветерок,

А вот и поле колосится,

Шумит, волнуется пшеница,

Над ней синеют небеса,

Откройте поскорей глаза.

Звучит «волшебная» музыка, заходит Царица Природа.

Царица:

Добрый день и добрый час,

Всех я рада видеть вас.

Вы – защитники природы?

Что ж, проверю я сейчас.

Я заданий сложных много

Приготовила для вас.

Как вы с ними справитесь,

Так домой отправитесь.

Что ж ребята, мне пора,

Не скучайте, детвора.

Про меня не забывайте

И к заданиям приступайте.

Царица под музыку уходит.

Ведущий: Царица Природа сомневается, что мы с вами действительно любим природу, умеем её беречь. Готовы показать ваши знания?

Для того, чтобы вас проверить, Царица Природа подготовила разные задания. Как вы думаете, справитесь? Давайте попробуем. Отправляемся вперёд, навстречу приключениям. (находят конверт с заданием) Вот и первое задание.

  1. Игра «Разрешается-запрещается».

Правила очень просты. Я говорю предложение, а вы добавляете – разрешается или запрещается. Будьте внимательны!

Разжигать костер в лесу…

Ловить зайца и лису…

Чистым воздухом дышать…

Мусор разный оставлять…

Ягодки, грибочки собирать…

Ау, кричать…

Ветки и цветы ломать…

Муравейник разрушать…

От мамы, папы убегать…

Грибы топтать…

В водоем мусор бросать…

На пеньке для животных, угощенье оставлять…

Молодцы ребята, не ошиблись.

2. «Правила поведения в лесу» (картинки)

Для того, чтобы с справиться со следующим заданием, нужно разделиться на 4 команды. Каждой команде из набора предложенных картинок необходимо выбрать только те, на которых изображено правильное поведение человека в природе, а также объяснить свой выбор. (Дети выполняют задание)

Ребенок: стихотворение «Лесные правила».

Если пришёл в лес гулять,

Чистым воздухом дышать,

Прыгай, бегай и играй,

Только ты не забывай,

Что нельзя в лесу шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки-

Убегут с лесной опушки.

Ребенок: Ветки тоже не ломай.

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

И цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять…

Приходят в лес лишь отдыхать.

Бабочки пускай летают.

Никому же не мешают?

И не нужно их ловить,

Хлопать, топать, палкой бить.

Ведущий: Молодцы ребята! Показали Царице Природе, что вы знаете все правила поведения, которые следует соблюдать, находясь в природе. Вам смело можно доверять. Отправляемся дальше в наше путешествие?

Ведущий: Ребята, а вы знаете, как называются люди, которые любят бывать на природе, ходить в лес, им очень нравится много ездить по миру, бывать в разных городах и станах, знакомиться с новыми местами и достопримечательностями? (туристы, путешественники)

А как вы думаете, без чего они не могут обойтись? Отгадайте загадку и узнаете правильный ответ.

Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине.

А в поход пойдешь со мной –

Я повисну за спиной.

(Рюкзак)

Да ребята, так называется сумка, которую путешественник обычно берет с собой. А знаете ли вы, что необходимо брать с собой в поход или в путешествие? Ой, посмотрите, вот ещё один конверт.

3.Эстафета «Что возьмём с собой в поход?»

Царица Природа хочет проверить, знаете ли вы, что нужно брать с собой в поход или путешествие. Приступим к заданию? Сейчас вам нужно разделиться на две команды. Каждая команда должна собирать в свой рюкзак только те вещи, которые пригодятся в путешествии или в походе. Первый участник из каждой команды подбегает к столу, берет нужный предмет, который понадобится ему в походе, кладет его в рюкзак, возвращается назад к своей команде, и передает эстафету второму участнику.

Молодцы, быстро справились. А теперь давайте проверим качество выполнения задания. Все ли предметы оказались нужными? (идет обсуждение принадлежностей, которые дети положили в рюкзаки)

Ведущий: Мы собрали рюкзаки и готовы к путешествию по лесу… и что же мы видим на пути??!! (разбросана бумага, фантики, пакеты и т.д.)

Здесь злодеи побывали?

Всюду мусор разбросали,

Поломали все деревья,

Потоптали и цветы.

Как вести себя не знают,

Красоту уничтожают.

4. Игра «Скажем мусору «Нет!».

Ребята, как вы думаете, как можно вернуть лесу красоту? (рассуждения детей) Давайте уберем мусор в лесу (дети делятся на 2 команды, надевают перчатки и по очереди собирают мусор в ведра). Посмотрите, ребята, теперь порядок везде? Ребята, я надеюсь, вы будете любить и охранять родную природу, будете свой мусор из леса уносить.

Продолжаем наше путешествие? Посмотрим, остались ли ещё задания, приготовленные Царицей природы. А вот и ещё один конверт.

Можно быть в лесу, как дома,
Всё привычно и знакомо:
У костра сварить ушицы,
Из ключа попить водицы.
Не успеешь оглядеться,
И хватаешься за сердце:
От костра идущий жар
Превратился вдруг в пожар!

Тили-тили-тили-бом

Загорелось все кругом!

Вы, друзья, скорей бегите

И огонь остановите!

5.Игра «Мы – пожарные»

Ребята, кто тушит в лесу пожары? Я предлагаю вам попробовать стать настоящими пожарными и спасти лес от огня. Для этого нужно разделиться на две команды. Задание: пролезть в обруч, перелезть через препятствие, добежать до ограничителя, позвонить в колокольчик, вернуться, передать эстафету следующему. Сейчас мы проверим и покажем Царице Природе, какие вы ловкие и быстрые.

Молодцы! Показали свою удаль. Продолжаем прогулку по лесу.

6. Игра «Угадай, кто поёт?»

Ведущий: Когда мы гуляем по лесу, то часто слышим разные звуки. Какие звуки можно услышать в лесу? (рассуждения детей). Да очень много разных звуков слышится в лесу. А самые главные лесные певцы кто? Каждая птичья песенка индивидуальна. Вот посмотрите ещё один конверт. Царица Природа хочет проверить, как вы знаете птичьи голоса. Давайте послушаем и попробуем угадать, какие птицы живут в Царстве Природы.

Звучит аудиозапись птичьих голосов, дети слушают и определяют, что за птица поет или щебечет.

Вы настоящие знатоки птичьих голосов, отлично справились! Вот и последний конверт с заданием. Царица Природа приготовила вопросы. Я думаю, вы легко с ними справитесь. Кто знает ответ, поднимите руку.

7. Игра «Вопрос – ответ»

  1. Какое животное называют царем зверей? (лев)
  2.  Полосатая лошадь? (зебра)
  3. Кто является санитаром леса? (дятел)
  4. Сумчатый прыгун (кенгуру)
  5. Какое животное называют самым упрямым? (осёл)
  6. У какого животного самая длинная шея (жираф)
  7. Ягода, с которой без ножа нам не справиться (арбуз)
  8. Лысеющий на ветру цветок? (одуванчик)
  9. Как называется стеклянный домик для рыбок? (аквариум)
  10.  Где зимует медведь? (берлога)
  11. Как называется грибок, что под березками живет? (подберезовик)
  12. Вы знаете названия многих ягод. А какая ягодка тут лишняя?
  1. Голубика; 2. Черника; 3. Зеленика
  1. Домашнее животное, которое гуляет само по себе (кошка).
  2. Что бывает утром на траве? (Роса)
  3. Какие грибы в лесу растут на пнях? (Опята).

Молодцы! Справились со всеми заданиями Царицы Природы. Как вы думаете, теперь она поверит, что вы настоящие защитники и любители природы?

8. Изготовление «Экологического плаката».

Ребята вы показали, что любите природу, знаете, как о ней заботиться и как сберечь её. Сейчас я предлагаю вам разделиться на 3 команды.

Капитан каждой команды вытянет карточку с темой, которую команда отразит в своём плакате. В итоге получится три плаката: «Береги леса от пожара», «Береги водоём от загрязнения», «Береги животных». Капитаны вытягивают карточку с темой.

Под музыку каждая команда изготавливает плакат на экологическую тему в виде аппликации (коллажа). На столе заранее приготовлены отдельные элементы, предметы по данной тематике, дети согласно своей теме, отбирают все необходимое и размещают на плакате, приклеивают, при необходимости дорисовывают.

Звучит музыка, появляется Царица.

Царица: Дети, вы справились со всеми заданиями, доказали, что действительно любите природу, настоящие её защитники. Вы знаете правила поведения в природе, легко и дружно справляетесь с трудностями. Можно я посмотрю, какие плакаты вы сделали?

Рассматривание и обсуждение плакатов. Дети рассказывают, что они отразили в плакате и где его можно разместить.

Царица: Ребята, вы такие молодцы! В плакатах вы показали все правила, которые каждый житель нашей огромной планеты должен соблюдать, чтобы сохранить и уберечь моё Царство Природы. Я прошу вас, изготовленные вами плакаты обязательно покажите в вашем детском саду, пусть все дети и взрослые знают, как защитить Царство Природы и уберечь его. Спасибо вам, ребята!

Ведущий: Ребята, мы выполнили все задания Царицы Природы. Теперь она может быть спокойна. Вы обещаете всегда беречь природу, и научить этому тех, кто не умеет? Давайте споем песню для Царицы Природы?

9. Песня (на мотив песни «Улыбка» музыка В. Шаинского)

1. Берегите, люди, красоту

И болота, и леса, озера, речки.

Подари природе доброту:

Пусть живут в ней звери, птицы бесконечно.

Припев:

И тогда наверняка, будет чистая река

Будут рыбки в ней плескаться и резвиться,

С голубого ручейка начинается река,

А в природе пусть поют все звери, птицы!

  1. Солнце светит в небе голубом,

Лес пускай шумит зеленою листвою.

Это наш огромный общий дом,

Будем мы его всегда беречь с тобою.

Ребенок:

Всё, что нужно год от года,

Нам даёт сама природа.

Ведь не может человек

Жить без леса, гор и рек.

Так давайте сбережём

Наш земной природный дом!

Царица: Друзья, сегодня, пройдя все испытания, каждый из вас достоин звания «Защитник природы». За знания и старания я хочу наградить вас медалями. Царица вручает детям медали.

Теперь я точно знаю, к кому могу обратиться за помощью, если вдруг в моём Царстве что-то произойдет. Вы придёте ко мне на помощь? Спасибо вам!

Возвращаться вам пора,

До новых встреч, мои друзья!

Царица уходит

Дети встают в круг, держась за руки, произносят слова.

Волшебные слова:

Снова за руки возьмемся

И подсматривать не будем,

В детский садик мы вернемся,

Царство Природы не забудем.

Ведущий: Ребята, вот и закончилось наше путешествие в «Царство Природы».

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь:

Все это называется - природа,

Давайте же всегда ее беречь!

Я предлагаю вам сходить во все группы нашего детского сада и показать наши плакаты, рассказать детям и взрослым, как нужно беречь природу.

Список использованной литературы и информационных источников:

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
  2. Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2009. - № 1. - С.48-52.
  3. Володченко, И.А. Экологические праздники в детском саду // Листья в ладонях, 2011 - №3. - С. 7-11.
  4. Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий / Коломина Н.В. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 144 с.
  5. Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - Москва: Айрис- пресс, 2016. - 240с.
  6. Мингазова, Т. Конкурсные задания к «Экологическому ассорти» // Дошкольное воспитание. – 2012. - №2. – С. 43-44.
  7. Николаева, С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию / С.Н. Николаева. - М.: Новая школа, 2013
  8. http://mdou115959.narod.ru/Pedagog_kopilka/2017.02.28_ehlektronnyj_sbornik_po_materialam_konf.pdf
  9. https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/ekologicheskoe-vospitanie-v-detskom-sadu.html
  10. https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2018/01/27/dosug-zemlya-nash-obshchiy-dom-starshaya-gruppa


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: « Помогаю, как могу» Вид проекта: социально-педагогический, направленный на взаимодействие с семьей. среднесрочный Автор: Суздальцева Ирина Владимировна, воспитатель 1 квалификационной категории Год разработки: 2012- 2013г

Проблема: Большинство родителей не привлекают ребенка к посильному совместному  труду. Не дают возможность действовать самостоятельно, делают за него то, что он может сделать сам....

ПРОГРАММА дополнительной образовательной деятельности Социально – педагогической направленности Для детей 6-7 лет «Геометрия для дошкольников»

Программа «Геометрия для дошкольников» входит в дополнительную образовательную  деятельность по направлению познавательное развитие личности.Возраст детей,  участвующих в реализации данной д...

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Ступеньки к Богу"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕРЮНГРИНСКОЙ РАЙОННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ«Муниципальное бюджетное специальное  (коррекционное) образовательное учреждение  ...

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности: "Как хорошо уметь читать!"

Программа  «Как хорошо уметь читать!» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»....

Программа дополнительного образования социально – педагогической направленности по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста

Программа составлена на основе программы по социально - эмоциональному развитию детей дошкольного возраста "Я, ты, мы" О.Л. Князевой...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...