Социально-педагогическая направленность - III место_Цветкова Е.П., Легачёва Е.Н._10_
методическая разработка (подготовительная группа)

Конкурс методических материалов педагогов ДОО г.Саяногорска

Название работы: «Пасхальные чудеса»

Ссылка для скачивания приложения: https://cloud.mail.ru/public/3phb/3bdszwcU9

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городской конкурс методических материалов

«Организация досуговой деятельности в детском саду»

Номинация: «Лучшее досуговое мероприятие социально-педагогической направленности»

Название работы: «Пасхальные чудеса»

        Авторы:

Цветкова Елена Петровна,

 воспитатель

Легачева Екатерина Николаевна,

 учитель-логопед

МБДОУ детский сад № 10 «Щелкунчик»

Саяногорск, 2019

Пояснительная записка

Актуальность. Любовь  ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви и уважения  к своему народу, дому, улице, на которой он живет, к друзьям. На сегодняшний день возникла необходимость взглянуть на воспитание подрастающего поколения с современных позиций.  В ДОУ  важно   создать условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста через грамотное построение педагогического процесса. В нашем детском саду проводятся мероприятия, направленные на  восстановление утраченных связей между поколениями, идет формирование у детей чувства исторической сопричастности к своему роду. Важно,  чтобы дети знали свою историю, почитали народные  праздники, знали обычаи и традиции своих предков.

Цель:  Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, знакомство с православным праздником, обычаями русского народа. Вовлечение старшего поколения и родителей в педагогический процесс.

Задачи:

1.Создать условия для расширения знаний воспитанников об истоках обрядов и традиций народного праздника «Пасха».

2. Создать условия для развития творческих способностей детей через активную учебно-познавательную деятельность.

3.Способствовать развитию у детей коммуникативных способностей в ходе взаимодействия со сверстниками, взрослыми,  обогащать словарный запас.

4. Создать  положительный эмоциональный настрой,  хорошее настроение.

5.Воспитывать нравственно-патриотические чувства, любовь к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам. Прививать аккуратность и трудолюбие.

Место проведения мероприятия: музыкальный зал.

Целевая аудитория: дети подготовительной логопедической группы.

Оборудование и необходимые дополнительные материалы: компьютер, мультимедийная установка, экран, презентация, видеоклип «Россия, ты моя звезда», рушник, пасхальный кулич (для угощения детей), русские народные костюмы для гостей, деревянные яйца для игр.

Для практической части:  корзина, вареные яйца, салфетки 3-х слойные, ножницы, клейстер, кисти, гофрированная бумага, стразы декоративные, подставка под яйца.

Предварительная работа:, разучивание стихов о весне, о Родине, слушание песни «Россия, ты моя звезда» (сл.и муз.Ю.Тарана), «Весеннего хоровода», изготовление пасхальных поделок.

Ход мероприятия:

Дети под музыку входят в зал, встают полукругом возле стульчиков.

Ребенок.Уж тает снег,

Стучит в окно весна.

И улыбаясь,

Просыпается природа.

Цветам и птицам

Нынче не до сна.

Все очень любят

Это время года!

Ребенок. Наступила долгожданная весна,

Просыпается природа ото сна.

Рады солнышку и звери и цветы.

С радостью весну встречаем я и ты!

Ведущая: Весна - прекрасное время года. Все вокруг оживает, просыпается после зимней спячки. Яркие весенние краски  поднимают нам настроение. Природа весной красива в любой стране, но особенно красива весна в России. Ребята, а что такое Россия?

Дети: Россия-это наша страна, наша Родина. Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все, что нас окружает.

Ведущая: Россия… Какое слово! Вслушайтесь…в нем и  роса, и сила, и красота родной земли. Россия-так называется наша с вами страна, наша Родина.

Ребенок. Люблю тебя, моя Россия,

Твои леса, луга, поля.

Твои задумчивые сцены

Из мая и из января.

Люблю березку на опушке

И незабудки на лугу.

И без тебя, моя родная,

Я жизнь представить не могу.

Ведущий: Давайте полюбуемся красотой нашей России и послушаем замечательную песню. Дети садятся, смотрят видеоклип и подпевают слова.

Просмотр видеоклипа « Россия, ты моя звезда»

Ведущая: А кто знает, как называлась наша страна раньше?

Дети: высказывания детей 

Ведущая: Русь-матушка, Святая Русь - так с любовью называли нашу страну раньше. Не простая судьба у нашей Родины, многое ей пришлось пережить. Но какими бы не были тяжелыми времена, на Руси всегда было много детей, озорных мальчишек, веселых девчонок, которые так же как и вы, тоже любили поиграть. Вы же любите  играть? Многие игры сохранились и до наших дней. Хотите познакомиться с такой игрой?

Ведущая знакомит детей с правилами русской народной игры «Кривой петух».

Водящему завязывают глаза, крутят на месте. Дети стайкой подходят и спрашивают:

- Кривой петух, на чём стоишь?

– На иголочках.

- И не колко тебе?

 -На подковочках.

 - Ступай в кут, там блины пекут,

Там блины пекут, тебе блин дадут.

Стучат ногой в пол.

-Кто там?

- Тарас! Лови нас, не открывая глаз!

Петух ловит детей с закрытыми глазами. Затем он должен определить, кого поймал, только после этого он может открыть глаза. Дети садятся

Ведущая: А кто знает, какой праздник люди встречали на Руси весной? Мы с вами тоже будем  скоро его отмечать. Высказывания детей

              В зал с корзинами яиц входят гости в народных костюмах (бабушки и мама воспитанников), здороваются.

Бабушка 1: Здравствуйте, ребятки! Мне сегодня  из деревни привезли 2 корзины яиц. Я себе немного себе оставила, соседям раздала, а остальные  решила принести в детский сад. Воспитатель благодарит бабушку и спрашивает у детей, как можно использовать такое количество яиц. Выслушиваются ответы детей. 

Ведущая: Знаете ли вы, дети, к какому празднику почти во всех домах люди красят яйца. Ответы детей. 

Ведущая: Правильно, через несколько дней мы с вами будем отмечать праздник Святой Пасхи и к этому празднику во многих домах люди будут красить яйца.  Что вы знаете об этом празднике? Как вы думаете, всё ли вам известно об этом празднике или хочется  узнать что-то еще? ответы

Ведущая: Ребята, а давайте попросим наших гостей, может они нам что-нибудь интересное расскажут.

Бабушка (2) рассказывает о традициях празднования Пасхи на Руси и в своей семье, вспоминая случаи из детства. Рассказ сопровождается  показом презентации.

Примерный рассказ бабушки.

         

           На Пасху мы с родителями, как все православные люди,ходили в храм на Богослужении. Там пасхальная служба начиналась очень рано, и люди приходили в храм загодя, потому что желающих попасть в храм было очень много.

           Всю   пасхальную неделю в церквях звонили колокола. Праздничный колокольный перезвон был слышен повсюду.  (слушают колокольный звон)

           После  службы, православные люди поздравляли друг друга и говорили: «Христос воскресе!» и целовались.

           Дома,  за праздничным столом собиралась вся семья. Куличи, «пасха», крашеные яйца украшали пасхальный  стол.

          А потом люди целую неделю  ходили друг к другу в гости, дарили крашеные яйца и куличи. В это время мы очень любили играть  в пасхальные игры.  «Катание яиц» была одной из самых любимых игр детворы.

         Еще была игра, которая называлась  «Кручение яиц». Играли в нее большой компанией или парами. Всем играющим надо было враз закрутить свои пасхальные яйца. Чье яйцо дольше прокрутилось — тот и победил. Победитель и забирал яйца тех, кто проиграл.

           В старые времена на Руси нельзя было представить празднование Пасхи без качелей. Тогда во всех дворах загодя устанавливались столбы, на которые навешивались веревки, крепились доски.

          Девушки и парни во время пасхальных гуляний тоже играли вигры, водили хороводы на лужайках.

          А мы с другими детьми ходили по соседям, пели пасхальные песни. А за это нам  давали яйца (крашенки), куличи, и всё самое вкусненькое. Мы приносили домой целые карманы яиц!

          Обычай обмениваться на Пасху красным яйцом, очень давний. Яйцо — это символ жизни. Все христиане и приветствуют друг друга красным яйцом как знаком вечной жизни.

         К Пасхе каждая семья собирала и красила по целому ведру яиц. Их раздавали детям, гостям. Яйца на Пасху раскрашивали разными цветами и называли их «крашенки», а яйца, которые украшали разными рисунками, называли «писанки».    

Бабушка 1: Ребята, в пасхальную неделю все любили не только играть, но и водить хороводы.

Ведущая: А наши ребята тоже на музыкальных занятиях разучивали «Весенний хоровод».  Приглашает детей и гостей в хоровод.

 «Весенний  хоровод» (сл.и муз.С.Насауленко)

       

Вед. А сейчас давайте попросим наших остальных гостей рассказать, как в их семьях отмечали и отмечают  праздник  Пасхи.

Мама воспитанника и бабушка (1) рассказывают о том, как в их семьях готовятся и отмечают этот праздник.        Если у детей есть вопросы, они могут задать их гостям.

В конце рассказа мама говорит о том, что сейчас  существует очень много способов украшения пасхальных яиц,  предлагает детям рассмотреть несколько вариантов, как они в семье украшают. Спрашивает, хотят ли дети сами попробовать украсить яйцо. Ответы детей.

Детям предлагается   выбрать из картинок, с изображением яиц ту, которая им больше понравилась. Затем дети делятся на 3 подгруппы (по картинкам), расходятся к столам.

Ведущая сообщает детям о том, что за каждым столом будет находиться один из приглашенных гостей, который  научит их своему способу украшения яиц.  (проводятся мастер-классы   по украшению пасхальных яиц).

         После работы предлагается сделать общую выставку украшенных яиц, рассмотреть ее, делясь друг с другом техникой украшения (декупаж из салфеток, декупаж из гофрированной бумаги, украшение декоративными стразами).

Ведущая: Ребята, у вас получились чудесные пасхальные сувениры!

Бабушка 1: Ребятки, на Пасху на Руси всегда устраивали веселые детские игры, давайте, и мы с вами поиграем! Когда я была такой маленькой как вы, мне очень нравилась игра «Катание яиц». Хотите поиграть? Дети: Да!

Девчонки да мальчишки, озорные ребятишки!

Выходите поиграть, яйца красные катать.

Игра: «Катание яиц». 

Для катания я приготовила специальную "красную" горку, которую установим на полу. Вы будете поочередно пускать крашеные яйца, и тот, чье яйцо прокатится дальше - выиграет.

Бабушка 2: А я любила играть в игру, где надо яйца раскручивать, а называли мы ее «Кручение яиц».

Игра: «Кручение яиц».

Играют двое или несколько игроков. Нужно одновременно раскрутить свое пасхальное яйцо. У кого яйцо будет дольше крутиться - тот и выиграл.

Ведущая. Ребята, наша встреча подошла к концу. Ой, посмотрите, что это? Это же солнышко, только оно почему-то без лучиков. А давайте мы с вами возьмем лучики и прикрепим к солнышку. 

Рефлексия «Солнышко»

(На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне было интересно, я много узнал; голубого цвета – было не интересно).

Спасибо вам, ребята,  за работу, за творчество и фантазию. Свой сувенир вы сможете подарить кому-то из близких и дорогих вам людей на Пасху.

А нашим гостям огромное спасибо за такую замечательную встречу.  Мы с ребятами очень много интересного сегодня узнали. Правда, ребята?  Надеемся, что в семьях ваших детей и внуков и в будущем  будут сохраняться традиции празднования Пасхи.

В конце бабушки угощают детей куличами.

Совместное чаепитие.

Список литературы

  1. Маханева М.Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М.;ТЦ Сфера,2009.-96с.
  2. Занимаемся, празднуем, играем: сценарии совместных мероприятий с родителями/ авт.-сост. Т.И.Кандала.-Волгоград: Учитель, 2010
  3. Русские народные праздники, Михеева Л.Н., Издательство: Дрофа Плюс, 2007 г.
  4. Интернет-ресурс: https://yandex.ru/video/preview?filmId=19&text=россия ты моя звезда&text=ты моя &noreask=1&p

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: « Помогаю, как могу» Вид проекта: социально-педагогический, направленный на взаимодействие с семьей. среднесрочный Автор: Суздальцева Ирина Владимировна, воспитатель 1 квалификационной категории Год разработки: 2012- 2013г

Проблема: Большинство родителей не привлекают ребенка к посильному совместному  труду. Не дают возможность действовать самостоятельно, делают за него то, что он может сделать сам....

ПРОГРАММА дополнительной образовательной деятельности Социально – педагогической направленности Для детей 6-7 лет «Геометрия для дошкольников»

Программа «Геометрия для дошкольников» входит в дополнительную образовательную  деятельность по направлению познавательное развитие личности.Возраст детей,  участвующих в реализации данной д...

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Ступеньки к Богу"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕРЮНГРИНСКОЙ РАЙОННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ«Муниципальное бюджетное специальное  (коррекционное) образовательное учреждение  ...

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности: "Как хорошо уметь читать!"

Программа  «Как хорошо уметь читать!» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»....

Программа дополнительного образования социально – педагогической направленности по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста

Программа составлена на основе программы по социально - эмоциональному развитию детей дошкольного возраста "Я, ты, мы" О.Л. Князевой...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...