«Родной мой край- Камчатка»
методическая разработка (подготовительная группа)

Каратаева Елена Сотпаевна

Цель: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой и традициями малых народов.

Задачи.

Образовательные:

- формировать чувство любви к родному краю, своей малой Родине, на основе приобщения природе, культуре и традициям.

- формировать умение взаимодействовать в коллективном творчестве.

- поддерживать интерес детей к истокам национальной культуры населяющих Россию.

 Развивающие:

- развивать общую двигательную активность, музыкальный слух и чувство ритма.

- совершенствовать певческие навыки и вокально-слуховую координацию; петь

 коллективно с музыкальным сопровождением;

Воспитательные:

-воспитывать интерес к культуре народов Севера.

- Создать атмосферу праздника.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное

развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое

развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: прослушивание песен о Камчатском крае, просмотр видеофильмов о Камчатке и о коренных народах полуострова, изготовление родителями элементов корякского костюма – головного убора (малахай) и бубнов, национальных оберегов.

Оборудование: ноутбук, музыкальный центр, бубны для танца, обереги для всех детей, 3 обруча для игры, веревка.

Ход развлечения:

На фоне музыки ведущий читает стихотворение, дети входят в зал и встают полукругом.                    Воспитатель:

На Севере народов много,

По пальцам их не перечесть!

Эвенки, Якуты, Буряты

Народы здесь разные есть.

Коряки, нанайцы и Чукчи –

В культуре великой страны

Оставили след свой бесценный

И жизнь здесь свою обрели!

Вос-ль: Ребята, скажите, что мы называем Родиной?

Дети. Место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы, папы, друзья.

Вос-ль: Каждый человек любит свою родину, город, в котором он живет и чем больше мы будем знать о своем родном городе, крае – тем больше будем его любить.

И сегодня мы будем прославлять наш любимый край- песнями, танцами и стихами.

Матвей: Сопка серебристая, до глаза озер,

Тундры наши мшистые, ягодный ковер.              

Маша: В северных далях, средь вод океанских

В шуме прибоя и буйных ветров

Древний стоит полуостров – Камчатский

В дымке вулканов и белых снегов.                          

Саша: Это красиво – сопки в тумане.

Это нормально жить на вулкане.

Это прекрасно – гейзеров чудо.

Утро в России родом отсюда. 

                               

Дети исполняют песню  «Что такое Родина» сл. И. Черницкой, муз. А. Флярковского

 

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним на что похож наш полуостров?

1 р: Если сверху смотреть на камчатскую глыбу,

Можно увидеть гигантскую рыбу!

2 р: С хвостом, головою и плавниками

Которую, как известно едят руками!

3 р: При некотором напряжении воображения

Можно увидеть картину иную:

4 р: Как бы гигантскую запятую

5р: А может быть это- шлюпка большая

Прибитая штормом к пустынному краю?

6 р: А может сосулька свисает уныло

С промерзшего носа земли остылой!

Воспитатель: Правильно, вот так необычно и живописно выглядит наша Камчатка.

Артем: Коль хотите вы увидеть

Очень дивную красу –

Приезжайте на Камчатку

Прогуляемся в лесу.                                 

Агата: Покажу вам сопки, мишек,

Речки рыбные до дна.

А еще здесь есть долина

Очень чудная она!                                      

 

Лев: Камчатка дорогая!

Любимые края.

Красивая такая

Ты, родина моя!                                           

Даша К.: А признак твой – вулканы,

Расточки черемши

И горы великаны

Любимые мои!  

Воспитатель: Сегодня мы отправимся на север Камчатки. Но прежде чем отправиться в путь, вспомним, какие народы там проживают ( эвены, коряки, ительмены, алиуты, чукчи, нанайцы, и т.д)

И я предлагаю нам отправиться в гости к корякам, которые живут на севере Камчатки.

Но на чем же мы туда доберемся, ведь на севере много снега и нет дороги?

(дети отвечают «На оленях»)

Воспитатель: Правильно, тогда в путь, друзья!

 

Дети исполняют танец «На оленях»

(После танца садятся на стульчики)

Выходит, хозяйка, девочка в национальном костюме.

Айа: - Здравствуйте гости! Меня зовут Айа. Я рада видеть вас. У нас у коряков свой язык, на котором мы разговариваем. Хотите, я вас научу?

На корякском языке, здравствуйте- МЭЙ. (дети повторяют)

А вы знаете, как называется моя шубка?

Дети: кухлянка.

Правильно, а по-корякски- ИТ-ЭН.

А как сапоги?

Дети: Торбаса.

Правильно, а на корякском языке- ПЛЭКУ.

Головной убор?

Дети: Малахай

Правильно, а на корякском- ПЭНКЭН

А знаете, как называется жилище, где мы живем?

Дети: Яранга.

Айа: Мы, коряки, очень любим песни, пляски, игры. Каждый коряк с детства учится петь, танцевать. Давайте с вами поиграем в наши веселые игры: «Юрта» и «Камчатская рыбалка»

Воспитатель: Конечно Айя, мы с удовольствием поиграем с тобой, но играть ребята надо соблюдая правила. Первая игра «Яранга», слушайте внимательно правила игры:

                      

                     П.и: построить ярангу собравшись командой в круг и поднять обруч над головой.

 

      П. И: (Дети образуют 3 круга вокруг обруча, по 4 человека, под музыку водят хоровод и поют.

Юрта, юрта круглый дом,

Побывайте в доме том,

Гости явятся едва

В печке прыгают дрова.

Печка жарко топится, угостить торопиться

Чаем, чаем с молоком

Вкусным сладким пирогом.

 

(Под музыку разбегаются по всему залу, по окончании музыки каждый встает к своему обручу, для постройки яранги.)

                                                    (после игры дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Молодцы ребята, теплые, уютные юрты у вас получились. А сейчас мы проверим знаете ли вы названия рыб, обитающих в камчатских водах? Но вначале нам нужно выбрать опытного, бывалого рыбака. А выберем мы его с помощью считалки. Прежде чем начать игру, повторим правила.

                                                                            «Камчатская рыбалка»

Описание игры: Дети встают в круг и считалкой выбирают рыбака «Прилетели в тундру утки позолоченные грудки. Чтоб утяток выводить, а тебе сейчас ловить». «Рыбак» держит в руках «удочку» (веревка с привязанным на конце грузом) вращая ее по полу по кругу, старается грузом коснуться ног детей. Те дети, кого поймал рыбак, называют рыбу, которая водится на Камчатке.

Правила игры: нельзя повторять название рыб дважды, а кто не смог назвать- выходит из игры.

Айя: Дали морские, сопки седые

Тундра без края, тайга.

Край наш рыбацкий

Край наш камчатский

Скалистые берега.  

Корякская пляска веселью сестра.

Становитесь со мной танцевать все – друзья!                                          

 

Дети исполняют корякский танец.

(после танца дети становятся на полукруг)

 

Демид: На далекой волшебной Камчатке

Там, где сопки, вулканы живут

Под пушистыми снежными шапками

Прячут золото и изумруд.                                             

Марьянна: Где река первобытно кристальна

И от рыбы бушует вода.                                                

Я живу на чудесной Камчатке!

Я не брошу ее никогда!                                               

                                                                Песня «На камчатке мы живем»

(после исполнения песни, дети стоят)

Айя: Ребята, спасибо вам, что вы побывали у меня в гостях. И на память о нашей встрече я дарю вам

национальный оберег,

Вос-ль: Спасибо дорогая Айя. Твой оберег будет напоминать нам эту приятную встречу с тобой! До свиданья Айя!

Айя: До свидания, ребята! (уходит за ширму)

Воспитатель: А нам ребята, пора возвращаться домой, наше путешествие по дальнему северу Камчатки – подошло к концу. В добрый путь друзья, домой!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Родной мой край- Камчатка»24.94 КБ

Предварительный просмотр:

                       Конспект музыкального развлечения для детей старшего дошкольного возраста

                                                                        «Родной мой край- Камчатка»

Цель: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой и традициями малых народов.

Задачи.

Образовательные:

- формировать чувство любви к родному краю, своей малой Родине, на основе приобщения природе, культуре и традициям.

- формировать умение взаимодействовать в коллективном творчестве.

- поддерживать интерес детей к истокам национальной культуры населяющих Россию.

 Развивающие:

- развивать общую двигательную активность, музыкальный слух и чувство ритма.

- совершенствовать певческие навыки и вокально-слуховую координацию; петь

 коллективно с музыкальным сопровождением;

Воспитательные:

-воспитывать интерес к культуре народов Севера.

- Создать атмосферу праздника.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное

развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое

развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: прослушивание песен о Камчатском крае, просмотр видеофильмов о Камчатке и о коренных народах полуострова, изготовление родителями элементов корякского костюма – головного убора (малахай) и бубнов, национальных оберегов.

Оборудование: ноутбук, музыкальный центр, бубны для танца, обереги для всех детей, 3 обруча для игры, веревка.

Ход развлечения:

На фоне музыки ведущий читает стихотворение, дети входят в зал и встают полукругом.                    Воспитатель:

На Севере народов много,

По пальцам их не перечесть!

Эвенки, Якуты, Буряты

Народы здесь разные есть.

Коряки, нанайцы и Чукчи –

В культуре великой страны

Оставили след свой бесценный

И жизнь здесь свою обрели!

Вос-ль: Ребята, скажите, что мы называем Родиной?

Дети. Место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы, папы, друзья.

Вос-ль: Каждый человек любит свою родину, город, в котором он живет и чем больше мы будем знать о своем родном городе, крае – тем больше будем его любить.

И сегодня мы будем прославлять наш любимый край- песнями, танцами и стихами.

Матвей: Сопка серебристая, до глаза озер,

Тундры наши мшистые, ягодный ковер.              

Маша: В северных далях, средь вод океанских

В шуме прибоя и буйных ветров

Древний стоит полуостров – Камчатский

В дымке вулканов и белых снегов.                          

Саша: Это красиво – сопки в тумане.

Это нормально жить на вулкане.

Это прекрасно – гейзеров чудо.

Утро в России родом отсюда.  

                               

Дети исполняют песню  «Что такое Родина» сл. И. Черницкой, муз. А. Флярковского

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним на что похож наш полуостров?

1 р: Если сверху смотреть на камчатскую глыбу,

Можно увидеть гигантскую рыбу!

2 р: С хвостом, головою и плавниками

Которую, как известно едят руками!

3 р: При некотором напряжении воображения

Можно увидеть картину иную:

4 р: Как бы гигантскую запятую

5р: А может быть это- шлюпка большая

Прибитая штормом к пустынному краю?

6 р: А может сосулька свисает уныло

С промерзшего носа земли остылой!

Воспитатель: Правильно, вот так необычно и живописно выглядит наша Камчатка.

Артем: Коль хотите вы увидеть

Очень дивную красу –

Приезжайте на Камчатку

Прогуляемся в лесу.                                

Агата: Покажу вам сопки, мишек,

Речки рыбные до дна.

А еще здесь есть долина

Очень чудная она!                                      

Лев: Камчатка дорогая!

Любимые края.

Красивая такая

Ты, родина моя!                                            

Даша К.: А признак твой – вулканы,

Расточки черемши

И горы великаны

Любимые мои!  

Воспитатель: Сегодня мы отправимся на север Камчатки. Но прежде чем отправиться в путь, вспомним, какие народы там проживают ( эвены, коряки, ительмены, алиуты, чукчи, нанайцы, и т.д)

И я предлагаю нам отправиться в гости к корякам, которые живут на севере Камчатки.

Но на чем же мы туда доберемся, ведь на севере много снега и нет дороги?

(дети отвечают «На оленях»)

Воспитатель: Правильно, тогда в путь, друзья!

Дети исполняют танец «На оленях»

(После танца садятся на стульчики)

Выходит, хозяйка, девочка в национальном костюме.

Айа: - Здравствуйте гости! Меня зовут Айа. Я рада видеть вас. У нас у коряков свой язык, на котором мы разговариваем. Хотите, я вас научу?

На корякском языке, здравствуйте- МЭЙ. (дети повторяют)

А вы знаете, как называется моя шубка?

Дети: кухлянка.

Правильно, а по-корякски- ИТ-ЭН.

А как сапоги?

Дети: Торбаса.

Правильно, а на корякском языке- ПЛЭКУ.

Головной убор?

Дети: Малахай

Правильно, а на корякском- ПЭНКЭН

А знаете, как называется жилище, где мы живем?

Дети: Яранга.

Айа: Мы, коряки, очень любим песни, пляски, игры. Каждый коряк с детства учится петь, танцевать. Давайте с вами поиграем в наши веселые игры: «Юрта» и «Камчатская рыбалка»

Воспитатель: Конечно Айя, мы с удовольствием поиграем с тобой, но играть ребята надо соблюдая правила. Первая игра «Яранга», слушайте внимательно правила игры:

                       

                     П.и: построить ярангу собравшись командой в круг и поднять обруч над головой.

      П. И: (Дети образуют 3 круга вокруг обруча, по 4 человека, под музыку водят хоровод и поют.

Юрта, юрта круглый дом,

Побывайте в доме том,

Гости явятся едва

В печке прыгают дрова.

Печка жарко топится, угостить торопиться

Чаем, чаем с молоком

Вкусным сладким пирогом.

(Под музыку разбегаются по всему залу, по окончании музыки каждый встает к своему обручу, для постройки яранги.)

                                                    (после игры дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Молодцы ребята, теплые, уютные юрты у вас получились. А сейчас мы проверим знаете ли вы названия рыб, обитающих в камчатских водах? Но вначале нам нужно выбрать опытного, бывалого рыбака. А выберем мы его с помощью считалки. Прежде чем начать игру, повторим правила.

                                                                            «Камчатская рыбалка»

Описание игры: Дети встают в круг и считалкой выбирают рыбака «Прилетели в тундру утки позолоченные грудки. Чтоб утяток выводить, а тебе сейчас ловить». «Рыбак» держит в руках «удочку» (веревка с привязанным на конце грузом) вращая ее по полу по кругу, старается грузом коснуться ног детей. Те дети, кого поймал рыбак, называют рыбу, которая водится на Камчатке.

Правила игры: нельзя повторять название рыб дважды, а кто не смог назвать- выходит из игры.

Айя: Дали морские, сопки седые

Тундра без края, тайга.

Край наш рыбацкий

Край наш камчатский

Скалистые берега.  

Корякская пляска веселью сестра.

Становитесь со мной танцевать все – друзья!                                          

Дети исполняют корякский танец.

(после танца дети становятся на полукруг)

Демид: На далекой волшебной Камчатке

Там, где сопки, вулканы живут

Под пушистыми снежными шапками

Прячут золото и изумруд.                                            

Марьянна: Где река первобытно кристальна

И от рыбы бушует вода.                                                

Я живу на чудесной Камчатке!

Я не брошу ее никогда!                                                

                                                                Песня «На камчатке мы живем»

(после исполнения песни, дети стоят)

Айя: Ребята, спасибо вам, что вы побывали у меня в гостях. И на память о нашей встрече я дарю вам

национальный оберег,

Вос-ль: Спасибо дорогая Айя. Твой оберег будет напоминать нам эту приятную встречу с тобой! До свиданья Айя!

Айя: До свидания, ребята! (уходит за ширму)

Воспитатель: А нам ребята, пора возвращаться домой, наше путешествие по дальнему северу Камчатки – подошло к концу. В добрый путь друзья, домой!

 

Слайд 1:

Тема: «Родной мой край – Камчатка»

Воспитание дошкольников, проживающих в регионах, где коренными жителями являются малые народы, начинает осуществляться с ознакомления культуры и бытом данного народа в доступной форме. Начиная с дошкольного возраста, дети изучают географическое положение Камчатки, народности полуострова, промысел камчадалов, элементы одежды: учат стихи, поют и инсценируют песни, исполняют простые танцевальные движения.

Слайд 2: (карта полуострова)

Слайд 3:

Цель: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой и традициями малых народов.

Задачи.

Образовательные:

- формировать чувство любви к родному краю, своей малой Родине, на основе приобщения природе, культуре и традициям.

- формировать умение взаимодействовать в коллективном творчестве.

- поддерживать интерес детей к истокам национальной культуры населяющих Россию.

 Развивающие:

- развивать общую двигательную активность, музыкальный слух и чувство ритма.

- совершенствовать певческие навыки и вокально-слуховую координацию; петь

 коллективно с музыкальным сопровождением;

Воспитательные:

-воспитывать интерес к культуре народов Севера.

- Создать атмосферу праздника.

Наше дошкольное учреждение уделяет большое внимание региональному компоненту и его реализации в рамках ООП ДО.

Начав работу по этой теме я увидела большую схожесть культуры и быта малых народов севера и тувинцев, проживающих в отдаленных районах Республики Тыва.

Слайд 4 (Жилище) 

Меня очень заинтересовал и удивил этот факт и мне, захотелось донести эти сведения до детей.

С большим интересом и заинтересованностью приступила к внедрению и реализации данной темы.  Приехав всего два года тому назад, я имею возможность сравнения культур этих двух народов. Мы можем видеть это даже по внешнему виду жилья. (яранг и чум)

Слайд 5, 6, 7: (инструменты (варган и хомус, бубен) танец.

Ведь как много общего у этих народов: музыка, песни, танцы, музыкальные инструменты,

элементы одежды, обереги и даже внешний вид - несмотря на то, что проживают они в разных регионах. Если рассматривать танец, то можно увидеть общее в том, что во время танца и одни и другие играют на бубнах, поют, а также исполняют так называемое горловое пение. Танцы очень схожи между собой в том, что они передают сюжет и легко читаемы зрителями. Это и бег оленей, полет и купание чаек, различные подражательные движения животных, обитающих в данной местности.

В тоже время корякская пластика отличается от тувинской тем, что она более динамична и темпераментна, а тувинская более мягкая и пластичная.

         

Слайд 8 (темы этапов)

Изучив все национальные особенности, схожесть и различия, я приступила к ее реализации - разбив работу поэтапно.

 Сентябрь - «История моего края»

Октябрь - «Мир вокруг нас, коренные народы Севера»

Ноябрь - «Фольклор и традиции Севера»

В сентябре на музыкальных занятиях, я знакомила детей с песнями о Камчатке камчатском крае.

Слайд 9: В октябре знакомила детей с фольклором народов Севера. Дети освоили элементарные фразы приветствия, прощания, названия животных и птиц, сказочных образов народов севера. Включала драматизацию отрывков из сказок народов Севера на утренниках и развлечениях. Составила картотеку подвижных игр, составила папку «Танцы народов Севера», в своей работе использовала опыт хореографа О. Киенко.

В ноябре на основе полученных знаний и умений приступила к постановке нанайской сказки «Как собака искала друга»

Слайд 10 и 11: (грамота с 1 местом и фото детей) С данной сказкой дети вышли на 17 городской Фестиваль - конкурс детского творчества детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Солнышко», где заняли 1 место.

Слайд 12: (фото работ) Данная работа велась в тесном сотрудничестве с узкими специалистами и воспитателями групп. Воспитатели проводили познавательные занятия, на которых знакомили детей с особенностями данной темы. На художественно- эстетических занятиях, дети передавали свои впечатления в лепке, аппликации и рисовании. Дети проживают явления культуры и природы через собственное творчество.

Слайд 13: Инструктор по физвоспитанию знакомила детей с подвижными играми народов Севера.

Слайд 14: (бубны, повязки, оберег)

Данная работа велась в тесном сотрудничестве с семьей. Родителями была оказана необходимая поддержка и помощь в изучении данной темы: чтение национальных сказок, изготовление поделок, а к музыкальному развлечению были изготовлены: бубны, головушки и обереги.

Песни о родном крае, танцы и игры северных народов, с участием детей стали украшением любого праздника, где активными участниками являются и родители, что вызывает у них огромный интерес. 

Проведенная работа была интересна и познавательна детям, родителям и педагогам. И тема, вызвавшая такой живой интерес, непременно будет продолжаться и дальше.

Вашему вниманию было предоставлено музыкальное развлечение, как итог о проделанной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Край родной - Чувашский край"

Сценарий развлечения о Родном крае....

"Край родной -Чувашский край"

Развлечение ко дню рождения И.Я.Яковлева...

"Край родной -Чувашский край"

Развлечение в старшей группе ко дню рождения И.Я.Яковлева...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....