проект «Музыкальные страницы «Детского альбома» П. И. Чайковского»
проект (старшая, подготовительная группа)

Михайлова Елена Борисовна

Проект предназначен для детей старшей и подготовительной групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muzykalnye_stranitsy_detskogo_alboma.docx117.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2»

г. Калачинска Омской области

Проект

«Музыкальные страницы

«Детского альбома» П. И. Чайковского»

        

  Музыкальный руководитель

                                                                высшей категории

                                                                               МБДОУ «Детский сад №2»

                                                                                     Михайлова Е.Б.

Калачинск

2016

К 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Загрузки\портрет.jpg

                     «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся…

                                  Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать.

                                                   Любите и изучайте великое искусство музыки.

                                                                  Оно откроет вам целый мир высоких

                                                                                       чувств, страстей, мыслей»

                                                                                                                                                                                                                                                                         П. И. Чайковский

     

 В течение многих лет я использую в своей работе «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ»   П. И. Чайковского. Дети очень чутко реагируют на произведения этого цикла, музыка яркая, доступная, понятная для восприятия детьми.  Мы слушаем музыку, беседуем, рассматриваем иллюстрации, инсценируем некоторые пьесы, танцуем под эту музыку. Я много рассказываю о Чайковском, ходим на познавательные мини-концерты «Музыкальной среды» в музыкальную школу имени П. Я. Ковалевского. Как итог этой работы – проводим «Музыкальную гостиную».

        Такой  опыт работы я решила систематизировать и оформить проектом.  

Направление проектной деятельности:      художественно – эстетическое.

Образовательная область: «Музыка».

Название проекта: «Музыкальные страницы «Детского альбома» П. И.   Чайковского».

Тема: «Классическая музыка, как средство повышения нравственного и

культурного уровня развития ребёнка».

Участники проекта:

- музыкальный руководитель;

- дети среднего и старшего дошкольного возраста;

-воспитатели;

 -учащиеся музыкальной школы;

-родители.

Тип проекта: групповой, творческий, открытый (в контакте с семьей)

Объект проекта: Классическая музыка        

Предмет проекта: «Детский альбом» П.И. Чайковского

База проекта: МБДОУ д/с № 2.

Продолжительность: долгосрочный.

Срок реализации: сентябрь 2015г.- май 2016г.

 Ресурсы: материально-техническая база МДОУ №2  обеспечивает реализацию проекта (проектор, экран, музыкальный центр, ноутбук, медиатека, методическое обеспечение)

 Предметно-развивающая среда:         

- Презентация  «П.И. Чайковский – детский  композитор»;

- Презентация «Детский альбом» П.И. Чайковского;

- Аудиозаписи «Времена  года»,  «Детский  альбом»,  «Танец маленьких  лебедей»,   «Шелкунчик».

- Мультфильмы  «Щелкунчик», «Баба Яга»;

- Дидактические игры  «Музыкальные инструменты»,  «Музыкальный чудо-дом»; «Песня-танец-марш», «Опера и балет», «Кто композитор» и другие.

Актуальность проблемы:         

         Проблеме эмоционального развития ребёнка, уделяется огромное внимание в отечественной и зарубежной науке. Главный акцент в решении проблемы ставится на задаче приобщения ребёнка к миру музыкальной культуры. Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь-то собеседник, природа или музыка. В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль классической музыки, поэтому сегодня, как никогда актуальны вопросы музыкального воспитания детей. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественно-эстетическое восприятие мира. И здесь нам помогают музыкальные шедевры классики. Через классическую музыку, можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формировать доброжелательное отношение к животным; воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать ее.

       Таким образом, можно обозначить противоречие:

-между требованиями к уровню музыкально-эстетического воспитания дошкольников и звучанию музыки в социуме;

-между необходимостью активно использовать современные методики и технологии в процессе музыкально – эстетического воспитания детей в ДОУ

и уровнем готовности дошкольников к данному виду деятельности;

-между потребностью детей в красивой, доброй, волшебной музыке и содержанием современной детской музыкальной индустрии;                                          -между уровнем современных ТСО и имеющимися условиями.

      Проблема состоит в том, что дети недостаточно подготовлены к прослушиванию классической музыки, так как дома, в семьях она не звучит. Родители не понимают значимости влияния «классики» на нервную систему ребёнка. Звучащая низкопробная эстрадная музыка не формирует эстетический вкус ребёнка, её ритмы действуют возбуждающе, перегружают нервную систему, вульгарные повторяющиеся тексты легко запоминаются детьми и используются в самостоятельной деятельности, что недопустимо в детском возрасте.

       Цель проекта: Развитие эмоциональной отзывчивости как основы творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством восприятия  классической музыки.

       Задачи:

1. Развивать способность эмоционально откликаться  на чувства, выраженные в музыке.

2.Знакомить детей  с одной из ярких страниц творчества П. И. Чайковского -«Детским альбомом».

3. Формировать музыкальный вкус в процессе накопления слуховых впечатлений.

4. Активизировать творческое воображение в процессе восприятия музыки.

5. Развивать творческий потенциал детей в различных видах деятельности.

      Слушая шедевры классической музыки, ребенок учится определять ее настроение, эмоциональную окраску, развивает свою музыкальную и общую культуру.

       Реализация проекта ориентирована на получение следующих результатов:

Для педагогов:

1.Появление интереса к классической музыке и использование её в разных видах деятельности.

2. Обогащение музыкальной предметно-развивающей среды в группах: создание альбома о творчестве П. И. Чайковского, разработка музыкально-дидактических игр по творчеству П. И. Чайковского, создание фонотеки произведений П. И. Чайковского в группе, оформление экспозиционной выставки, посвященной творчеству П. И. Чайковскому.

3. Повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов в музыкальной деятельности.

Для воспитанников:

1. Более качественное усвоение знаний в непосредственно образовательной деятельности.

2. Развитие образного мышления и творческого воображения детей.

3. Появление интереса к различным формам музыкальной деятельности.

4. Формирование эмоционально-оценочного отношения к музыке.

5. Проявление творческого самовыражения.         

Для родителей.

1. Повышение музыкальной культуры.

2. Ориентация на эмоционально – личностное и эстетическое развитие ребёнка в семье.

3. Заинтересованность и взаимодействие родителей, детей, педагогов в процессе музыкально - эстетического воспитания.

Механизмы реализации:

-изучение материалов по теме;

-разработка системы занятий;

-разработка проекта;

-оформление альбома;

-проведение «Музыкальной гостиной».

Основные формы реализации проекта:


• игровые занятия по слушанию музыки,

• интегрированные занятия,

• слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»,

• работа с познавательной литературой,

• продуктивная деятельность (изодеятельность),

• музыкальные гостиные,

• музыкальные викторины,

• релаксационные паузы,

• посещение концертов классической музыки,

• встречи с учениками музыкальной школы, музыкантами – исполнителями. 

Этапы реализации  проекта 

  Этапы проекта

Деятельность детей

Деятельность педагогов

Взаимодействие с семьей

I ЭТАП

Подготовительный

(сентябрь-октябрь)

Слушание музыки из  цикла «Детский  альбом» П. И. Чайковского

Изучение литературы о биографии и музыкальном творчестве П. И. Чайковского.

Консультация  «Приобщаем дошкольников к классической музыке»

Подбор информационного обеспечения  проекта.

Разработка перспективного плана: системы занятий, бесед, экскурсий.

Изготовление музыкально-дидактических игр

Изготовление папки-передвижки «Учимся слушать музыку дома»

Создание фонотеки произведений   П. И.Чайковского  и распространение её в семьях.

Выявление уровня знаний родителей путем анкетирования и
индивидуальных бесед.

Изготовление музыкально-дидактических игр

II ЭТАП –

Продуктивный

 (основной, практический)

Осуществление

проекта

(ноябрь-январь)

Беседы, рассматривание альбомов, слушание музыки, просмотр видеозаписей концертов и музыкальных спектаклей, проведение музыкально-дидактических игр.

Проведение интегрирован-ных музыкальных занятий «Осенняя фантазия», «Куклина сказка».

(периодичность – 1 раз в месяц)

девочки - изготовление на шаблоне эскизов бальных платьев для кукол;

мальчики – изготовление «лошадок» (украсить шаблон головы лошади, прикрепить его к палочке).

Итог – Новогодний праздник «Карнавал игрушек»,

музыкальная гостиная «Сказочный мир «Детского альбома» П.И. Чайковского

Просмотр мультфильма «Баба Яга», клипов «Марш деревянных солдатиков», «Кукла», «Игра в лошадки» в  самостоятельной деятельности.

Организация посещения «Музыкальной среды» в ДМШ имени П.Я. Ковалевского.

Посещение концерта «Слушаем музыку Чайковского».

Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с классической музыкой дома.

• девочки – приготовить бальный наряд для своей любимой куклы;

• мальчики – изготовить по образцу и шаблону кивер – головной убор солдатика.

Изготовление костюмов  и атрибутов к представлениям.

Презентация

                проекта

(февраль-апрель)

Тематическая выставка «Рисуем музыку П.И. Чайковского»

Приглашение учащихся ДМШ с выступлением «Детский альбом» (по творчеству П.И.Чайковского)

Организация выставки детских работ по произведениям композитора.

Музыкальная гостиная «Путешествие по страницам «Детского альбома» П.И.Чайковского»Проведение конкурса на лучший музыкальный уголок по творчеству П. И. Чайковского в   группах.

Презентация проекта «Музыкальные страницы «Детского альбома» П.И. Чайковского на районном Фестивале проектов.

Выполнение творческих заданий совместно с детьми.

Участие  в образовательном процессе: праздники, тематические мероприятия, занятия.

 

Изготовление и оформление «Детского альбома» 

III ЭТАП – заключительный.

Подведение

итогов.

Мониторинг результатов проекта

 

(май)

Творческий отчет о работе в форме концерта «Музыкальный калейдоскоп»   (по страницам «Детского альбома П.И. Чайковского) для родителей и педагогов.

Отслеживание эффективности реализации поставленных задач.

Оформление материалов проекта с целью дальнейшей трансляции: представление проекта на педагогическом совете, на сайте ДОУ.

Проведение анкетирования среди родителей.

Обогащение предметно-развивающей среды

 

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Время
реализации

 

Описание

 

Ответственные

 

Сентябрь

 Выявление знаний о композиторе Петре Ильиче Чайковском, о «Детском альбоме». Краткая биография, показ портретов, беседа о «Детском альбоме». Названия 24 пьес.
Слушание:
«Камаринская», «Болезнь куклы», «Похороны куклы». Беседа о характере музыкальных пьес. Показ иллюстраций. Просмотр русской пляски с использованием мультимедиа.
Этюд: «русская народная пляска».
Подбор иллюстраций по теме «куклы разных эпох».

 

Музыкальный руководитель

 

 

 

Воспитатель

 

Октябрь

 Слушание: «Вальс», «Новая кукла», «Мужик на гармонике играет». Беседа о характере музыкальных пьес. Показ иллюстраций, рассматривание репродукций картин художников 18-19 веков.
Разучивание с детьми танца «Вальс».
Импровизация: «танец с новой куклой».
Показ фотографий и иллюстраций
гармони. Слушать её звучание.

Свободное рисование красками по теме «Кукла».

 

Музыкальный руководитель

 

 

 

 Воспитатель

 

Ноябрь

 Слушание: «Полька», «Игра в лошадки». 
Беседа о характере музыкальных пьес.
 Беседа о родине «польки»,  о её характере.
Разучить танец «Полька».
Просмотр танца «Полька» с использованием мультимедиа в муз. зале.
Импровизация игры в лошадки (лошадка на палке), стараться скакать прямым галопом - «наездники».

Выучить стихотворение «Моя лошадка».
Рисование красками по теме «игра в лошадка».
Просмотр сказки «Золушка» в группе.
Обратить внимание на картину бала, какой танец был исполнен  под песенку Золушки?

 

Музыкальный руководитель

 

 

 

Воспитатель

 

 

Декабрь

 Слушание: ««Русская песня», « Марш деревянных солдатиков».
Беседы о характере музыкальных пьес.
Прослушать несколько русских народных песен, определить их характер, о чём в них рассказывается…
 
Импровизация марша «солдатиков» под музыку. Вспомнить, в каких сказках встречаются солдатики, и какими они ещё бывают (оловянные, пластилиновые и т.д.)
Свободная лепка по теме « солдатики».
Вспомнить названия русских народных песен и их исполнителей. Беседа о быте, о русских народных традициях.

 

Музыкальный руководитель

 

 

 

 

Воспитатель 

 

Январь

 Слушание: «Зимнее утро», «Баба яга». Беседы о характере музыкальных пьес. Что представляют дети, когда слушают пьесу «Зимнее утро».
Этюд: «снежинки».
Импровизация: изобразить под музыку Бабу ягу.
 
Этюд: «Баба яга ».

Аппликация на тему «Зима».
Вспомнить самые известные сказки с персонажем Бабы яги.
Принести детские книги с иллюстрациями Бабы яги. 
Выставка рисунков по теме «Детский альбом П.И.Чайковского» в музыкальном зале.

 

Музыкальный руководитель

 

 

 

  Воспитатель

 

 

Февраль

 Слушание: «Сладкая грёза», «Мазурка».
Беседы о характере музыкальных пьес. Дать детям понятие «грёзы», сладкие сны, мечты. О чём мечтают дети…Высказывания детей.
Беседа о бальных танцах, о балах, какие ещё танцы исполнялись на балах.
Свободное рисование красками по теме «грёзы», «мечты»…
Подобрать иллюстрации с изображением балов, бальных костюмов, интерьеров 18-19 веков.
Вспомнить сказки, в которых речь идёт о балах. (Золушка, Щелкунчик и т.д.) 

 

Музыкальный руководитель

 

 

Воспитатель

 

Март

 Слушание: «Мама», «Ласковая просьба».
Беседы о характере музыкальных пьес.
Этюд «Мама».
Просмотр фотографий  с использованием мультимедиа в музыкальном зале.

Разучить стихи о маме, беседа о предстоящем празднике. Нарисовать портрет мамы. Выставка детских рисунков в музыкальном зале (к празднику «8 Марта»). Подобрать фотографии, открытки,  иллюстрации по теме.

 

Музыкальный руководитель

 

 

Воспитатель 

 

Апрель

 Слушание: «Песня жаворонка», «Нянина сказка».
Беседы о характере музыкальных пьес.
Беседа о перелётных птицах. Показ иллюстраций с изображением жаворонка.
Дать понятие «няня». Можно ли по музыке определить, какую сказку она рассказывает? (Колыбельная).

Свободное рисование красками по теме «жаворонки», перелётные птицы. 

 

Музыкальный руководитель

 

 

 Воспитатель

 

Май

 Слушание:  «Шарманщик поёт».
Беседа о характере музыкальной пьесы.
Беседа о шарманщиках. Показ фотографий и картинок с изображением шарманки.
Слушание фонограммы со звучанием шарманок.

Подбор иллюстраций с изображением шарманки.
Рисование на тему «шарманка».

Выставка рисунков по теме «Детский альбом П.И.Чайковского» в музыкальном зале.

 Оформить «Детский альбом» с фотографиями и рисунками

 

Музыкальный руководитель

 

 

 

 Воспитатель

        

Заключение

     Как показывает практика, реализация проекта позволяет отойти от привычных стереотипов обучающих программ, повышает художественные требования к музыкальному репертуару в детском саду. В процессе реализации проекта было выявлено, что дети более увлеченно слушают классическую музыку; изменились особенности их музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения. Более глубокими и содержательными стали высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, их образная речь. Словарь пополнился новыми словами. Дети различают и называют музыкальные произведения, композитора, определяют характер музыки, рассказывают об образе прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике.

       Работа над проектами музыкально - эстетического цикла имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. Коллективная работа детей даёт им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Дальнейшее развитие проекта.

        После успешного окончания периода реализации данного проекта предполагается систематическое введение обновленного содержания раздела «Слушание музыки» в работе с детьми. Разработать сценарий концерта «Музыкальный калейдоскоп»   (по страницам «Детского альбома П.И. Чайковского) для родителей и педагогов.

 

Материально-техническое обеспечение:  

      DVD-проигрыватель, музыкальные центры, мультимедийная установка, компьютер, принтер, видеокамера, телевизор, аудио системы, диски и кассеты с записью классической музыки, фотографии и картины с изображениями музыкальных инструментов, портреты композиторов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи, познавательная литература, художественная литература, изоматериалы, детские музыкальные инструменты (ложки, колокольчики, бубны, погремушки, трещотки, металлофоны и др. )

Литература:

  1. Тельчарова Р.А. «Музыка и культура»,статья;
  2. Незнайкинский Е.В. «О психологии музыкального восприятия», статья;
  3. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М. : ГНОМ и Д, - 2000. - 89 с.
  4. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников, - М., 2004. - 288 с.
  5.  Радынова О.П. «Настроения, чувства в музыке» - М.: ТЦ Сфера, 2009г
  6. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? – М., 2007.- 94 с.
  7. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 2002. – 271 с.
  8. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. – М.,2009. – 69 с.
  9. Интернет – ресурсы: musical-sad.ru; nsportal.ru.

Приложения

  1. Конспекты музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста: «Кто композитор», «Три цветка», «Цветик -семицветик», «Музыкальный чудо-дом».
  2. Анкета для родителей «Классическая музыка в жизни семьи и детского сада»;
  3. Конспект из цикла занятий по «Детскому альбому» П.И. Чайковского «Осенняя фантазия»;
  4. Сценарий новогоднего мероприятия: «Карнавал игрушек» (по «Детскому альбому» Чайковского).
  5. Сценарий тематического досуга «Сказочный мир «Детского альбома» Чайковского» в старшей и подготовительной группах по творчеству П.И. Чайковского в рамках «Музыкальной гостиной».
  6. Сценарий музыкального досуга «Куклина сказка» по пьесам из

 «Детского альбома» П.И. Чайковского для детей средней группы.

  1. Разработанные рекомендации для родителей и педагогов по ознакомлению детей с классической музыкой: «Классическая музыка-детям», «Приобщение дошкольников к классической музыке», «Учимся слушать музыку».
  2. Фотоотчет  по реализации проекта индивидуальные и открытые занятия, новогоднее представление, выставка творческих работ детей «Мы рисуем музыку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Ожившие музыкальные страницы "Детского альбома" по произведениям П.И.Чайковского.

В "Детском альбоме" отражен детский мир, обрисованный композитором с удивительной чуткосью и тонким пониманием детского восприятия жизни....

Встреча в музыкальной гостиной "Путешествие по страницам "Детского альбома" П.И.Чайковского

Встреча в музыкальной гостиной "Путешествие по страницам "Детского альбома" П.И.Чайковского - это музыкально-тематическая беседа с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с рядром миниатю...

Проект «По страницам детских книг»

Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Актуальность решения этой проблемы очевидна.Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в ...

Проект "По страницам "Детского альбома" Чайковского

Долгосрочный проект по творчеству П.И.Чайковского. Дети знакомятся с произведениями из "Детского альбома".  Кроме слушания дети знакомятся с художественной литературой, используются мул...

Музыкально - творческий проект "По страницам "Детского альбома" П. И. Чайковского

Известно, что Петр Ильич Чайковский очень любил детей, хорошо понимал их. Об этом говорит его известная фраза о том, что цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни. Не удивительно, чт...

Выставка рисунков по проекту "Я хочу увидеть музыку" (по музыкальным произведениям "Детского альбома" П.И. Чайковского)

В нашем саду "Сказочная полянка" в 2022-2023 учебном году реализуется проект :"Я хочу увидеть музыку" по музыкальным произведениям  "Детского альбома" П.И. Чайковско...

Проект "Я хочу увидеть музыку" по музыкальным произведениям "Детского альбома" П.И. Чайковского

Проект "Я хочу увидеть музыку" по музыкальным произведениям "Детского альбома" П.И. Чайковского...