Сценарий утренника по творчеству П. П. Бажова «Сказы из малахитовой шкатулки» (старшая группа, подготовительная группа)
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Цель: обобщение и закрепление знаний о прочитанных сказах П. П. Бажова.
Задачи:
1. Побуждать интерес к уральским сказам через создание эмоциональной атмосферы.
2. Актуализировать знания о содержании сказов П. П. Бажова.
3. Способствовать развитию творческих способностей детей.
4. Воспитывать чувство гордости за литературное наследие Урала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_bazhov.docx | 28.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17, г. Челябинска»
Сценарий утренника по творчеству П. П. Бажова
«Сказы из малахитовой шкатулки»
(старшая группа, подготовительная группа)
Составил: Горбунова Юлия Раильевна
воспитатель подготовительной
к школе группы
Цель: обобщение и закрепление знаний о прочитанных сказах П. П. Бажова.
Задачи:
1. Побуждать интерес к уральским сказам через создание эмоциональной атмосферы.
2. Актуализировать знания о содержании сказов П. П. Бажова.
3. Способствовать развитию творческих способностей детей.
4. Воспитывать чувство гордости за литературное наследие Урала.
Материал:
- портрет писателя;
- книги П. П. Бажова;
- выставка рисунков, по сказам П. П. Бажова;
- предметы из сказов (шкатулка, камни);
- презентация по сказам П. П. Бажова.
Предварительная работа:
1. Заучивание стихотворений о сказах П. П. Бажова.
3. Чтение сказов «Огневушка – поскакушка», «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Хозяйка медной горы»
Ход мероприятия:
Под мелодию «Уральский хоровод» дети входят в зал, садятся на стульчики.
Ведущий 1:
- В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была большая белая борода и живые, необыкновенно добрые, внимательные, лучистые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали. А вы, ребята, узнали, о ком идёт речь? (ответы детей)
- Верно, это - Павел Петрович Бажов.
(На экране появляется 1 слайд с портретом писателя)
Ведущий 2:
- Его друзья писатели говорили о нём так:
• «Это сверкающий самоцвет уральской литературы».
• «Человек он очень простой, скромный, задушевный, спокойный, добрый. Все считали его мудрецом».
• «Это был чудесный человек. Невысокий, похожий на сказочного гнома, который поднялся из земли, чтобы рассказать о кладах Урала».
Ведущий 1:
-На фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Но его произведения называют сказами, а не сказками.
Ведущий 2:
- А скажите ребята, что такое сказ? (ответы детей)
(Сказ – это литературное произведение, в котором рассказчиком является не сам писатель, а другой человек. Герои – обычные люди.)
Ведущий 1:
- Уважаемые, ребята! Сегодня у нас праздник, посвященный творчеству Павла Петровича Бажова.
Павел Бажов родился 28 января 1879 г. в Сысерти, на Урале, в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом (слайд 2).
Родители писателя: Августа Стефановна и Петр Васильевич (слайд 3).
Ведущий 2:
- Павел Петрович Бажов был очень образованный, мудрый человек, который долго работал учителем, затем журналистом, много ездил по Уралу, жил в разных городах: Сысерть (родился, Полевской, Камышлов, Невьянск, Екатеринбург).
Работая в разных газетах, Бажов писал о людях труда, славил рабочих Урала. Но известным на весь мир писателем он стал благодаря своим изумительно интересным сказам, которые вошли в сборник – «Малахитовая шкатулка» (слайд 4, 5).
Ведущий 1: - История нашего уральского края неразрывно связана с именем великого русского писателя Павла Петровича Бажова, сочинившего много сказов о родной земле. В этом году 28 января исполнится 142 год со дня его рождения.
Ведущий 2: - Ребята, а скажите, какие сказы Бажова вы знаете?
Дети: - Малахитовая шкатулка, Серебряное копытце… (На экране слайды 6-14)
Появляется в зале под музыку Хозяйка Медной горы (слайд 15)
- Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Да, я Хозяйка Медной Горы, хранительница земных богатств Урала. Еще меня зовут Малахитницей, а кто и каменной девкой кличет. Я очень рада снова видеть вас всех! Сегодня я приглашаю вас в путешествие по сказам П. П. Бажова. В нашем путешествии мы еще раз вспомним героев сказов – добрых, талантливых людей. У меня есть моя волшебная малахитовая шкатулка. Слайд 16. Она не только полна драгоценных камней, но еще и поможет нам оказаться в сказке. Итак, отправляемся! Закрываем глаза и повторяем за мной: раз, два, три, шкатулка в сказку дверь нам отвори!
(Звучит русская народная музыка).
Хозяйка Медной горы:
- Вот мы и в сказке.
Дети рассказывают стихи: Вика, Кристина, Илья
Ребёнок 1: На дворе пурга в окно стучится
В комнате уютно и темно
Мне сегодня что-то вдруг не спится.
Ночь уж на дворе стоит давно.
Ребёнок 2: Начинает мама тихо сказы
О хозяйке, что живёт в горе.
Вижу я Данилушку и сразу
Ящерки мелькнули на заре.
Реб. 3: И от этих сказов стало снова
На душе так чисто и светло
В царство сказов дедушки Бажова
На Урал, как птицу, занесло…
Ведущий 1:
- О чем же Бажов писал, какой край прославлял?
- Нам богатства эти дал
Край родной, родной (Урал).
(Исполняется песня - хоровод)
А вот и первое задание из малахитовой шкатулочки.
Задание 1:
Узнай сказ по отрывку.
• «Хоть бы поскорее прозвище Голубкова невеста забылось и вышла бы Марьюшка замуж! Пожелали так, и плиточки у обоих стали золотые»… (ответ детей: «Голубая змейка») Слайд 17
• «Как темнеть стало, запобаивалась, села к окошечку, смотрит по лесу какой-то комочек катится»… (ответ детей: «Серебряное копытце») . Слайд 18
• «Вот у них и повелось. Как суббота, старатели домой, а дедко Ефим с Федюнькой на прииске останутся»… (ответ детей: «Огневушка-поскакушка») .Слайд 19
- А теперь попробуйте отгадать мои загадки:
1. Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Муренка,
И смотрит на них из окошка …. (Даренка) Слайд 18
2. Шапочке Лейка
Говорит: «Смелей-ка,
С горки катится на нас
(Голубая змейка) Слайд 17
5. Как кукленка, девочка
Спляшет вам с припевочкой.
Появляется в огне.
Как зовут? Скажи-ка мне.
Звали эту веселушку – (Огневушка – поскакушка) Слайд 19
Хозяйка Медной горы:
- Молодцы, все загадки разгадали.
Ведущая 2: А теперь отдохнем! Ребята из сказов Бажова много времени проводили на улице, играли в народные игры. Мы тоже знаем одну – «Гори, гори ясно». Приглашаю всех поиграть. Слайд 20 (Игра проводится под музыку)
После игры все занимают свои места.
Хозяйка Медной горы:
- В моей волшебной шкатулке есть предметы из сказов, я предлагаю вам отгадать из какого сказа каждая вещь и кому она принадлежала.
Задание 2 «Чья вещь?»
1. Костер.
2. Обруч – «Голубая змейка. (Золотой обруч отводил беду от детей).
3. Камешки.
Ведущий 1: (обращается к хозяйке медной горы):
- Посмотрите, сколько рисунков приготовили дети вместе с воспитателями и родителями по сказам П. П. Бажова. (Рассматривание выставки)
Хозяйка Медной горы: Спасибо вам, дети! Я очень рада была встрече с вами, мне очень понравилось, как здорово вы справились со всеми моими заданиями. А от меня примите подарок. А теперь мне пора возвращаться. До скорой встречи!
Ведущий 2:
В который раз склонимся мы над книжкой,
Впитаем мудрость этих слов.
Нам не забыть рассказов деда Слышко
(ведущие вместе) «Спасибо, добрый дедушка Бажов».
- Вот и закончился наш праздник! Нам всем приятно было познакомиться с творчеством П. П. Бажова и встретиться с самой Хозяйкой Медной Горы. О многом рассказал нам Павел Петрович: о родном Урале, о талантливых мастерах прошлого, о добрых, любознательных детях, жизнь которых была бедной и трудной, об удивительных сказочных героях, которые охраняли тайны и клады Урала. Ребята кроме него есть и другие писатели и поэты Ю-Урала, которые жили и живут рядом с нами в городе Челябинске. С одним из поэтов Ю-Урала Ниной Васильевой Пикулевой мы встретимся лично. Она придет к нам в детский сад. До новых встреч!