Организованная образовательная деятельность во 2-ой разновозрастной группе общеразвивающей направленности на тему: «Блокадный Ленинград»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Тажекенова Гульнара Кудабаевна

Данное занятие разработано по направлению: патриотического воспитания. Тема занятия: «Блокада Ленинграда» В современное время главной проблемой становится не только физическое, но и духовное здоровье нации. Необходимо воспитывать любовь к Родине, уважение к её историческому прошлому. Тема Великой Отечественной войны была, есть и будет самой животрепещущей в воспитании патриотизма и нравственной духовности у наших детей. Это особенно остро понимается именно сейчас, когда героические и трагические события 1941-1945 гг. уходят от нас все дальше, когда все меньше остается живых свидетелей памятных огненных лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada.docx28.66 КБ
Файл poyasnitelna_zapiska.docx17.39 КБ
Файл prezentacija-o-blokade-leningrada_rsoj6.pptx2.09 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад» с.Чапаевка Новоорского района Оренбургской области

Организованная образовательная деятельность во 2-ой разновозрастной группе общеразвивающей направленности

 на тему: «Блокадный Ленинград»

Подготовила: воспитатель

Тажекенова Г.К..

2020г

Ход ООД

Воспитатель:

Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете, на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная Война. Это была жестокая война. Она принесла много горя и беды в каждый дом.

Сегодня мы вспомним о том, какие тяжелые испытания пришлось пережить городу Ленинграду. Раньше он назывался Ленинградом, а его жителей  называли ленинградцами.

Когда фашисты напали на нашу Родину, они хотели не просто захватить Ленинград, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли. Больше двух месяцев шли кровавые бои под Ленинградом, но наши солдаты не позволили фашистам войти в город. Тогда гитлеровцы со всех сторон окружили Ленинград, перекрыли все входы и выходы из города. Это случилось в начале осени (8 сентября).

Посмотрите, на какую фигуру похоже это окружение? (круг, кольцо)

Правильно, так и говорили«Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это окружение называют блокадой. Все дороги, ведущие к Ленинграду, были перерезаны фашистами. Остался только один путь - по воде Ладожского озера.

Началась суровая блокада, которая продолжалась долгих 900 дней, почти два с половиной года.

В первый же день блокады, после одной из бомбёжек, случилась непоправимая беда: на Бадаевских складах, где хранились запасы продовольствия для города, произошел пожар. Почти все продукты сгорели. Как вы думаете, что случилось с ленинградцами, когда в магазинах не стало продуктов, а привезти их было нельзя, ведь все дороги перегородили фашисты?

Правильно, в Ленинграде начался страшный, мучительный голод. В самый тяжелый период блокады жители Ленинграда получали только один маленький кусочек хлеба на целый день (показать). В булочные, где выдавали хлеб, были огромные очереди, потому что и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало.

Помимо голода в блокадный Ленинград пришла другая беда: очень ранняя, холодная зима. Мороз опускался до - 40 градусов. Город остался без тепла и питьевой воды, потому что водопроводные трубы замёрзли. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны, чайники и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли воду домой.

Что бы согреться, в комнатах ставили маленькие печки - буржуйки. В них жгли книги, мебель, доски, которые подбирали возле, разрушенных бомбежкой, зданий. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья в садах и парках. Они сохраняли их для нас с вами.

В квартирах не было света, люди зажигали керосиновые лампы или просто коптилки – баночки с горючей жидкостью, в которые вставляли маленький фитилек.

По улицам перестал ходить транспорт, потому что не было бензина и электричества. Остановившиеся трамваи и троллейбусы были похожи на огромные сугробы.

Фашистские самолеты днем и ночью сбрасывали на Ленинград бомбы, а вражеские орудия стреляли по домам, больницам, заводам, на которых ленинградцы делали танки и оружие для защитников города. Окна домов ленинградцы заклеивали узкими полосками бумаги. Как вы думаете, почему? Правильно, что бы осколки стекла при бомбёжке не отскочили и не поранили людей. О приближении немецких бомбардировщиков ленинградцев оповещал звук воздушной сирены. Послушайте, как она пронзительно выла.

Дети слушают звук сирены.

Услышав вой сирены, жители города, если у них были силы, спускались под землю, в бомбоубежища. После отбоя воздушной тревоги люди вновь слышали звук метронома.

Дети слушают звук метронома.

В блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Он напоминал звук биения сердца и как будто говорил людям о том, что жизнь в городе продолжается.

От страшного голода, холода и болезней в блокадном Ленинграде стали умирать люди. Послушайте, как о страшной, тяжелой жизни в блокадном Ленинграде рассказал поэт Вольф Суслов, сам переживший блокаду (поэма «Память»).

Дети читают стихи:

Нет хлеба. Нет Света. Воды и тепла.

Висит над Невою морозная мгла.

И если не лает, не воет война –

Глухая, немая стоит тишина.

На той, на опасной в обстрел стороне,

У булочной очередь жмется к стене.

Листовка со строчкою«Враг у ворот!»

Нацеленный в небо застыл пулемет.

Осколком пробит на часах циферблат,

И время не движется – стрелки стоят,

И очередь тоже стоит и стоит

Угрюмо, как наш ленинградский гранит…

Воспитатель:

Но, не смотря на страшные испытания, ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Во время блокады в городе работали заводы, фабрики, музеи, все блокадные дни работали театр Эстрады и ленинградское радио. Всю блокаду на радио работала поэтесса Ольга Бергольц. Каждый день, голодная и обессиленная, она пешком шла на работу. Ленинградцы слушали по радио не только новости с фронта, но и ее стихи о войне, о подвиге жителей города и от этого у них появлялись силы, что бы жить и бороться дальше.

Ребёнок читает стихи:

Блокадный город. Голод. Вой пурги.

Но в Ленинграде музы не молчали.

И Ленинградцы слушали стихи,

В замерзших залах музыка звучала.

Воспитатель:

Ленинградский композитор Д. Д. Шостакович во время блокады написал Седьмую симфонию и назвал ее «Ленинградской». Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.

Впервые эта симфония прозвучала в блокадном Ленинграде, в зале Филармонии. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета!

Дети слушают фрагмент симфонии Д. Шостаковича.

Воспитатель:

Вместе с взрослыми в блокадном Ленинграде жили и боролись дети. Им в голодном и холодном городе было труднее всех. В первый год блокадной зимы работало 39 школ. Даже в жутких условиях дети учились, и это был подвиг. Ведь путь в школу был опасен и тяжел. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода и все-таки шли в школу.

Ленинградские школьники не только учились, они помогали взрослым тушить зажигательные бомбы, делали оружие на заводах и помогали больным и старым людям приносить воду из Невы.

На Васильевском острове жила большая семья Савичевых: пятеро детей, их мама, бабушка и два дяди – братья их рано умершего отца. Самой младшей была 11-летняя Таня – весёлая, жизнерадостная девочка, общая любимица. Когда пришла война, Савичевы решили никуда не уезжать из родного города. Они даже не могли себе представить, какие тяжёлые испытания ждут их впереди. О страшной судьбе семьи Савичевых мы узнали из дневника Тани. Посмотрите и послушайте страшные записи, потрясшие миллионы сердец.

Дети смотрят на слайд с листками дневника и слушают записи.

Кажется невероятным, но в блокадном Ленинграде выступал детский танцевальный ансамбль. Бойцы смотрели на танцующих, истощенных детей и плакали, пораженные их мужеством. Каждый день юные танцоры выступали перед солдатами.

Иногда дети выступали совсем рядом от передовой, где шли бои, а чтобы не привлекать внимание врага лишним шумом, танцевали без музыки. Ребята, представьте, что это вы сейчас без музыки танцуете перед солдатами, а на полу лежит не ковер, а сухая солома.

Дети без музыки танцуют.

Позже, ребят из танцевального ансамбля за их труд и мужество, как взрослых, наградили медалями "За оборону Ленинграда".

Воспитатель:

Наша страна всегда помнила о блокадном Ленинграде и помогала ему, как могла. По единственной дороге по Ладожскому озеру в город везли хлеб, а обратно из города вывозили (эвакуировали) детей, стариков, раненых. Уже через 3 дня после начала блокады по Ладоге пошел первый транспорт.

На видео слайде грузовик, конный обоз и баржа.

Ребята, определите, в каком порядке шел этот транспорт через Ладогу. Правильно, сначала, пока вода не покрылась льдом, шли баржи. Потом, по тонкому льду поехали конные обозы. Потом, по более толстому льду, поехали грузовики.

Эту дорогу через Ладогу стали называть «дорогой жизни», потому что она спасла тысячи ленинградцев. О дороге жизни написано много стихов и песен.

Дети поют песню «Ладога»

Дети читают стихи:

Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне нам победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

Воспитатель:

И вот пришел день освобождения. Так же как сегодня, 27 января, только 76 лет назад, наши солдаты прогнали фашистов с Ленинградской земли.

В этот день в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом над Невой прозвучал праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют.

Дети читают стихи:

За залпом залп.

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут,

А ленинградцы

Тихо плачут.

Их радость велика,

Но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол – Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе –

Салют!

Сегодня ленинградцы

Плачут…

С тех пор прошло много лет. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных памятниках. Самые известные из них – памятник героическим защитникам Ленинграда, Разорванное кольцо – памятник прорыву блокады Ленинграда, памятник Матери – Родине на Пискаревском кладбище, где захоронено очень много ленинградцев, цветок жизни – памятник детям, погибшим во время блокады.

Дети читают стихи:

В войну солдаты город защищали,

Чтоб жить в родной Отчизне мы могли,

За нас с тобою жизнь они отдали,

Чтоб в мире больше не было войны.

Кружился снег, а город наш бомбили,

Была тогда жестокая война.

Защитники фашистов победили,

Чтоб мирной стала каждая зима.

За мужество и героизм город получил звание «Города - героя» а жителей города за их героизм награждали медалью         «За оборону Ленинграда»   Мы всегда будем помнить подвиг наших прадедушек и прабабушек, подаривших нам жизнь и спасших Ленинград

Ребята, в нашем селе  живет Галина Макаровна Матвиенко, которая была эвакуирована из блокадного Ленинграда на Урал, со своей мамой. Ей тогда было 3 годика и она, конечно,  ничего не помнит.

Давайте же и мы с вами будем беречь мир на Земле, будем любить нашу Родину  и делать её ещё краше.

Рисунки, которые вы рисовали дома и на занятии мы отправим в Детский Центр на конкурс.

Дети читают стихи

Ты красив в любое время года:

Грустной осенью, студеною зимой.

И в жару, и даже в непогоду

Я люблю тебя, мой город над Невой!

Город музеев, чудесных дворцов,

Город каналов, мостов, островов,

Город чугунных оград на Неве, -

И нет прекрасней его на земле!



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Самым первым звеном в системе образования является детский сад. Именно в детском саду у детей формируется поведение, воля, характер, дух.         Данное занятие разработано по направлению: патриотического воспитания. Тема занятия: «Блокада Ленинграда» В современное время главной проблемой становится не только физическое, но и духовное здоровье нации. Необходимо воспитывать любовь к Родине, уважение к её историческому прошлому. Тема Великой Отечественной войны была, есть и будет самой животрепещущей в воспитании патриотизма и нравственной духовности у наших детей. Это особенно остро понимается именно сейчас, когда героические и трагические события 1941-1945 гг. уходят от нас все дальше, когда все меньше остается живых свидетелей памятных огненных лет.                                                                                                                        

         Цель: Воспитание чувства патриотизма, чувства гордости  за свою страну, за свой народ.

 

Задачи;

Познавательные:

1. Формировать знания детей об истории родной страны.

2. Расширять и обогащать знания детей о блокаде и о героизме людей, переживших блокаду.

Развивающие:

1. Активизировать словарь детей по теме занятия (осадаблокада, бомбоубежище, эвакуация, метроном).

2. Развивать зрительное внимание и умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Посредством музыки и танца вызывать чувство сопереживания и образы героических событий.

4.Пробуждать нравственные качества личности.

Воспитательные:

1 Воспитывать любовь к своей Родине ,  вызвать интерес к истории своей страны

2. Воспитывать чувство сопереживания, любви и уважения к людям, пережившим блокаду и защитникам города.

3. Воспитывать в детях любовь и уважение к старшему поколению.

4. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, желание в будущем охранять и защищать свой город и свою страну.

Демонстрационный материал:

Презентация « Блокада Ленинграда» , фотографии мемориалов и памятников в мирное время, рисунки детей на тему «Дорога жизни», звуки сирены и метронома, фрагмент «Ленинградская симфония» Д. Шостаковича.

Предварительная работа:

Чтение художественной  литературы по теме, прослушивание  музыкальных произведений военных лет, слушание и разучивание стихов, занятия по  изобразительной деятельности, показ иллюстраций  в книге «Дорога жизни», в течении недели беседы о днях блокады, рассказ истории создания  медали «За оборону Ленинграда»

Работа с родителями: 

Из бесед с родителями узнать, чьи родственники, жили в блокадном городе, составление рассказа.

Блокада Ленинграда – одна из самых трагических и в то же время героических страниц нашей истории. События блокады показали, насколько велик дух народа, который оказавшегося способным, несмотря на голод, холод и болезни, успешно противостоять врагу. Своим занятием я хотела расширить представление детей о блокаде Ленинграда, дать возможность и пробудить в них сочувствие и сострадание.

        Занятие началось вовремя, дети были организованы, внимательны, заинтересованы. В ходе занятия дети получили знания о великом подвиге ленинградцев во время ВОВ. Пополнился словарный запас детей новыми словами и терминами. В патриотическом уголке группы созданы условия для более углубленного изучения детьми истории блокадного Ленинграда. В уголке по ИЗО была организована выставка рисунков на тему: «Блокадный Ленинград глазами ребенка». Работы детей были отправлены на конкурс в «Детский центр». Я надеюсь, что через занятие я донесла до детей героизм нашего народа в годы ВОВ. Данное занятие позволит детям понять и почувствовать насколько тяжело и какой ценой добились Победу наши деды и прадеды, что именно благодаря им мы живем в мирное время и наша задача его сохранить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

27 ЯНВАРЯ 1944года День полного освобождения Ленинграда от блокады Презентация воспитателя МДОУ «Детский сад с. Чапаевка» Тажекеновой Г.К.

Слайд 2

Ребята, сегодня, 27 января – памятный день для нашей Родины, день полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады.

Слайд 3

Ребята, это окружение называют блокадой. Все дороги, ведущие к Ленинграду, были перерезаны фашистами. Остался только один путь - по воде Ладожского озера. Началась суровая блокада, которая продолжалась долгих 900 дней, почти два с половиной года.

Слайд 4

. В первый же день блокады, после одной из бомбёжек, случилась непоправимая беда: на Бадаевских складах, где хранились запасы продовольствия для города, произошел пожар. Почти все продукты сгорели. Как вы думаете, что случилось с ленинградцами, когда в магазинах не стало продуктов, а привезти их было нельзя, ведь все дороги перегородили фашисты?

Слайд 5

Правильно, в Ленинграде начался страшный, мучительный голод. .

Слайд 6

В самый тяжелый период блокады жители Ленинграда получали только один маленький кусочек хлеба на целый день

Слайд 7

Главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба Каждому жителю выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба.

Слайд 8

Помимо голода в блокадный Ленинград пришла другая беда: очень ранняя, холодная зима.

Слайд 9

На улице небывалый мороз. И в домах у горожан такой же мороз. Паровое отопление не действует, потому что нет угля, нет дров, чтобы топить печи. В городе нет электричества. В комнатах темно даже днем, потому что стекол в окнах нет. Они вылетели от бомбежек и обстрелов. Окна поэтому забивали фанерой, чтобы в комнате «не гулял» ветер.

Слайд 10

Город остался без тепла и питьевой воды, потому что водопроводные трубы замёрзли. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны, чайники и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли воду домой.

Слайд 11

Что бы согреться, в комнатах ставили маленькие печки - буржуйки. В них жгли книги, мебель, доски, которые подбирали возле, разрушенных бомбежкой, зданий. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья в садах и парках. Они сохраняли их для нас с вами

Слайд 12

В городе не было электричества. Вот такие крохотные фитильки коптилок освещали комнаты жителей.

Слайд 13

Фашистские самолеты днем и ночью сбрасывали на Ленинград бомбы, а вражеские орудия стреляли по домам, больницам, заводам, на которых ленинградцы делали танки и оружие для защитников города.

Слайд 14

От страшного голода, холода и болезней в блокадном Ленинграде стали умирать люди. Послушайте, как о страшной, тяжелой жизни в блокадном Ленинграде рассказал поэт Вольф Суслов, сам переживший блокаду

Слайд 15

На заводы пришли женщины, подростки. Они учились работать на станках, потому что на фронте были нужны мины, пушки, пулеметы, гранаты, снаряды.

Слайд 16

Дети постарше продолжали учиться, чтобы отвлечься от ужаса войны. Но, несмотря на трудности, город продолжал жить и бороться. Но в городе оставалось много людей, детей, а запасы продовольствия кончались. За кольцом блокады есть мука, мясо, масло. Но как доставить их в окруженный врагами город?

Слайд 17

На Васильевском острове жила большая семья Савичевых о страшной судьбе семьи Савичевых мы узнали из дневника Тани. Посмотрите и послушайте страшные записи, потрясшие миллионы сердец.

Слайд 18

Когда баржи прибывали к берегу, солдаты перегружали муку в товарные вагоны и везли на поезде в город, на хлебозавод .

Слайд 19

С наступлением зимы наши бойцы с нетерпением ждали морозов. Каждый день специальная разведывательная группа измеряла толщину льда, чтобы можно было по замершему озеру доставлять все необходимое в осажденный город.

Слайд 20

Когда лед немного окреп, в путь сначала отправились конные повозки. (Они легче, чем машины. А тяжелая машина могла провалиться под лед.) В город с незахваченной немцами, как ее называли, Большой Земли, везли мешки с зерном, продуктами.

Слайд 21

А из осажденного города вывозили совсем ослабевших людей – стариков, детей и женщин. Также вывозили культурные ценности, промышленное оборудование, все, что могло пострадать во время бомбежек и надо было непременно сохранить .

Слайд 22

Только когда лед окреп, поехали грузовики. В город везли продовольствие, военную технику .

Слайд 23

Ленинградцы весной в парках и во дворах стали выращивали овощи, чтобы не умереть с голода. И даже в это голодное время делились последним куском хлеба, последней картофелиной с умирающими от голода, совсем незнакомыми людьми .

Слайд 24

Жители города сносили тяготы, а защитники вели ожесточенные бои за освобождение города. В январе 1944 года произошло решительное сражение.

Слайд 25

Семь дней и ночей шел кровопролитный бой. И, наконец, настал час, когда воины двух фронтов (Ленинградского и Волховского), прорвав блокаду, соединились. Весь мир слушал сообщение советского радио: «…После семидневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда…»

Слайд 26

Ребята, в нашем селе живет Галина Макаровна Матвиенко, которая была эвакуирована из блокадного Ленинграда на Урал, со своей мамой. Ей тогда было 3 годика и она, конечно, ничего не помнит.

Слайд 27

Защитники города – и взрослые и дети - были награждены орденами и медалями. Одни из них были на фронте с оружием в руках. За мужество, храбрость их наградили медалями «За оборону Ленинграда». Другие голодали и мерзли в блокадном городе, тушили вместе с бойцами зажигательные бомбы, работали на заводе – помогали делать снаряды и были награждены медалями « За доблестный труд в годы Великой Отечественной Войны».

Слайд 28

Народ бережет память о тех героических днях и ее героях. Вот памятная стела на Дороге жизни. 45 таких стел, через каждый километр, поставлено на Дороге жизни.

Слайд 29

А это бетонная площадка, над которой поднимаются две половины несомкнутой дуги. Это памятник солдатам, матросам, летчикам – всем тем, кто не дал врагу сомкнуть кольцо вокруг Ладожского озера, кто спас Ленинград от голодной смерти. Вот монумент в память павших зенитчиков. Здесь стояла зенитная батарея, защищавшая Дорогу жизни. Много раз бомбили ее фашистские самолеты. Падали убитые герои – зенитчики, на их место становились другие герои, и батарея не умолкала. Грозен и меток был ее огонь, немало вражеских самолетов погибло от ее залпов . Мемориальный ансамбль «Дорога жизни» Цветок посвящен детям: «Во имя жизни и против войны. Детям – юным героям Ленинграда 1941-1944


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет "Волшебный песок".

Программное содержание:- повышать уровень развития ребёнка;-развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей путём ознакомления со свойствами песка: сыпучесть, изменения плотности и в...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет "Капелька".

Программное содержание:-Закреплять представления о свойствах воды, ее использовании, назначении, необходимости.-Развивать умение мыслить, анализировать, делать выводы.-Воспитывать бережное отношение к...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В СТАРШЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ (4-5ЛЕТ)

Рабочая Программа разработана как составляющая часть основной образовательной Программы МБДОУ ДС с. Сергиевское в соответствии с введением в действие федеральных государственных образовательных станда...

Конспект познавательной образовательной деятельности с детьми старшей разновозрастной группы общеразвивающей направленности для детей от 5 до 7 лет «Путешествие на ярмарку народных промыслов

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах.Задачи: Образовательная: Расширить знания о народных обычаях, народных промыслах; закрепить знания о хохломской ро...

Конспект организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми в группе общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет по теме «Цветик-семицветик»

организованная образовательная деятельность направленная на развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими в форме...