Квест-игра "Сундук из прошлого"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Целью этого мероприятия является приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с бытом русского народа, предметами народного прикладного искусства.

   В зал, стилизованный под убранство русской избы, входят дети, их встречает Хозяйка в русском народном костюме и предлагает отправиться в прошлое: вспомнить о том, как жили русские люди, во что одевались, о предметах русского быта, обычаях, традициях, в какие игры играли,  какие танцы танцевали.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_kvest-igry_sunduk_iz_proshlogo.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ПОЧИНКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 8

Квест - игра
«Сундук из прошлого»
подготовительная группа
 

Выполнила: Шалунова Лариса Александровна,
воспитатель высшей категории

Починки, 2022г.

Сценарий квест - игры  «Сундук из прошлого»

для подготовительной группы

Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры через знакомство с бытом русского народа, предметами народного прикладного искусства.

Задачи: 

  • формировать у детей представления о предметах народного прикладного искусства;
  • знакомить детей с одеждой русского народа, его традициями;
  • развивать умение поддерживать беседу, выражать через речь свои впечатления;
  • пополнять словарь новыми словами русского быта;
  • развивать эстетические чувства, эмоции, воображение;
  • воспитывать интерес к истории, обычаям, традициям русского народа,воспитывать бережное отношение к старинным вещам, уважительное отношение друг другу и к окружающему миру.

Материал и оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация «Как жили наши предки», предметы старины, народные игрушки, сундук, вышитый рушник, сшитый сарафан, платок, лапти, домотканый половик, баранки.

Ход занятия:

В зал, стилизованный под убранство русской избы, входят дети, их встречает воспитатель в русском народном костюме.

- «Добрый день, Проходите, гости дорогие, не стесняйтесь, будьте как дома!

Милости прошу ко мне. Проходите,   Я рада вас видеть, таких красивых, с хорошим настроением. Пусть новый день принесёт вам радость и много новых впечатлений!».

- «Ребята, сегодня я встречаю вас в особом наряде и в особом месте».

- «Когда носили такой наряд?» (В старину)

- «Что такое старина?» (Давнее, давно минувшее время)

- «Я предлагаю вам сегодня отправиться в прошлое, вспомнить о том, как жили русские люди, о предметах русского быта, обычаях, традициях, танцевать русские народные танцы, играть в народные игры».

- «Вы можете тоже надеть старинные костюмы».

(во время одевания побеседовать с детьми)

Одежда русских людей в старину была удобной и красивой.

 - «Где же брали люди одежду?» (сами делали).

- «Кто скажет, из какой ткани шили одежду?» (Из льняной).

- «А какой цвет имеет льняная ткань?» (Серый).

- «Но ведь людям хотелось одеваться в красивую нарядную одежду. Что делать?» (Покрасить).

- «А чем? Где взять краски для окрашивания ткани

( В то время люди использовали растения: зверобой, василек, листья березы, шелуху лука, чернику.

- «Приоделись?  Проходите в «избу», рассаживайтесь на скамейки».

На экране изображена деревня (картинка из мультика «Три богатыря»).

- «Ребята, давайте заглянем в один из русских домов». (На экране картинка с изображением горницы, а посредине стоит сундук.

- «Вот так, прямо посредине избы стоит старинный сундук. Стояли раньше сундуки в центре. И в моей избе тоже стоит сундук».

- «Как вы думаете, ребята, что у меня хранится в этом красивом сундуке

(Ответы детей)

- «Что нам думать да гадать, давайте-ка мы его откроем».
Дети пытаются открыть сундук, он не открывается.

- «А я, кажется, догадалась. Этот сундук не простой, а с секретом.

У меня в руках осколок старины, если вы найдёте остальные – узнаете, где спрятан ключ. Справитесь?».

1. Задание «Расскажите, что было и что стало»

Дети называют предмет старины, изображенный на слайде, и рассказывают, чем его заменили в наше время.

Лапти - современная обувь;

Самовар – электрический чайник;

Корыто – пластмассовый таз;

Люлька – детская кроватка;

Печь – плита и батарея;

Рубель – электрический утюг.

2.Задание «Станцуйте русский народный танец»

В старинные времена люди любили хороводы водить:

Коли народ невесел
Низко голову повесил -
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора!

Выходи, честной народ
Становися  в хоровод!

Раз, два, три, четыре, пять,

выходите в круг играть!

- «Сейчас я  предлагаю поиграть в русскую народную игру «Наш платочек голубой». Станем в круг и передаем   платочки под песню».

Наш платочек голубой,

Поиграть хотим с тобой.

Ты беги платок по кругу,

Выбирай скорее друга!

Покружись, попляши

И платочек покажи!

У кого платочек окажется на последнем слове, тот выходит в круг и танцует.

Дети танцуют знакомый русский народный танец, который знают все. ХОРОВОД

3.Задание «Расскажите о предметах русского быта»

 -«Я приглашаю вас к столу, на котором размещены старинные предметы. Я загадаю вам загадку, а вы найдёте здесь отгадку и расскажите об этом предмете».

Чем больше я верчусь,

Тем больше я толстею. (Веретено)

Привяжешь — пойдут,

Отвяжешь — останутся. (Лапти)

Черный конь

Прыгает в огонь. (Кочерга)

Воду дед носил с утра

Каждый раз по два ведра

На плечах дугой повисло

Держит ведра ….(Коромысло)

Четыре ноги,

Два уха,

Один нос

Да брюхо. (Самовар)

4. Задание «Мастерим  куклу»

На этой полке – игрушки наших бабушек.

Рассматривание игрушек: из чего они сделаны: из лоскутков ткани, из соломы, из дерева, из глины.

Мастерим куклу зайчик на пальчик

5.Задание «Поиграйте в русскую народную игру»

Все игры начинались с «кричалок» или «зазывалок». Когда на улице раздавались громкие «кричалки», все дети сбегались на улицу или на полянку поиграть в любимую игру. Ну что поиграем?

1 ребёнок

Кто будет играть в интересную игру?

А в какую - не скажу!

А потом не примем, за уши поднимем.

Уши будут красные, до того прекрасные.

2 ребёнок

Тай-тай, налетай, в интересную игру.

Всех принимаем и не обижаем.

Дети играют в знакомую русскую народную игру.

«Пирог»

Цель: упражнять в беге, умению играть в коллективе, развивать умение действовать по сигналу.

Правила игры:

Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Вот он, какой высоконький,

Вот он, какой мяконький,

Вот он, какой широконький.

Режь его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

«Ткачиха»

Цель и задачи: развивать, ловкость, выдержку, координацию движений. Упражнять детей в ходьбе, беге.

Правила игры:

Две шеренги, плотно переплетясь руками стоят напротив друг к другу лицом. Посереди коридора будут бегать 2 «челнока» навстречу друг другу по правой стороне коридора каждый. По команде все начинают петь речитатив:

Я весёлая ткачиха,

Ткать умею лихо, лихо.

Ай, лю - ли, ай, лю - ли,

Ткать умею лихо, лихо!

Шеренги ровными стенками сближаются и расходятся, ткут, в это время «челноки» должны проскочить. Если не успевают, то «заткали ниточку» (плохо ткут). Когда «челноки» пробежали присоединяются к «деревне» встают в шеренгу.

Правила игры: «Челноки» не должны наталкиваться друг на друга

(Когда все задания выполнены, Хозяйка достаёт ключ, вместе с детьми открывают сундук, рассматривают содержимое: вышитый рушник, сшитый сарафан, платок, лапти, домотканый половик.

 В сундуке хранили не только вещи, но и предметы для рукоделья (лоскуты, нитки, тесемки).

  -Чтобы сшить, украсить эти вещи, что нужны старание и труд.

  - Где еще кроме сундука можно встретить такие вещи?    (В музее)

- Дети, какие старинные вещи, сделанные вашими бабушками, есть у вас дома, расскажите нам о них.

Рефлексия.

Наша встреча подошла к концу. И закончим мы наш разговор игрой «Приятно вспомнить». По кругу участники говорят о том, о чем им приятно вспомнить после проведенного мероприятия.

- Ребята, мне сегодня было приятно с вами встретиться, познакомиться. Я увидела, что вы много знаете

- Вы выполнили все задания

И приобрели новые знания!

О том, как жили люди в прошлом.

Педагог раздает угощение (баранки)

Чаепитие из самовара с баранками.

- «На этом наше путешествие в прошлое заканчивается!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в прошлое часов"

Представленное авторское занятие опровергает стереотипы и формирует у детей научные временные отношения. Данное занятие является актуальным, так как в какой бы среде не находился человек, каким бы вид...

Сюжетно-ролевая игра в старшей группе - Путешествие в прошлое

Творческое использование полученных знаний о настоящем и прошлом в сюжетно-ролевой игре....

Учебно-методическая разработка "Проект "Путешествие в прошлое""

Информационно-практико-ориентированный  проект  "Путешествие в прошлое" - развивающая игра  Цель проекта:  Формирование у детей умения применять полученные в различных в...

Конспект ООД "Прошлое и настоящее". Самоанализ ООД "Прошлое и настоящее". Презентация "Пособия к ООД"

Приобщение детей к народной культуре является действенным средством познавательного, нравственного, эстетического развития детей....

«Прошла война, прошли года, а горечь в сердце остается…» Экскурсия в "Школьный музей боевой и трудовой славы" при школе №25 Занятие нравственно-патриотической направленности для детей подготовительной группы. Разработчики: Малю

16 января 1943 года наш город был освобожден  от немецко-фашистских захватчиков. В этом году исполняется 75 лет со дня этого события. Это занятие и предшествующая работа приурочен к данном...