Использование дифференцированного подхода к обучению детей с ОВЗ, плаванию в условиях ДОУ.
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект мероприятия по организации и проведению занятия с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №5»
г. Усолье – Сибирское
Использование дифференцированного подхода к обучению плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
(КОНСПЕКТ-СЦЕНАРИЙ)
Плавание для детей с ограниченными возможностями здоровья
Цель - повышение эффективности физической и психической реабилитации детей с особенностями в развитии.
Наблюдения показали, что для детей с задержкой психического развития физическое воспитание является не только средством укрепления здоровья и повышения двигательной подготовленности, но и мощным фактором коррекции и компенсации функций. Средства плавания являются важным компонентом физического воспитания с задержкой психического развития и высока эффективность применения средств плавания для реабилитации детей, имеющих отклонения в состоянии психического здоровья.
В работе с детьми с ограниченными возможностями над отметить специфическое воздействие водной среды на вестибулярный, опорно-двигательный аппарат, ЦНС, вегетативные и другие органы способно обеспечить компенсаторное влияние на нарушенные функции организма ребенка. Водная среда, обеспечивая через тактильные, температурные, мышечные и другие рецепторы мощное стимулирующее воздействие, окажет положительное влияние не только на процесс физической реабилитации, но и на психическую сферу детей-инвалидов.
Помимо основной функции овладения навыков плавания в воде, повышается уровень психических качеств. При обучении плаванию необходимо включать следующие задания: игры, упражнения на развитие мелкой моторики, упражнения высокой интенсивности, заучивание связок движений, разных стилей плавания с выполнением в уме построенных задач, рассказом после
упражнений стихов или рассказов, выученных на занятиях, проплыванием большого расстояния без учета времени, выполнения упражнений большой и малой амплитуды движения.
С самого начала упражнений надо внимательно относиться к выполнению техники движения, учитывать количество выполняемых упражнений. Очень важно поддерживать эмоциональный фон, для этого необходимо применять игровую деятельность, и давать возможность детям самим придумывать разные упражнения.
В процессе комплексного воздействия средств плавания на организм детей с задержкой развития необходимо использовать психотехнические игры в воде с элементами плавания, а так же модифицированные и строго регламентированные упражнения общего и специального действия. Опыт показывает, что таким детям необходим строгий контроль не только в бассейне, но и в раздевалках и в душевых.
Для повышения плотности занятия нужны разные построения по определенному сигналу, использование различных ориентиров, применение эстафет с препятствием различной сложности, использование упражнений с частым переключением внимания, оцениванием стараний и поощрениями, проговаривание заданий хором.
Перед обучающимися необходимо ставить конкретные задания, при исправлении ошибок. Выделять на одном занятии только одну ошибку и исправлять другие постепенно, добиваться на одном занятии коррекции одного движения.
Кроме того, для всех детей были рекомендованы психотехнические игры в воде и упражнения для развития познавательных процессов (восприятие, память, внимание, воображение, мышление и др.), а также упражнения, способствующие развитию физических качеств с добавлением заданий математического характера, запоминанием слов, терминов и словосочетаний, пальцевой гимнастики - доставание мелких предметов со дна бассейна, сборка или разборка деталей конструктора в воде и т.п.
Применение специализированных упражнений в водной среде позитивно влияет на развитие интеллектуальных процессов детей с ЗПР: улучшается наглядно-образное мышление, способность оперировать различными образами и представлениями, повышается уровень мыслительных процессов, обобщения и отвлечения, выделения существенных признаков, установления логических связей и отношений между понятиями, а также скорость переключения внимания.
Таким образом, применение средств плавания в системе реабилитации детей 5-8 лет с ЗПР обеспечивает положительный эффект, заключающийся в более качественном освоении техники плавания, улучшении уровня физической подготовленности и физического развития, нормализации психической сферы.
В результате двухлетних занятий по экспериментальной методике дети с ЗПР по своему физическому и психическому развитию приблизились к нормотипичным детям.
Результаты исследования показали, что, несмотря на многочисленные рекомендации по использованию плавания в оздоровительных и лечебных целях, традиционная методика обучения плаванию не подходит для применения в работе с детьми ОВЗ прежде всего из-за отсутствия дифференцированного, с учетом дефекта, подбора средств.
Проведенный подбор соответствующих средств плавания применительно к детям, имеющим нарушение слуха или задержку психического развития, позволил достичь большей эффективности в освоении ими техники плавания, а также позитивно повлиять на физическую и психическую сферы занимающихся. Приближение изученных показателей таких детей к средним значениям, характерным для здоровых детей, а также перевод части детей из коррекционных в общеобразовательные классы школ может свидетельствовать в пользу перспективности использования средств плавания в системе физической и психической реабилитации детей с особенностями в развитии.
Заключение: Таким образом систематические занятия плаванием расширяют функциональные возможности детей, оздоравливают организм, улучшают действие опорно - двигательного аппарата, сердечно- сосудистую и дыхательную систему, благотворно воздействуют на психику, тренируют волю и возвращают детям с ограниченными возможностями чувство защищенности и социальной значимости и полезности.
Порядок проведения
водно - спортивного праздника для детей
с ограниченными возможностями здоровья
«Водные забавы»
1. Цели и задачи.
- укрепление здоровья детей;
- адресная поддержка семей, воспитывающих детей с инвалидностью;
- преодоление социальной изолированности и повышение качества жизни.
2. Ход праздника:
- построение, открытие праздника
- весёлая разминка (дыхательные упражнения)
- проведение комплекса упражнений в воде с нудлсами
- соревнования с элементами спортивного плавания
- проведение веселых игр и эстафет на воде
- свободное плавание
3. Награждение.
Все участники спортивного праздника награждаются памятными призами.
КОНСПЕКТ-СЦЕНАРИЙ
Проведения водно - спортивного праздника
для детей с ограниченными возможностями здоровья
«Водные забавы»
Место проведения: бассейн МБДОУ «Детский сад №5» г. Усолье - Сибирское.
Инвентарь: плавательные доски, резиновые мячи, круги, игрушки, мелкие предметы.
Время проведения: 2 декабря 10.00-10.45
Участники праздника: дети-инвалиды и дети с ОВЗ дошкольного сада №5.
Ведущие – Рейз Валентина Александровна, Парамонова Татьяна Сергеевна
Инструкторы по физ. культуре МБДОУ «Детский сад №5»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/18/picture-552293-1418931960.jpg)
"Использование нестандартного оборудования для обучения детей дошкольного возраста плаванию"
Методическая разработка...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/21/picture-656188-1440151652.jpg)
Дифференцированный подход при обучении основным видам движений детей с косоглазием и амблиопией на физкультурных занятиях.
Современные исследования показали, что дети с косоглазием и амблиопией имеют свои специфические особенности в развитии. Анализ исследования состояния физического развития детей с косоглазием и ам...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/20/picture-669319-1442781003.jpg)
Дифференцированный подход в обучении и воспитании детей с задержкой психического развития
Психофизиологические особенности воспитанников, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого воспитанника или группы детей неодинаковых ус...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/20/picture-727767-1450601966.jpg)
Дифференцированный подход в обучении детей с ОВЗ
Коррекционные занятия с учетом дифференцированного подхода отличаются рядом особенностей:• усиление роли практической направленности изучаемого материала (процесс получения знаний основан на выпо...
Использование вспомогательных средств для обучения детей дошкольного возраста плаванию
Использование вспомогательных средств для обучения детей дошкольного возраста плаванию...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/15/picture-1090765-1650021562.jpg)
Мастер-класс «Использование дидактических игр в обучении детей дошкольного возраста плаванию как средство развития их познавательной активности»
Человек – высшее творение природы, но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым.Физическая культура занимает о...