ПРИКОСНОВЕНИЕ К НАРОДНОСТИ
статья на тему

Рыженко Светлана Ивановна

 

Как разрешить проблему национального и общечеловеческого? Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно лишь тогда, когда сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, понимаешь своё место в мире природы и в мире людей.  В статье дано понятие народности, видение решения этой проблемы в воспитании дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Prikosnovenie_k_narodnosti.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИКОСНОВЕНИЕ К НАРОДНОСТИ.

«Плох тот народ, который не

помнит, не ценит и не любит своей истории».

                                                         В. М.Васнецов

«И полынь на своём корню растёт».

Русская пословица

        Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть иначе. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем поверхностно.

        Человек не подобен бабочке-однодневке. "Подёнка  - век короткий". Человек - сын своего времени и страны, в его судьбе тесно слились былое, настоящее и будущее. Алексей Толстой писал: "Родина – это движение народа по своей земле из глубины веков к желанному будущему".

        Восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности поможет народная культура, которая относится к общечеловеческим ценностям, отражаемым в искусстве. Она является поистине феноменом педагогического процесса, поскольку, отражает весь мир (природу, социальные отношения, внутренний мир человека) и выражает своеобразие национального менталитета. Менталитетом русской нации считается её открытость, дружелюбие, гостеприимство, незлопамятность и т.д.

        Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно лишь тогда, когда сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, понимаешь своё место в мире природы и в мире людей.

        Как разрешить проблему национального и общечеловеческого?

 Ребёнок или взрослый  должен идентифицировать себя одновременно трояким образом: как член того или иного этноса, носитель национальной культуры, например, русский; как гражданин многонациональной страны – России; и как просто человек, гражданин мира. 

Только при этом условии может быть обеспечена полная интеграция личности в национальную и мировую культуру.

"Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового; но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления",- писал В.Г.Белинский.

Обращение к народной культуре, нравственной в своей сути, поможет расширить представление детей об отечественной культуре, нравах, обычаях, традициях своего народа, понять судьбы поколений.

Произведения народного творчества составляют целостное явление культуры каждого народа, в них отразилась душа народа, красочность его впечатлений, значительность мыслей, представления о добре и зле, о гармонии мира, о лучшей жизни.

Народная культура и основанная на ней народная педагогика – неисчерпаемый кладезь мудрости, нравственных начал, духовности, необъятного запаса любви, добродетели и бережного отношения ко всему, что окружает человека: к природе, её богатству, к людям.Веками собирались и копились народные традиции, обряды, игры и забавы, украшали их долгие зимние вечера, посиделки, были родником, из которого черпали народную мудрость и нравственность. В течение веков русский народ создавал разнообразные жанры устной поэзии: легенды, сказки, песни, проявляя себя творцами народных «жемчужин», сочиняя загадки, приметы, пословицы. Обогащая детскую речь подлинными народными произведениями, мы даём детям возможность припасть к источнику народной мудрости – фольклору.

В рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2005-2010 годы» мы разработали свою систему патриотического воспитания детей, которая предполагает углубленное ознакомление дошкольников с русскими национальными традициями, праздниками, обычаями, что позволит  народной культуре предстать перед детьми в своей целостности и самобытности.  Разные виды народного творчества: устно-поэтическое, игровое, музыкально-песенное, хореографическое, изобразительно-прикладное должны быть осмыслены  как органические составные части единого целого – народной исторической памяти, народного самосознания.

В  2008 г. в детском саду №37 «Журавлик» был проведён конкурс на лучшее занятие с детьми по теме «Россия – Родина моя». Конкурс предполагал решение очень важных задач: приобщать детей к русской культуре, духовному богатству, мудрости и трудолюбию родного народа через знакомство с обычаями, традициями, обрядами, укладом, бытом  и хозяйствованием в древней Руси; воспитывать у малышей любовь к Родине, народу, близким людям; привлечь родителей к созданию центров,  мини-музеев по народознанию.

Все группы, немедля, начали подготовку. Воспитатели  стремились обогатить речь детей пословицами, поговорками, приметами, загадками,  учили понимать их смысл и уметь использовать в речи. Народные игры, хороводы, попевки, потешки,  зазвучали повсюду!

Кинули клич родителям: приносите в садик предметы старины, шейте детские русские народные костюмы! Никто не остался равнодушным. На занятиях трёх-четырёхлетние «красны девицы»  величаво вышагивали в сарафанах и венках, а их «добры молодцы»  важничали в расписных косоворотках и картузах.

Группы, как по мановению волшебной палочки, превратились в русские избы, народные ярмарки. Чего здесь только не увидели детишки: лавки, колыбели, сундуки, шкатулки; печь, иконы, рушники, клеть, колодец, скотный двор.

На полках красовалась расписанная под гжель, хохлому фарфоровая посуда да деревянные  ложки, плетёные из бересты  кузовки, лукошки; из  чугунка, крынки кормили детей кашей и поили молочком.  Предметы рукоделия: рушники, половики, накидки, скатерти радовали своей декоративностью детские глаза.

Дети впервые узнали, как надо гладить бельё рубелем, как носить воду бадьями на коромысле, как держать ухват.

Задача педагога, ведущего дитя по жизненному пути, не дать угаснуть огоньку интереса, любознательности, способствовать пробуждению «духа»; укреплять в ребёнке чувства гражданственности, видения своего места в развитии родной культуры.

С.И. Рыженко, старший воспитатель

МДОУ детский сад № 37 г. Дрезна Орехово-Зуевский район

Мероприятия по реализации проекта «Центр русской культуры»

в ходе внедрения авторской программы  «Неиссякаемый родник»

Задачи:

  1. продолжать приобщать детей к истокам русской культуры;
  2. пробудить любовь к своему краю, городу, уважение к его традициям, обычаям;
  3. воспитывать уважение к культуре других народов, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
  4. формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
  5. пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, приобщая их к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
  6. развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.
  7. научить детей понимать, что и у людей и у вещей есть своя история;

Вид работы

Описание

Срок

Оборудование игрового уголка

Убранство избы.

Макет избы.  Печь, лавки, колыбель, сундук, шкатулки; лавки, полати; красный угол: иконы, рушники, лампады, грядка или посудник, кукла-сноп – символ урожая.

Скотный двор. Клеть. Колодец.

О9.-11.2008

Предметы русского быта.

Посуда: ушат, чугунок, крынка, кувшин, кружки, братина, самовар, сито, квашонка, ладья, чарки, кузовки, лукошки, ложки.

Предметы для рукоделия: прялка, веретено, полотенца, рушники, половики, накидки, скатерть.

Утварь: лукошки, лапти, утюг, ухват, веник, коромысло, вёдра.

О9-11.2008

Декоративно-прикладное творчество.

Дымка, Хохлома, Городецкие узоры, Палех.

Вышивка, ткачество, вязание, плетение.

11.-12.2008

Русский народный костюм.

Русская женская одежда: сарафан, «душегрея», «шушун или телогрея», «шубка», передник, понева, рубаха. Русская мужская одежда: подпоясанная рубаха (косоворотка), обязательно пояс, порты; зимняя: кафтан, зипун, свиток, армяк, тулуп, обязательно подпоясанные кушаком.

Обувь: лапти, чуни, валенки, сапоги.

О9.2008-05.2009

Народные игрушки.

Куклы, обряженные в женский и мужской народный костюмы.

Матрёшки (загорские, калининские, семёновские,  полхов-майданские), игрушки (каргапольские, дымковские, филимоновские. Бирюльки.

12.2008-01.2009

Народная музыка, песни, танцы.

Колыбельные, пестушки, попевки, приговорки. Хороводы. Обрядовые песни: колядки. Музыкальные инструменты: балалайка, свистки, рожки, жалейки.

О9.2008-05.2009

Методическая копилка

Дидактический наглядный материал по темам

Изба. Народные праздники. Русский народный костюм. Предметы русского быта. Декоративно-прикладное искусство.

О9.2008-05.2009

Фольклорный материал

Потешки, попевки, приговоры, считалки, сговорки. Приметы. Загадки. Пословицы, поговорки. Сказки. Легенды.

О9. 2008

Описание обычаев, обрядов, праздников, традиций

Встреча гостей. Рождение. Крестины. Имянаречение. Чествование матери, отца, старших, близких. Первый шаг. Проводы Масленицы. Крашение яиц. Завивание берёзки. Колядование. Обливание водой. Ярмарка. Посиделки.

О9.2008-05.2009

Методическое обеспечение

Программа

«Неиссякаемый родник»

09.2007

Перспективный план работы по программе

Перспективные планы по всем группам. План потешек, пальчиковых и эмоционально-стимулирующих игр

09.2007

Фольклорные гимнастики

Младший, средний, старший возраст.

 Для всех групп

О9.2008-05.2009

Народные подвижные игры

Согласно программе (городки, лапта и т.п.)

О9.2008-05.2009

Народные дидактические игры

Лото «Русская игрушка», «Народная одежда», «Народные инструменты». Дидактические игры: «Наряд для куклы», «Наряд для богатыря», «Выложи узор», «Путешествие по Подмосковью», «Отгадай праздник», «Ремёсла древней Руси»

О9.2008-05.2009

ПРИКОСНОВЕНИЕ К НАРОДНОСТИ.

«Плох тот народ, который не

помнит, не ценит и не любит своей истории».

                                                         В. М.Васнецов

«И полынь на своём корню растёт».

Русская пословица

        Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть иначе. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем поверхностно.

        Человек не подобен бабочке-однодневке. "Подёнка  - век короткий". Человек - сын своего времени и страны, в его судьбе тесно слились былое, настоящее и будущее. Алексей Толстой писал: "Родина – это движение народа по своей земле из глубины веков к желанному будущему".

        Восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности поможет народная культура, которая относится к общечеловеческим ценностям, отражаемым в искусстве. Она является поистине феноменом педагогического процесса, поскольку, отражает весь мир (природу, социальные отношения, внутренний мир человека) и выражает своеобразие национального менталитета. Менталитетом русской нации считается её открытость, дружелюбие, гостеприимство, незлопамятность и т.д.

        Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно лишь тогда, когда сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, понимаешь своё место в мире природы и в мире людей.

        Как разрешить проблему национального и общечеловеческого?

 Ребёнок или взрослый  должен идентифицировать себя одновременно трояким образом: как член того или иного этноса, носитель национальной культуры, например, русский; как гражданин многонациональной страны – России; и как просто человек, гражданин мира. 

Только при этом условии может быть обеспечена полная интеграция личности в национальную и мировую культуру.

"Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового; но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления",- писал В.Г.Белинский.

Обращение к народной культуре, нравственной в своей сути, поможет расширить представление детей об отечественной культуре, нравах, обычаях, традициях своего народа, понять судьбы поколений.

Произведения народного творчества составляют целостное явление культуры каждого народа, в них отразилась душа народа, красочность его впечатлений, значительность мыслей, представления о добре и зле, о гармонии мира, о лучшей жизни.

Народная культура и основанная на ней народная педагогика – неисчерпаемый кладезь мудрости, нравственных начал, духовности, необъятного запаса любви, добродетели и бережного отношения ко всему, что окружает человека: к природе, её богатству, к людям.

Веками собирались и копились народные традиции, обряды, фольклор, игры и забавы. Они помогали коротать ненастные и длинные осенние или зимние вечера, украшали отдых, празднества, служили родником, из которого черпали народную мудрость и нравственность. В течение веков русский народ создавал разнообразные жанры устной поэзии: легенды, сказки, песни и т.д.

Наши «неграмотные» предки проявили талант творца, сочиняя загадки, приметы, пословицы, песни. Обогащая детскую речь подлинными народными произведениями, мы даём детям возможность припасть к источнику народной мудрости – фольклору.

В рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2005-2010 годы» мы разработали свою систему патриотического воспитания детей, которая предполагает углубленное ознакомление дошкольников с русскими национальными традициями, праздниками, обычаями, что позволит  народной культуре предстать перед детьми в своей целостности и самобытности.  Разные виды народного творчества: устно-поэтическое, игровое, музыкально-песенное, хореографическое, изобразительно-прикладное должны быть осмыслены  как органические составные части единого целого – народной исторической памяти, народного самосознания.

Задача педагога, ведущего дитя по жизненному пути, не дать угаснуть огоньку интереса, любознательности, способствовать пробуждению «духа»; укреплять в ребёнке чувства гражданственности, видения своего места в развитии родной культуры.

Педагог-психолог МДОУ № 37 г. Дрезна

С.Рыженко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания "Тактильное прикосновение"

Прикосновения, объятия – важный аспект развития ребенка младшего возраста. Именно такие игры позволяют установить эмоциональный контакт с ребенком и поддерживать его на протяжении всего периода детств...

Советы родителям "Прикосновения..."

laquo;Прикосновение — ощущение, наиболее тесно связанное с кожей, самым важным из всех органов после мозга. Кожа, вместе с нервной системой, развивается из наружного слоя эмбриональных клеток, ...

Совместное занятие №2 "Язык прикосновений"

Гармонизация детско-родительских отношений...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Магия в каждом прикосновении»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11019103","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"332"}}]]...

Игры с прикосновением

Игры с прикосновением методика подходит как для детей с диагнозом аутизм. так и для общего развития малыша.  «С помощью наших рук мы беседуем с ребенком, контактируем с ним. Прикосновение - ...

"Нежное прикосновение" в общении с ребенком

Руки младенца - еще один "индикатор" его развития. В течении первых нескольких недель они сжаты в кулачки, но к восьми неделям пальчики разжимаются, особенно в те часы, когда ребенок бодрств...

Коммуникативные игры направлены на формирование и развитие у детей умения увидеть в другом ребенке его достоинства и давать вербальное и невербальное позитивное «прикосновение».

Коммуникативные игры направлены на формирование и развитие у детей умения увидеть в другом ребенке его достоинства и давать вербальное и невербальное позитивное «прикосновение».Коммуникати...