Неблагополучные семьи и работа с ними
материал по теме

Яковлева Татьяна Анатольевна

Подробные рекомендации по ведению документации работы в ДОУ с неблагополучными семьями

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon neblagopoluchnaya_semya.zip156.28 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования  г. Москвы

СЗОУО

ГОУ детский сад № _______

Утверждаю

Заведующий

ГОУ детский сад № _____

___________________ /  _________/

Организация работы в ГОУ детский сад №

с неблагополучными семьями.

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних.
            Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска  в семье:
    - социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
    - медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей – особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
    -  социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);
    - социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
     - психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
     - криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная).

    Механизм выявления неблагополучных семей
    
      Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, воспитателей, социального педагога и педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания  семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей  с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.
    К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:
    - утомленный, сонный вид;
    - санитарно-гигиеническую запущенность;
    - склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного  
        недоедания;
    - неумеренный аппетит;
    - задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
    - привлечение внимания любым способом;
    - чрезмерная потребность в ласке;
    - проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и
        подавленным состоянием;
   -  проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;

   - трудности в обучении.
              
Признаки физического насилия в семье проявляются:
     - в боязливости ребенка;
    -  в выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков,
        сосания пальца, раскачивания;
     - в боязни идти домой;
    -  в жестоком обращении с животными;
    -  в стремлении скрыть причину травм.


       С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.
    Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог ДОУ  формирует и реализовывает систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа детского сада с неблагополучными семьями

Предлагаю матеоиал по работе детского сада с неблагополучными семьями, так как неблагополучные семьи  в настоящее время  это острая социально-педагогическая\ проблема....

работа с неблагополучными семьями

Акт обследования жилищно - бытовых условий дошкольника...

Формы и методы работы с неблагополучными семьями

 Совместная работа воспитателей и родителей в формировании личности ребенка с первых лет его жизни имеет не только педагогическое, но и глубоко общественное, социально-педагогическое значение. Неповто...

Тренинг: «Психологическая готовность педагога к работе с неблагополучными семьями»

Чтобы эффективно общаться с людьми, нужно побуждать их к общению на основе вербальных и невербальных реакций. Вербальные реакции – то, что мы говорим. Невербальные – то, что сопровождает нашу ре...

Методы работы с неблагополучными семьями

При подготовке  консультации для педагогов "Методы работы с неблагополучными семьями" я  составила  "шпаргалку" - подсказку, в которой рассматриваются наиболее типичные проблемы при вза...

Актуальность коррекционно-развивающей работы с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» в ДОУ

Актуальность коррекционно-развивающей работы с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» в ДОУ...

Консультация – презентация "Психологический аспект работы с неблагополучными семьями и семьями СОП "

В данном выступлении-презентации раскрываются вопросы о работе с неблагополучными семьями и семьями СОП, даются критерии, с помощью которых можно определить данную семью, указываются эффективные меру ...


 

Комментарии

Аксенова Анна Ивановна

Спасибо, Татьяна Анатольевна за подробный алгоритм работы с семьями группы Риска.
Яковлева Татьяна Анатольевна

Я обновила документы. В новом варианте подробные рекомендации по работе с неблагополучными семьями и ведению документации.
Зайцева Мария Андреевна

Очень полезная информация!
Трушкова Анастасия Финогентовна

Полезная информация, спасибо вам!