Публичная презентация педагогического опыта «Психологическое сопровождение воспитательного процесса в ДОУ»
статья по теме

В  публичной презентации педагогического опыта по теме «Психологическое сопровождение воспитательного процесса в ДОУ»  представлена система работы педагога-психолога в детском саду, которая позволяет успешно решать следующие задачи:

·        Создание условий для своевременного и полноценного психического развития детей;

·        Охрана и укрепление психического здоровья и благополучия детей;

·        Обеспечение эффективного развития детей, имеющих особенности в развитии;

·        Участие в педагогическом процессе, его анализ и психологизация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_1.doc280 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Публичная презентация педагогического опыта «Психологическое сопровождение воспитательного процесса

в ДОУ»

                                Желонкина

                    Ольга Викторовна

                       педагог-психолог

Югорск, 2011

Публичная презентация педагогического опыта

«Психологическое сопровождение воспитательного процесса в ДОУ»

Я приветствую всех, кто пришел на публичную презентацию педагогического опыта по теме: «Психологическое сопровождение воспитательного процесса в ДОУ».

Дети – самое бесценное в жизни, а правильное, и, как следствие, полноценное развитие детей – залог здорового общества.

Исходя из задач программы развития ДОУ, перед психологической  службой ставились следующие задачи:

  1. Создание условий для своевременного и полноценного психического развития детей;
  2. Охрана и укрепление психического здоровья и благополучия детей;
  3. Обеспечение эффективного развития детей, имеющих особенности в развитии;
  4. Участие в педагогическом процессе, его анализ и психологизация.

Решать эти задачи мы начинает с психологического просвещения, под которым понимаем передачу педагогам, родителям, специалистам знаний о психологических и возрастных особенностях детей, о закономерностях их развития, оптимальных путях организации общения и воспитания, принципах организации деятельности детей, а так же формирование потребности в психологических знаниях, внимания к психологическим аспектам работы с детьми.

В процессе реализации поставленных задач использовались следующие формы работы:

  1. Практикумы «Поможем капризуле», «Как подготовить ребенка к школе?», «Методические рекомендации по организации психолого-педагогического просвещения родителей воспитанников ДОУ».

  1. Беседы - «Адаптация детей в ДОУ. Этапы, степени, успешность»

  1. Индивидуальные консультации. Большинство обращений родителей связано с проблемами в общении и взаимопонимании с детьми, педагогов же волнуют отклонения в поведении и личностном развитии детей.

  1. Распространение психологической литературы, выставки «Готовность к обучению в школе», «Эмоциональное благополучие детей», «Развитие психических функций у детей».

  1. В рамках популяризация и распространение своего педагогического опыта я участвовала

- во Всероссийском конкурсе «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: 2008 год – Занятие для детей и родителей «4 ошибки в выборе профессии», 2010 год – Цикл занятий для детей 5-6 лет «Тропинка к школе», Цикл лекций«Немного о том, что интересует родителей»

- в региональном этапе конкурса «Детские сады - детям»

                 - участвовала в региональном этапе конкурса «Детские сады –

                   детям»

- представляла опыт работы на городском смотре-конкурсе учебно-методических материалов в номинации: «Учебно-методические комплекты по дошкольному воспитанию и образованию»

Опыт работы по подготовке детей к школе представлен как актуальный педагогический опыт «Городской методический центр».

провела

- мастер-класс для педагогов Ханты-Мансийского автономного округа «Педагогические деформации. Профилактика эмоционального выгорания» в рамках прохождения курсов повышения квалификации.

- мастер-класс «Познай себя» на городском методическом объединении педагогов-психологов.

представляла доклады

- «Эмоциональное благополучие ребенка как фактор психического и физического здоровья ребенка» на городском родительском собрании «Мы за здоровый образ жизни»

- «Методические рекомендации по организации психолого-педагогического просвещения родителей воспитанников ДОУ» на городском методическом объединении педагогов-психологов

- «Игры как средство преодоления эмоциональных трудностей» на городском методическом объединении педагогов-психологов

принимала участие в съемках телепередач

- «Школа будущего первоклассника»

- «Осень: хандра или новый этап!?»

- «Влияние воды на эмоциональное состояние детей»

- «Школа развития для детей и родителей»

- «Психологическая помощь семье»

в радиопередаче «Двойной эспрессо» на тему: «Осеняя депрессия»

Кроме того, я являюсь руководителем творческой группы педагогов-психологов города по созданию программы организации психолого-педагогического просвещения родителей «Простые ответы на непростые вопросы» (2009-2010г.).

  1. Занятия с элементами тренинга «Сплочение педагогического коллектива»,  «Навыки командного взаимодействия», С целью обучения педагогов новым приемам и методам профилактики и коррекции эмоционального напряжения организовала и провела цикл практических занятий с элементами психологического тренинга «Познай себя»

В рамках распространения опыта работы среди образовательных учреждений округа провела открытое занятие по теме: «Познай себя» на курсах «Технология и методика реализации программы «Югорская семья - компетентные родители» (г. Советский, 2010г.).

  1. Статьи

- на сайт администрации города Югорска: «Познай себя», «Об участии в городском конкурсе вариативных программ. Программа «Тропинка к школе», «Мы многое делаем для развития наших детей», «Как подготовить ребенка к школе»

- в городской газете «Импульс»: «Мы за счастливое детство», «И ребенок может быть нервным …»

- в городскую газету «Югорский вестник»: «Воспитание лидера»

- сотрудничество с городской газетой «Норд» - в рубрику «Вопрос-ответ» за 2009-2011 учебные годы было подготовлено 13 ответов на вопросы родителей.

  1. Памятки и рекомендации. За 2009 - 2010 учебный год в  родительских уголках было представлено более 30. Наиболее востребованными оказались «Если дети балуются», «Как подготовить ребенка к обучению в школе», «И у детей бывают нервы на пределе», «Сколько можно играть. Игры как средство преодоления эмоциональных трудностей», «Можно ли заставить ребенка слушаться – поведение   дома и в детском саду», « Надо ли наказывать детей или Если ваше терпение уже на исходе».

  1. Семинары «Эмоциональное благополучие детей», «Применение и результаты диагностики «Готовность к школьному обучению», в апреле участвовала в городском родительском собрании «Мы за здоровый образ жизни» с докладом на тему: «Эмоциональное благополучие ребенка как фактор психического и физического здоровья ребенка».

  1. Психологический ринг «Знаем ли мы своих детей?», «Развитие психических функций у детей».    

  Вся просветительская работа с родителями и педагогами велась согласно перспективному плану работы, зафиксировано ее выполнение, практические материалы вы можете оценить на выставке.

Дошкольный  возраст – важный  период развития не только познавательных способностей ребенка, но и становление его самосознания, развития личности ребенка, период начальной социализации.

С целью предупреждения возможных отклонений в развитии детей в связи с их переходом на новую возрастную ступень велась психологическая профилактическая работа. Деятельность по данному направлению включает работу по адаптации детей к ДОУ. Успешная адаптация и социализация ребенка раннего возраста  зависит от гармоничного сочетания определенных стереотипов поведенческих реакций, и насыщенности жизни ребенка в эмоциональной, социальной сферах. С  целью обеспечения легкой адаптации и успешной социализации большое внимание в своей деятельности мы уделяем регулярному проведению разнообразных адаптационных игр

Продуманная совместная работа во всех деталях система работы, построенная на знании возрастных особенностей развития, определяющих поведение ребенка в процессе его привыкания к условиям общественного воспитания позволила получить следующие результаты

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1 группа

36 %

57 %

7 %

5 группа

28 %

60 %

12 %

6 группа

54 %

37 %

9 %

Средний показатель

39 %

52 %

9 %

Деятельность по направлению психологической профилактической работы включает психологический патронаж детей раннего возраста.

В  работе адаптационной группы кратковременного пребывания задействованы воспитатели, психолог, логопед, музыкальный руководитель.      

В рамках сопровождения адаптационной группы факторами, положительно повлиявшими на результат было: проведение консультаций, диагностирование, наблюдение, изучение каждого ребенка всеми специалистами для установления индивидуальных особенностей и стиля индивидуального общения.

Ур гот-ти к детского сада

Январь 2010 г.

Апрель 2010 г.

высокий

16 %

42 %

средний

16 %

42 %

слабо готовы

68 %

16 %

Детальный качественный анализ результатов работы адаптационной группы позволяет сделать вывод, что данная форма работы повышает уровень готовности к посещению детского сада на 52%.

Основной целью педагогической работы является воспитание физически и психически здоровой личности. Полноценное воспитания детей мы видим  в развитии психических, личностных и социальных качеств каждого ребенка; в формировании механизмов социально-личностной адаптации ребенка к окружающему миру. Процесс формирования и развития личности малыша многогранен  и сложен. Без регулярного мониторинга не возможно оценить успешность работы в данном направлении.

Работа по внедрению  единой комплексной системы исследования и развития эмоционально – личностной сферы детей в воспитательно – образовательный процесс была начата Ефимовой Татьяной Александровной. Цель работы по развитию эмоционально – личностной сферы детей в формировании механизмов эмоционально – личностной  адаптации ребенка к окружающему миру.

        Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Развивать самосознание и самооценку ребенка, формировать позитивное отношение к своему "Я".
  2. Расширять общие представления детей об окружающем мире, мире людей; ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений, развивать коммуникативные навыки.
  3. Развивать навыки социального поведения ребенка, умение понимать  окружающих   людей, проявлять  к  ним позитивное отношение, развивать способность ребенка к эмпатии и  сопереживанию.
  4. Развивать эмоциональную сферу ребенка, повышать уровень самооценки и самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния.

5.Формирование активной позиции, оптимистического мироощущения, способности к творчеству.

Важнейшее  значение  в  этом  процессе имеет  развитие способности ребенка  к  самовыражению,  саморегуляции, самоутверждению, самоопределению

     

Придя в детский сад я закончила работу Татьяны Алексанжровны по внедрению  системы исследование и развитие эмоционально – личностной сферы детей в воспитательно – образовательный процесс, продолжив  мониторинг уровня развития эмоционально-волевой сферы воспитанников и адаптировав программу «Развитие эмоционального восприятия».

Анализ  развивающей и коррекционной работы показал, что у многих детей выработались положительные черты характера (уверенность в себе и своих силах, самоуважение, доброта, симпатии и сочувствие к сверстника), им стало легче общаться, они понимают чувства других и легче выражают свои. У детей постепенно исчезают неуверенность, страхи, агрессивность, замкнутость.

Можно с уверенностью сказать, что поставленные цели и задачи реализованы и проделанная работа принесла свои результаты.  Важным моментом является и то, что данная деятельность решает  одну из задач программы развития нашего ДОУ, а именно – реализация личностно - ориентированного подхода в дошкольном учреждении.

В последнее время в ДОУ отмечается рост количества детей с нарушениями в развитии основных психических процессов,  мыслительных операций и мышления, в основе которых лежат особенности и заболевания  нервной системы,  психические расстройства,  нарушения мозговой деятельности, педагогическая запущенность. Определяется острая необходимость содействия полноценному интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе.

Сейчас мы находимся на этапе внедрения в работу комплексной системы исследование и интеллектуальное развитие детей.

Для диагностики используем следующие методики

Возраст

Методика

Цель, показатели

1

4-5 лет

«Включение в ряд»

«Свободная классификация»

«Недостающие детали»

«Перцептивное моделирование»

«Схематизация»

«Систематизация»

«10 слов», «10 предметов»

«Конструирование по

по образцу», «Спичка»

«Абстрактные символы»

- выявление умения устанавливать отношения между предметами;

- исследование уровня логического мышления;

- изучение уровня развития образного мышления;

- изучение уровня схематического мышления;

- изучение уровня наглядно-образного мышления;

- изучение уровня логического мышления;

- изучение уровня зрительной и слуховой памяти, объемы и точности памяти;

- изучение уровня пространственного восприятия;

- изучение уровня зрительного и слухового восприятия.

2

6-7 лет

«Методика определения готовности к школе» Л.А. Ясюковой.

Особенность методики в том, что она состоит из тестов, которые позволяют проанализировать особенности интеллектуального развития ребенка (как общий уровень, так и операционную структуру) и оценить степень сформированности социальных навыков (как одного из компонентов необходимых для успешного обучения и дальнейшего полноценного развития ребенка в школе).

Одной из важнейших задач обучения в дошкольном возрасте является не столько сообщение новых знаний, сколько формирование способности самостоятельно получать информацию, систематизировать и преобразовывать ее в собственные знания, формирование умений свободного использования информации в процессе  решения проблем в различных областях деятельности. Данную задачу я реализую через формирование и развитие познавательных способностей детей.

Для работы были использованы следующие программы:

  1. «Программа комплексного развития и коррек ции различных сторон психики детей» Автор программы  Н.Г. Яковлева
  2. Программа «Ступеньки к школе» Автор программы М.М. Безруких и Т.А. Филипова

Динамика уровня развития познавательных процессов воспитанников старших и средних групп в 2010-2011 учебном году

Динамика уровня развития познавательных процессов

воспитанников подготовительных групп в 2010-2011 учебном году

Только оптимальное сочетание  различные форм и методов коррекционного воздействия может привести к положительной динамике  качественного  и количественного изменения психических процессов, мышления и речи,  и поможет сформировать   достаточно высокий уровень интеллектуального и познавательного развития ребенка,  создаст  условия для  его дальнейшего развития.

Работа психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ продолжает обеспечивать создание всех условий для эффективного развития детей, имеющих особенности в развитии.

Психолого–медико–педагогический  консилиум (ПМПк) является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Строится процесс сопровождения  в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках реализации данной цели решались следующие задачи: выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии, профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок, выявление резервных возможностей развития, определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в детском саду возможностей.

Специалисты, включенные в ПМПк, после обследования детей с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями составляли индивидуальный план работы, координационный план коррекционной деятельности  и взаимодействия специалистов (воспитатель, педагог – психолог, учитель – логопед, воспитатель по изобразительной деятельности, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель).

В течение учебного года регулярно (1 раз в квартал) проводились заседания ПМПк, на которых проходило  всестороннее обсуждение проблем детей с ограниченными возможностями здоровья, представлялись заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического и речевого развития ребенка и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендацию специалистов родителям, так же   решались вопросы дальнейшей коррекции и  развития. В течение учебного года систематически проводилось коррекционно-развивающее обучение и индивидуальная коррекционная работа. Педагог – психолог отслеживает динамику развития каждого ребенка и эффективность оказываемой ему помощи.

В 2010-2011 учебном году психолого – медико – педагогическое сопровождение было оказано 5 воспитанникам в возрасте от 3 до 6 лет.

Наблюдается положительная динамика развития психических процессов, мышления и речи.

     

Закончить презентацию педагогического опыта, я бы хотела словами Масару Ибука: главное - развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Комплексное психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ"

Наше время предъявляет к детским садам высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психологическое сопровождение всех участников ...

Психологическое сопровождение образовательного процесса по формированию психологической готовности детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС

Сейчас в свете ФГОС ДО особое внимание уделяется вопросам психологизации педагогической деятельности, как повышения качества дошкольного образова...

Презентация на тему: Применение современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ"

Обнавление содержания образования требует от педагогов развитие таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с требованиями. А значит, использовать в с...

Методическая разработка .Публичное представление педагогического опыта «Формы, методы и средства в работе по ознакомлению с окружающим миром с детьми с задержкой психического развития»

laquo;Формы, методы и средства в работе по ознакомлению с окружающим миром с детьми с задержкой психического развития»Актуальность. Земля – это часть нашего маленького, красивого и единст...