Педсовет "Прабабушкина школа"
методическая разработка на тему

Тинчурина Виктория Валерьевна

Педсовет по устному народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_po_ustn.nar_.tv_..doc60 КБ

Предварительный просмотр:

           Устное народное творчество в воспитании дошкольников

                                         Педсовет – деловая игра

                                         «Прабабушкина школа»

Цели:

  1. Уточнить и систематизировать знания педагогов о жанрах русского фольклора;
  2. Познакомиться с различными жанрами русского  фольклора. Его классификацией, спецификой применения в детском саду;
  3. Выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию дошкольников.

Правила игры:

  1. Уметь слушать других.
  2. Вырабатывать общее решение вопроса.
  3. Принимать активное участие в игре.
  4. Не оспаривать оценку жюри.
  5. Соблюдать культуру речи и тактичность.

Атрибуты игры:

  1. Эмблема команды.
  2. Значки капитанов.
  3. Песочные часы.
  4. Диск с записью музыки.
  5. Табло результатов.
  6. Кукла.

Ведущий представляет команды, жюри и предлагает всем занять свои места. Он напоминает правила игры, и игра начинается.

Аналитическая часть.

  1. Итоги тематической проверки «Ознакомление дошкольников с русским фольклором»
  2. Отчёт по самообразованию «Как знакомить детей с устным народным творчеством» (информация для родителей).

Вступление:

«Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море-окияне, на острове Буяне стоит бык печёный. А у него в боку нож точёный, сейчас нож вынимается – изволь кушать… И это ещё не сказка, только присказка, а кто будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублёв на свадьбу, а пятьдесят на прогулянье…»

Я начала этот педсовет с этой дразнящей присказки, которая означает: приготовься ко всему и не смей перебивать, тогда сам всё увидишь.

Сегодняшний наш педсовет посвящён фольклору. День за днём, год за годом ребёнок растёт, набирается ума-разума, черпая новые духовные силы и знания из чистого, животворного источника – слова, таящего в себе старинные сказки и былины, сказания и песни, загадки и скороговорки, заклички и дразнилки, считалки и поговорки.

Теоретическая часть:

Детская память, как известно, не хранит долгих нравоучений и проповедей, от кого бы они ни исходили, но в разные моменты неожиданно высвечивает короткие формулы вечных житейских истин. Как часто приходится слышать: «Моя бабушка говорила…» И далее каждый приводит те слова, что с детства осели в сознании помимо его воли. Они поддерживают, подбадривают человека: «Терпи казак – атаманом будешь»; наставляют: «Умей вовремя сказать. Вовремя смолчать»; предостерегают: «Злого любить – себя губить»; вразумляют: «Береженого Бог бережёт»; примиряют: «Стерпиться – слюбиться». И так в тысячах случаев и ситуаций, на разных поворотах судьбы они сопровождают нас по жизни. Но любая творческая деятельность детей, связанная с фольклором, имеет смысл лишь тогда, когда взрослые сами бережно, вдумчиво относятся к родному языку.

Время конца ХХ – начала ХХI века оказалось для России тревожным, трудным. И тут бы вспомнить слова И.С. Тургенева: « Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!!!».

Сохранить бы, сберечь этот древний, надёжный, волшебный посох, опереться на него – ан нет! Ракушками и плесенью обрастает могучая опора наша – язык! Всё заменяющее американское «о кей!» и ничего не заменяющее, но клейкое, как смола, русское «как бы», лавина рекламных роликов, множество заимствованных терминов из иностранных языков, молодёжный лексикон – всё это угрожает языку, а значит, и всей нашей культуре.

В чём спасение? Здесь не может быть простого и однозначного ответа. Болезнь слишком сложна и опасна. Но бесспорно одно фольклор – как святая вода, омывающая и очищающая от скверны всё, что соприкасается с ней. Почаще обращайтесь к святому источнику, приводите к нему детей, научите их радоваться красоте и силе русского слова.

Практическая часть:

  1. Игра «Прабабушкина школа»

Задание №1.

Назовите имена русских собирателей сказок, которые обрабатывали их и представляли детям. (А. Афанасьев, В.Даль, М.Булатов, И.Карнаухова, Л.Толстой, Е.Чарушин и др.)

Задание №2.

Перечислите, что относится к детскому фольклору? ( пестушки, потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки, частоговорки, дразнилки, прибаутки, шутки, перевёртыши, докучные сказки, народные игры).

Задание №3

Назовите наиболее часто встречаемых персонажей народных сказок ( Иван, Иванушка-дурачок, Емеля, Иван-царевич, Василиса, Елена, Змей Горыныч, Баба-яга, Кощей Бессмертный и др.).

Задание №4

Назовите часто встречаемые в сказках волшебные предметы ( ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, молодильные яблочки, скатерть-самобранка, меч-кладенец, гусли-самогуды, шапка-невидимка и др.)

Задание №5

Назовите, как обычно начинается русская сказка (жили-были…, в некотором царстве…,

на море-океане…, было у старика…, у одного (ой)…, жил-поживал…)

Задание№6

Назовите русских былинных богатырей (Илья Муромец, Добрыня Никитич,  Алёша Попович, Никита Кожемяка, Святогор,  Микула Селянович)

  1. Конкурс  капитанов

Капитаны описывают картины Васнецова – кто точнее опишет. Капитан  первой команды описывает картину «Снегурочка», капитан второй команды описывает картину «Алёнушка» ( картины заранее выставить в методическом кабинете).

Ведущий объявляет музыкальную паузу, жюри подводит первые итоги. Ведущий оглашает итоги конкурсов и выставляет его баллы на табло.

  1. Игра  «Ромашка»

Члены команды по очереди выбирают для всей команды вопросы, отрывая лепесток «ромашки».

Вопросы:

- назовите педагогов, которые в работе с детьми дошкольного возраста обращались к проблеме использования устного народного творчества (Водовозова Е.Н., Карпинская Н.С., Соловьёва Н.И., Тихеева Е.И., Усова А.П., Флёрина О.А.)

- в чём вы видите воспитательное  значение сказки в воспитании детей дошкольного возраста? ( сказка является сильнейшим средством воздействия на ребёнка радуются удачам героя, ненавидят зло и т.д.; развивает воображение, без которого невозможна умственная деятельность. В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, уважительного  отношения – «поклониться в пояс», «ты бы прежде меня накормила, напоила, в бане выпарила»).

- в какие режимные моменты целесообразно включение различных жанров устного народного творчества? ( во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды детской деятельности, насколько это возможно).

- перечислите русские народные сказки, входящие в «Программу…» старшей группы. (Заяц-хвастун, Царевна – лягушка, Лиса и кувшин, Крылатый, мохнатый да масляный, Сивка-Бурка, Финист-ясный сокол, «Хаврошечка», Никита Кожемяка, Докучные сказки).

- какая работа, на ваш взгляд, должна проводиться с родителями по художественно-речевому воспитанию (занятия с родителями, повышающие уровень знаний о сказках, потешках, колыбельных песенках и т.д. и дающие практические навыки рассказывания;

привлечение родителей к организации фольклорных праздников, детских постановок по сказкам, семейный конкурс рисунков по сюжетам сказок и т. д.).

- значение колыбельных песен в ознакомлении детей с окружающей жизнью. ( в них отражаются взгляды на жизнь, они несут в себе пожелания добра, дети знакомятся с бытом своих предков, домашней обстановкой, дети учатся понимать «доброе» и «злое», закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому, у них обогащается словарь, формируются грамматический строй речи, фонематическое восприятие).

  1. «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка»

Задание № 1.

Определите, где пословица, а где поговорка:

«Одного поля ягода» - поговорка

«С больной головы на здоровую» - поговорка

«Чужими руками жар загребать» - поговорка

«Что не болит, то и не плачет» - пословица

«Мал золотник, да дорог» - пословица

«Лучше торговаться, нежели воровать» - пословица

«Поговорка – окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, но без притчи, без суждения, заключения применения, это только первая половина пословицы»

 ( по В.И. Далю). Поговорка весьма близка к пословице, стоит лишь одно прибавить слово или сделать перестановку, из поговорки выйдет пословица.

Задание № 2.

Переведите пословицу, поговорку на русский язык:

  1. «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее»(англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».
  2. «Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» ( азерб.) – «Глаза – зеркало души».
  3. «Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
  4. «Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».

Задание № 3.

Мы знаем много поговорок, но это они в наше время стали поговорками, так как вторая часть забыта нами. Нужно вспомнить вторую часть пословицы.

  1. «Молодо – зелено, (погулять велено)»
  2. «Вольному -  воля, (спасённому – рай)».
  3. «Голод -  не тётка, ( пирожка не подсунет)».
  4. «Знай наших, (последняя копейка ребром)».
  5. «На чужой каравай рот не разевай, (а пораньше вставай и свой затевай)».
  6. «Язык мой – враг мой, (прежде ума глаголет)»

Задание № 4

Отгадайте  русские  загадки:

  1. Длинна, как дорога, коротка, как блоха. (жизнь)
  2. Чувство, которое любого красит. (стыд)
  3. Шарю - пошарю, в угол встану. (веник)
  4. Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (ложка)
  5. Зимой нет теплей, а летом холодней. (печка)
  6. Что не сеяно родится. (трава)

Задание № 5

Из представленных русских народных песен уберите авторские:

            «Позарастали стёжки-дорожки»,

            «Ах, ты, душечка»,

            « Миленький, ты,мой»,

             «Огней так много золотых» (сл.Н.Доризо),

             «Ой, мороз, мороз»,

             «Шумел камыш»,

             «Окрасился месяц багрянцем»,

             «Тонкая рябина» ( сл. И.Сурикова)

Задание № 6

Из  представленных  авторских  песен уберите народные:

             «Одинокая бродит гармонь» (сл.М.Исаковского),

             «Не уходи, побудь со мною» (сл. А.Блока),

             «Живёт моя отрада» (сл. Д.Садовникова),

             «Вот кто-то с горочки спустился» (русск.нар.),

             «Степь да степь кругом» ( сл. И. Сурикова),

             «Вдоль по улице метелица метёт» ( русск.нар.)

             «Отцвели уж давно хризантемы в саду» (сл.В.Шумского)

             «На заре ты её не буди» (сл. А.Фета).

Музыкальная пауза. Подведение промежуточных итогов. Итоги выставляются на табло.

Домашнее задание:

Колыбельные песни – в них отражаются взгляды на жизнь, они несут в себе пожелания добра, дети знакомятся с бытом своих предков, домашней обстановкой, дети учатся понимать «доброе» и «злое», закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому, у них обогащается словарь, формируются грамматический строй речи, фонематическое восприятие.

Команды представляют колыбельные песни. Чья команда больше споёт песен – получит больше баллов (участникам дать куклу).

Народные игры, в основе которых бывают часто простейшие попевочки. Игры дают воспитателю возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Ребёнок в игре обретает хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это обязательно усилит его способность в дальнейшем радоваться жизни, приведёт к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Команды представляют народную игру.

Оберег — предмет, обладающий по суеверным представлениям, колдовской способностью оберегать его владельца от разных бедствий. В словаре Ожегова есть пример «Подкова над дверью — оберег дому», показывающий, что не всякий оберег носят с собой. В широком смысле к оберегам относят не только предметы, но и, например, заговоры.

Команды представляют «обереги», рассказывают о их назначении.

Музыкальная пауза. Подведение итогов. Награждение команд.

Заключение:

Пришла пора расстаться. Сегодня мы в вами узнали что-то новое, к сожалению, забытое, старинное, вечное. Один мудрый человек сказал: «Забыли старину и удивляемся, отчего худо стало». Наши предки пронесли старинные обычаи сквозь запреты и гонения. Так неужели мы сегодня позволим им исчезнуть. Уйти в небытие?

РЕШЕНИЕ  ПЕДСОВЕТА:

  1. Включать малые формы фольклора во все режимные моменты.
  2. Провести в каждой возрастной группе досуг по данной теме.
  3. Провести  родительское собрание на тему «Не забывайте народные игры».

                             Жанры русского фольклора

Обрядовая  поэзия

  1. Календарная: зимняя; весенняя; летняя; осенняя.
  2. Семейно-бытовая: родильная, свадебная, похоронная.
  3. Заговоры.

Необрядовая  поэзия

  1. Эпические прозаические жанры: предания, легенды.
  2. Эпические стихотворные жанры: былины, исторические песни, балладные песни.
  3. Лирические стихотворные жанры: песни социального содержания, любовные песни, семейные песни, малые лирические жанры (частушки, припевки…).

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком.

Потешки – игры взрослого с ребёнком ( с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращения к  явлениям природы  (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и частоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – весёлые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребёнка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказочки –у них  нет конца , их можно обыгрывать множество раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)

Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...