"Вопросы организации мониторинга"
статья по теме

Выступление на заседании городского методического центра г.о. Саранск (для старших воспитателей)

«Вопросы организации мониторинга»

 

       Одной из важнейших задач, связанных с реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования является изучение педагогом возможностей и успешного освоения ребенком предлагаемого содержания, определение перспектив развития дошкольника. Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проекти­рования педагогического процесса является наличие у педагога ин­формации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка. Возникает потребность в такой системе контроля качества педагоги­ческого процесса, которая позволит педагогу отслеживать динамику физического, интеллектуального и личностного развития и образова­тельных достижений детей.

       Наряду с потребностью образовательной практики, необходимость создания эффективной системы оценивания качества педагогического процесса указана и в нормативных документах, регламентирующих работу ДОУ в РФ. В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ 23.11.2009 г. №655) в разделе «Система мониторинга достижения деть­ми планируемых результатов освоения Программы» указывается, что «система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее — система мониторинга) должна обеспе­чивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных ре­зультатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку дина­мики достижений детей и включать описание объекта, форм, перио­дичности и содержания мониторинга». Поэтому при проектировании образовательной программы детского сада администрации и педагоги­ческому коллективу прежде всего следует определить ожидаемые ре­зультаты — достижения детей — и спроектировать систему их отсле­живания, то есть мониторинга.

     В современных условиях образовательный мониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обра­ботки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и про­гнозирование развития.

      Как указано в ФГТ, планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые промежуточные. При этом итоговые результатыдолжны описывать интегративныекачества ребенка, которые он может побрести  в результате освоения Программы. Для определения уровня развитости та­ких качеств подбираются описанные в психолого-педагогической литературе ди­агностические методики. Они вносятся в шестой раздел обязательной части образо­вательной программы.

Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику форми­рования интегративных качеств воспитан­ников в каждый возрастной период освое­ния Программы по всем направлениям развития детей.

Система мониторинга достижения деть­ми планируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) представляет собой совокупность ап­робированных, описанных в психолого-педагогической литературе диагностичес­ких методик, позволяющих определить уровень развития интегративных качеств ребенка на каждом этапе его возрастного развития. Система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных ре­зультатов освоения Программы, позво­лять осуществлять оценку динамики до­стижений детей.

      В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личност­ные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориенти­рованного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к пост­роению системы мониторинга является сочетание низкоформализованных (на­блюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высокоформализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точ­ность получаемых данных.

     Периодичность мониторинга устанав­ливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансиро­ванность методов, не приводить к пере­утомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными про­граммами обучения и воспитания детей. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

    В связи с этим разработка научно – педагогического инструментария мониторинга ребенка в образовательном процессе – сложная, но чрезвычайно актуальная проблема, для решения которой авторский коллектив программы «Детство» (Т.И.Бабаева. А.Г.Гогоберидзе. М.В.Курлехт и др.) разработал научно – методическое пособие «Мониторинг в детском саду». Материалы данного пособия подготовлены в соответствии с «Федеральными государственными требованиями к структуру основной общеобразовательной программе дошкольного образования».

                Структура мониторинга включает в себя следующие этапы:

1.Определение объекта мониторинга, установление стандарта (эта­лона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов).

2.   Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.

3.   Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся информации из существующих источников.

4.   Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полу­ченной информации и прогноз развития.

5.   Принятие решения об изменении деятельности.

 Определение результативности деятель­ности ДОУ прежде всего связано со степенью решения целевых задач: охрана жизни и укрепление здоровья детей, развитие детей раннего и дошкольного возраста, взаимодействие с семьей и ее поддержка в про­цессе воспитания детей дошкольного возраста. Исходя из этого, объек­тами мониторинга качества результатов деятельности ДОУ являются:

—  физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка;

—  степень освоения ребенком образовательной программы, его образовательные достижения;

—  степень готовности ребенка к школьному обучению;

—  удовлетворенность различных групп потребителей (родителей, учителей, воспитателей) деятельностью ДОУ.

При проведении диагностики следует опираться на следующие принципы.

1.Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты диагностики не должны получать в мнении педагога о ребенке эмоциональную или этическую окраску («Это плохо, а это хорошо»). Результаты диагностики должны рассматриваться  как  конфиденциальная  информация.   Их не стоит полностью сообщать даже родителям. Результаты нужны воспитателю, чтобы правильно построить образовательную работу, понять, чем и как можно помогать детям.

2.     Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты,

на прогулке или на занятиях воспитатель наблюдает за поведением детей и общением их между собой, отмечает у ребенка состояние

заинтересованности или скуки, радости или огорчения, обращает внимание на достижения ребенка и т. п. Результаты своих наблюдений воспитатель фиксирует на листках для записи и прикрепляет их на диагностический  экран.  Лучше делать это  незаметно для детей. Можно использовать также различные схемы и формы на­блюдения.

3.     При проведении наблюдения происходит процесс сравнения проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Это сравнение помогает воспитателю понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него характерны, мешает ли   ребенку  недостаточное   развитие   какой-либо   характеристики,  какие качества целесообразно развивать у ребенка.

4.     Представление воспитателя о развитии ребенка складывается из множества частных оценок, поэтому наблюдение должно проводиться не менее двух недель. Кроме собственного наблюдения, вос­питатель может получить информацию о ребенке из бесед с роди­телями, сотрудниками детского сада. Важно собрать информацию о склонностях, интересах, увлечениях ребенка, о его особенностях общения и познания. Надо не только фиксировать какой-либо факт, но и попытаться понять его причины (анализировать факты).

       Результатом первого этапа (который длится около двух недель) будет примерное представление воспитателя об особенностях развития ребенка. Чтобы уточнить и конкретизировать это представление, про­водится второй этап диагностики.

      Второй этап — уточняющий диагноз — опирается на допол­няющие наблюдение методы: анализ продуктов детской деятель­ности, беседы с детьми, опросы, анкетирование педагогов и роди­телей, небольшие экспериментальные задания и простые тесты. Используются также специальные методы диагностики, позволяю­щие выявить социальный статус ребенка в группе сверстников, эмоциональное благополучие в семье, особенности речевого и ин­теллектуального или физического развития, креативности и твор­ческого потенциала, эмоциональной отзывчивости, познавательной активности и т. д.

     Эти методы проводятся выборочно, а не со всеми детьми группы и только в том случае, если наблюдение не дало возможности изучить проявление какого-либо качества и оценить его. Второй этап занимает одну- две недели.

     Третий этап — окончательный диагноз — заключается не толь­ко в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего диагнозов, но и в их сравнении, сопоставлении. Процесс анализа полученных данных и выведения из них опреде­ленного заключения называется их интерпретацией. Преимущест­венно используется метод экспертных оценок. На этом этапе все педагоги, которые взаимодействуют с детьми группы, собираются вместе и обсуждают полученную в результате диагностики инфор­мацию.

    Результатом совместного обсуждения будет заполненная диа­гностическая карта, в которой отражена цветом оценка по каждому показателю диагностики для каждого ребенка.

 В издательстве «ДЕТСТВО – ПРЕСС» в 2011 г. вышло методическое издание «Результаты мониторинга детского развития» (автор- составитель Верещагина Н.В.).Пособие содержит структурированный диагностический материал, необходимый для оценки интегративных качеств личности дошкольника с нормальным и нарушенным раз­витием, что соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ МО России от 23 ноября 2009 г. № 655, вступил в действие 16 марта 2010 г.). Выделенные параметры оцен­ки интегративных качеств личности ребенка данного возраста общеприняты в психолого-педагогических исследованиях и подвергаются статистической обработке. Заполненные та­блицы позволяют сделать качественный и количественный анализ развития интегративных качеств конкретного ребенка и определить общегрупповую тенденцию развития личности детей дошкольного возраста.

   Предлагаемое пособие разработано для всех возрастных групп с целью оперативного отслеживания фор­мирования интегративных качеств личности дошкольника по результатам образовательной деятельности детей с нормальным и на­рушенным развитием. Это достигается путем использования общепринятых кри­териев и уровневым подходом к оценке личности ребенка по принципу «Чем ниже балл, тем больше проблем в формировании полноценной личности ребенка».

     Система мониторинга содержит девять интегративных качеств, соот­ветствующих ФГТ:

«Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»,

«Любознательный, активный»,

 «Эмоционально-отзывчивый»,

«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»,

 «Способный управлять своим поведением и плани­ровать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблю­дающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»,

«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возра­сту»,

«Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»,

«Овладевший универсальными предпосылками учебной дея­тельности»,

«Овладевший необходимыми умениями и навыками».

Оценка уровня развития интегративных качеств личности дошкольника:

1    балл — ребенок не имеет представлений по указанному критерию интегративного качества;

2    балла — ребенок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию интегративного качества;

3    балла — ребенок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию интегративного качества;

4    балла — ребенок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию интегративного качества;

5    баллов — ребенок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию качества.

Методическое пособие «Результаты мониторинга образовательного процесса»  (автор- составитель Верещагина Н.В.) разработано с целью оптимизации образова­тельного процесса в любом учреждении, работающим с детьми дошкольного возраста, вне зависимости от предпочитаемой программы обучения и воспитания и контингента детей.

Система мониторинга содержит десять об­разовательных областей, соответствующих ФГТ: «Здоровье», «Физиче­ская культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художествен­ное творчество», «Музыка», все это позволяет осуществить комплексный подход к  оценке развития  ребенка.

Оценка уровня овладения ребенком необходимыми навыками и уме­ниями по образовательным областям:

1    балл — ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает;

2    балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;

3    балла — ребенок выполняет все предложенные задания с частичной 

помощью взрослого;

4    балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;

5    баллов — ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

             Полученные результаты изучения интегративных качеств личности детей со­относятся с результатами мониторинга уровней овладения детьми не­обходимыми навыками и умениями по образовательным областям: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное твор­чество», «Музыка».

            Таблицы мониторинга интегративных качеств и мониторинга образовательного процесса в данных пособиях предлагается заполнять дважды в гад — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для про­ведения сравнительной диагностики. Технология работы с таблицами проста и включает два этапа.

          Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов фор­мирования интегративных качеств личности детей и освоения общеобразовательной программы.

             Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый по­казатель по группе (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций развития личности детей (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико-психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов формирования интегративных качеств личности детей и освоения общеобразовательной программы.

       Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии личности, а также определять трудности в формировании определенных интегративных качеств и реализации общеобразовательной программы в каждой конкретной группе, т. е. оператив­но осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития личности можно считать средние значения по каждому ре­бенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии личности ребенка. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития личности ребенка возрасту. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как полу­чены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психо­метрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)

            Наличие математической обработки результатов мониторинга интегративных качеств личности детей и мониторинга уровней овладения детьми необходимыми навыками и умениями обусловлено квалификационными требованиям к современному педагогу и необходимостью учета промежуточных результатов личностного развития и промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы дошкольного образования каждого ребенка в соответствии с ФГТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы для мониторинга уровня развития знаний по элементарным математическим представлениям у детей в разных возрастных группах: с использованием дополнительных технологий и Программ- Школа 2100.

Младшая группа.1.Уметь сравниватьсовокупности на основе взаимооднозначного соответствия,различать- много-,-мало-,-один.2.Уметь сравнивать две группы предметов путём прилижения.Вопросы:-Сколько цветов?...

Взаимодействие с семьями по вопросам организации коммуникативной деятельности воспитанников

Представлен опыт совместной деятельности ДОУ  и семьи по формированию ЗОЖ через работу семейного клуба...

Развитие компетентности родителей в вопросах организации экспериментальной деятельности с детьми в детском саду и дома.( из опыта работы)

цель  моей работы – привлечь родителей к активному участию в педагогическом  процессе  через совместную с детьми экспериментальную деятельность....

Организация и содержание работы по вопросу организации ранней помощи детям с ОВЗ в условиях ДОУ

В статье представлен опыт работы ДОУ по вопросу организации и содержания ранней помощи детям с ОВЗ в условиях ДОУ...

Перечень нормативных правовых актов по вопросам организации образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации (Свердловская область)

В документе представлен перечень нормативных правовых актов федерального и регионального уровней по вопросам организации образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья...

Примерные вопросы для мониторинга реализации воспитателем своих педагогических компетенций для обеспечения развития детей с помощью РППС

Авторская методическая разработка  в помощь ст. воспитателям и педагогам детских садовдля анализа и самоанализа, совместного проектирования  педагоического роста практической деятельности во...

Вопросы диагностики: "Мониторинг профессиональной деятельности педагога" (Профстандарт "Педагог")

Вопросы диагностики: "Мониторинг профессиональной деятельности педагога" (Профстандарт "Педагог")...