ПРОЕКТ «ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА МКДОУ «ДС ОВ «Берёзка» п. Пурпе»
методическая разработка по теме

Карпова Анна Владимировна

Проект по организации информационно-образовательной среды в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_ikt_beryozka.doc956.5 КБ
Office presentation icon pezentaciya_po_ikt_beryozka.ppt2.21 МБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН

ПОСЕЛОК ПУРПЕ

муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Берёзка» п. Пурпе Пуровского района

«Единая информационная образовательная среда МКДОУ «ДС ОВ «Берёзка»

 п. Пурпе».

п. Пурпе

2010-2012 год


СОДЕРЖАНИЕ:

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-

КОММУНИКАЦИОНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ

ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………………………3

  1. ПРОЕКТ «ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ

         ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА МКДОУ «ДС ОВ «Берёзка» п. Пурпе

Пуровского района

1. Актуальность проекта, цели и задачи………………………………….....5

2. Этапы реализации………………………………………………………….6

3. Ресурсное обеспечение…………………………………………………….6

4. Ожидаемые результаты……………………………………………………7

  1. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В УПРАВЛЕНИИ ДОУ

1. Применение ИКТ для повышения эффективности

    управленческой деятельности……………………………………………8

2. Создание материально-технической базы………………………………9

  1. ПОВЫШЕНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ СУБЪЕКТОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.Сущность и понятие ИКТ-компетентности……………………………...11

2. Система организации консультативной поддержки педагогов………..11

3. Итоги работы……………………………………………………………...12

  1. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-

КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ

1. Применение ИКТ в практике ДОУ………………………………………14

2. Создание сайта ДОУ…………………………………………………….. 14

    2.1. Значение сайта для совершенствования взаимодействия

           педагогов, родителей и социального окружения ДОУ……………14

    2.2. Этапы разработки сайта……………………………………………...16

3.Профилактическая и просветительская деятельность

    специалистов  в работе с родителями…………………………………...22

4. Сохранение и укрепление здоровья детей.

    Использование ИКТ в физкультурно-оздоровительной работе……….23

5.Организация дополнительных образовательных услуг

и информирование социума об их особенностях………………………….25

  1. ВЫВОДЫ
  1. Результативность деятельности МДОУ по использованию ИКТ ..…..27

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….29

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5


АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом.  Информатизация – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации. Все эти операции осуществляются  на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.                                                                              

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.         

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчёркивается в государственных документах, признаётся важнейшим национальным приоритетом. Так, например, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в главе 2, посвящённой приоритетам образовательной политики говорится следующее: «Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения». «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (Из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»).                                                                 

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.                                
        Всё шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования. Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен  социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного  общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому. Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения, они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.                                                        Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. Это и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ; и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность;  и активное использование  сети  Интернет в образовании.                                                

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность, быть для ребёнка проводником в мир новых технологий, формировать основы информационной культуры его личности.        Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.  Мы уверены, что в дошкольном учреждении использование ИКТ позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.


ПРОЕКТ
«ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА  МКДОУ «ДС ОВ «Берёзка» п. Пурпе»
Проблема

Сегодня детские сады активно оснащаются компьютерами, современной аудио- и видеотехникой.        Но до сих пор отсутствует методика использования информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе, не систематизированы существующие компьютерные развивающие программы.        На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентированный специальной образовательной программой.                 Поэтому очень важны уже накопленный педагогический опыт, апробированные в практике ДОУ инновационные материалы по применению информационных технологий в воспитании и обучении детей для педагогов и воспитателей дошкольных учреждений, только приступающих к внедрению этого направления работы в учебно-воспитательный процесс.

Опыт практической работы коллектива МКДОУ «ДС ОВ «Берёзка» п. Пурпе» нашёл своё воплощение в проекте «Единая информационная образовательная среда МКДОУ «ДС ОВ «Берёзка» п. Пурпе».

Актуальность проекта, реализуемого в МКДОУ «ДС ОВ «Берёзка» п. Пурпе продиктована необходимостью решения проблем использования информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе  детского сада.

Цель проекта – создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация, педагоги, дети и их родители, а также социальное окружение.

Задачи проекта

  1. Формировать  информационную культуру  и  ИКТ-компетентность  всех участников образовательного процесса
  2. Интегрировать, внедрить информационные технологии в процессы воспитания, обучения, управления
  3. Создать сайт МДОУ
  4. Создать условия для повышения педагогической, правовой, культурологической  компетентности родителей
  5. Популяризировать деятельность МДОУ среди населения посёлка, района, округа, страны.

Проект предусматривает два этапа реализации:

Первый этап:  2010-2012 гг.

Цель:  оснащение МКДОУ «ДС ОВ «Берёзка» п. Пурпе программным обеспечением, компьютерной техникой, мультимедийным оборудованием,  повышение ИКТ-компетентности  педагогов, активное использование ИКТ и цифровых образовательных ресурсов всеми участниками образовательного процесса.

Второй этап:  2012 - 2014 гг.

Цель:  развитие единой информационной  образовательной среды МКДОУ «ДС ОВ «Берёзка», организация  воспитательно-образовательного процесса  с опорой  на последние достижения в области информатизации для повышения качества образования.

Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно-правовое: 

  1. Разработка  новых локальных актов, регламентирующих деятельность ДОУ (приказов, положений, правил, функционалов);
  2. Заключение договоров с партнёрами.

Научно-методическое: 

  1. Создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;
  2. Создание модели информационно-методического и технического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ;
  1. Разработка  системы методических консультаций по ходу реализации проекта;
  2. Оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию ИКТ в работе с детьми.

Кадровое: 

  1. Создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов участвующих в реализации проекта; подготовка педагогических кадров к новой образовательной практике;
  1. Привлечение необходимых специалистов извне;
  2. Создание творческих групп из высококвалифицированных и  креативных специалистов для работы  по реализации проекта в ДОУ.

Информационное: 

  1. Предупреждение отрицательных эффектов при создании единого информационного образовательного пространства;
  2. Развитие  сотрудничества с родителями и поселковыми социальными структурами;
  1. Совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи, педагогическое просвещение.

Материально-техническое: 

  1. Совершенствование материально-технической базы ДОУ  в сфере информатизации;
  2. Обновление и обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

Ожидаемые результаты

  1. Создание единого информационного пространства ДОУ.
  2. Организация  воспитательно-образовательного процесса  с опорой  на последние достижения в области информатизации.
  3. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ.
  4. Создание активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания с  использованием ИКТ.
  5. Повышение педагогической культуры родителей.
  6. Трансляция педагогического опыта на методических мероприятиях разного уровня.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В УПРАВЛЕНИИ ДОУ

1. Применение ИКТ для повышения эффективности  управленческой деятельности        Информатизация дошкольного образования - процесс объективный и неизбежный. Она  ориентирована на создание оптимальных условий для использования информационных ресурсов и технологий в ходе взаимодействия субъектов педагогической деятельности.                 Информатизация управления дошкольным образовательным учреждением ведёт к интенсификации менеджмента, обеспечивая более качественное взаимодействие окружающей среды, управляющей и управляемой подсистем на основе ИКТ, и, как следствие, способствует оптимизации функционирования педагогической системы, развитию её потенциала и возможностей реализации социального заказа.                                   Информатизация ДОУ осуществляется в нескольких направлениях: педагогическом и организационном, первое из которых способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, а второе - модернизации управления посредством использования ИКТ.        Сущностью информатизации управления ДОУ является процесс информационного обеспечения управленческой деятельности на основе применения современной вычислительной техники и средств связи с целью оптимизации функционирования педагогической системы, развития её потенциала и расширения возможностей реализации социального заказа.                                                        Деятельность ДОУ непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель, его заместители, специалисты и педагоги владеют информацией, как быстро они могут обработать информацию и довести её до сведения участников образовательного процесса.         Применение ИКТ позволяет на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития.                                        Внедрение ИКТ  в сферу управления ДОУ позволяет повысить такие показатели, как:

  1. экономия затрат труда и времени;
  2.  информированность о состоянии управляемой системы;
  3. оперативность принятия управленческих решений;
  4. адекватность и продуктивность управленческих решений;
  5. оптимизация и автоматизация информационных процессов;
  6.  интеллектуальный  потенциал коллектива.

            Отличительной особенностью современной системы образования является резкое возрастание прямых и обратных потоков информации по всей вертикали управления.  На смену традиционным формам работы с информацией приходят компьютерные технологии управленческого назначения. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей представляет  возможность ускорения процесса управленческой деятельности и, в целом, повышения её эффективности.

           Опыт работы нашего ДОУ показывает действительную возможность реализации основных задач информатизации в управленческой деятельности.

            Администрация ДОУ, специалисты владеют компьютером и имеют его в личном пользовании. Делопроизводство организовано на базе использования программ Microsoft Word, Microsoft Ecxel. Табличный процессор Excel позволяет легко проводить обработку данных,  быстро выполнять сложные подсчёты и наглядно представлять их в виде таблиц.  

            Для более оперативного взаимодействия в учреждении планируется  создание локальной сети, позволяющей ускорить работу с информацией.

             ДОУ имеет доступ к сети Internet, свой сайт и два электронных почтовых ящика.  Пользование электронной почтой позволяет быстро получать информацию от различных учреждений и организаций и оперативно направлять ее в их адрес, что значительно экономит  время. Размещение важной информации на сайте ДОУ позволяет  своевременно довести ее до сведения родителей воспитанников.

Создание в ДОУ web-сайта вывело  организацию взаимодействия администрации учреждения, педагогов и родителей ДОУ на более высокий качественный уровень. У нас появилось открытое пространство для диалога педагогов и родителей с общественностью и социумом, а информация, характеризующая деятельность ДОУ стала доступна широкому кругу пользователей.

    Таким образом, внедрение информационных технологий в процесс управления ДОУ, в том числе и в образовательный процесс, несомненно, ведёт к повышению качества и оперативности принимаемых управленческих решений и переход на более эффективные  формы  работы.

2. Создание материально-технической базы

С 2010  по 2012  годы  в дошкольном учреждении приобретены и используются:

  1. Компьютеры
  2. Мультимедийный проектор
  3. Интерактивная доска
  4. Принтер
  5. Сканер
  6. Ноутбук
  7. Музыкальные  центры  с USB-интерфейс
  8. Факс
  9. МФУ – 2 шт.

ПОВЫШЕНИЕ
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ СУБЪЕКТОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.Сущность и понятие ИКТ-компетентности                          

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладают сегодня колоссальными возможностями по использованию их в образовательном процессе. Современные реалии диктуют необходимость внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс, что влечет за собой необходимость формирования ИКТ-компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства.         Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.        Владение информационно-компьютерными технологиями                 помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.         Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете,        возможен интенсивный обмен информацией с партнерами извне.                                        

ИКТ-компетентность педагога понимается «как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере».

2.Система организации консультативной поддержки педагогов                        

В ДОУ разработана система организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов. Используются следующие формы работы:

  1. недели педагогического мастерства;
  2. мастер-классы;
  3. педагогические мастерские и наставничество;
  4. обучающие семинары;
  5. работа в паре;
  6. тематические семинары.

Были проведены мастер-классы:

Дата

Тема

2010 г.

Microsoft Word

  1. Шрифт, размер.
  2. Создание и редактирование текстового документа.
  3. Набор и редактирование текстового документа.
  4. Абзацные отступы и интервалы.
  5. Создание и форматирование таблиц.
  6. Вставка рисунка.
  7. Нумерация страниц. Печать готового документа.

2010 г.

Microsoft PowerPoint – средство создания презентаций

  1. Знакомство с PowerPoint.
  2. Создание слайда с диаграммой и таблицей.
  3. Вставка в слайд рисунков и анимации при демонстрации.
  4. Создание управляющих кнопок.
  5. Сохранение и подготовка презентации к демонстрации.

2011 г.

Microsoft Publisher

     1. Подготовка открытки.
    2.Подготовка буклета и печать

2012 г.

Интернет

  1. Поиск в сети Интернет.
  2. Электронная почта.

В 2011 году педагогами ДОУ   были пройдены курсы повышения квалификации по теме:

«Эффективное применение ПК и мультимедийных средств в педагогической деятельности»

  1. Итоги работы по повышению ИКТ-компетентности

Разработанная система повышения  информационной компетентности педагогических работников дала свои результаты.         По данным анкетирования педагогов на предмет ИКТ – компетентности (Приложение №1)  педагоги:

  1. умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д.)- 100%;
  2. умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства- 90%;
  3. активно используют информационные технологии в образовательном процессе – 100%;
  4. владеют навыками поиска информации в Интернете, могут осуществить заказ и подписку- 85%;
  5. умеют оценивать основные педагогические свойства электронных образовательных продуктов, определять педагогическую целесообразность их использования в воспитательно-образовательном процессе – 90%;
  6. владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций-75%;
  7. умеют разрабатывать занятия с использованием информационных технологий – 85%;
  8. владеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями- 90%.   

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-
КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ

1.Применение  ИКТ в  практике  ДОУ

  1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентация).
  2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям.
  3. Знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий.
  4.  Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями  других педагогов России и зарубежья, подбор материалов для  сайта ДОУ
  5.  Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
  6.  Создание презентаций в программе Рower Рoint  для повышения эффективности образовательных занятий с детьми.
  7. Использование  презентаций, созданных  в программе Рower Рoint ,  для повышения педагогической компетентности родителей в процессе проведения родительских собраний.
  8.  Оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов по различным направлениям деятельности.
  9.       Использование  электронной почты.

2. Создание сайта ДОУ

2.1. Значение сайта для совершенствования взаимодействия педагогов, родителей и социального окружения ДОУ

Для обеспечения нового качества диалога общества и дошкольного образовательного учреждения  необходимо готовить, публиковать и распространять информацию о состоянии и результатах  его деятельности.                 С 1 января 2011 года, в соответствии с требованиями закона «Об образовании» в редакции ФЗ № 293 от 8 ноября 2010 (статья 32), создание и ведение официального сайта образовательных учреждений всех типов в сети «Интернет» является обязательным.                                                                 Залог информационного успеха официального сайта ДОУ лежит в понимании потребностей аудитории и в чётком представлении  как сайт будет использован.         
        Настоящий Интернет-сайт – это идеальный работник, который необходим в каждой организации и каждом образовательном  учреждении. Создавая его, мы  понимали, что сайт должен решать конкретные задачи, каждая его часть должна работать на интересы как различных групп пользователей – от  родителей до представителей власти и общественности различных уровней, так и самого образовательного учреждения.


Создание сайта способствует:

  1. увеличению числа потенциальных и действительных клиентов, которые могут и хотят познакомиться с дошкольным  образовательным учреждением;
  2. информированию интернет-аудитории об устройстве и деятельности ДОУ, что улучшает его восприятие в глазах населения;
  3. предоставлению достоверной информации из первоисточника средствам массовой информации, что указывает на открытость учреждения;
  4. рекламе и развитию образовательных услуг прямо со своего сайта, что делает привлекательным  дошкольное образовательное учреждение;
  5. быстрому и простому проведению  презентации ДОУ  практически неограниченному кругу Интернет-клиентов через размещение на сайте текстовых и мультимедийных материалов, где отражаются такие разделы, как условия воспитания в детском саду, управление и образовательная политика ДОУ, ресурсное обеспечение образовательного процесса, результаты обучения и другие;
  6. опубликование справочной, ознакомительной и аналитической информации в виде публичного доклада по образовательной деятельности  дошкольного образовательного учреждения укрепляет доверие к нему;
  7. размещение на сайте формы обратной связи поможет получить отзывы от различных групп пользователей, связанные с деятельностью ДОУ, которые помогут сделать выводы о результатах развития детского сада и эффективности решения приоритетных задач.                                        

 Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.                         Кроме этого сайт детского сада  является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Со страниц  сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.         Такой режим информационного взаимодействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации: получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с педагогом родители могут, обратившись к заведующей ДОУ по электронной почте.                                 

На сайте ДОУ реализуется подсистема разделения прав и полномочий пользователей. Например, только зарегистрированные на сайте  пользователи обладают правом оставлять комментарии и участвовать в работе форума.

2.2. Этапы разработки  сайта  МКДОУ «ДС ОВ «Берёзка» п. Пурпе.
Процесс разработки сайта можно разбить на следующие этапы:

  1. назначение специалиста ДОУ, ответственного за создание и администрирование сайта;
  2. знакомство с сайтами аналогичной направленности и их анализ;
  3. разработка концепции сайта, определение преследуемых целей;
  4. определение структуры сайта, числа и направленности разделов сайта;
  5. разработка стиля, дизайна сайта;
  6. заполнение  сайта необходимыми материалами;
  7. размещение сайта на сервере;
  8. регистрация сайта на поисковых системах, в тематических каталогах;
  9. сопровождение сайта.

  1. Назначение специалиста ДОУ, ответственного за создание и администрирование сайта.

В нашем ДОУ за создание и администрирование сайта ответственна старший воспитатель - Карпова А. В. Мною самостоятельно разрабатывался дизайн и подбиралась информация для сайта.

2. Знакомство с сайтами аналогичной направленности и их анализ

Мною было проанализировано множество ресурсов  российского Интернета, обозначенные как «Официальный сайт ДОУ» и сделаны  выводы  о том, что может стать причиной отсутствия интереса к сайту у его  потенциальных посетителей:  зачастую,  принадлежность этих сайтов  к сфере дошкольного образования определяется только их названием. В лучшем случае они содержат краткое описание детского сада, его истории.        Дизайн также нередко  не выдерживает никакой критики: перегруженность ничем не обоснованной анимацией, плохая структурированность содержимого, длительное время загрузки страниц. И самое главное, цели, которые преследовали авторы этих сайтов, часто  не соответствуют целям действительно  сайта дошкольного учреждения. Многие сайты относятся к разряду «мёртвых», то есть информация на них  не обновляется практически с момента создания.  Я также   обращала  внимание на дизайн сайтов, структуру разделов, тематическую направленность и  взяла  на заметку все интересные, с  моей точки зрения, идеи и решения, реализованные на тех или иных образовательных сайтах.

3. Разработка концепции сайта, определение преследуемых целей

При разработке концепции сайта необходимо  точно определить, какие цели преследуются созданием этого информационного ресурса, а также какие средства можно будет использовать для разработки и поддержки сайта. У   ДОУ  должен быть четкий ответ на следующие вопросы: «Зачем нашему  детскому саду нужен сайт?» и «Что может  наш детский сад получить благодаря наличию хорошего сайта?». Цели, преследуемые при создании сайта должны совпадать с главными целями, стоящими перед дошкольным образовательным учреждением: воспитание  и обучение детей дошкольного возраста.

Важно определение круга потенциальных пользователей и адекватное понимание специфики информационных запросов адресатов системы. Успешно работающим будет лишь ресурс, удовлетворяющий информационные запросы тех, для кого он создан. Структура информационных пользователей может быть представлена следующим образом:

Родители

воспитанников, будущих воспитанников

Дети

воспитанники ДОУ, выпускники ДОУ

Педагоги

педагогический коллектив ДОУ

 профессиональное сообщество        

 педагоги  в поисках вакансий

Потенциальные партнеры

культурно-образовательные

спортивно-медицинские

научно-практические

деловые

Руководство

администрация других дошкольных учреждений

органы управления образованием

В первую очередь,  пользователи сайта - это родители  нынешних и будущих воспитанников ДОУ. Главной целью создания сайта является ознакомление родителей с условиями, динамикой и своеобразием осуществления воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду, доведение до сведения родителей необходимой информации по вопросам обеспечения защиты прав ребёнка, его воспитания, подготовки к школе, развития его способностей.

4.Определение структуры сайта, числа и направленности разделов сайта

Важно понимать, что проектируется не  сайт вообще, а сайт конкретного детского сада со своей спецификой: целями и ценностями, направленностью и организацией образования, укладом жизни и т.д. Хорошо спроектированный сайт отражает особенности ДОУ, имеет четкую, понятную для пользователя структуру, достаточно гибкую для того, чтобы в перспективе все изменения и дополнения в структуре сайта выглядели бы органично (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Сайт должен иметь  ясную и понятную структуру, чтобы на нём легко было ориентироваться, легко искать нужное. Чаще всего используют двух- или трёхуровневую структуру:  главный пункт дробится на несколько субпунктов, каждый субпункт также имеет свою структуру.
Структура не должна быть слишком разветвленной, иначе пользователям будет сложно искать нужную информацию. Вообще на одной страничке нормально воспринимается не более семи пунктов. Каждый пункт меню должен носить короткое и понятное название. Очень важно оценить информацию с точки зрения востребованности.  Чем более востребована она, тем выше должен быть размещён  пункт меню, по которому эту информацию можно найти.                                 

Важной особенностью структуры сайта является сочетание нормативного и вариативного компонентов содержания.


Структура сайта МКДОУ «ДС ОВ «Берёзка» п. Пурпе

5. Разработка стиля, дизайна сайта

Необходимо выбрать базовый стиль сайта, в соответствии с которым будет оформлено большинство его страниц. Выбор стиля сайта - процесс неформальный, творческий, и точных рецептов, какой конкретно стиль использовать в том или ином случае, нет и быть не может.
         На данном этапе желательно привлечь дизайнера-профессионала, хотя бы на уровне консультаций. Для сайта МКДОУ «ДС ОВ «Берёзка» п. Пурпе
  был выбран неофициальный, «домашний» стиль подачи материалов.                    На основе выбранного стиля осуществляется разработка дизайна сайта, создание шаблона, включающего общие элементы оформления страниц. Используя  единый каркас, впоследствии  создаются страницы сайта.
        Было определено, что в оформлении МКДОУ «ДС ОВ «Берёзка» п. Пурпе
 будут преобладать  три  цвета: зелёный, чёрный, серый.                                                 Мне, как создателю сайта, хотелось, чтобы сайт был узнаваем, не похож ни на один другой. Лучшей, по мнению большинства педагогов ДОУ, оказалась стилизованная «под дерево» версия. Логотипы карты сайта, рубрик, кнопки меню, рамки для фото, заголовки – выдержанны в одном стиле.

6. Заполнение  сайта необходимыми материалами

Самое главное – содержание. Распространённой ошибкой является стремление сделать сайт интересным во всем мире. Нельзя забывать, на кого нацелен сайт. Нельзя объять необъятное, работать необходимо на свою целевую аудиторию.                                При этом большие тексты необходимо структурировать с учетом возможностей гипертекста, т.е. разбить текст на логические куски и связать с помощью ссылок в рамках одной страницы или нескольких; графическую информацию следует оптимизировать по размеру, количеству цветов и т.д. с целью ускорения процесса загрузки; при компоновке страниц необходим учёт ограничений, связанных с объёмом графики на страницах.

7. Размещение сайта на сервере

 Создание web-сайта  происходит на локальном компьютере. Когда сайт готов, то естественно возникает вопрос, где его разместить. Готовый сайт размещается в Интернет, для чего используются услуги хостинга. Понятие «хостинг» означает размещение сайта в Интернете.                                         

Есть несколько требований, предъявляемых к хостингу. Размещённый в Интернете сайт должен иметь электронный адрес – домен. Домены могут быть разных уровней, но обычно ведут разговор о доменах первого, второго и третьего уровней. Чем меньше уровень домена, тем короче его название. Например, домен третьего уровня выглядит следующим образом: http://berezka-purpe.ucoz.ru. Эта запись обозначает, что сайт ДОУ (berezka-purpe) размещён на бесплатном сервере (ucoz), находящемся в русском сегменте Сети (RU). Поисковые машины сначала выйдут на домен первого уровня – ru, потом – на второй уровень – сервер-ucoz, и только уже потом на сайт ДОУ.                         

Интеграция сайта в веб-среду происходит быстрее и активнее при наличии домена второго уровня. Домен второго уровня представляет собой следующую запись: «http:// berezka-purpe.ru». В данном случае ru является доменом первого уровня с обозначением русского сегмента Сети.

  Хостинг  может быть бесплатным. Из положительных моментов можно отметить только один: услуга не требует вложения средств. При этом размещение сайта на бесплатном хостинге связано с рядом негативных моментов: «чужая» реклама на страницах сайта, не всегда соответствующая статусу образовательного веб-ресурса;  отсутствие гарантий сохранности информации;  домен 3-го уровня.                                                                 Сайт на бесплатном хостинге часто расценивается как непрофессиональный или неофициальный ресурс, находящийся на периферии интересов владельца, в некоторых случаях снижает его авторитет в глазах пользователей.

Сайт МКДОУ «ДС ОВ «Берёзка» п. Пурпе расположен на платном хостинге. Платный хостинг  - это отсутствие «чужой рекламы»,  backup (восстановление) информации (если с сайтом что-то случится — хакерская атака, ошибка хостера и др. - всегда можно восстановить его состояние, бывшее некоторое время назад; у современного хостера правилом является ежедневный backup, т. е. максимум, что можно потерять, — обновления за 1 день);   возможность установить форум;   домен 2-го уровня.

  1. Регистрация сайта на поисковых системах, в тематических каталогах

Если сайт создан и размещен в сети Интернет, следует задуматься о увеличении посещаемости сайта. Для того,  чтобы сайт был посещаемым, пользователи Интернета должны узнать о нем. Доступные способы: регистрация сайта во всех поисковых системах, а также каталогах ресурсов и рейтингах, размещения ссылок на других сайтах.  

9. Сопровождение сайта

Проблема поддержки сайта, обновления размещенной на нём информации является одной из самых актуальных. Сайт должен выполнять возложенные на него функции, среди которых не на последнем месте - создание и поддержание имиджа образовательного учреждения достойного современного уровня, действующего как слаженная единая система, в которую входит и жизнеспособный сайт. Необходимо постоянное пополнение его новой информацией - события, новости, рекорды, успехи, победы, новые темы, страницы и др.                 Необновляемый  же сайт, несмотря на его наличие, предупреждает о том, что в  учреждении нет четкого единого планирования и руководства, и ресурсы расходуются не оптимально. Поиск перспектив развития сайта ДОУ немаловажен. Если не найти перспектив развития, то сайт перестанет обновляться, как следствие этого будет не посещаем и просто «умрет».

3. Профилактическая и просветительская деятельность специалистов ДОУ в работе с родителями

Сопровождение ребёнка в дошкольном образовательном учреждении – многосторонний процесс, который включает взаимодействие и работу всех специалистов по разным направлениям. Важнейшими видами деятельности специалистов являются профилактика различных нарушений  здоровья и развития детей, а также просвещение взрослых по вопросам сопровождения ребёнка в процессе воспитания и развития.

Основной смысл просвещения заключается в том, чтобы знакомить родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребёнка, популяризовать и разъяснять результаты исследований, формировать потребность в знаниях и желание использовать их в воспитании ребёнка или в интересах развития собственной личности.

Профилактика - вид деятельности, направленный на сохранение, укрепление и развитие здоровья детей на всех этапах дошкольного детства.

Новые современные возможности помогают специалистам в работе с родителями и педагогами (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

По результатам взаимодействия специалистов с родителями выявляются наиболее актуальные вопросы о развитии и воспитании детей (ПРИЛОЖЕНИЕ 5). Разработка консультаций специалистами на сайте детского сада ориентирована, прежде всего, на запрос родителей.

Использование информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии специалистов и родителей позволяют получать следующие результаты:

  1. Повышение эффективности процесса воспитания и развития детей;
  2. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
  3. Активизация личностного и культурного сознания родителей;
  4. Создание системы поддержки семейного воспитания;
  5. Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада;
  6. Реализация личностно-профессионального роста специалистов.

4. Сохранение и укрепление здоровья детей.

Использование ИКТ в физкультурно-оздоровительной работе.                

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Важным условием сохранения и укрепления здоровья детей является комплексное внимание к нему со стороны педагогов, родителей, инструктора по физической культуре, медицинского персонала.

Мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей:

Безопасность жизнедеятельности детей в ДОУ

  1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры ДОУ, отвечающей          

требованиям СанПиН, в том числе:

 –  рациональная организация образовательно-воспитательного процесса;
– оптимальная организация физкультурно-оздоровительной работы;
– организация качественного питания и медицинского    сопровождения.

     2. Выполнение инструкций по охране жизни и здоровья детей.

     3. Занятия по ОБЖ и ЗОЖ.

Оздоровительно-профилактические мероприятия

1.  Утренняя, дыхательная, зрительная, корригирующая  гимнастики, бодрящая, гимнастика после сна.
2.  Самомассаж, точечный массаж.
3.  Физкультурные занятия.
4.  Физминутки.
5.  Подвижные игры и упражнения на прогулке.
6.  Оздоровительный бег.
7.  Закаливание.
8.  Фитонциды (лук, чеснок).
9. Увлажнение воздуха.
10. Использование бактерицидных ламп, лампы Чижевского.
11. Рациональное питание.

Работа с семьей

  1. Просвещение родителей по вопросам здорового образа жизни и

            использования элементов физической культуры в домашних условиях.

  1. Совместные праздники,   развлечения.

Достоинства  использования информационно-коммуникационных технологий в процессе физкультурно-оздоровительной работы:

  1. делают процесс физического воспитания более современным, разнообразным, насыщенным;
  2. оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации;
  3. обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  4. делают процесс физического воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к спортивным мероприятиям;
  5. способствуют адаптации ребёнка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры;
  6. используются в различных формах физкультурно-оздоровительных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.
  7. позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга физкультурно-оздоровительной работы;
  8. повышают качество педагогического труда.

Освоение офисных программ, таких Microsoft Word, Excel, Power Point открывает возможность подготовки дидактических материалов, презентаций, портфолио, анкет и консультаций для родителей, ведения баз данных, автоматизации работы по анализу физкультурной деятельности.

Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ:

  1. как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок);
  2. как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видеофильмы и другие демонстрационные формы);
  3. как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);
  4. как средство обработки информации (фото и видеоизображений, текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в физкультурной деятельности);
  5. как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);
  6. как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты).

Использование ресурсов Интернет позволяет не только находить необходимую информацию, но и быть активным участником сетевого сообщества, организовывать работу с родителями.

На сайте ДОУ есть рубрика «Будьте здоровы!», посвящённая физкультурно-оздоровительной работе.

5. Организация дополнительных образовательных услуг и информирование социума об их особенностях.

    В настоящее время дополнительное образование детей дошкольного возраста является актуальным направлением в образовательном процессе и социально востребовано, поскольку направлено на  развитие индивидуальности каждого ребёнка.  

     Дополнительное образование открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляются содержание, методы и формы работы с детьми, возможна творческая, авторская позиция педагога.

     Опыт показывает, что дети, занимающиеся в кружках и секциях, в дальнейшем хорошо учатся в школе. Многие продолжают обучение в художественных, музыкальных, спортивных школах, школах искусств.

     На базе МКДОУ «ДС ОВ «Берёзка» п. Пурпе предоставляются  дополнительные образовательные услуги  в художественно-эстетическом направлении.

     Участниками образовательного процесса являются дети от 4 до 8 лет, их родители (лица их заменяющие) и педагогические работники.

           На базе МКДОУ «ДС ОВ «Берёзка» п. Пурпе функционируют факультативы, реализующие следующие программы дополнительного образования:

  1. Программа «Ладушки» под редакцией И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой
  2. Программа «Театрализованные занятия в детском саду» под редакцией М. Д. Маханёвой
  3. Программа «Природа и художник» под редакцией Т. А. Копцевой

     Таким образом, содержание работы педагогов дополнительного образования МКДОУ «ДС ОВ «Берёзка» п. Пурпе определяется задачами художественно-эстетического развития.

        Отмечая позитивный опыт по данному направлению деятельности, нельзя не отметить, что и в дальнейшем следует  развивать социальное партнёрство ДОУ с учреждениями образования, культуры, спорта.      

     Средствами ИКТ организовано интерактивное партнёрское взаимодействие между педагогами дополнительного образования и родителями. Расширились возможности предъявления разнообразной, прозрачной, открытой, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации гражданам об образовательных услугах.


ВЫВОДЫ.

Результативность деятельности МДОУ по использованию ИКТ (количественные и качественные показатели.)

   Результаты реализации проекта  «Единая информационная образовательная среда МКДОУ «ДС ОВ «Берёзка» п. Пурпе». 

Сегодня мы можем говорить  лишь о  промежуточных результатах проекта:

- повышена квалификация педагогов ДОУ (курсы повышения квалификации по теме: «Эффективное применение ПК и мультимедийных средств в педагогической деятельности»)

  1.  улучшена материально-техническая база информатизации образовательного процесса. В ДОУ имеется современное оборудование (персональные компьютеры, презентационное оборудование и т.д.);
  2. создан web-сайт МДОУ - www.berezka-purpe.ru
  3. созданы условия для повышения ИКТ-компетентности участников образовательного процесса и активного включения их в проект;
    -
    создан банк мультимедийных презентаций, компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;
  4.  создан электронный банк данных воспитанников, педагогов, родителей;
  5. имеется  доступ в Интернет, электронный адрес.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Берёзка» п. Пурпе

- имеет благодарственное письмо Департамента образования администрации Пуровского района за успехи в предоставлении открытости и доступности информации об учреждении по итогам районного конкурса интернет-сайтов;

 

Мы планируем:

  1. создать внутри ДОУ локальную сеть, имеющую  доступ в Интернет,  что дало бы возможность  начать работу по внедрению в ДОУ  электронного документооборота (осуществлять регистрацию и рассылку входящих, исходящих, внутренних документов, обеспечивать документационную подготовку совещаний, заседаний, деятельности секретаря и т.п., планировать маршруты передвижения электронных документов и контролировать их исполнение, преобразовывать бумажные документы в электронную форму, осуществлять доставку документов в комитет по образованию, его подразделения, различные организации посредством электронной почты и т.п.);

-  приобрести современные программы, позволяющие оптимизировать  процесс управления методической работой МДОУ;

- приобрести программу по организации питания детей, обучить сотрудников  (медицинскую сестру и завскладом продуктов)  и обеспечить их компьютерной техникой;

- внедрить информационно-коммуникационные технологии в управление ДОУ через  введение  в действие  программ  автоматизации управленческого процесса, разработанных  специалистами   в области ИКТ.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Богомолова, О.Б. Культура клавиатурного письма / О.Б. Богомолова – М., 2009.
  2. Богомолова, О.Б. Искусство презентации / О.Б. Богомолова – М., 2010.
  3. Босова, Л.Л. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / Л.Л. Босова – М., 2011.
  4. Бурдюкова, Е.В. Видеоматериалы и сетевые видеосервисы в работе учителя: практическое пособие / Е.В. Бурдюкова – М., 2008.
  5. Волошина, О.В. Развитие пространственных представлений на занятиях информатики в детском саду / О. В. Волошина // Информатика – 2006. – №19.
  6. Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М., 1998.
  7. Горячев, А В. Все по полочкам: пособие для дошкольников 5-6 лет / А.В. Горячев, Н.В. Ключ – М., 2008.
  8. Горячев, А.В. Все по полочкам: методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников / А.В. Горячев, Н.В. Ключ – М., 2004.
  9. Драхлер, А.Б. Сеть творческих учителей: методическое пособие / А.Б. Драхлер – М., 2008.
  10. Журавлев, А.А. Что такое педагогические технологии и как ими пользоваться? / А.А. Журавлев – М., 2007.
  11. Зуев, М.Б. Интернет: советы бывалого чайника: восемь лет спустя / М.Б. Зуев – М., 2007.
  12. Калинина, Т.В. Управление ДОУ / Т.В. Калинина. – М., 2008.
  13. Калугина, О.Б. Работа с электронными таблицами. Microsoft Office Excel 2003 / О.Б. Калугина – М., 2006.
  14. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс – М., 2000.
  15. Колин, К.К. Россия и мир на пути к информационному обществу /К.К. Колин // Открытое образование. – 2006. – № 4.
  16. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова – М., 2011.
  17. Колодинская, В.И. Информатика и информационные технологии дошколятам / В.И. Колодинская – М., 2008.
  18. Кравцов, С.С. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников / С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина // Информатика. – 2006. – №12.
  19. Крапивенко, А.В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений / А.В. Крапивенко – М., 2009.
  20. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии / Г.Ю. Ксензова – М., 2000.
  21. Левин, В.И. История информационных технологий / В.И. Левин – М., 2007.
  22. Мациевский, Н.С. Разгони свой сайт. Методы клиентской оптимизации веб-страниц / Н.С. Мациевский – М., 2009.
  23. Мириманова, М.С. Психологическая безопасность дошкольной образовательной среды / М.С. Мириманова – М., 2010.
  24. Моторин, В.Н. Воспитательные возможности компьютерных игр / В.Н. Моторин // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 11.
  25. Новоселова, С.Н. Компьютерный мир дошкольника / С.Н. Новоселова – М., 1997.
  26. Осадчук, Е.В. Конкурентоспособность в Интернете: как сделать свой проект успешным / Е.В. Осадчук – М., 2008.
  27. Пожарина, Г.Ю. Стратегия внедрения свободного программного обеспечения в учреждениях образования / Г.Ю. Пожарина – М., 2008.
  28. Рабинович, П.Д. Практикум по интерактивным технологиям: методическое пособие / П.Д. Рабинович – М., 2011.
  29. Сайков, Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения : практическое руководство / Б.П. Сайков – М., 2005.
  30. Сафонов, В.О. Основы современных операционных систем / В.О.Сафонов – М., 2011.
  31. Свистунов, А.Н. Построение распределенных систем на Java / А.Н. Свистунов – М., 2011.
  32. Спиридонов, О.В. Microsoft Word. От пользователя к специалисту: методическое пособие / О.В. Спиридонов – М., 2008.
  33. Сулейманов, Р.Р. Методика решения учебных задач средствами программирования: методическое пособие / Р.Р. Сулейманов – М., 2010.
  34. Хеннер, Е.К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования / Е.К. Хеннер – М., 2008.
  35. Цветкова, М.С. Информационная активность педагогов: методическое пособие / М.С. Цветкова – М., 2010.
  36. Цветкова, М.С. Модели непрерывного информационного образования / М.С. Цветкова – М., 2009.
  37. Штайнер, Г. Word 2003: справочник / Г. Штайнер – М., 2005.

ПРИЛОЖЕНИЕ


ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Анкетирование на предмет использования информационных технологий в образовательной деятельности

Ф.И.О. воспитателя ______________________________________________________________

Дата заполнения__________________

№ п/п

Вопросы

Да

Нет

Имеете ли Вы дома компьютер?        

Есть ли у Вас выход в Интернет?        

 Делаете ли Вы календарно-тематическое планирование с использованием ИКТ?        

Проводите ли Вы НОД с применением ИКТ?

Умеете ли Вы:

- подобрать программное обеспечение для воспитательно-образовательных  целей?        

- найти материалы в Интернет?

- использовать ИКТ для мониторинга развития воспитанников?        

- эффективно использовать ИКТ для объяснений в НОД?        

- использовать ИКТ для взаимодействия с коллегами или родителями?

Владеете ли  приемами ввода- вывода информации, включая печать документов и запись информации на флеш, диск, дискету?

Владеете ли Вы приемами и методами подготовки дидактических материалов в Microsoft Word:

  1. ввод текста с клавиатуры и приемы его форматирования?

  1. вставка и форматирование таблиц?

  1. подготовка простых текстовых документов, содержащих графические элементы?

  1. приемы работы со стилями текста, надстрочными и подстрочными символами?

Владеете ли Вы приемами и методами подготовки учебно-методических материалов в Microsoft Power Point:

  1. приёмы сканирования?

  1. приёмы построения графиков и диаграмм?

  1. простейшие приемы использования audio-video форматов в презентациях?

  1. приемы использования гиперссылок?

Владение приемами и методами подготовки учебно-методических материалов в Microsoft Excel: 

  1. простые расчеты?

  1. построение графиков, диаграмм?

Пройдены ли Вами курсы повышения компьютерной грамотности?


Анкета «ИКТ-компетентность для педагогов ДОУ»

1.     Должность ______________________________________.

2.     Ваш опыт применения ИКТ в НОД.

a.      Не применяю.

b.     Менее 1 года.

c.     От 1 до 3 лет.

d.     Более 3 лет.

3.     Как часто  Вы проводите НОД  с использованием ИКТ?

a.      Не менее одного раза в месяц НОД проходит с мультимедийным проектором.

b.     Не менее одного раза в месяц НОД  проходит  в помещении группы  с применением компьютера.

c.     Другое _______________________________________________________________________.

4.     Что для вас является самым сложным при работе на компьютере?

a.      Работать в текстовом редакторе.

b.     Создавать электронные таблицы.

c.     Готовить мультимедийные презентации.

d.     Находить информацию в Интернете.

e.      Посылать письма по электронной почте.

f.       Другое ______________________________________________________________________.

5.     Зачем в ДОУ Интернет-сайт?

a.      Элемент престижа.

b.     Возможность поделиться педагогическим опытом.

c.    Для работы с родителями.

d.     Для рекламы ДОУ.

e.    Не нужен.

6.     Можете ли вы использовать электронную почту для отправки и получения документов?

a.      Да.

b.     Нет.

c.     Другое _______________________________________________________________________.

7.     Используете ли вы форумы, телеконференций, электронные доски объявлений и т.п. в своей работе?

a.      Да.

b.     Нет.

c.     Другое _______________________________________________________________________.

8. Оцените, пожалуйста, примерное количество работников вашего ДОУ, которые выступают в качестве ИКТ-консультантов для своих коллег.__________

9. Укажите трудности, которые встречаются на пути достижения целей в области использования ИКТ в ДОУ.

a.      Недостаток знаний и умений педагогов  в использовании ИКТ.

b.     Недостаточно возможностей повышения квалификации для педагогов.

c.     Другое _______________________________________________________________________.

10. В каких видах деятельности в ДОУ эффективнее всего использовать Интернет - технологии? Почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

11. Укажите образовательные сервера, Интернет-порталы, которые Вы наиболее часто посещаете ________________________________________________________________________________.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Направления

физкультурно-

оздоровительной

работы

Использование ИКТ

Работа с детьми

Использование ресурсов сети Интернет для подбора видео-, аудио- и текстовой информации.

Работа с

педагогами

Педагогические советы, семинары, консультации с использованием видеофильмов, презентаций, мультимедийного оборудования.

Работа с

родителями

Консультирование и просвещение на сайте ДОУ.

Родительские собрания, конференции, консультации, беседы с использованием презентаций, видеороликов, фотографий.

Организационно-

методическая

деятельность

Планирование в электронном виде:

  1. образовательного процесса по физической культуре;
  2. физкультурно-оздоровительных и физкультурно-массовых мероприятий;
  3. индивидуальной работы с детьми;
  4. мероприятий с педагогами ДОУ и родителями.

Диагностика физической подготовленности дошкольников: составление таблиц, схем, графиков и диаграмм.

Оформление:

  1. результатов диагностики физической подготовленности детей;
  2. результатов физкультурно-массовой работы ДОУ;
  3. методических материалов, способствующих образованию дошкольников в области физической культуры;
  4. методических рекомендаций для родителей и педагогов о физическом совершенствовании детей дошкольного возраста.

В профессиональной деятельности инструктор по физической культуре может использовать: офисные программы, интернет, электронные издания образовательного направления.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Примерный перечень информационных запросов сайта ДОУ.

  1. Родители
  1. содержание образования в ДОУ;
  2. особенности, «изюминки» образовательной программы;
  3. система дополнительных образовательных услуг;
  4. условия  воспитания и обучения (безопасность, организация досуга, питание, медицинское обслуживание, состояние предметно-развивающей среды, обеспеченность учебного процесса техникой и пр.)
  5. достижения воспитанников
  1. Педагоги

  1. научно-методический опыт ДОУ (методические разработки, программы, сценарии, методы и результаты мониторинга и пр.)
  2. результаты экспериментальной  и проектной деятельности
  1. Потенциальные партнёры
  1. достижения ДОУ, его статус, имидж
  1. Руководство
  1. документация, регламентирующая деятельность ДОУ (образовательная программа, учебный план, авторские и экспериментальные программы, разнообразные положения, планы, анализ работы, локальные акты и пр.);
  2. организация  жизни в ДОУ  (службы, структуры, формы организации учебного процесса, содержание опытно-экспериментальной работы и пр.)


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Использование ИКТ во взаимодействии специалистов ДОУ и родителей в рамках профилактического и просветительского направлений

Специалисты

Основные задачи

Используемые ИКТ

Педагог-психолог

  1. Информирование родителей о  нормативах возрастного развития и индивидуальных особенностях ребёнка;
  2. Информирование родителей об особенностях возрастных кризисов;
  3. Профилактика нарушений детско-родительских отношений;
  4. Профилактика дезадаптации детей при поступлении в детский сад или при переходе из одной возрастной группы в другую;
  5. Информирование родителей о содержании и компонентах психологической готовности к школе;
  6. Профилактика школьной дезадаптации;
  7. Информирование родителей о способах коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей;
  8. Информирование родителей о способах повышения навыков общения у детей;
  9. Повышение коммуникативной компетентности родителей.

  1. Оформление наглядных консультаций, буклетов, визитных карточек;

  1. Оформление анкет и других диагностических бланков  для родителей;

  1. Оформление «родительских уголков» и информационных стендов;

  1. Размещение информации на сайте ДОУ;

  1. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статического, так и динамического;

  1. Взаимодействие с родителями по электронной почте;

  1. Использование книг, методических пособий, журналов в электронном варианте;

  1. Использование мультимедийных презентаций при проведении групповых мероприятий;

  1. Обмен опытом, знакомство с периодикой других педагогов России;

  1. Знакомство со сценариями праздников, досугов и других мероприятий;

  1. Подбор музыкального материала для занятий, утренников, развлечений, запись фонограмм

Учитель-логопед

  1. Информирование родителей о возрастных нормативах развития речи;
  2. Информирование родителей о видах речевых нарушений;
  3. Обучение игровым приёмам развития речи;
  4. Убеждение родителей  в необходимости закреплять полученный результат от работы логопеда с ребёнком в домашних условиях.

Учитель-дефектолог

  1. Профилактика нарушений интеллектуального развития детей;
  2. Информирование родителей о нормативах возрастного развития детей дошкольного возраста;
  3. Обучение родителей игровым приемам развития ребёнка (основных психических процессов; общей и мелкой моторики);
  4. Развитие слухового восприятия;
  5. Развитие сенсорных способностей.

Инструктор по физической культуре

  1. Информирование родителей о физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ, ее результатах и путях улучшения.
  2. Информирование родителей об особенностях физического развития детей, их двигательных предпочтениях, результатах их двигательной деятельности.
  3. Пропаганда здорового образа жизни;
  4. Проведение детско-родительских спортивных мероприятий.

Музыкальный руководитель

  1. Вовлечение родителей в процесс музыкального воспитания детей:
  2. Информирование родителей о развитии музыкальных способностей у детей;
  3. Информирование родителей о направлениях музыкального воспитания;
  4. Рекомендации по прослушиванию определённых музыкальных произведений;
  5. Помощь в выявлении одарённых детей (имеющих танцевальные, певческие и (или) театральные способности);
  6. Информирование об организации детского досуга.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 Анализ актуальных вопросов для родителей специалистам о воспитании и развитии детей

Специалисты

Запрос родителей

Педагог-психолог

  1. Каков уровень подготовленности ребёнка к поступлению в школу?
  2. В чём причина проблем в поведении   (проявления возрастных кризисов; нарушения эмоционально-волевой сферы; нарушения взаимоотношений между членами семьи и т.п.)?
  3. Как научить ребёнка общаться со сверстниками?
  4. Как объяснить ребенку   семейные  проблемы взрослых  (развод родителей, смерть одного из членов семьи, переезд на другое место жительства, рождение второго ребёнка и т.п.)?

Учитель-логопед

  1. Каковы причины нарушения речи ребёнка?
  2. Соответствует ли возрасту уровень развития речи ребёнка?
  3. Как устранять дефекты речи?
  4. Как предотвратить нарушение письма и чтения?

Инструктор по физической культуре

  1. Как правильно закаливать ребёнка?
  2. Какие есть способы профилактики плоскостопия?
  3. Как обучать ребенка дыхательной гимнастике?
  4. Эффективен ли точечный массаж для профилактики простудных заболеваний?

Музыкальный руководитель

  1. Как научить ребёнка петь?
  2. Как развивать навыки выступления у детей?
  3. Каковы способы развития музыкально-ритмических движений?
  4. Как и из чего изготовить костюм к празднику?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование единого информационного образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения как условие повышения качества его функционирования

В данной статье находят отражение результаты экспериментальной деятельности дошкольного образовательного учреждения по разработке единого информационного пространства ДОУ....

Использование информационно-коммуникационных технологий для создания единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения

Представлен опыт работы ДОУ по использованию информационно-коммуникационных технологий для создания единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения...

Проект «Формирование информационно-образовательной среды ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО»

Презентация опыта работы руководителя ДОУ по формированию информационно-образовательной среды ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО  (проект)....

Эффективные практики создания единой информационно - образовательной среды ДОУ в условиях реализации ФГОС

Поиск эффективных методов, повышающих качество образования, на сегодняшний день является важнейшей задачей современного общества. Высокие стандарты и требования образования XXI века затрагивают и...

Единое информационно-образовательное пространство современного дошкольного образовательного учреждения

В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий во все сферы жизни. Всё шире становится роль информационных технологий в сфере дошкольного образования. Информатиз...

СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДО

Педагоги нашего ДОУ практически с первых дней действия мер по профилактике распространения пандемии короновируса начали проводить занятия в дистанционном режиме. Дистанционный формат работы стал возмо...