Развиваем социально- эмоциональный мир ребенка
статья по теме

Боровых Тамара Николаевна

Статья представляет собой концептуальные основы развития социально- эмоционального мира ребенка, систему педагогической работы с детьми и систему взаимодействия с родителями по данному направлению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_socialno-_emocionalnyy_mir_rebenka.docx66.75 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем социально- эмоциональный мир ребенка

     Проблема социально – эмоционального развития  в научно-педагогической литературе рассматривается  как составная  часть проблемы социализации ребенка – дошкольника.

      Подчеркивая значимость социально – эмоциональных факторов в онтогенезе, Л.С.Выготский писал, «что жизненный путь личности – это история ее переживаний». Социально-эмоциональный опыт современного ребенка, то есть опыт его взаимодействия с окружающими людьми и опыт его переживаний, может иметь как положительную,                                                                                               так и  негативную окрашенность, что  оказывает самое прямое влияние на его настоящую и будущую жизнь.

     Современные научные данные убедительно показывают, что результаты положительного социально – эмоционального детского опыта обеспечивают основу для позитивной самореализации растущей личности. Преимущественно негативный  социально – эмоциональный опыт, напротив, развивает недоверие к миру, провоцирует  агрессивные тенденции, что приводит к девиантному социальному поведению.

Поэтому, подчеркивает Т.И. Бабаева, «создавая условия для конструктивного социально – эмоционального развития, мы обеспечиваем  основы  созидательной   жизненной  стратегии  личности».

     Анализ качества образования в ДОУ в процессе освоения и реализации программы «Развитие» в течение 7 лет свидетельствует, что в содержании образования, несмотря на многообразие образовательных услуг,   отсутствуют содержательные  линии  и механизмы    социально - личностного   и  эмоционального  развития дошкольника, больше внимания уделяется когнитивному и творческому развитию детей.

      Ежегодные диагностические   наблюдения  выявляют  наличие проблем (разной степени сложности) в личностном развитии детей. Наиболее типичными  симптомами  этих проблем  являются  следующие:

*отсутствие у части детей навыков самостоятельного и цивилизованного  разрешения конфликтных ситуаций и неумение  объяснить причины своего поведения (неосознанность мотивов);

*неумение вербально выразить  свои чувства и  неумение регулировать свое эмоциональное    состояние;

*отсутствие представлений о своих  внешних и  внутренних особенностях и неумение  выделять себя из группы сверстников по тем или иным признакам;

*низкая самооценка  при высоком уровне тревожности;

*отсутствие навыков культурного поведения в обществе.

      Как показывает практика предыдущих лет, в среднем у 25% детей  нашего дошкольного учреждения сужается  поле активной деятельности, общения и проявления индивидуальности, формируются такие  устойчивые качества личности, как замкнутость, безынициативность, неуважительность к окружающим. Как правило, это отверженные и изолированные дети. У некоторых детей при наличии высокого уровня  умственного и   творческого развития, проявляются те же признаки девиантного поведения, которые с трудом  поддаются коррекции.

Преодоление этих негативных тенденций возможно только  в процессе  целенаправленного, систематического, содержательно наполненного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса по   социально – эмоциональному развитию.

     Таким образом, реальная  образовательная ситуация в ДОУ не соответствовала требованиям Государственного стандарта  в части обеспечения полноценного   социально -  личностного развития  ребенка и выявила  следующие  противоречия:

*необходимость целостного  личностного развития ребенка – дошкольника (взаимосвязи всех личностных сфер развития ребенка: когнитивной, чувственно – эмоциональной, поведенческой) с одной стороны, приоритет  когнитивного компонента в программе «Развитие» Л.А. Венгера, реализуемой в ДОУ с другой стороны;

*востребованность  нового качества  целостной воспитательной среды для  позитивного социально – эмоционального развития с одной стороны, отсутствие  механизмов ее  преобразования с этих позиций с другой стороны;

*с одной  стороны  необходимость конструктивного  взаимодействия всех участников образовательного процесса, с другой стороны неготовность значительной части родителей  и педагогов к  сотрудничеству и диалогу в  аспекте личностного развития ребенка.

      Обозначенные  противоречия  позволили нам   сформулировать  проблему:

как обеспечить полноценное  социально – эмоциональное развитие дошкольников в ДОУ?

      Возникшие   противоречия и проблема  послужили   основанием для  разработки Проекта «Социально – эмоциональное развитие  дошкольника на основе создания целостной воспитательной среды»,  выбора парциальной программы «Я -  ты - мы» О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной, обеспечивающих  реализацию требований Госстандарта в  аспекте социально-личностного развития.

      Проект «Социально – эмоциональное развитие  дошкольника на основе создания целостной воспитательной среды» разрабатывался и реализовался творческой группой педагогов ДОУ  в процессе организации инновационной  экспериментальной деятельности в течение 2002-2006 годов.

Целью социально – эмоционального воспитания и  развития, на наш взгляд, является  

создание комфортных условий, обеспечивающих целостное развитие личности  ребенка дошкольника в условиях дошкольного учреждения.

Задачи:

1.Создать модель целостной воспитательной среды для полноценного социально – эмоционального развития ребенка  и апробировать ее в  педагогическом процессе с детьми 3 - 7 лет.

2.Подобрать, разработать, систематизировать методы, средства, формы организации  работы  с детьми, обеспечивающие социально-эмоциональное развитие.

3.Установить субъект субъектные взаимоотношения  между участниками  образовательного  процесса.

4.Повысить педагогическую компетенцию педагогов, родителей в вопросах социально – личностного развития ребенка – дошкольника.

          Новизна работы по социально – эмоциональному развитию заключается  в новом подходе к моделированию воспитательной среды и взаимодействия всех участников образовательного процесса, ориентированном на социально-эмоциональное благополучие ребенка, что  является системообразующим  фактором целостной воспитательной среды.

        Практическая значимость нам видится:

  1. в разработке механизмов социально – эмоционального развития в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта;
  2. в создании методического обеспечения процесса социально – эмоционального развития (методических рекомендаций для педагогов и родителей,  разработок различных форм работы с детьми  и родителями и др.);
  3. в ориентации на условия организации воспитательного процесса в массовой  педагогической практике и поэтому возможность трансляции полученных результатов  для педагогов других ДОУ.

      Прообраз  целостной воспитательной среды, которая обеспечивает  последовательное  становление  важнейших личностных качеств ребенка, помогающих  ему быть успешным  в разных видах  деятельности и общении, представлен в  модели целостной воспитательной среды.

Механизмами реализации содержания проекта по социально-эмоциональному  развитию нами определены:

  1. организация воспитательно-образовательного процесса;
  2. психолого-педагогическое  сопровождение;
  3. формы взаимодействия с семьей;
  4. преобразование развивающей  предметно-пространственной  среды.

Обозначенные механизмы раскрывают систему  работы по созданию целостной воспитательной среды в условиях конкретного  дошкольного образовательного учреждения   и   представлены в  разных моделях.

Глава 1. Концептуальные основы социально-эмоционального воспитания и развития дошкольников на основе создания целостной воспитательной среды

          Проблемы социально – эмоционального развития дошкольников  затрагиваются в работах выдающихся ученых – классиков отечественной психологической науки – Л.С. Выготского, А.Л.Леонтьева,  А.В.Запорожца, Д.Б. Эльконина и других. В них раскрывается роль социального развития ребенка для становления его личностных, индивидуальных особенностей, формирования нравственных, общечеловеческих ценностей, толерантности. Показана связь социального и эмоционального  развития, значение социальных навыков для умения детей общаться, устанавливать дружеские отношения с другими людьми, разрешать конфликтные ситуации.

         Основные линии становления базовых характеристик личности ребенка изучались  учеными  Я.З. Неверович, Т.И. Репиной, Е.О. Смирновой, Л.П. Стрелковой и другими.

         С точки зрения современной педагогической науки проблема социально – эмоционального развития детей рассматривается как составная  часть более глобальной проблемы – проблемы социализации ребенка – дошкольника. Социализация – сложный,  многоплановый процесс вхождения ребенка в социальную среду,  приобщение его к культуре, системе человеческих ценностей. Социализация предполагает способность личности к культурной идентификации, то есть осознанию своей принадлежности к определенной культуре на основе интериоризации  ее ценностей – признании их как своих.

         На протяжении всего двадцатого столетия интерес к этой теме то угасал, то набирал силу, при этом время накладывало свой отпечаток на толкование подхода к проблеме социализации. Очередной пик научного интереса к ней наблюдается в 90-е годы, его обусловила новая образовательная парадигма.

         Одним из подтверждений интереса к данной проблеме является озвученная на международном семинаре в 1999 году (Санкт - Петербург) тема «Социально – эмоциональное развитие ребенка», а затем появившийся  проект «Государственного стандарта дошкольного образования». В новом варианте стандартов учтены последние достижения теории и практики дошкольного образования и закреплен приоритет социально – личностного, социально – эмоционального развития ребенка.  Авторами проекта стандартов стали координаторы   российско – нидерландского проекта «Развитие ребенка» (1994 – 1999 годы). Работа последнего  была построена на содержании  нидерландской программы по социально – эмоциональному развитию детей  «Я - ты - мы». Результатом работы проекта стала российская версия данной программы, концептуальные идеи которой легли в основу Государственного стандарта дошкольного образования.

         Основным приоритетом  в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками сегодня является личностно – ориентированное  взаимодействие с  ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, уважение интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота об его эмоциональном благополучии.

Эти направления обозначены в «Концепции дошкольного образования» (1989 г.),  в Проекте Государственного стандарта  дошкольного образования (2001).

          Исходя из   основных положений  гуманистической  педагогики и реализации  личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми, актуальность  выбранной нами темы эксперимента видится  в определенной степени решения  проблемы обновления содержания образования, в том числе  преодоление  когнитивного  диктата в его содержании и создание условий для социально – эмоционального развития детей, т. е.  обеспечения  сочетания двух образовательных парадигм: интеллектуально-умственной и аффектно-эмоционально-волевой.

          Опираясь на эти источники, мы сформулировали, в рамках нашего проекта, рабочее определение  социально – эмоционального развития дошкольника.

          Под ним мы понимаем целенаправленное развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями  самого себя и других, а также развитие социально - значимых навыков поведения в обществе.        

          Сформированность этих качеств к концу дошкольного возраста обеспечит основу для дальнейшего развития  таких значимых  личностных образований, как: способность к творческому самовыражению, самореализации и саморазвитию. В конечном итоге - обеспечение социально - эмоционального  благополучия  человека это – формирование чувства уверенности в своих силах, гармоничное взаимодействие с социумом и жизненные успехи.

        Другими словами, под социально – эмоциональным развитием мы понимаем развитие коммуникативной, эмоциональной и социальной сферы у дошкольников.

Структурными   компонентами  социально – эмоционального развития  ребенка определены:

      1.Формирование положительного  самоощущения ребенка в любых жизненных ситуациях;

     2.Развитие понимания ребенком своих индивидуальных внешних и внутренних особенностей (пола, возраста, внешнего вида, способностей, желаний, интересов, потребностей) и осознание своей уникальности (положительный образ - Я);

     3. Развитие уверенного поведения (умение выражать желания и требования, проявить волю, принять собственное решение, делать выбор) и навыков регуляции своего поведения;

     4.  Положительное отношение ребенка  к окружающим людям независимо от их возраста, пола, национальности, социального происхождения (формирование толерантности);

      5.  Умение на практике  учитывать  мнение, взгляды, настроение, желания других.

      6.  Развитие социальных навыков, а именно: осознание и осваивание различных социально – приемлемых способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договориться, ориентируясь на правила этикета и безопасности,  способность  установить дружеские взаимоотношения и новые контакты.

        От чего зависит полноценное социально – эмоциональное развитие ребенка в дошкольные годы? Какие факторы и условия  влияют на благоприятное протекание этого процесса?

     В настоящее время существует научная точка зрения, что в целом развитие человека детерминировано взаимодействием внутренних и внешних факторов и условий. К внутренним факторам и условиям относится все, что передается ребенку по наследству, особенности строения его организма, физиологические и психические свойства. А к внешним факторам и условиям относится сама социальная среда, в которой осуществляется его реальная жизнедеятельность. Природные данные ребенка являются задатками для его развития. Преобладающее значение имеют социальные факторы. Среди них  отечественная наука выделяет особую роль воспитания, которое имеет определяющее значение в развитии ребенка. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием, опираясь на знание его закономерностей и возрастных возможностей.

    Опираясь на возрастные психические возможности ребенка и социогенез его отношений в социальных группах, определим ключевые (социальные, психолого–педагогические) факторы и условия социально – эмоционального развития ребенка по возрастам.

    Отношения ребенка с миром, по сути, возникают задолго до его рождения, но лишь с появления совместной деятельности со взрослым, а затем и со сверстником эти отношения приобретают подлинный источник  развития личности малыша (М.А. Лисина,  Л.П.Смирнова и др.). Ребенок осуществляет свою жизнедеятельность благодаря наличию этих взаимопересекающихся и взаимопроникающих систем, двух миров: мира взрослых и мира детей, каждый из которых объективно и субъективно влияет на социально – эмоциональное развитие ребенка на том или ином возрастном этапе.

    Основы благоприятного социально – эмоционального развития малыша закладываются в период младенчества. В раннем возрасте возникает эмоциональная совместимость в диаде «взрослый - ребенок». Смысловые, эмоционально – теплые  взаимоотношения взрослого с ребенком приводят младенца уже на первом году жизни к  положительно – окрашенному восприятию им окружающего, к «доверию к миру». Отношение к сверстнику носит  характер заинтересованности. Чтобы  эти качества остались ведущими на протяжении всего дошкольного детства, взрослым (педагогам и родителям), необходимо постоянно оказывать ребенку психологическую, в том числе эмоциональную поддержку, избегать жесткой зарегламентированности  условий жизнедеятельности ребенка. Это  позитивно влияет на развитие личности и является своеобразной  профилактикой неврозов и других психических нарушений.

    В 3 года ребенок выделяет себя из окружающего мира, провозглашая: «Я сам!».  Начинается становление самосознания ребенка, последовательное  формирование  различных компонентов его  структуры. В этот период очень важно приложить усилия к дальнейшему закреплению положительных самоощущений ребенка и формированию первых представлений о самом себе: Кто я?  Какой я? Ребенок способен различать простейшие  эмоциональные состояния (грусть, радость, страх, спокойствие) и уже понять их причины. Он элементарно начинает понимать значение одиночества и взаимопомощи. Дети этого возраста, находясь в обществе сверстников, соблюдают «дисциплину расстояния», завязывают кратковременные контакты. Это стадия пред – сотрудничества со сверстниками. На этом этапе важным фактором социально – эмоционального развития является эмоциональное сближение детей друг с другом.

    В 4 – 5 лет дети становятся способны к более дифференцированному восприятию сверстников и самовосприятию, что является следующей ступенькой в самопознании и формировании толерантности. Ребенок проявляет живой интерес к сверстникам. В сюжетно – ролевой игре происходит общение по двум направлениям:  общение персонажей и общение исполнителей. Роль педагога в этот период – формирование реальных отношений между детьми в группе. Несмотря на то, что соучастие и взаимное согласование выражены минимально, ребенок под руководством взрослого может приобрести первый социальный опыт сотрудничества в разных видах игровой и практической деятельности.

    В старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет)  ребенок способен более глубоко «заглянуть» в свой внутренний мир, осознать с помощью взрослого свои особенности и желания, научиться отстаивать свое мнение, делать выбор, целенаправленно достигать цели в деятельности. На основе самопознания у него формируется способность к саморегуляции своего поведения в соответствии с социально – принятыми в обществе нормами. Проявляя собственное достоинство, ребенок на практике способен уважать другого, понимать его состояние, проявлять сочувствие. У ребенка формируется положительная самооценка как основа для самоутверждения на следующей социальной ступени развития и как следствие нормального хода психического развития. Это стадия развития совместной деятельности, появления так называемых «играющих коллективов», в которых может вырабатываться единство «общественного мнения» по поводу тех или иных аспектов сотрудничества в игре, труде, занятиях. Важнейшим  фактором социально – эмоционального развития  выступает организация  разнообразных форм взаимодействия ребенка с разными социальными группами в процессе социально – одобряемой деятельности и открытости границ жизненного пространства ребенка.

    Для становления у ребенка положительного «образа Я»  и овладения им социально – приемлемых форм сотрудничества и общения требуется:

  1. направленность содержания образования на формирование новых форм сознания в контексте «Я и другие», других ценностных ориентиров;
  2. организация специальных развивающих ситуаций,
  3.  использование позитивных педагогических установок и коммуникативных техник,
  4. использование  в образовательном  процессе  профилактических, коррекционных,  развивающих  методов и приемов  работы.

     Как известно, ближайшее социальное окружение ребенка  -  семья.  Семья - важнейшая составляющая социальной ситуации развития ребенка, его «эмоциональный тыл». Если в семье ребенка царит доброжелательность, любовь, это срабатывает как положительный фактор и, наоборот, в атмосфере холодного отчуждения и постоянных конфликтов вырастают дети с психическими расстройствами и личностными проблемами. Именно в семье в первую очередь формируются интересы, потребности и ценностные ориентации ребенка.   Для  социально – эмоционального развития малыша в условиях семьи  очень важно,  чтобы родители не только обеспечили ему эмоциональный комфорт, но и более глубоко ориентировались на его  психологию, внутренние проблемы, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, обогащали его социальный опыт, шли на контакт с другими сферами социального становления ребенка, в первую очередь – с детским садом.  Их активное взаимодействие выступает как необходимое условие этого развития, а образ жизни семьи и воспитательная активность родителей – его важные факторы.

    Для обогащения социально – эмоционального развития ребенка целесообразно в детском саду и семье создать  такие условия, в которых ребенок мог бы  активно осваивать все важнейшие компоненты социального опыта: аксеологического (ценностного), познавательного, коммуникативного и поведенческо – деятельностного.  

    Социально – эмоциональное развитие дошкольника осуществляется благоприятно при условии «представленности» в образовательном процессе детского сада и в семье всех компонентов социального опыта во взаимосвязи при максимально возможной самостоятельности детей в их освоении. Так, включение ценностного компонента формирует ориентацию дошкольника в общечеловеческих ценностях добра, красоты, справедливости, в ценностях своей семьи и детского сообщества. Окрашенные положительными чувствами ценности принимаются ребенком личностно – значимыми и становятся частью его побудительных мотивов поведения и взаимодействия с другими.

    Познавательный компонент социального опыта информирует ребенка о принятых в обществе нормах и способах поведения и отношений, форм выражения чувств и эмоций.

    Коммуникативный и поведенческо–деятельностный компоненты социального опыта помогают ребенку освоить многообразие актуальных  форм социального взаимодействия, кооперации, сотрудничества, с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации, а также культурных форм и способов поведения и деятельности, позволяющих ребенку активно выражать свои чувства и желания в культурном сообществе.

Как утверждают отечественные ученые, социально – эмоциональное развитие осуществляется постоянно, пронизывает все аспекты детской жизнедеятельности в детском саду и семье. В современных научных подходах принято считать, что внутренней движущей силой социально – эмоционального развития на протяжении всего дошкольного детства, его базовой основой  является удовлетворение ведущих социальных потребностей ребенка. К  ним относятся:

  1. Потребность в эмоционально - положительных контактах, в любви и доброжелательном отношении, что создает ребенку чувство защищенности и ощущение ценности своей личности, стремление к самореализации.
  2. Потребность в активной разнообразной деятельности и творчестве, удовлетворение данной потребности стимулирует положительное самоутверждение, формирует чувство уверенности.
  3. Потребность в признании достижений ребенка со стороны окружающих, что формирует положительную самооценку, чувство собственного достоинства и побуждает ребенка к активному, положительно-направленному выражению своих чувств к миру.
  4. Потребность в познании и активном информационном обмене, что способствует развитию интеллектуальных эмоций, радости открытий и познавательной активности ребенка
  5. Потребность в активном, содержательном и разнообразном общении ребенка со взрослыми и детьми, что развивает социальные чувства, сотрудничество, способность к самовыражению во взаимодействии с окружающими людьми и регулированию своих чувств в процессе коммуникации.

Степень удовлетворенности социальных потребностей детей обусловлена теми условиями, в которых живет и развивается ребенок, то есть средой.

        Средовой подход в воспитании является сегодня одним из популярных. В модели управления среда выступает в роли обобщенного, совокупного, объединенного, целостного средства. Качество среды зависит от взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения социальных факторов и условий.

       Для педагогов дошкольных учреждений достаточно привычен термин предметно – пространственная развивающая среда. Ее рассматривают как необходимое условие  жизнедеятельности детей. Построенная с учетом личностно – ориентированного подхода к ребенку, развивающая среда обеспечивает развитие и становление важнейших качеств его личности.

        В процессе осмысления теоретических подходов понимания среды, которые в последние годы стали широко обсуждаться в теории и практике системы образования, нас заинтересовали несколько  положений:

  1. Среда развития ребенка – пространство жизнедеятельности ребенка, те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении, в том числе социальная среда и предметно-пространственная среда (концепция дошкольного воспитания).
  2. Социальная среда развития – условие взаимодействия ребенка с другими детьми, сообщество, которое складывается в детском саду. Его участники – воспитанники детского сада, педагоги, обслуживающий персонал, родители, другие члены семей воспитанников (концепция дошкольного воспитания).
  3. Предметно – пространственная среда  развития – организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствие с целями безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития (концепция развивающей среды).

        В психологических и педагогических исследованиях последних лет используется понятие образовательная среда.

        Опираясь на исследования Л.И.Новиковой, Ю.С. Мануйлова  и других, которые не вкладывают принципиальной разницы в понятия «образовательная» и «воспитательная» среда, в экспериментальном проекте мы будем   исходить из того, что воспитательная  среда – это средство развития личности ребенка. Среда  обладает такими основными параметрами как активность и системность. Нет ни одного компонента среды, который не имел бы своего значения в процессе влияния на личность, а потому все они должны быть учтены.

         Другой исследователь среды (Е.В. Бондаревская) подчеркивает необходимость отношения к ней как к «жизненному пространству ребенка, где воспитание осуществляется самой жизнью, событиями и отношениями, в которые он вовлекается».

        Основное назначение воспитательной среды дошкольного учреждения в том, чтобы способствовать развитию и становлению личности малыша,  сопровождать этот процесс, объединять педагогические усилия и  транслировать ценности, выработанные человечеством. Один из последних подходов к пониманию среды определяет ее как «среда взаимодействия» (обобщение на более высоком уровне среды деятельности, среды общения и среды отношений).

        Социально – эмоциональное развитие ребенка – процесс длительный, непрерывный и многогранный. Оно будет результативным, если в детском саду и семье имеются необходимые условия и эффективно используется совокупность всех факторов социально – эмоционального развития ребенка.

 В связи с этим, важное значение имеет проектирование в дошкольном учреждении целостной воспитательной среды, в которой ребенок с помощью взрослого может найти пути построения собственного «Я», творческого самоосуществления, системы смыслов деятельности и поведения. В воспитательном пространстве дошкольного учреждения необходимо проектировать пути и формы проживания сегодняшней жизни ребенка в сообществе и сотворчестве с другими детьми и взрослыми, реализуя и формируя социальные, духовные потребности, открывая новые культурные перспективы.

      Таким образом, выделяются   требования к целостности воспитательного пространства:

  1. оно выстраивается на основе учета самоценности каждого возрастного этапа развития ребенка, проектируется с учетом данных о прошлом и настоящем на основе перспектив будущего;
  2. обеспечивается взаимодействие субъектов воспитательного процесса на основе диалога и сотворчества в разных видах деятельности;
  3. создаются комфортные условия для жизнедеятельности детей и взрослых;
  4. организуется воспитательно – развивающий процесс как мощный стимул и механизм осознания ребенком себя и своей принадлежности к определенной культуре;
  5. обеспечивается приобщение ребенка к проживанию и освоению многогранного культурного и социального опыта, выработанного человечеством.

        Целостность воспитательной среды определяется содержательно – смысловым и процессуальным взаимодействием участников образовательного процесса, в процессе которого обеспечивается целесообразное сочетание значимых для социально – эмоционального развития детей факторов и условий в соответствии с возрастом детей.

         Модель целостной воспитательной среды представляет собой психолого – педагогическую систему, обеспечивающую полноценное социально – эмоциональное развитие ребенка.

        В качестве основных компонентов системы, исходя из анализа и группировки влияющих на социально – эмоциональное развитие  факторов и условий,   мы выделяем: воспитание, взаимодействие с семьей, развивающую предметно - пространственную среду и психолого – педагогическое сопровождение этого процесса.

Интегративные связи в системе воспитания  обусловлены системообразующим фактором, а именно: ориентированностью на социально – эмоциональное благополучие детей. В каждой из обозначенных сфер они проявляются особым образом с учетом ее специфики.

Воспитательно-образовательный процесс, направленный на социально-эмоциональное развитие  детей   выстраивается с учетом  следующих  принципов:

  1.Принцип гуманизации, который представляет собой процесс, направленный на развитие личности ребенка как субъекта творческой деятельности. Суть гуманизации состоит в  очеловечивании знаний, полученных ребенком, в важности и необходимости для развития каждого человека. Гуманизация составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и детей, предполагающую установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений, направленных на сохранение социально- эмоционального здоровья ребенка.

   2.Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно выбирать цель, определяться в мотивах и способах действования, в дальнейшем применении результата данного действования и самооценке;

   3.Принцип индивидуализации, проявляющийся в проектировании индивидуального пространств развития ребенка, где происходит его рефлексия, создается собственная «Я-концепция». Реализация этого  принципа требует как глубокого изучения особенностей детей, так и создания управляемой системы форм и методов индивидуального развития.

   4.Принцип ситуативности, позволяющий создать «социальную ситуацию» для ребенка, где ядром  выступает личностное взаимодействие, в основе которого лежит содержание проблемы, требующей разрешения; «ситуация» является  «маятником», раскачивающим его пространство, придающий ему динамизм и стимулирующим ребенка к «социальному выбору»;

   5.Принцип интегративности всех процессов воспитательно-образовательного пространства – обучение, воспитание, развитие и саморазвитие природной и социальной сферы, индивидуального и совместного пространства, детской и взрослой субкультуры, что обеспечивает уравновешенность и стабильность пространства. Этот принцип предполагает совместную и созидательную деятельность педагога и ребенка, ребенка и ребенка, родителя и педагога и ребенка, родителя и ребенка и продуктов культуры специально организованной и свободной деятельности ребенка.

6.Принцип ценностной ориентации всех видов взаимодействий и деятельности, где ценность (нравственная, гуманистическая, познавательная, эстетическая и др.) выступает связующим элементом пространства, придает ему  целостность, является стержнем, осью образовательного пространства.

При такой организации результатом выступают, с одной стороны культура познания, культура чувства, культура взаимоотношений – как ценность личности, а с другой  материализованный продукт, полученный при взаимодействии ребенка со средой и ставший ценностью для ребенка.

7.Принцип диалогичности реализует разнохарактерные и разноуровневые диалоги: диалог культур, диалог искусств, диалог  сфер внешнего мира, диалог ребенка и окружающего мира (мира людей, рукотворного мира, мира  природы, мира искусства), внутренний диалог ребенка со своим «Я» и т.п.

Суть принципа  состоит в обеспечении диалога культур и диалога личности в определенной последовательности,  динамике: от максимальной помощи педагога в решении задач деятельности к постепенному нарастанию собственной активности детей до полной саморегуляции и появлению отношений партнерства и  взаимообучения.

Перестройка форм сотрудничества, связанная с изменением  позиций  педагога  и  ребенка, приводит к  возможности самоизменения  воспитуемого, самостоятельного поиска способов социальной адаптации.

   8.Принцип открытости дошкольного образовательного учреждения ближайшему социальному окружению: культуре, природе, детям, взрослым.

   9.Принцип ценности личности и ее уникальности, заключается в признании личности каждого ребенка, неповторимой индивидуальности, способности детей и, соответственно, необходимости построения воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на максимальную реализацию этой индивидуальности.

   10.Принцип ориентации на зону ближайшего развития, включает в себя дифференциацию образования в соответствии с индивидуальным темпом  усвоения ребенком, обеспечения  доступного для него уровня трудности, построения с каждым воспитанником индивидуальных зон его личностного развития.

 Глава 2.Социально-эмоциональное воспитание и развитие дошкольников на основе создания целостной воспитательной среды

Целью социально-эмоционального воспитания и развития является обеспечение социально-эмоционального благополучия каждого ребенка, которое включает в себя:

          *уверенность в себе

          *чувство защищенности

          *жизненные успехи

          *наличие хорошего настроения и друзей

         Содержание социально-эмоционального воспитания и развития реализуется через специально организованные формы,   виды совместной деятельности воспитателя с детьми (интерактивные игры, игры-тренинги, игры-экспериментирования, детские проекты). Помочь каждому ребенку поверить в свои силы, понять свои чувства и чувства других, развить социальные навыки общения и поведения в обществе – на это направлено взаимодействие с детьми по программе социально-эмоционального развития  «Я - ты - мы» О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной.     Работа по программе  «Я- ты -мы»  обеспечивает сбалансированное содержание,  образование по социально-эмоциональному развитию,  обогащает личностно-ориентированный подход к детям и  строится по трем основным направлениям:

*воспитание уверенности в себе,

*развитие чувств, желаний и взглядов, *формирование социальных навыков. 

 Развивая чувства, желания и взгляды, педагоги учат внимательно относиться к настроениям

 друг друга, понимать и ясно выражать свои эмоции, считаясь с настроением и мнениями  

окружающих. Самостоятельная деятельность ребенка в специально организованной среде дает  ему возможность выразить себя, приобрести социальные навыки в общении со сверстниками. В группе создаются такие условия, чтобы каждый ребенок смог:

        *найти свою нишу и реализовать социальные потребности и творческие возможности;

        *чувствовал уют, комфорт и свою персональную значимость для всех окружающих его

          людей.

Субъект - субъектное взаимодействие педагога с детьми осуществляется  через:

       *яркую эмоциональную насыщенность видов детской деятельности;

        *создание комфортной обстановки;

        *создание для ребенка ситуации успеха;

        *создание популярности ребенка среди сверстников;

        *обогащение впечатлений и представлений об окружающем мире;

        *обеспечение активизации переживаний.

Социальный уклад жизни групп:

*символика (название, девиз, герб),

*правила,

*ритуалы, обычаи, традиции эмоционально притягивают внимание детей и родителей,

  обогащают жизнь ребенка в детском саду положительными эмоциями.

          Дополнительное образование, представленное занятиями по интересам детей: театрально-игровая деятельность в театральной студии «Петрушка», музыкальная деятельность по программе «Дети. Мир звуков. Музыка» способствуют формированию социальной уверенности у детей,   предоставляют  ребенку  возможность  в самовыражении,  самореализации      потребностей  в творческих   видах  деятельности.  

          Внесение в среду группы социально значимых для ребенка атрибутов (игрушек, семейных фотографий, гербов, альбомов, рассказывающих о семье, ее традициях, интересах, генеологического древа, герба семьи) помогают ему чувствовать себя защищенным и уверенным.

Размещение специально оборудованных пособий в групповом помещении позволяют ребенку заявить о своем «Я»: «Я пришел», «У меня сегодня хорошее (плохое) настроение», выразить свое предпочтение в общении со сверстниками.

           Мини-музей «Я и моя семья» - это своеобразный интегрированный продукт, над созданием которого работают воспитатели, родители и дети. В содержании материалов отражается прошлое, настоящее, традиции семьи, история рождения ребенка, генеологическое древо ребенка, семейные гербы, реликвии, фотографии.

Таким образом, развивающая среда приближает два близких ребенку мира - детский сад и семью. Практически такие условия обеспечивают ребенку возможность познавать себя и  своих друзей, самостоятельно выражать свои личные особенности, общаться вербально и в процессе содержательной деятельности со сверстниками и взрослыми.

           Психолого-педагогическое сопровождение социально-эмоционального развития осуществляется в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду. Доверительные взаимоотношения детского сада и семьи, формирование правильных установок на социально-эмоциональное развитие малышей закладываются уже в предадаптационный период в группе кратковременного пребывания ребенка с родителями. В совместной деятельности с ребенком педагоги и родители лучше узнают детей, особенности их характера, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между педагогами и семьями воспитанников.

Методическое сопровождение  социально-эмоционального воспитания и развития ребенка 3-7 лет:

  1. программа «Я - ты - мы» О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной;
  2. перспективно-тематические планы  работы с детьми;
  3. содержание тематических недель и тематических дней;
  4. совместные проекты  педагогов с детьми;
  5. детско-родительские проекты;
  6. педагогические проекты,
  7. конспекты   форм  работы с детьми.


     Модель  педагогической системы социально – эмоционального воспитания и  развития дошкольников  3 – 7  лет

Организация  воспитательного процесса социально- эмоционального воспитания и развития

                                                   

      Задачи:  *стимулировать уверенность ребенка в себе

                     *научить  детей осознанно воспринимать свои и  окружающих людей эмоции, чувства и переживания;

                     *развивать социальные навыки.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Содержание

Средства

Методы

Формы

Условия

1.Программа «Развитие»,   разделы:

*«Развитие

  представлений о мире и

  о себе»

  (3-5 лет),

*«Ознакомление с  

  художественной  

  литературой и

  развитие речи»

  (3-7 лет) .

2.Программа

 «Я - ты - мы» О.Л.Князевой,

Р.Б.Стеркиной

3.Перспективно – тематические

планы  социально - эмоционального

развития  и воспитания с детьми 3-4 лет; 4-5 лет, 5-6 лет; 6-7 лет

4.Разработанное педагогами ДОУ содержание тематических недель «Я и моя семья», «Неделя здоровья», «Дарите людям доброту»,

«Природа и мы», «Неделя творчества»

5.Содержание  тематических дней

«С днем рождения, детский сад!»,

«День ребенка»,

«День матери»,

«День семьи»,

День театра и др.

6.Учебно - методические пособия «Какой ты?» для 3-4 лет; «Что тебе нравится?», «Веселые, грустные» для 4-5 лет; «Веселые, грустные», «Как вести себя?», «Мы все разные»,

«С кем ты дружишь?» для детей 5-6 лет

7.Содержательные линии социально- эмоционального развития программ дополнительного образования и региональной программы физического воспитания «Система» Л.Н. Пустынниковой

*Произведения

  художественной  

  литературы,

*Русские народные

  сказки; пословицы;

*Загадки;

*Сказки народов мира;

*Аудиозаписи  

  музыкальных  

  произведений;

*Видеофильмы

  со сказками,

  с записями детских  

  праздников;

*Сюжетные картины и

  иллюстрации

*Дидактические  

  пособия;

*Тематические альбомы

*Летопись группы

*Ленты времени

*Семейные гербы

*Генеологическое древо

  ребенка                                            

1.Мотивационно – стимулирующие

*наглядные (наблюдения, демонстрация тематических альбомов) и приемы (показ способов действий, показ образца)

*словесные  (рассказ, беседа,) и приемы: (вопросы., указания, объяснения, пояснения, педагогическая оценка, проблемная ситуация)

*игровые: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом виде  и приемы (внезапное появление игрушки, объектов; загадывание и отгадывание загадок и др.)

2. Методы

 организационно-   практической  деятельности

*наглядные (наблюдения, демонстрация наглядных дидактических пособий, тематических альбомов) и приемы (показ способов действий, показ образца)

*словесные (рассказ, беседа, чтение) и приемы: (вопросы.,  указания, объяснения, пояснения, педагогическая оценка)

*практические:

*упражнения  

  (подражательные,

  конструктивные,

  творческие);

*элементарные опыты

  и эксперименты

*моделирование

3. Контрольно-

    диагностические

*наглядные:  

  наблюдения

*словесные: 

  обобщение  

  воспитателей и детей

  по освоенному

  материалу;

  самооценка

*игровые:

 контрольно – игровые

 задания

*практические методы  

  контроля и

  самоконтроля:

 -контрольно –

  практические

  задания;

  -самооценка

*Игровые занятия;

*занятия

*беседы

*Театрализованные

 игры

*Игры путешествия

*Игры – тренинги

*Дидактические словесные игры

*Подвижные игры

*Праздники и развлечения

*Экскурсии, походы

*Виды совместной и самостоятельной деятельности

1.Психологопедагогические:

*субъект-субектное взаимодействие

*наличие программно- методического сопровождения

*наличие дидактического сопровождения

*Система мониторинга

*взаимодействие с родителями

*организация предметно- развивающей среды

*Осуществление личностно- ориентированного взаимодействия

субъектов образовательного процесса

2. Кадровые

*подбор и расстановка

*подготовка (обучение педагогов)

3.Мотивационные

*материальное и моральное стимулирование участия педагогов в экспериментальной деятельности


Психолого  –  педагогическое  сопровождение

 

Цель: создание условий для  социально – эмоционального развития детей 3-7 лет в условиях дошкольного учреждения

Задачи:  *обеспечить  полноценное развитие социально – эмоциональной сферы детей;

                 *развивать  психолого- педагогическую  компетентность педагогов и  родителей;

Содержание

Средства

Методы

Формы

Условия

*Организация диагностики со всеми участниками  образовательного процесса (определение критериев, показателей, уровней, подбор и проведение  методик);

*изучение психолого- педагогической компетенции педагогов и родителей;

*подбор  и реализация коррекционных, коррекционно- развивающих программ;

* повышение   профессиональной квалификации педагогов

*просвещение  родителей;

*профилактика социальной дезадаптации детей;

*коррекция педагогических воздействий

*экспертиза разработанных педагогами материалов по взаимодействию с детьми и родителями

*анализ условий, обеспечивающих социально- эмоциональное развитие и воспитание детей

Диагностический инструментарий

*индивидуальные и подгрупповые коррекционно- развивающие программы с детьми;

*подбор и систематизация разнообразных форм  работы с педагогами и родителями по педагогическому просвещению и профилактике социальной дезадаптации  детей;

*анкеты.

*Наблюдения

*диагностические методики

*опросные листы

(анкетирование педагогов и родителей)

*метод экспертной оценки;

*беседы

*интервьюирование детей

старшего дошкольного возраста, педагогов, родителей;

*психолого- педагогический анализ продуктов детской деятельности;

*психолого- педагогический анализ форм работы с детьми;

* моделирование педагогических ситуаций и решение их с педагогами и родителями

*Консультирование групповое и индивидуальное педагогов и родителей;

*Игры- тренинги

*тренинги индивидуальные и подгрупповые с  педагогами;

*деловые игры с родителями;

*дневник наблюдения

*диагностические таблицы

*аналитические справки

*семинары, семинары- практикумы

*педагогическая мастерская.

*Учет педагогами и родителями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка в процессе воспитания;

*обеспечение психологического комфорта ребенка в группе;

*Преобразование предметно- развивающей среды  для удовлетворения интересов и потребностей  ребенка в разных видах деятельности;

*организация мониторинга результатов экспериментальной деятельности;

*мотивация педагогов и родителей на взаимодействие по социально- эмоциональному  развитию ребенка;

*научно- методическое обеспечение  (курсовая подготовка, консультирование с научным руководителем, самообразовательная работа).


Модель  педагогической системы   социально – эмоционального воспитания и развития дошкольников 3-7 лет в условиях ДОУ

Предметно - развивающая среда

 

Цель: преобразование предметно - развивающей среды для обеспечения полноценного

            социально-эмоционального воспитания и развития   ребенка

Задачи:

*Разработать содержание изменений в  предметно - развивающей среде;

*Привлечь к созданию предметно - развивающей среды  детей и родителей методом

  проектирования;

*Обогатить  предметно - развивающую среду в детском саду и группах  для

   формирования субъектной позиции ребенка в познании окружающего мира и себя;

*Произвести экспертную оценку  эффективности  использования  предметно

  развивающей среды ДОУ.

Содержание:

*Зона приватности, позволяющая каждому ребенку активно действовать:

  познавать  и проявлять свои индивидуальные особенности и предпочтения

*Уголок  (зона) утешения  и  уединения

*Зона  перевоплощения позволяет экспериментировать над своей внешностью

  (переодевание,  макияж и др.)

*Центры детской активности:

-центр сенсорики

-центр творческой активности

-центр развивающих игр

-центр патриотического воспитания

-центр экспериментально - исследовательской

-центр театрализованных игр

-центр художественного конструирования

-центр сюжетно- ролевых игр

-центр двигательной активности

*специально - оборудованные пособия  «Здравствуйте, я пришел!», «Я и  мои друзья», «Поезд  настроения», позволяющие  ребёнку заявить о своём «Я» (я  пришёл, у меня сегодня хорошее

 (плохое) настроение,  я заявляю о своём  предпочтении в общении  со сверстниками);

*создание  мини-музеев в группах  «Я и моя семья» во всех возрастных  группах в  

  соответствии с возрастными особенностями, деятельности; над содержанием  которых

  работают все участники образовательного процесса

*Выставки детского и  совместного с педагогами и родителями творчества

*Введение  и размещение в группе правил, герба,  символов, оберегов группы

*Портретные и  фотогалереи

*Тематические альбомы по темам программы «Я-ты-мы»,

*Дидактические пособия по содержанию  программы «Я-ты-мы»,

*Дидактические  игры по  содержанию программы «Я-ты-мы»

Условия построения  развивающей среды:

*опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между  участниками

  образовательного процесса;

*сбалансированное сочетание познавательного  и социально-направленного

  эмоционального компонентов  в содержании видов детской деятельности в   предметно-

  развивающей среде;

*создание  и обеспечение психологического комфорта и безопасности ребенка;

*субъект -субъектное  взаимодействие участников образовательного  процесса;

*соблюдение принципов построения развивающей среды личностно-  ориентированной

  модели воспитания

Принципы  построения:

*принцип  дистанции, позиции при взаимодействии (размещение  оборудования, игрового

  материала осуществляется  удобно,  доступно, предоставляя детям возможность выбора в

  соответствии с их  потребностями  и эмоциональным состоянием, желанием  уединиться

  или  объединиться для совместных занятий со сверстниками)

*принцип  активности,  самостоятельности, творчества  (среда стимулирует, интенсивно

  развивает, провоцирует  возникновение и развитие познавательных интересов ребенка,

  его волевых  качеств, эмоций и чувств);

*принцип стабильности- динамичности   (постоянство и  неизменность среды  в группе

  обеспечивает ребенку  надежность и защищенность, а появление моментов новизны  не

  делают эту  систему закрытой и отгороженной,  представленность  в среде  элементов

  «домашней   жизни» ребенка  приближает два близких ему мира: детский сад и семья);

*принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального

  благополучия каждого ребёнка и взрослого (определение  оптимального представления

  стимулов по количеству и качеству в предметно - развивающей среде позволяет

  получить детям разнообразные впечатления, реализовать познавательный интерес);

*принцип учёта половых и возрастных различий детей среда  предоставляет  как

  мальчикам, так и девочкам  возможность проявлять свои склонности в соответствии  с

  принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности; среда позволяет

  осуществить выбор оптимальной дистанции и позиции в общении с детьми разного

  возраста: с  маленькими детьми преобладание  контактных форм общения, с возрастом

  увеличивается дистанция общения, оно всё чаще опосредуется  предметами;

  предоставление старшим  детям среды, когда мечты и  фантазии ребёнка «вдруг»

  осуществляются.


Модель   взаимодействия с семьей по социально – эмоциональному  воспитанию и  развитию дошкольников  3 – 7  лет

Цель: создание условий  для  полноценного социально- эмоционального развития и воспитания  дошкольников  в семье и дошкольном  учреждении

Задачи: *Изучить особенности семей  и установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

                *Помочь родителям осознать важность их участия в жизни детского сада для  воспитания и  развития их собственного ребенка

                *Заинтересовать и вовлечь родителей  в создание условий для полноценного социально- эмоционального воспитания и  развития детей в детском саду

                   и семье.

                *Повысить  психолого- педагогическую  компетентность родителей  в  вопросах  социально- эмоционального воспитания и развития  ребенка.

                *Создать единое пространство воспитания и  развития ребенка  через использование разнообразных форм  взаимодействия  с семьями воспитанников

                         

 

   социально- эмоционального развития их собственного ребенка.

               *заинтересовать и вовлечь родителей  в создание условий для полноценного   социально- эмоционального  развития ребенка в детском  

                 саду и семье

               *создать  единое пространство развитие ребенка через  использование разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников

 

Содержание

Средства

Методы

Формы

Условия

*Информация о  ДОУ

(для родителей вновь поступающих детей)

*ознакомление  с нормативными документами

и локальными актами

учреждения

*создание условий для жизнедеятельности, сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ

*обсуждение вопросов физического, социально-эмоционального, интеллектуального, эстетического  развития и воспитания детей

*результативность воспитательно-образовательной работы с детьми за прошедший учебный год и готовность детей к школьному обучению

*обсуждение проблем воспитания  и развития  на заседаниях семейного клуба

«Золотой ключик»

*условия и содержание услуг дополнительного образования

*совместное обогащение предметно - развивающей среды в ДОУ

*участие родителей в образовательном процессе  с детьми (занятия, праздники, развлечения, конкурсы, походы,  экскурсии и др.)

*социологическое исследование по определению социального статуса и микроклимата семьи;

*изучение социального заказа и  оценки образовательных услуг;

*психолого- педагогическое просвещение

*Договор с родителями

о сотрудничестве

*Рекомендации о воспитании и развитии

*Спонсорская помощь

*Видеозаписи праздников и развлечений, занятий с родителями и детьми

*Презентации образовательных услуг

*Рекламные буклеты

*Фотоальбомы и фотовыставки  о жизни детей в детском саду

1.Наглядные

*наблюдение

2.Словесные

*опрос

*интервьюирование

*собеседование

*беседы

*психолого- педагогический анализ

продуктов детской деятельности

*моделирование

педагогических ситуаций и решение их  родителями

3.Практические

*анкетирование

*патронаж

*изучение

медицинских карт

*отзывы родителей

*диагностика

(оценочные листы,

опросник, экспресс

диагностика)

*родительский

самоанализ

(результатов

готовности ребенка к

школе)

*совместное с

ребенком  выполнение какого- либо задания педагога

1.Организационные

*собрания групповые

*анкетирование

*инициативные группы  по проблемам

2.Информационные

*информационные стенды, *ширмы
*приглашения

*памятки

*рекомендации

*папки- передвижки

*информационные листовки

*стенгазета

*фотовыставки

*фоторепортажи

*благодарственные письма и листовки семьям

3.Вовлечение родителей в жизнь детей в детском саду

*совместные с родителями праздники и развлечения

*тематическая неделя «Я и моя семья»

*Конкурс сочинений родителей

«Мой ребенок»

*Семейные проекты

(«Родословная семьи», «Герб семьи»,

«Лента времени» и др.

*совместные занятия родителей с детьми

*Совместные интеллектуальные игры

*Домашние задания для совместного выполнения родителей с детьми

*субботники (совместная трудовая деятельность по благоустройству группы и территории ДОУ)

*Выставки сотворчества родителей с детьми

4.Просветительские

*консультации групповые и индивидуальные

*папки-передвижки

*тематические ширмы

*проблемно-деловые игры, *тренинги

*заседания семейного клуба

«Золотой ключик»

*дискуссии

*семинары-практикумы

*Эмоционально- комфортный демократический стиль общения

сотрудников детского сада с родителями

*Открытость  образовательного пространства ДОУ для родителей

*Учет  семейной ситуации воспитания и развития ребенка

*Учет социального заказа семей воспитанников на образовательные услуги

*Установление доверительных отношений  с семьями

*Стремление  и активное участие родителей в  жизни детей в детском саду

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - эмоциональное развитие ребенка первого года жизни.

Этапы социально - эмоционального развития ребенка первого года жизни....

«Роль невербального контакта в социально-эмоциональном развитии ребенка. Музыкальные игры без слов»

Для полноценного качественного развития ребенка ему необходим хороший жизненный невербальный контакт....

Театрализованные игры направленные на социально-эмоциональное развитие ребенка. Младший дошкольный возраст.

Театрализованные игры направленные насоциально-эмоциональное развитие ребенка.Младший дошкольный возраст.  Побуждать детей эмоционально от­кликаться на воспринимаемое содер­жание, включаться в ра...

Влияние театрализованной деятельности на формирование творческих способностей и социально- эмоциональное развитие ребенка.

Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и, конечно же, здоровья.Отсутствие эмоционально-психологического благополучия в дошкольн...


 

Комментарии

Тамара Николавна, спасибо. Грамотно, познавательно, интересно.