Специфика профессиональной компетентности педагога ДОУ
статья по теме

Жукова Татьяна Николаевна

Специфика профессиональной компетентности педагога ДОУ.

1. Разработка индивидуальных и сводных диагностических карт профессиональной компетентности педагога. Согласно требованиям Базовой программы развития ребенка дошкольного возраста "Я в Мире", методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ относительно организации и содержания учебно-воспитательного процесса в дошкольных учебных заведениях, рекомендаций ведущих ученых относительно методики дошкольного воспитания.  Нами также будет исследована профессиональная компетентность педагога, которая являются определяющей в оценке качества образования дошкольного учебного заведения. Содержательно параметры профессиональной компетентности педагога не накладываются друг на друга, не дублируются, не повторяются, а вступают в сложные диалектические отношения, причем каждый из параметров в процессе работы педагога выступает то предпосылкой, то средством, то результатом его личностного и профессионального развития. Именно на основе разработанных параметров составляется индивидуальная диагностическая карта педагога. Определенные параметры профессиональной компетентности не требуют ежегодных изменений, ведь это нарушало бы объективность мониторинговых исследований по этому вопросу. Содержание диагностических карт может меняться, но не чаще чем раз в пять лет. Уточнения некоторых параметров, изменения в критериях оценки могут происходить в случае, если этого требуют изменения в государственных стандартах качества образования.

2. Обработка программы диагностирования профессиональной компетентности педагогов на учебный год. Программа содержит такие разделы, как: параметры профессиональной компетентности педагогов, требующие изучения; конкретизация задач диагностики (уточнение содержания параметра); методы получения информации, срок проведения определенной диагностической процедуры; ответственный за осуществление определенной диагностической процедуры.

Если возникает необходимость внепланового обследования, которое проводится на основании приказа руководителя, то в программе диагностирования делается отметка. Чтобы диагностика не была статичной процедурой, содержание анкет, тестов, вопросы для собеседований и т.п. целесообразно согласовывать с задачей и содержанием методической работы педагогического коллектива заведения, которые определены на конкретный учебный год. Для разработки программы диагностирования педагогов руководитель дошкольного учебного заведения также должен руководствоваться циклограммой внутреннего контроля (изучение состояния жизнедеятельности педагога), ведь каждый вид контроля осуществляется благодаря различным методам, которые являются одновременно и методами диагностики. Такой подход к составлению программы диагностики способствует качественному проведению педагогического анализа деятельности дошкольного учебного заведения, обобщению и оформлению заключений и т.п.

3. Подбор тестов, разработка анкет, протоколов фиксации результатов наблюдения и другой документации для комплексной оценки профессиональной деятельности и профессионального развития педагога.

4. Диагностика профессиональной компетентности педагогов. Применения выбранных методик и инструментов диагностики для процедуры изучения особенностей развития профессиональной компетентности педагога.

5. Сбор, обработка и анализ результатов диагностики и дополнительной социологической информации в рамках разработанной программы. От тщательности сбора и объективности обработки информации диагностирования зависит основательность и целесообразность принятия управленческих решений, касающихся сопровождения профессионального роста педагогов в дошкольном образовательном учреждении на основе компетентностного подхода.

Все результаты диагностики можно разделить на три основные группы: факты, комментарии, предсказания. Основой итогов, следовательно, и анализа диагностирования, является совокупность полученных фактов: сведений, материалов, в том числе субъективный материал - наблюдения, впечатления, взаимовлияние. При обработке фактов важно не потерять конкретных данных в общих выводах. Для педагогической экспертизы значимыми являются комментарии, мнения экспертов по поводу фактов, их трактовка, гипотезы. Ведь обсуждая, комментируя увиденное, эксперт может услышать от педагогов обоснования своих действий, определенным образом может изменить результаты диагностирования. На основе конкретных результатов и понимания их сущности эксперты делают выводы о возможности и конкретные перспективы развития этого педагога, о возможных трудностях и условия их преодоления, о необходимости применения определенных ресурсов. Может потребоваться дополнения и получение новых данных относительно педагога. Предсказания экспертов должны быть не руководством к действию, а информацией к размышлению.

6. Общие критические оценки профессиональной деятельности педагога. Оценка деятельности педагога призвана стать фактором, который стимулирует его профессиональное развитие. Поэтому педагог должен быть уверенным в объективности оценки; воспринимать оценку как полезную для себя, знать, что нужно сделать, чтобы устранить определенные недостатки; желать их устранить, быть уверенным, что руководителем будет предоставлена ​​нужна помощь. Для объективности оценки до каждого параметра профессиональной компетентности педагога должны быть разработаны критерии оценки и применяться единая шкала оценки. Руководителю следует помнить, что реальная оценка деятельности педагога состоит из: самооценки педагога; оценки родителей; оценки коллег; оценки руководителя (или экспертной группы).

7. Составление отчета (обобщенных выводов), которое происходит на основе анализа результатов диагностики является завершающим этапом диагностики профессиональной компетентности педагога. Отчет, выводы - это справочно-информационный документ, оформленный в соответствии с установленными требованиями, содержащий мотивированную экспертную оценку, то есть мнение, суждение эксперта о предмете экспертизы. Текст, содержащий три части, не должен быть громоздким. Следовательно, основная цель отчета заключается в определении четких рекомендаций, которые будут способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов учреждения, оптимальному обновлению содержания методической работы с педагогами. Экспертные выводы являются основой для принятия руководителем учреждения конструктивного управленческого решения. Согласно выводам руководитель составляет приказ "Об организации методической работы по профессиональному развитию педагогов ДОУ на 2012__-20__ учебный год", т.е. принимает управленческое решение.

8. Разработка и реализация индивидуального проектного плана по развитию профессиональной компетентности педагога. Общим планом развития профессиональной компетентности педагогов является годовой план, в котором должно быть четко очерчено фронтальные и групповые формы методической работы с кадрами и пути повышения их профессионального мастерства. Также важно отметить, что диагностическая работа с педагогами должна включаться в план работы учреждения на учебный год. Эта работа расписывается в плане на основе "Программы диагностики профессиональной компетентности педагогов дошкольного учебного заведения". Не идет о случаях диагностики, проводимой на выполнение индивидуальных проектных планов развития профессиональной компетентности педагогов. Индивидуальный проектный план, который разрабатывается на учебный год, одновременно является программой самообразования педагога. Индивидуальный проектный план имеет следующие разделы: общая характеристика личностных и профессиональных качеств педагога. В этом разделе записываются положительные и проблемные аспекты деятельности педагога; пути решения проблемы, которые определяются через различные формы методической работы с педагогом и темы самообразования, форма отчетности (через педагогические наработки).

Основная цель проектного плана профессиональной компетентности состоит в формировании умения педагога видеть лучшие стороны своей профессиональной деятельности, трудности в реализации образовательных программ развития дошкольника, пути преодоления определенных проблем, умение руководителя направлять методическую работу на практическую помощь конкретному педагогу. Для определения позитивных и проблемных аспектов в работе педагога необходимо выбрать параметры диагностики профессиональной компетентности, по которым педагог имеет самые высокие и самые низкие оценки (желательно выбрать по три параметра) и, на их основе, определить качественную характеристику особенностей развития его профессиональной компетентности.

Учитывая результаты диагностирования, руководитель помогает воспитателю: правильно выбрать цель своей работы, от чего будет зависеть и выбор содержания самообразования; трансформировать, согласно годовому плану дошкольного учебного заведения, личную педагогическую проблему в индивидуальную тему; осмыслить последовательность своих действий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл specifika_professionalnoy_kompetentnosti_pedagoga_dou.docx15.96 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика профессиональной компетентности педагога ДОУ.

1. Разработка индивидуальных и сводных диагностических карт профессиональной компетентности педагога. Согласно требованиям Базовой программы развития ребенка дошкольного возраста "Я в Мире", методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ относительно организации и содержания учебно-воспитательного процесса в дошкольных учебных заведениях, рекомендаций ведущих ученых относительно методики дошкольного воспитания.  Нами также будет исследована профессиональная компетентность педагога, которая являются определяющей в оценке качества образования дошкольного учебного заведения. Содержательно параметры профессиональной компетентности педагога не накладываются друг на друга, не дублируются, не повторяются, а вступают в сложные диалектические отношения, причем каждый из параметров в процессе работы педагога выступает то предпосылкой, то средством, то результатом его личностного и профессионального развития. Именно на основе разработанных параметров составляется индивидуальная диагностическая карта педагога. Определенные параметры профессиональной компетентности не требуют ежегодных изменений, ведь это нарушало бы объективность мониторинговых исследований по этому вопросу. Содержание диагностических карт может меняться, но не чаще чем раз в пять лет. Уточнения некоторых параметров, изменения в критериях оценки могут происходить в случае, если этого требуют изменения в государственных стандартах качества образования.

2. Обработка программы диагностирования профессиональной компетентности педагогов на учебный год. Программа содержит такие разделы, как: параметры профессиональной компетентности педагогов, требующие изучения; конкретизация задач диагностики (уточнение содержания параметра); методы получения информации, срок проведения определенной диагностической процедуры; ответственный за осуществление определенной диагностической процедуры.

Если возникает необходимость внепланового обследования, которое проводится на основании приказа руководителя, то в программе диагностирования делается отметка. Чтобы диагностика не была статичной процедурой, содержание анкет, тестов, вопросы для собеседований и т.п. целесообразно согласовывать с задачей и содержанием методической работы педагогического коллектива заведения, которые определены на конкретный учебный год. Для разработки программы диагностирования педагогов руководитель дошкольного учебного заведения также должен руководствоваться циклограммой внутреннего контроля (изучение состояния жизнедеятельности педагога), ведь каждый вид контроля осуществляется благодаря различным методам, которые являются одновременно и методами диагностики. Такой подход к составлению программы диагностики способствует качественному проведению педагогического анализа деятельности дошкольного учебного заведения, обобщению и оформлению заключений и т.п.

3. Подбор тестов, разработка анкет, протоколов фиксации результатов наблюдения и другой документации для комплексной оценки профессиональной деятельности и профессионального развития педагога.

4. Диагностика профессиональной компетентности педагогов. Применения выбранных методик и инструментов диагностики для процедуры изучения особенностей развития профессиональной компетентности педагога.

5. Сбор, обработка и анализ результатов диагностики и дополнительной социологической информации в рамках разработанной программы. От тщательности сбора и объективности обработки информации диагностирования зависит основательность и целесообразность принятия управленческих решений, касающихся сопровождения профессионального роста педагогов в дошкольном образовательном учреждении на основе компетентностного подхода.

Все результаты диагностики можно разделить на три основные группы: факты, комментарии, предсказания. Основой итогов, следовательно, и анализа диагностирования, является совокупность полученных фактов: сведений, материалов, в том числе субъективный материал - наблюдения, впечатления, взаимовлияние. При обработке фактов важно не потерять конкретных данных в общих выводах. Для педагогической экспертизы значимыми являются комментарии, мнения экспертов по поводу фактов, их трактовка, гипотезы. Ведь обсуждая, комментируя увиденное, эксперт может услышать от педагогов обоснования своих действий, определенным образом может изменить результаты диагностирования. На основе конкретных результатов и понимания их сущности эксперты делают выводы о возможности и конкретные перспективы развития этого педагога, о возможных трудностях и условия их преодоления, о необходимости применения определенных ресурсов. Может потребоваться дополнения и получение новых данных относительно педагога. Предсказания экспертов должны быть не руководством к действию, а информацией к размышлению.

6. Общие критические оценки профессиональной деятельности педагога. Оценка деятельности педагога призвана стать фактором, который стимулирует его профессиональное развитие. Поэтому педагог должен быть уверенным в объективности оценки; воспринимать оценку как полезную для себя, знать, что нужно сделать, чтобы устранить определенные недостатки; желать их устранить, быть уверенным, что руководителем будет предоставлена ​​нужна помощь. Для объективности оценки до каждого параметра профессиональной компетентности педагога должны быть разработаны критерии оценки и применяться единая шкала оценки. Руководителю следует помнить, что реальная оценка деятельности педагога состоит из: самооценки педагога; оценки родителей; оценки коллег; оценки руководителя (или экспертной группы).

7. Составление отчета (обобщенных выводов), которое происходит на основе анализа результатов диагностики является завершающим этапом диагностики профессиональной компетентности педагога. Отчет, выводы - это справочно-информационный документ, оформленный в соответствии с установленными требованиями, содержащий мотивированную экспертную оценку, то есть мнение, суждение эксперта о предмете экспертизы. Текст, содержащий три части, не должен быть громоздким. Следовательно, основная цель отчета заключается в определении четких рекомендаций, которые будут способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов учреждения, оптимальному обновлению содержания методической работы с педагогами. Экспертные выводы являются основой для принятия руководителем учреждения конструктивного управленческого решения. Согласно выводам руководитель составляет приказ "Об организации методической работы по профессиональному развитию педагогов ДОУ на 2012__-20__ учебный год", т.е. принимает управленческое решение.

8. Разработка и реализация индивидуального проектного плана по развитию профессиональной компетентности педагога. Общим планом развития профессиональной компетентности педагогов является годовой план, в котором должно быть четко очерчено фронтальные и групповые формы методической работы с кадрами и пути повышения их профессионального мастерства. Также важно отметить, что диагностическая работа с педагогами должна включаться в план работы учреждения на учебный год. Эта работа расписывается в плане на основе "Программы диагностики профессиональной компетентности педагогов дошкольного учебного заведения". Не идет о случаях диагностики, проводимой на выполнение индивидуальных проектных планов развития профессиональной компетентности педагогов. Индивидуальный проектный план, который разрабатывается на учебный год, одновременно является программой самообразования педагога. Индивидуальный проектный план имеет следующие разделы: общая характеристика личностных и профессиональных качеств педагога. В этом разделе записываются положительные и проблемные аспекты деятельности педагога; пути решения проблемы, которые определяются через различные формы методической работы с педагогом и темы самообразования, форма отчетности (через педагогические наработки).

Основная цель проектного плана профессиональной компетентности состоит в формировании умения педагога видеть лучшие стороны своей профессиональной деятельности, трудности в реализации образовательных программ развития дошкольника, пути преодоления определенных проблем, умение руководителя направлять методическую работу на практическую помощь конкретному педагогу. Для определения позитивных и проблемных аспектов в работе педагога необходимо выбрать параметры диагностики профессиональной компетентности, по которым педагог имеет самые высокие и самые низкие оценки (желательно выбрать по три параметра) и, на их основе, определить качественную характеристику особенностей развития его профессиональной компетентности.

Учитывая результаты диагностирования, руководитель помогает воспитателю: правильно выбрать цель своей работы, от чего будет зависеть и выбор содержания самообразования; трансформировать, согласно годовому плану дошкольного учебного заведения, личную педагогическую проблему в индивидуальную тему; осмыслить последовательность своих действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения.

Понимание профессиональной компетентности как интегральной характеристики, определяющей готовность педагога решать профессиональные проблемы и типичные задачи, которые возникают в реальных ситуациях п...

Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, первой ступенью непрерывного образования является именно дошкольное. Социальный запрос на уровень и качество дошкольного образования ...

Составляющие профессиональной компетентности педагога в соответствии с профессиональным стандартом Педагог

Консультация для педагогов ДОУ. Расмотрены составляющие профессиональной компетентности педагога в сооветствии с профессиональным стандартом Педагог...

Организация повышения профессиональной компетентности педагогов в Доу на основе диагностики профессиональной деятельности педагогов.

Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, стано...

Методическая разработка на тему: "ИКТ-компетентность в системе профессиональных компетентностей педагога»

Профессия педагога одна из немногих, где требуется постоянное саморазвитие, самосовершенствование. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предо...

Профессиональные компетентности педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

В данной работе раскрыто понятие "професиональная компетентность педагога ДОУ" как условие реализации требований ФГОС ДО....

Создание условий для профессиональной компетентности педагогов через реализацию «Программы профессионального развития педагогов»

В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива МАДОУ. Появилась реальная возможност...