Требования ФГТ в ДОУ
статья по теме

В статье изложены основные принципы построения воспитательно- образовательного процесса в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgt.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня в обществе идет становление новой системы  дошкольного образования.

23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ от  № 655 были утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ).

ФГТ являются вместе с типовым положением о дошкольном образовательном учреждении пока единственным основополагающим документом нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательным для исполнения во всех типах и видах образовательных учреждений.

·           Почему появился новый документ?

·           Какое содержание будет заложено в общеобразовательные программы дошкольного образования?

·           Какие изменения произойдут в системе дошкольного образования при внедрении ФГТ?

Все эти вопросы безусловно волнуют родителей дошколят.

Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость  стандартизации содержания дошкольного образования,  для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Меняется цель образовательной работы – вместо набора Знаний,  Умений и Навыков  предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Ее содержание направлено на формирование общей культуры детей; предпосылок учебной деятельности; развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

В Федеральных требованиях определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.

Содержание психолого-педагогической работы должно быть направлено на освоение детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Учитывая, что в существующих вариативных программах не обозначены образовательные области в такой формулировке, педагогам ДОУ трудно ориентироваться между разделами, методиками и образовательными областями. Известно, что авторские коллективы вариативных программ приступили к приведению своих программ в соответствие с Федеральными требованиями, однако на переходный период, педагогам ДОУ нужно методическое сопровождение.

 

Образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

На каждом возрастном этапе педагогом решаются разные задачи развития и роль его должна гибко меняться. В одних случаях задачи программы развития будут решены успешнее только с помощью взрослого – прямое обучение. В других педагог создает специальную среду и ситуации для познавательной активности ребенка, организует его познавательно- исследовательскую деятельность. Иногда личным примером ведет ребенка за собой, показывая общепринятые образцы поведения, при этом поддерживает детскую инициативу, формируя у ребенка уверенность в собственных силах.

Воспитатель использует все многообразие форм работы с детьми для решения педагогических задач, но в каждом режимном моменте продумывает конкретные организационные ситуации. Качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, а прежде всего от личности взрослого, который создает эмоционально насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний (режимные моменты, самостоятельная детская деятельность). Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются в ходе освоения всех образовательных областей интегрировано. 

 Образовательный процесс должен строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Планирование должно основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Эти два принципа будут реализованы только при условии слаженности в работе всего педагогического коллектива. В комплексно-тематическом построении образовательного процесса предполагается выделение ведущей темы дня, недели или месяца.

Комплексно - тематическая модель образовательного процесса описана в Научной концепции под редакцией В.И.Слободчикова. (2005 год). В ней авторы поясняют, что тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере деятельности, представлено в эмоционально-образной, а не абстрактно-логической форме. Предварительный подбор взрослым основных тем предают системность и культуросообразность образовательному процессу. Ребенок «проживает» тему в разных видах детской деятельности (в игре, рисовании, конструировании и др.) Реализация темы в комплексе разных видов деятельности вынуждает взрослого к более свободной позиции – позиции партнера, а не учителя. Но комплексно- тематическая модель предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых модель просто не работает.

Структура данных рекомендаций очень проста: материал к каждой из образовательных областей представлен в таблицах, отражающих формы образовательной деятельности, в которых могут быть реализованы основные цели и задачи, или разделы программы. Это нужная подсказка педагогам для соотнесения программных задач с образовательными областями в педагогическом процессе. Последовательность образовательных областей представлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

 Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада – все они в равной степени должны быть представлены в образовательной программе дошкольного образования.

.

Образовательные области предусматривают следующие  виды детской деятельности:

·             двигательная деятельность (Физическая культура»);

·             игровая («Социализация») -ведущий  вид  деятельности!

·             трудовая («Труд»);

·             восприятие художественной литературы  («Чтение художественной литературы»);

·             коммуникативная («Коммуникация»);

·             познавательно-исследовательская  и продуктивная конструктивная («Познание»);

·             музыкально-художественная («Музыка»);

·             продуктивная (Художественное творчество»).

Содержание образовательных областей

·              Содержание образовательной области "Физическая культура" направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.

·              Содержание образовательной области "Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.

·              Содержание образовательной области "Безопасность" направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

·              Содержание образовательной области "Социализация" направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений

·              Содержание образовательной области "Труд" направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

·              Содержание образовательной области "Познание" направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.

·              Содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

·              Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

·              Содержание образовательной области "Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

·              Содержание образовательной области "Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

ФГТ определяют 2-х частную модель организации образовательного  процесса:   

1 часть-«Совместная деятельность взрослого  детей;    

2 часть-«Самостоятельная деятельность детей».                                                               

ФГТ определяют планируемые результаты освоения Программы – итоговые и промежуточные. Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств, или  «социальный» портрет ребенка  7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ

1.      Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.

2.      Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать.

3.      Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей.

4.      Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

5.      Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

6.      Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

7.      Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

8.      Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

9.      Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Изменения, связанные с введением ФГТ:

1. Изменяется подход к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста;

2.Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра - это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры - взаимоотношения между взрослыми людьми - в семье, их профессиональной деятельности и т. д. Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение;

3.Принятый документ определяет единство требований к выпускнику детского сада для педагогов дошкольного образования, для родителей, для учителей начальной школы.

 

       Таким образом, ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации прав ребенка на доступное, качественное образование.

 

В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике  понятие «занятие» рассматривается как  занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности  соответствуют определенные формы работы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Переработано в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями ДЕТСТВО Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Санкт- Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2011

Переработано в соответствиис Федеральными Государственными ТребованиямиДЕТСТВОПримерная основная общеобразовательная программа дошкольного образованияСанкт- ПетербургДЕТСТВО-ПРЕСС2011Детство  мла...

Требования к содержанию музыкальных уголков

Чтобы привить интерес к музыкальной деятельности и постоянно поддерживать его, нужно выделить в групповой комнате специальное место – музыкальный уголок и оборудовать его техническими средствами, музы...

Требования к личности воспитателя на основе формирования компетенций в условиях реализации федеральных государственных требований

Особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Проф...

ФГОС. Требования к основной структуре ООП. Требования к разделам ОП: содержание коррекционной работы; организационный раздел ООП

        Нарушение речи — достаточно распространённое явление среди детей дошкольного возраста. К наиболее сложным относятся органические нарушения (алалия, дизартрия, ...

Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОСМоделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОС

Осташова Ирина Николаевна, воспитатель ГБДОУ №48 Калининского района, Сакнт -Петербурга Конференция ДОУ Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОС Немало...

Психолого-педагогические требования к предметной развивающей среде в свете требований ФГОС ДО»

Психолого-педагогические требования к предметной развивающей среде в свете требований ФГОС ДО»...