Музыкальное воспитание детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) по теме

Богомолова Анна Ивановна

методическая разработка:Музыкальное воспитание детей раннего возраста в дошкольных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnoe_vospitanie_detey_rannego_vozrasta.doc75.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

            Музыкальное развитие детей раннего возраста в детском саду.

                                    Праздники в детском саду.

  Никого не нужно убеждать в важности музыкального развития  дошкольников,а особенно детей раннего возраста.Музыка,как никакой другой вид искусства,находит дорогу к сердцу ребенка,воздействует на психоэмоциональное состояние,позволяет решать задачи охраны здоровья и формирования личности малыша,способствует развитию речи,двигательной  активности,оказывает благоприятное влияние на познавательное развитие.

   В развитии детских музыкальных способностей особенно важны первые годы жизни ребенка.Доказано,что чем раньше начать работу по развитию музыкальных способностей ребенка,тем лучше будет результат.В каждый возрастной период развития малыша выделяют наиболее важные сферы,которые открыты и особенно чувствительны к внешним воздействиям,в том числе –музыке.Это так называемые сенситивные периоды,в которые развитие тех или иных способностей ребенка происходит наиболее интенсивно.Как раз  раннее музыкальное развитие детей в возрасте от1,5 до 3 лет во многом определяется спецификой общего психического развития этого возраста.Самое главное на этом этапе-пробуждение чувственной сферы,ведь ребенок воспринимает и познает окружающий мир не разумом,а органами чувств.Здесь важно помнить,что общее психическое развитие ребенка связано в этот период,прежде всего ,с развитием чувственной сферы. От того,насколько активным будет процесс накопления ярких,эмоциональных впечатлений,эстетических переживаний и настроений во многом зависит дальнейшее интеллектуальное  ( и музыкальное) развитие ребенка.

     Мы родились и живем во время постоянных перемен,когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности,опасность утраты нравственных ориентиров:рушатся традиции,забываются обычаи,рвутся нити,связывающие старшее и младшее поколение.С момента своего рождения человек попадает в определенную культурную среду,со своей системой ценностей и требований реальной жизни.Современная социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально,далеко не всегда обогащает их впечатлениями.Вот почему необходимо специально организованное обучение ,общение,способное структурировать эмоциональный мир,создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений,самовыражения движениями,голосовыми реакциями,музыкальными звуками.

    Музыка и музыкальная деятельность,где чувства и эмоции составляют главное содержание,особенно привлекательны для детей раннего возраста.

    Работа по музыкальному воспитанию детей  в группах раннего возраста проходит в разных формах:на занятиях,в самостоятельной деятельности, на праздниках и развлечениях.

  Праздник в детском саду – это день,который отличается от других оформлением помещений,нарядной одеждой взрослых и детей,приглашением гостей,сюрпризами и подарками.

   Главное-создать у ребенка радостное настроение,вызвать эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру (традиции праздников,их организация,гостевой этикет).Главное,чтобы праздник сделал детей счастливыми,чтобы он был наполнен сюрпризами,встречами с новыми героями,радовал подарками,веселыми играми.Праздник должен нести радость и восторг,пусть он останется в памяти ребенка  надолго! Это относится к праздникам во всех возрастных группах.

      Построение  утренников для малышей отличается своеобразными чертами.Здесь используется материал,пройденный на музыкальных занятиях и хорошо усвоенный.Поэтому,попадая и в новую,необычную обстановку,дети чувствуют себя естественно  и непринужденно,хорошо поют,танцуют,проявляют активность,выполняя знакомые действия

    .Интерес вызывают и различные зрелищные моменты,которые чередуются детским исполнением.Для самых маленьких простейшим выражением их являеются показ и обыгрывание красочных атрибутов,игрушки.

     Часто в сценариях для малышей появляются персонажи кукольного театра.Это может быть зайчик,о котором дети поют песенку.Может быть и небольшая сценка с одним-двумя героями.Малышам нравится праздничная атмосфера.Но бывает и так,что дети негативно относятся к сказочным персонажам на празднике,замыкаются,отталкивают их,не желая общаться,или хотят уйти из зала совсем.Как этого избежать?Любой приглашенный персонаж должен быть хорошо знаком детям по сказкам,мультфильмам.Костюм героя должен быть продуман до мельчайших деталей.Появившись на празднике.персонаж должен дать детям время рассмотреть его,потрогать,познакомиться поближе.На праздниках могут действовать безобидные и добрые персонажи:белочки,ежики,зайчики,       Снегурочка,Петрушка,Матрешка.Когда герой праздника выбран удачно,дет открыто с ним общаются,отвечают на его вопросы,с удовольствием с ним играют,а также поют ему песенки и учат танцевать.И если  дети на празднике ведут себя именно так,то,значит,ваш праздник подготовлен  правильно и интересно.

       В ясельных и младших группах ведущую роль играет взрослый.Он постоянно руководит не только действиями малышей,но и их восприятием.Взрослый фиксирует детское внимание на появлении новых персонажей,позволяет хорошо их рассмотреть,затем приступает к действиям:вместе со всеми поет,танцует,          играет,что вызывает у малышей уверенность в действиях.

   Утренник должен быть проведен в хорошем темпе.Растянутость выступлений,неоправданные паузы –все это утомляет ребят,расхолаживает их,нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.Избежать этого позволит,прежде всего,активное участие взрослых на празднике.

    Итак,  в практике работы  с детьми раннего и младшего дошкольного возраста сложились определенные традиции к построению сценария праздника.Дети осматривают оформление групповой комнаты,зала,их  поздравляют с праздником,они поют о нем песню,читают несложные стихи.Затем следуют зрелищные моменты ,которые чередуются с активными действиями самих детей.

 Прогнозируемые результаты раннего музыкального развития ребенка могут быть следующими: к 3 годам ребенок :

-эмоционально реагирует и узнает знакомые мелодии;

-умеет различать контрастные особенности звучания (высокий-низкий;громкий-тихий,быстрый-медленный);

-вместе с педагогом подпевает в песне музыкальные фразы,

-двигается в соответствии  с характером музыки,начинает движение с первыми звуками музыки;

-выполняет звукоизобразительные движения:притопывает ногой,хлопает в ладоши,поворачивает кисти рук в такт музыке;

-различает и называет музыкальные инструменты:погремушки,бубен ,                        колокольчик.

  Правильная  организация культурно-досуговой  деятельности   детей 2-3 лет предполагает решение педагогом следующих задач:

- Содействовать созданию эмоционально-положительного климата в группе и детском саду,обеспечению у детей чувства комфорта и защищенности.

- Привлекать детей к посильному участию в играх,забавах,развлечениях и праздниках.

-Развивать умение следить за действиями заводных игрушек,сказочных героев,адекватно реагировать на них.

- Способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев.

- Отмечать праздники в соответствии с возрастными возможностями и интересами детей.

Примерный перечень развлечений и праздников для детей 2-3 лет:

Праздники.«Новый год»,«Осень»,        «Весна»,«Лето»,        «Мамин праздник».

Тематические праздники и развлечения:«Осень»,        «Солнышко-ведрышко»,«Мишкин день рождения»,«Мои любимые игрушки»,«Игры-забавы»,«Зимняя сказка»,«Музыкальные игрушки».

    Отчего зависит успех в работе музыкального руководителя?Успех и неудачи проведенного праздника или развлечения?

    Успех гарантирован при условии,что :а) дети и воспитатели любят друг друга; б)малыши,музыкальный руководитель и педагог также испытывают взаимную приязнь;в)между музыкальным руководителем  и воспитателями существует полное взаимопонимание.

    Если все эти три составляющие присутствуют,то наша взаимная любовь выделяет в зал мощный поток положительной энергии,которая завораживает зрителей и никого не оставляет равнодушным(конечно,если предварительно проделана огромная работа по обучению детей,развитию в них творческого начала).

  Эта положительная энергия влияет не только на зрителей,но  и на нас,взрослых,и,несомненно,на самих детей.

    Итак,формула успеха заключается во взаимной привязанности детей и взрослых,увлеченных любимым делом.

   Взаимодействие с родителями по музыкальному воспитанию

Цели взаимодействия:организация взаимодействия на основе сотрудничества,развитие творческих способностей

   Правила взаимодействия

  Формы  взаимодействия

С уважением и пониманием относиться друг к другу

Анкетирование  родителей

С уважением относиться к личности ребенка,не сравнивая его с другими детьми

Родительские собрания,открытые музыкальные занятия

Учитывать точку зрения детей и родителей,не игнорировать их чувства

Участие в создании музыкальной среды

Уважать деятельность ребенка и родителей,бережно относиться к продуктам труда

Консультирование

Поддерживать инициативу,самостоятельность

Родительские собрания,круглые столы с участием родителей

Привлекать родителей к участию в педпроцессе совместно с ребенком

Участие в праздниках,утренниках,

физкультурных досугах.

Помощь в оформлении развивающей среды (и украшении)

Помощь в изготовлении костюмов.

Разучивание песен и стихов.

Покупка подарков детям.

                                    Анкета для родителей.

   Уважаемые родители!Не откажите себе в удовольствии принять участие в анкетировании.Мы хотим,чтобы музыка стала неотъемлемой  частью жизни ребенка.Поэтому надеемся на сотрудничество.Для нас важно узнать Ваше мнение о том,что Вы считаете наиболее значимым для музыкального воспитания своего ребенка.

1.Какое значение вы придаете  музыке в развитии своего ребенка?

   а) Считаю частью его будущей образованности

   б) Отвожу одну из главных ролей

   в)  Особого значения не придаю.

2.Как ребенок относится к музыкальному репертуару дошкольного учреждения?

   а) Поет детские песни с удовольствием

   б) Предпочитает копировать песни взрослых

   в) Совсем не поет и не говорит о детских песнях

   г)  Поет только со взрослыми.

3.Как приобщаете ребенка к музыке?

   а) Посещаю с ним концерты,музыкальные спектакли

   б) Беседую с ним о музыке

   в) Считаю,что это должны делать в дошкольном учреждении.

   г) Предпочту отдать ребенка в музыкальную школу

4.Каков интерес вашего ребенка к музыке?

   а) Интереса не проявляет

   б) Рассказывает о том,что делали на музыкальном занятии.

   в) Говорит со мной о музыке,если я его спрашиваю.

5.Как ребенок реагирует на музыку?

   а) Сразу начинает петь,как только услышит знакомую песню

   б) Внимательно слушает музыку

   в) Пытается движением воспроизвести характер музыки

   г) Равнодушен к музыке

6.Какие условия созданы для домашнего музыкального воспитания?

   а) Не занимаюсь этим

   б) Есть музыкальный инструмент

   в) Есть фонотека с детским репертуаром.

                                            Спасибо!

     Стихотворение Л.Чадовой  из книги «Праздники в детском саду для детей 2-4 лет».

                      Детям очень маленьким

                      Трудно жить без чуда,

                      Пусть же в каждом празднике

                      Чудо будет  всюду:

                       В теплом солнца лучике,

                       В лужице и в капельке.

                       Он умеет чувствовать,

                       Хоть пока и маленький.

                       Умный и смышленый,

                       Добрый человечек.

                       Все мы,воспитатели,

                       За него  в ответе.

                       Чтобы смог и взрослым

                        Чуду удивляться,

                        Нужно педагогам

                        Очень постараться.

                        Подарите праздник,

                        Встречу с доброй сказкой,

                        Верьте,что старания

                        Будут не напрасны.

                        Если дети в детстве

                        Добротой согреты,

                        Вырастут достойные

                        Граждане планеты!

       

                                  Памятка  для  родителей

                  по музыкальному воспитанию детей 2-3 лет.

-Слушайте с малышом классическую,народную музыку ,песни детских композиторов.

-Стремитесь к тому,чтобы общение с музыкальным произведением вызывало у ребенка только положительные эмоции.

-Если малыш устал или у него плохое настроение и он не хочет слушать музыку,сразу переключите  его на что-либо другое.

-Слушайте хорошо знакомые музыкальные произведения и новые,с которыми ребенок еще не знаком.

-Слушайте вместе с ним детские песенки,стремитесь к  тому,чтобы малыш подпевал отдельные слова,целые фразы.

Обязательно похвалите его за это.Старайтесь,чтобы  он не только подпевал,но и одновременно приплясывал.

-Чтобы разнообразить первые танцевальные импровизации малыша,познакомьте его с некоторыми танцевальными движениями,включая их в пляску.В этом возрасте дети все выполняют по показу взрослых,подражая им во всем.

Поэтому чем ярче и выразительнее будет ваша пляска,тем интересней танцевальная импровизация ребенка.Включайте в пляску те движения,которые малыш может повторить.Например,                    хлопать в ладоши,притопывать одной ногой,поворачивать кисти рук из стороны в сторону,держа их на уровне глаз.

-Обучайте малыша выполнять движения,изображающие прыжки зайчика,полет птички,тяжелую поступь мишки,легкий бег лисички и т.д.Вовлекайте в эти занятия других членов семьи,чтобы                                     радость общения с музыкой передалась   и   им!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В статье представлен опыт работы по музыкальному воспитанию детей раннего возраста. Содержится описание применяемых в работе с детьми раннего возраста методов, приёмов, методик и технологий. ...

Восприятие музыки как средство развития музыкальности детей раннего возраста

Организация музыкального воспитания детей раннего возраста....

Рабочая программа музыкального руководителя. Ранний возраст

Рабочая программа группы раннего возраста на 2018-2019 учебный год разработана в соответствии  с основной  общеобразовательной программой ГБДОУ №75.Предназначена для детей от 1г.6 мес. до 2 ...

Презентация опыта работы: Особенности музыкального развития детей раннего возраста в рамках проекта по обогащению музыкально-развивающей среды в группах ДОУ «Музыкальные инструменты своими руками»»

Ранний дошкольный возраст – это период, когда закладываются первоначальные способности, которые позволяют в дальнейшем приобщить ребенка к различным видам деятельности....