Семинар «Проведение развивающих игр с целью совершенствования познавательно-поисковой деятельности детей»
методическая разработка по теме

Данный семинар проходит в игровой форме. Педагоги зараннее готовят развивающие игры на семинар и проигрывают с педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

Тема: «Проведение развивающих игр с целью совершенствования

познавательно-поисковой деятельности детей»

Цель: систематизировать знания педагогов по данной теме.

План проведения:

  1. Роль развивающих игр в познавательно-поисковой деятельности – выступление старшего воспитателя;
  2. Проверка домашнего задания - подготовка и проведение развивающих игр;

Предварительная работа: педагогам и специалистам подготовить развивающую игру по данной теме.

Материал:

Ход  семинара

1 часть

Педагоги дошкольных учреждений в своей профессиональной деятельности нередко встречают пассивных детей, которым с трудом удаётся включаться в работу. И следствием отсутствия заинтересованности являются невысокие показатели сформированности знаний, умений и навыков.

Низкая познавательная активность становится большой проблемой, ведь активность выступает предпосылкой психофизического развития ребёнка. Взаимосвязь очевидна - чем ярче выражен интерес к познанию, тем позитивнее результат усвоения знаний, выше уровень развития психических процессов.

Фундаментальная роль дошкольного периода в процессе становления человеческой личности с активной жизненной позицией определяет соответствующие требования к воспитателю. Педагогические функции необходимые для развития определённых личностных качеств (информация на доске).

Познавательная деятельность имеет отчётливые внешние проявления. Это:

  1. Интерес к предмету;
  2. Эмоциональное отношение к предмету;
  3. Действия, направленные на исследование свойств предмета, понимание его функционального назначения.

Интеллектуальная и практическая деятельность ребёнка на занятии должна быть разнообразна. Однообразие информации и способов действия быстро вызывает скуку. Одной из характеристик воспитания детей дошкольного возраста является его динамичность, поэтому так необходимы переключения с разных видов воспринимающей деятельности на другие. Среди всех познавательных процессов ведущими является мышление. Оно тесно связано и сопутствует другим познавательным процессам, определяя их характер и качество. Значит, активизировать познавательную деятельность в процессе обучения – это значит, прежде всего, активизировать мышление.   Добиться этого позволяют методы, которые вызывают познавательные вопросы детей (информация на доске).

Не следует забывать, что основным видом деятельности дошкольника является игра, поэтому в качестве «канвы» необходимо использование игровой деятельности.

Во время проведения занятий необходимо учитывать распределение нагрузки на память, мышление, внимание детей и использовать разнообразные приёмы для предупреждения утомляемости. Организуя интеллектуально-познавательную деятельность, важно помнить о том, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, обычно не становятся активным достоянием ребёнка, поэтому среди упоминаемых ранее качеств и характеристик педагога так важны находчивость, мобильность, эмоциональность, оптимизм, инициативность и способность к импровизации.

Таким образом, познавательная активность – это сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: и субъективных (любознательность, усидчивость, воля и т. д) и объективных (окружающие условия, личность педагога, приёмы  и методы обучения и воспитания…). Следовательно, стратегия педагога, создающего насыщенную познавательно-развивающую атмосферу, должна заключаться, прежде всего, в переориентации сознания воспитанников: обучение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего знакомства с удивительным окружающим миром. Именно тогда познание и любая деятельность, связанная с ним, становится человеческой потребностью в постоянном самообразовании и самосовершенствовании.

Только в случае учёта всех моментов перспективы дальнейшего развития воспитанников, несомненно, будет иметь положительную динамику.

Упражнение "Фраза по кругу"

Выберем какую-нибудь простую фразу, например: «В саду падали яблоки». Теперь, начиная с первого игрока, справа от экрана, начинаем произносить эту фразу все по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удивительной, безразличной и т.д.). Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры, и так продолжается, пока не останется несколько (3—4) победителей. Итак, по удару гонга, все участники игры, начиная с того, кто сидит справа от экрана, произносят одну и ту же простую фразу, но с разной интонацией. Повторять интонации нельзя. Тот, кто не может придумать новую интонацию, выбывает из игры. Игра может продолжаться до тех пор, пока не останется 3—4 победителя. Может быть, она закончится и раньше, если никто из участников не сможет придумать ничего нового. Внимание, начали! Спасибо, поздравляем победителей.

 

        2 часть

Проверка домашнего задания.

        

 

Педагогические функции

Методы, активизирующие познавательную активность детей

Метод неожиданных решений – педагог предполагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, который противоречит имеющемуся опыту детей

 

Метод «преднамеренных ошибок» когда педагог избирает неверный путь достижения цели. А дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути способы решения задачи

Метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни.

Метод предъявлений заданий с  неопределённым окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-поисковая исследовательская деятельность на занятиях по развитию речи. Учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида №122, Молчанова А.Г., г.Хабаровск

Самостоятельно ребенок ещё не может найти ответы на его вопросы-ему помогают педагоги. Отсюда и возник метод проблемного обучения,который состоит из вопросов( логически развивающие мышление),мод...

Совершенствование художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста.

Опыт работы с указанием проводимых совместных проектов....

Совершенствование музыкально- двигательной деятельности детей на утренней гимнастике.

Повышение качества образования – требование 21-ого века. Это требование обосновано стремлением сформировать в нашей стране цивилизованное общество физически и нравственно здоровых, интеллектуально раз...

«Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста».

Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте формировать у детей творческое отношение к окружающем...

Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста

Ребенок дошкольного возраста – неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него своеобразное, особое видение окружающего. Он смотрит на происходящее вокруг с ...

МЕТОДИКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Познавательная, поисково – экспериментальная деятельность детей средней группы.

Метод эксперимента, как один из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира, занимает прочное место в работе с детьми в детском саду. И это потому, что именно он даёт детям...

Регионального научно-практического семинара «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды для организации речевой деятельности детей» АСОУ Московской области

Ключевые темы семинара:исследования возможностей развивающей предметно-пространственной среды в организации речевой деятельности детей дошкольного возраста;кинезиологический подход в развитии речевых ...