Здоровьесберегающая среда в группе «Особый ребёнок» для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему

Сумарокова Татьяна Николаевна

Описан опыт по организации здоровьесберегающей среды в ДОУ для детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_zdorovesberezheniyu.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Сумарокова Т.Н.

МБДОУ комбинированного вида№ 69г. Чита

Здоровьесберегающая среда в группе «Особый ребёнок» для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Этап дошкольного детства - время вхождения ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему. Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности... «Создание полноценных условий для активной жизни детей-инвалидов должно стать приоритетом при реализации новой государственной программы «Доступная среда». ( III послание  Президента страны Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г.).  

Одним из направлений Концепции модернизации российского образования является обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. [2]

В законе РФ «Об образовании» сказано, что государство создает гражданам с ОВЗ условия, для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, а так же в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ОВЗ,  рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей. [1]

Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.[3]

Одним из условий успешной адаптации и социализации детей с ОВЗ в образовательном учреждении является создание адекватной возможностям ребенка здоровьесберегающей среды, обеспечивающие здоровье ребёнка и полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.

К основным характеристикам здоровьесберегающей среды в дошкольной группе для детей с ОВЗ, можно отнести: морально – психологический климат, экологию и гигиену; комфортные условия, гибкий режим жизни, труда и отдыха, современные образовательные программы, методики и технологии.

Здоровьесберегающая среда решает задачи не только обучения и воспитания, а также коррекции, социальной реабилитации и интеграции в общество детей с ОВЗ.

Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает создание специальных условий, с учетом специфики заболеваний детей.

Одним из основных условий – является пониженная наполняемость групп установленная СанПиН 2.4.1.2660 – 10  и наличие штата специалистов, для осуществления психолого-педагогического сопровождения.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, повышенная утомляемость, нестабильность эмоциональной сферы, что требует внесения изменений в режиме дня. Предусматривается увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи, выполнение режимных моментов.

Содержание развивающей предметной среды должно обеспечить охрану и укрепление здоровья  ребёнка, удовлетворить потребности как актуального, ближайшего, так и перспективного развития ребёнка и отвечать его индивидуальным особенностям. Предметно–развивающая здоровьесберегающая среда включает в себя ряд компонентов, необходимых для полноценного физического, социального, познавательного и эстетического развития детей. Это физкультурно-игровые, оздоровительные сооружения, специальное оборудование, уголки отдыха и релаксации, предметно-игровая и предметно-развивающая среда, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная и художественно-эстетическая среда.

Доступность и разнообразие материалов создаёт благоприятные условия для обучения ребёнка и в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды его активности.

В работе с детьми с ОВЗ повседневно, всеми специалистами используются здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание валеологической культуры детей и родителей. Воспитательно-образовательные мероприятия проводятся с использованием релаксационных моментов, игр для эмоциональной разгрузки, музыкотерапии и арттерапии,  игр для снятия напряжения с водой и песком. Закаливающие процедуры такие как, сухой душ, водно-солиевые дорожки, водные процедуры,  солнечные, воздушные  ванны, тропа здоровья, дыхательная, коррегирующая, пальчиковая, артикуляционные гимнастики, упражнения на укрепление опорно-двигнательного аппарата, упражнения для глаз, зарядки проводятся с учетом специфики заболевания ребёнка. Все дети получают  витаминизированное питание. Осуществляются превентивные меры  по  профилактике заболеваний детей: витаминные настои, оксалиновая мазь, поливитамины, кварцевание, проветривания, а так же ведется просветительная работа с родителями по формированию валеологической грамотности в воспитании детей.

 При  планировании образовательной деятельности предусматривается варьирование организационных форм работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных. Организуются перерывы с использованием релаксационных упражнений, психогимнастики, динамических пауз. Регулируется степень утомляемости ребёнка за счет планирования порядка предъявления заданий по степени сложности. Выбирается оптимальный темп работы в соответствии с личностными особенностями ребёнка, осуществляется контроль за его самочувствием. Используются разнообразные дидактические, наглядные и игровые материалы адекватные уровню развития ребёнка и специфики его заболевания. Так, например, для детей, имеющих глубокие задержки речи, интеллекта, слуха используются невербальные средства коммуникации, такие как пиктограммы, система жестов, календарная система (картинки-символы).

Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае. В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, создаются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности, социально-бытовой ориентации.

Важным компонентом здоровьесберегающей среды является работа с родителями. На базе МБДОУ № 69 действует Клуб родителей «Мы-семья», целью которого является формирование адекватных родительско-детских позиций, через создание условий для психолого-педагогического сопровождения семей; формирование психолого-педагогической компетентности родителей; оказание психологической поддержки родителям в решении личных проблем; оказать помощи по дальнейшему сопровождению ребёнка в социальной среде.

Каждое из направлений Клуба прямо или косвенно решает задачи здоровьесбережения. Направление «Самое сокровенное» - консультации специалистами родителей по решению личностных проблем семей, создают эмоционально положительную атмосферу в семье. Направление  «Помоги мне сделать самому»  предусматривает обучение родителей психолого-педагогическим методам  и технологиям  по развитию, воспитанию и обучению детей, сохранению здоровья.  Воспитатели реализуют специальный проект «Вместе с нами» по трудовому воспитанию и формированию валеологической компетентности у детей, совместно с родителями. Для детей с ОВЗ данное направление работы, порой является ведущим в развитии. Обучение навыкам самообслуживания – с этого  начинается проектная деятельность, с каждым годом формируя и совершенствуя гигиенические и трудовые навыки детей. У родителей есть возможность принимать активное участие, подавать пример, видеть, чем овладел их  ребёнок, закреплять полученные умения дома. Направление «Сотрудничество» осуществляет знакомство и организацию взаимодействия семей с социальными реабилитационными центрами города. На базе МБДОУ дети и их семьи получают психолого-педагогическую помощь, в то время, как семьи нуждаются и в социальной и в медицинской помощи. Благодаря сотрудничеству с центрами города, появляется возможность для определения дальнейшего маршрута для каждого ребёнка и семьи в целом.   «Радость встречи»- организация и проведение совместно семьями воспитанников праздников, встреч, конкурсов, ярмарок и других мероприятий. Направление решает сложные задачи: коррекцию детско - родительских отношений, по средствам создания ситуации успеха для детей и возможность родителям увидеть успех своих детей (т.е. принятие ребёнка). Форма мероприятий позволяет работать в непринужденной обстановке, что оказывает положительный эмоциональный настрой на взаимодействие, открытость, активность и мотивирует на дальнейшее сотрудничество. Психологический комфорт – залог здоровья.

Таким образом, здоровьесберегающая среда в группе «Особый ребёнок», представляет собой комплекс оборудования, мероприятий, технологий, направлений и форм работы, отвечающий целям воспитания, обучения  и  коррекции развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в дальнейшем способствующий успешной социализации и адаптации ребёнка и его семьи в обществе.

Библиографический список:

Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266 (ред. От 27.12.2009) ст.5

Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06

Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья, 2000, №2.

От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования" / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалогическое общение в образовательной области "Коммуникация" детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрываются условия для развития диалогического общения в коммуникативном взаимодействии....

Центр оказания при дошкольном образовательном учреждении диагностической, консультативной и коррекционной помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, не посещающим образовательное учреждение - «Росток».

Реализация проекта позволяет осуществлять реальную помощь детям со сложными дефектами развития и их семьям в условиях дошкольного образовательного учреждения....

Загадка как возможность ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Данный материал может быть интересен воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений, а также специалистам: логопедам, дефектолам, взаимодействующим с детьми, имеющим ограниченные возмо...

Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...

РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Полякова И.С.

Статья посвящена актуальной проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....

СОЗДАНИЕ АКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В настоящее время перспективной задачей дошкольного образования выступает создание образовательной среды, которая способна обеспечить доступность качественного образования детей с ограниченными возмож...