Мониторинг по программе "По дороге в школу"
методическая разработка по теме

Камынина Ирина Геннадьевна

Данный материал поможет провести педагогам, воспитателям диагностическое обследование  готовности дошкольников к школьному обучению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

образования детей

«Центр детского творчества г. Знаменск Астраханская область »

Методика проведения

диагностического обследования и готовности ребенка к школьному обучению

творческое объединение «АБВГДЕЙКА»

по программе развития и обучения «По дороге в школу».

Подготовил

Педагог дополнительного образования

Камынина Ирина Геннадьевна

2009г.

Содержание

1.Содержание методики  проведения  диагностики   дошкольников по программе

 «По дороге в школу»...........................................................................................................3

2. Задания к вопросам диагностического обследования………………………………..4-10

  • Раздел «Учимся правильно говорить» для детей 6 лет.
  • Раздел «Знакомство со звуками и буквами» для детей 6 лет.
  • Раздел  «Развитие речи» для детей 4-5 лет.
  • Раздел «Формирование элементарных математических представлений»

для детей 4-5 лет.

  • Раздел «Формирование элементарных математических представлений»

для детей 6 лет

  • Диагностика психологической готовности ребенка к школы

3.Карты диагностического обследования…………………………………………………10

3.1.Диагностика развития детей по разделу

 «Учимся правильно говорить» для детей 6 лет…………………………………………...11

3.2.Диагностика развития детей по разделу

 «Знакомство со звуками и буквами» для детей 6 лет……………………………………12

3.3Диагностика развития детей по разделу  «Развитие речи»

для детей 4-5 лет……………………………………………………………………………..13

3.4.Диагностика развития детей по разделу

 «Формирование элементарных математических представлений»

для детей 4-5 лет…………………………………………………………………………….14

3.5Диагностика развития детей по разделу  «Формирование элементарных математических представлений»

для детей 6 лет……………………………………………………………………………….15

3.6.Диагностика психологической готовности ребенка к школе…………………………15

4. Литература…………………………………………………………………………………16

1.Содержание методики  проведения  диагностики   дошкольников по программе

 «По дороге в школу».

          Дошкольный период жизни ребенка, социально – эмоциональное благополучие, неразрывно связано со становлением целостного восприятия  дошкольником окружающего мира, устойчивых познавательных интересов, уверенности в себе, самостоятельности, чувства защищенности, а также с умением устанавливать социальные контакты.

           Педагогическую диагностику необходимо проводить в начале и в конце периода обучения.  Диагностика в начале периода обучения дает возможность  прогнозировать успешность овладения дошкольниками программного содержания, выявить различия в развитие детей и определить, индивидуальную программу деятельности для каждого.

Диагностика в конце периода обучения даст возможность определить успешность освоения разделов программы, выявить причины не успешности и найти пути помощи старшему дошкольнику в его обучение и развитие.

Методы педагогической диагностики:

- наблюдение;

- беседа;

- конструирование проблемных ситуаций;

- тесты – задания.

 

Уровни педагогической диагностики обозначаются:

Низкий уровень (-).

Ребенок имеет нечеткое представление – о  явлениях окружающего мира данного раздела, не владеет понятиями раздела, путает сходные понятия. Стремление к самостоятельности недостаточно выражено, ожидает помощь взрослого.

      Средний уровень (+-).

      Ребенок имеет представление – о явлениях окружающего мира данного раздела, владеет понятиями раздела, с помощью взрослого может ответить на вопросы. Стремится аргументировать свои суждения.

   Высокий уровень (+).

Ярко выражен интерес к явлениям окружающего мира данного раздела, владеет понятиями раздела. Активно отстаивает самостоятельность. В речевых конструкциях верно обосновывает логические связи в содержании раздела.

2. Задания к вопросам диагностического обследования

Раздел «Учимся правильно говорить» для детей 6 лет.

Содержание задания

Методика проведения диагностики (пособия, задания ит.д.)

1

Знает свое полное имя и некоторые его производные, отчество, пол, день рождения, адрес, № телефона

  • Устный опрос

2

Знает свой город и его достопримечательности, страну в которой живет.

  • Устный опрос

3

Знает фамилию, имя, отчество своих родителей, их профессии

  • Устный опрос

4

Знает времена года (последовательность, месяцы, основные приметы, загадки, стихи)

  • Устный опрос
  • Ответы во время занятий
  • Отгадывание загадок
  • Заполнение календаря природы

5

Отвечает на вопрос полным распространенным предложением

  • Наблюдение на занятиях по развитию связной речи
  • Наблюдение вне занятий

6

Различает и классифицирует одежду, головные уборы, зимующих, перелетных птиц, овощи, фрукты, ягоды, знает все

виды транспорта.

  • Наблюдение во время занятий
  • Тесты с заданиями на классификацию

7

Умеет полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, придумывает рассказ по картине

  • Наблюдение на занятиях по развитию связной речи

8

Знает русские народные сказки

  • Викторины, загадки

9

Чтение

  • Чтение Букваря Н Жуковой
  • Складывание слов по звуковым картинкам

10

 Умеет внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 минут)

  • Наблюдение во время занятий

Раздел «Знакомство со звуками и буквами» для детей 6 лет.

Содержание задания

Методика проведения диагностики (пособия, задания ит.д.)

1

Знание гласных и согласных звуков и букв и звуковых картинок

  • Составление слов по звуковым картинкам
  • Опрос во время занятий

2

Составление слогов и слов из звуковых картинок

  • Задания со звуковыми картинками
  • Задания в рабочих тетрадях

3

Определение места звука в слове (в начале, в середине и в конце)

  • Задания в рабочих тетрадях
  • Устный опрос

4

Чтение слогов, слов, предложений  по букварю.

  • Букварь н.Жуковой

5

Отличие звуков от букв

  • Устный опрос

6

7

8

Фонематическая сторона речи:

Голос

Задания из пособия Т.А.Ткаченко

«комплексное обследование дошкольника»

Сила

Задания из пособия Т.А.Ткаченко

«комплексное обследование дошкольника»

Темп

Задания из пособия Т.А.Ткаченко

«комплексное обследование дошкольника»

Внятность

Задания из пособия Т.А.Ткаченко

«комплексное обследование дошкольника»

Интонация

Задания из пособия Т.А.Ткаченко

«комплексное обследование дошкольника»

Заикание

Задания из пособия Т.А.Ткаченко

«комплексное обследование дошкольника»

Произношение звуков:

Задания из пособия Т.А.Ткаченко

«комплексное обследование дошкольника»

Свистящие 

Шипящие

Задания из пособия Т.А.Ткаченко

«комплексное обследование дошкольника»

Звуки Р; РЬ,  

Задания из пособия Т.А.Ткаченко

«комплексное обследование дошкольника»

Звук Л

Задания из пособия Т.А.Ткаченко

«комплексное обследование дошкольника»

Прочие звуки 

Задания из пособия Т.А.Ткаченко

«комплексное обследование дошкольника»

Дифференциация звуков

Задания из пособия Т.А.Ткаченко

«комплексное обследование дошкольника»

9

Грамматический строй:

Словообразование

Задания из пособия Т.А.Ткаченко

«комплексное обследование дошкольника»

Словоизменение

Задания из пособия Т.А.Ткаченко

«комплексное обследование дошкольника»

Употребление предлогов

Задания из пособия Т.А.Ткаченко

«комплексное обследование дошкольника»

Фразовая речь

Задания из пособия Т.А.Ткаченко

«комплексное обследование дошкольника»

10

Разделяет слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.

Задания из пособия Т.А.Ткаченко

«комплексное обследование дошкольника»

Раздел  «Развитие речи» для детей 4-5 лет.

Содержание задания

Методика проведения диагностики (пособия, задания ит.д.)

1

Знает свое полное имя и некоторые его производные, отчество, пол, день рождения, адрес, № телефона

  • Устный опрос

2

Знает свои роли в семейном коллективе и роли других членов семьи,  

  • Устный опрос

3

Проявляет желание участвовать в совместной деятельности с взрослыми, выполняет поручения в семье

  • Устный опрос

4

Может кратко характеризовать свои индивидуальные особенности (черты внешности, любимые игры, занятия)

  • Устный опрос
  • Задания

5

Ориентируется в своем теле (левая, правая рука, ухо, глаз).

Определяет направление своего движения – ходьбы и бега (вперед, назад, влево, вправо, вверх)

  • Задания по рабочей тетради
  • Устный опрос
  • Практические задания
  • Игры

6

Владеет элементарными умениями определять свое и чужое эмоциональное состояние

  • Игры

7

Имеет элементарные представления об окружающем мире (времена года)

  • Задания в тетради
  • Беседы
  • Игры

8

Классифицирует и объединяет предметы по назначению (овощи, фрукты, ягоды, цветы, деревья, грибы, плоды, семена, насекомые, профессии, геометрические фигуры, мебель, электрические приборы, посуда, рабочие инструменты, одежда, обувь, головные уборы, транспорт и т д. )

  • Игры, задания на классификацию

9

При общении с взрослыми и сверстниками пользуется принятыми правилами общения (во время игр, занятий): благодарить, просить, помогать.

  • Наблюдение во время игр, занятий и вне

10

 Проявляет внимательность, сдержанность, аккуратность, поддерживает порядок в личных вещах, в окружающей обстановке

  • Наблюдение

Раздел «Формирование элементарных математических представлений»

для детей 4-5 лет.

Содержание задания

Методика проведения диагностики (пособия, задания ит.д.)

1

Свободно считает от 0 до 10, сопоставляя число с количеством предметов.

  • Устный опрос
  • Математические игры

2

Сравнивает предметы по количеству один – много.

  • Устный опрос
  • Математические игры

3

Сравнивает предметы по длине, высоте, по ширине, толщине, по форме, по цвету.

  • Устный опрос
  • Математические игры

4

Ориентируется в пространстве и во времени, направлениях

  • Математические игры

5

Ориентируется в своем теле (левая, правая рука, ухо, глаз).

  • Математические игры

6

Узнает простейшие геометрические фигуры, тела. Делит фигуры на равные части.

  • Математические игры, задания

7

Знает геометрические фигуры

Собирает фигуры из нескольких частей.

  • Наблюдение на занятиях

8

Ориентируется в тетради в клеточку.

  • Задания в рабочих тетрадях в клеточку

9

Рисует недостающие части предметов.

  • Задания в тетрадях

10

 Аккуратно штрихует и раскрашивает

  • Выполнения заданий в специальных тетрадях «Клетки, точки и штрихи» (пособие Салминой)

Раздел «Формирование элементарных математических представлений»

для детей 6 лет

Содержание задания

Методика проведения диагностики (пособия, задания ит.д.)

1

Свободно считает в прямом и обратном порядке в пределах первого десятка, сопоставляя число с количеством предметов.

Знает количественный и порядковый счет.

  • Устный опрос
  • Математические игры

2

Знает знаки +; -; =; больше, меньше.

  • Устный опрос у доски
  • Математические игры
  • Задания в рабочих тетрадях

3

Ориентируется в числовом отрезке, решает с помощью него примеры.

  • Задания с числовым отрезком
  • Решение задач, примеров по числовому отрезку

4

Решает арифметические примеры и задачи.

  • Устный опрос
  • Математические игры, задачки, загадки

5

Сравнивает предметы по разным признакам.

  • Устный опрос
  • Математические игры, задачки, загадки

6

Группирует предметы по одному или нескольким признакам и свойствам.

  • Устный опрос
  • Математические игры, задачки, загадки

7

Ориентируется в пространстве, тетради

(слева, справа, вверху, внизу,  и т.д.)

  • Задания в тетрадях
  • Подвижные игры, физкультминутки, логические задания

8

Ориентируется во времени, определяет время по часам

  • Задания в тетрадях
  • Подвижные игры, физкультминутки, логические задания

9

Знает простейшие геометрические понятия (точка, линия, угол, отрезок, прямая, ломаная)

  • Устный опрос
  • Математические игры, задачки, загадки

10

Знает геометрические фигуры и тела.

  • Задания в тетрадях
  • Подвижные игры

Диагностика психологической готовности ребенка к школы

Содержание задания

Методика проведения диагностики (пособия, задания ит.д.)

1

Мышление

Карточка №2,3,4 «Психолого - педагогического обследования дошкольника»

- словесно – логическое;

- обобщение.

2

Память

Карточка №5,6 «Психолого - педагогического обследования дошкольника»

-словесно-логическая (слуховая)

- образная (зрительная)

3

Внимание

Карточка №7,8 «Психолого - педагогического обследования дошкольника»

- концентрация;

- устойчивость.

4

Восприятие

Карточка №9 «Психолого - педагогического обследования дошкольника»

5

Речь

- понимание грамматической конструкции предложения;

Пересказ небольшого рассказа, ответы на вопросы

- выполнение словесных поручений;

Задания типа, «отнеси книгу на полку» и т.д.

- изменение существительных по числам;

Устные задания  (скажи со словом – один, много)

- уровень развития фонематического слуха

Задания со звуками типа, хлопнуть в ладоши, когда услышишь в слове звук «ш» и т.д.

6

Развитие крупной и мелкой моторики

Карточка № 10,11«Психолого - педагогического обследования дошкольника»

7

 Уровень мотивации к обучению, положительное эмоциональное отношение к школе.

Карточка № 12,13«Психолого - педагогического обследования дошкольника»

3.Карты диагностического обследования

 

3.1.Диагностика развития детей по разделу

 «Учимся правильно говорить» для детей 6 лет.

Программное содержание

(критерии)

Группа №  

Фамилия, имя ребенка

1

Знает свое полное имя и некоторые его производные, отчество, пол, день рождения, адрес, № телефона

2

Знает свой город и его достопримечательности, страну в которой живет.

3

Знает фамилию, имя, отчество своих родителей, их профессии

4

Знает времена года (последовательность, месяцы, основные приметы, загадки, стихи

5

Отвечает на вопрос полным распространенным предложением

6

Различает и классифицирует одежду, головные уборы, зимующих, перелетных птиц, овощи, фрукты, ягоды, знает все

виды транспорта.

7

Умеет полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, придумывает рассказ по картине. Знает русские народные сказки,   умеет их пересказывать

8

Знает русские народные сказки,   умеет их пересказывать

9

Чтение

10

Умеет внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 минут)

Высокий уровень +

Средний уровень + -

Низкий уровень -

3.2.Диагностика развития детей по разделу

 «Знакомство со звуками и буквами» для детей 6 лет.

Программное содержание

(критерии)

Группа №

Фамилия, имя ребенка

1

Знание гласных и согласных звуков и букв и звуковых картинок

2

Составление слогов и слов из звуковых картинок

3

Определение места звука в слове (в начале, в середине и в конце)

4

Чтение слогов, слов, предложений  по букварю.

5

Отличие звуков от букв

6

7

8

Фонематическая сторона речи:

Голос

Сила

Темп

Внятность

Интонация

Заикание

Произношение звуков:

Свистящие 

Шипящие

Звуки Р; РЬ,  

Звук Л

Прочие звуки 

Дифференциация звуков

9

Грамматический строй:

Словообразование

Словоизменение

Употребление предлогов

Фразовая речь

10

Разделяет слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.

Высокий уровень +

Средний уровень + -

Низкий уровень -

3.3Диагностика развития детей по разделу  «Развитие речи»

для детей 4-5 лет.

Программное содержание

(критерии)

Группа №

Фамилия, имя ребенка

1

Знает свое полное имя и некоторые его производные, отчество, пол, день рождения, адрес, № телефона

2

Знает свои роли в семейном коллективе и роли других членов семьи,  

3

Проявляет желание участвовать в совместной деятельности с взрослыми, выполняет поручения в семье

4

Может кратко характеризовать свои индивидуальные особенности (черты внешности, любимые игры, занятия)

5

Ориентируется в своем теле (левая, правая рука, ухо, глаз).

Определяет направление своего движения – ходьбы и бега (вперед, назад, влево, вправо, вверх)

6

Владеет элементарными умениями определять свое и чужое эмоциональное состояние

7

Имеет элементарные представления об окружающем мире (времена года)

8

Классифицирует и объединяет предметы по назначению (овощи, фрукты, ягоды, цветы, деревья, грибы, плоды, семена, насекомые, профессии, геометрические фигуры, мебель, электрические приборы, посуда, рабочие инструменты, одежда, обувь, головные уборы, транспорт и т д. )

9

При общении с взрослыми и сверстниками пользуется принятыми правилами общения (во время игр, занятий): благодарить, просить, помогать

10

 Проявляет внимательность, сдержанность, аккуратность, поддерживает порядок в личных вещах, в окружающей обстановке

Высокий уровень +

Средний уровень + -

Низкий уровень -

3.4.Диагностика развития детей по разделу

 «Формирование элементарных математических представлений»

для детей 4-5 лет.

Программное содержание

(критерии)

Группа №

Фамилия, имя ребенка

1

Свободно считает от 0 до 10, сопоставляя число с количеством предметов.

2

Сравнивает предметы по количеству один – много.

3

Сравнивает предметы по длине, высоте, по ширине, толщине, по форме, по цвету.

4

Ориентируется в пространстве, во времени

5

Ориентируется в своем теле (левая, правая рука, ухо, глаз).

6

Узнает простейшие геометрические фигуры, тела. Делит фигуры на равные части.

7

Знает геометрические фигуры.  Собирает фигуры из нескольких частей

8

Ориентируется в тетради в клеточку

9

Рисует недостающие части предметов

10

Аккуратно штрихует и раскрашивает

Высокий уровень +

Средний уровень + -

Низкий уровень -

3.5Диагностика развития детей по разделу

 «Формирование элементарных математических представлений»

для детей 6 лет.

Программное содержание

(критерии)

Группа №

Фамилия, имя ребенка

1

Свободно считает в прямом и обратном порядке в пределах первого десятка, сопоставляя число с количеством предметов.

Знает количественный и порядковый счет.

2

Знает знаки +; -; =; больше, меньше.

3

Ориентируется в числовом отрезке, решает с помощью него примеры.

4

Решает арифметические примеры и задачи.

5

Сравнивает предметы по разным признакам.

6

Группирует предметы по одному или нескольким признакам и свойствам.

7

Ориентируется в пространстве

слева, справа, вверху, внизу,  и т.д.

 8

Ориентируется во времени

Определяет время по часам

  9

Знает простейшие геометрические понятия (точка, линия, угол, отрезок, прямая, ломаная)

 10

Знает геометрические фигуры и тела.

Высокий уровень +

Средний уровень + -

Низкий уровень -

3.6.Диагностика психологической готовности ребенка к школе

Психологические процессы

Группа №

Фамилия, имя ребенка

1

Мышление

- словесно – логическое;

- обобщение.

2

Память

-словесно-логическая (слуховая)

- образная (зрительная)

3

Внимание

- концентрация;

- устойчивость.

4

Восприятие

5

Речь

- понимание грамматической конструкции предложения;

- выполнение словесных поручений;

- изменение существительных по числам;

- уровень развития фонематического слуха

6

Развитие крупной и мелкой моторики

7

 Уровень мотивации к обучению, положительное эмоциональное отношение к школе.

4. Литература

1.Абрамова Г.С. «Возрастная психология». – Екатеринбург: Деловая книга, 1999

2.Бугрименко Е.А, Вегнер Л.В. и др. «Готовность детей к школе – М.: Министерство образования Р.Ф, 1992.

3. Белова Т.В., Солнцева В.А. «Готов лди ребенок к обучению в первом классе?» - ЮВЕНТА, Москва 2005

       

Тест – опрос «Наша семья» для родителей воспитанников творческого объединения «АБВГДЕЙКА».

Выберите необходимый вариант ответа.

Наша семья состоит из следующих членов:

   1. Полная семья (отец, мать, два ребенка);

   2. Полная семья (отец, мать, один ребенок);

   3. Неполная семья (воспитывает ребенка или мать ,или отец)

   4. Другие варианты –

 Образование имеют:

  1. Высшее,  оба родителя;
  2. Высшее,  один из родителей;
  3. Средне – специальное, оба родителя;
  4. Средне – специальное один из родителей;
  5. Другие варианты

Работающие члены семьи:

  1. Оба родителя.
  2. Один родитель.
  3. Другие варианты –

Ребенком в основном занимаются:

   1.Оба родителя.

   2. Один родитель.

   3.Другие варианты –

Следим за  ростом  и развитием ребенка, результаты фиксируем  в специальном дневнике.

 1.Да;

 2.Нет.

Домашние праздники проходят организованно (сценарии, развлечения)

 1.Да;

 2.Нет.

Играем с ребенком:

 1.Всегда;

 2.Иногда;

 3.Никогда.

Ваш стиль общения с ребенком:

1. Авторитарный (строгость, требовательность, беспрекословное послушание)

2. Демократический (доверительные отношения)

 3. Попустительский (не ограничивающий ребенка)

Результаты  теста- опроса для родителей

«Достаточно ли внимания уделяете своему ребенку?»

Ключ к тесту.

Ответ« Да, почти всегда» - 4 балла.

Ответ «Иногда, может быть» - 2 балла.

Ответ «Нет, иногда» - 0 баллов.

Сложить полученные баллы.

Если сумма от 80 – 60, то вы достаточно хорошо знаете своего ребенка, у вас очень хорошие взаимоотношения;

от 60 – 30 – очевидно вы занятый человек, но,  несмотря на это, вы все же умудряетесь выкроить время для своего малыша;

меньше 30 – вам стоит задуматься и уделить немного больше внимания ребенку. Это сделает его и вас счастливее.

По результатам теста- опроса выяснилось, что:

   Родители творческого объединения «АБВГДЕЙКА», в основном достаточно хорошо знают своих детей, уделяют их воспитанию, развитию большое время. Взаимоотношения родителей и детей в таких семьях хорошие. Такие родители имеют достаточно времени для воспитания своего ребенка, водят детей дополнительно в танцевальные, спортивные кружки, уделяют своему ребенку достаточно внимания дома.

Такие родители  составляют  70 % всех опрошенных.

    Но есть такие родители, которые при большой занятости на работе, все же умудряются выкроить время для своего ребенка. Правда, отношения в таких семьях к детям зависит от настроения родителей.

Такие родители составляют 30% всех опрошенных.

Показателей меньше 30%  -  нет.

Вывод:

Взаимоотношения в семьях воспитанников творческого объединения «АБВГДЕЙКА», в основном положительные. Родители понимают ответственность за воспитание своего ребенка и достаточно времени уделяют их  развитию и воспитанию.

Творческое объединение «АБВГДЕЙКА»

педагог Камынина И.Г.


Закрепить с детьми понятие:

(для старших групп)

  • Как определить, правое и левое направление по отношению к живым объектам, которые стоят к нам лицом?

«Надо, чтобы этот человек или животное находились к нам «спиной». Если же они находятся к нам «лицом», то для правильного ответа на вопрос надо самим мысленно повернуться к ним «спиной».

Педагог дополнительного образования Камынина И.Г.

Закрепить с детьми понятие: 

(для старших групп)

  • «Сложить - значит объединить части»

  • «Целое равно сумме частей», например:  4 = 2+2

  • «От перестановки частей целое не меняется» ,

например:2+3=5  и  3+2 = 5

Педагог дополнительного образования Камынина И.Г.

Закрепить с детьми понятие:

(для старших групп)

  • «Вычесть – это значит, из какого – то набора предметов взять одну часть и найти оставшуюся часть» или «Вычесть – значит взять часть и найти оставшуюся часть»

  • «Если из целого вычесть одну из частей, то останется другая часть»,

например:5 – 2 =3

Педагог дополнительного образования Камынина И.Г.

Закрепить с детьми понятие:

(для старших групп)

  • «Замкнутая линия не имеет начало и конец»

  • «У незамкнутой линии два конца»

  • «Через одну точку можно провести много прямых линий»

  • «Отрезок – это часть прямой, отрезок ограничен (точками) с двух сторон»   (отрезок от слова «отрезать»).

  • «Луч  имеет начало и не имеет конца»

 

  • «Прямая линия не имеет начало и конец, ее можно продолжить с обеих сторон» 

Педагог дополнительного образования Камынина И.Г.

Выучить с детьми!

(для старших групп)

  • Состав числа 3,4,5,

Например: как получается число три - 1+1+1 =3,      1+2 = 3,         2+1 =3,       0 +3 =3,     3+0=3 (аналогично объяснять состав любого числа)

Педагог дополнительного образования Камынина И.Г.

8. Прогнозируемая результативность

(Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу?)

1.Свое имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

3.Свой домашний адрес.

4.Свой город и его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живет.

6.Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7.Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

8. Домашних животных и их детенышей.

9.Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей.

10. Транспорт наземный, воздушный, водный.

11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12. Знать и уметь рассказывать  русские сказки.

13. Знать великих поэтов и писателей: А. С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А.Есенина, Ф.И.Тютчева и др. и некоторые их произведения для детей.

14. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

15. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх –низ и т. д.).

16. Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумывать) рассказ по картинке.

17. Запоминать и называть 6 -10 предметов, картинок, слов.

18. Различать гласные и согласные звуки.

19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.

20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа «МАК», «ДОМ», «ДУБЫ», «ЗУБЫ».

21. Хорошо владеть ножницами. Резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы. Вырезать по контуру предметы.

22. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

23. Свободно считать от 1 – 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.

24. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (25 - 30   минут).

25. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

Справка

по результатам проведенного мониторинга в старших группах

в творческом объединении «АБВГДЕЙКА»

Цель: определить готовность ребенка к школьному обучению

Дата проведения__29.05.10

    В диагностическом обследовании принимали участие 24 воспитанника старших групп творческого объединения «АБВГДЕЙКА».

   Диагностика проводилась в три этапа (октябрь, январь, апрель) по основным разделам программы «По дороге в школу»:

  1. «Формирование элементарных математических представлений»
  2. «Знакомство с буквами и звуками»
  3. «Учимся правильно говорить»
  4. «Развитие мелкой моторики рук»

А также обследовалось развитие основных психологических функций дошкольника (мышление, память, ит.д.)

   Обследование проводилось в форме собеседования, вопросов, наблюдений, тестов – заданий, игр.

Результаты обследования заносились в диагностические карты по каждому разделу и протоколы на каждого ребенка. В каждом разделе по десять критериев. По результатам обследования определись уровни соответствующие показателям: средний, выше среднего, высокий.

   В результате проведенного мониторинга в старших группах получились следующие результаты:

№группы

Группа №3

Предмет

Математика, развитие мелкой моторики рук

Знакомство с буквами и звуками

Учимся правильно говорить

Время проведения

Диагностики.

октябрь

январь

май

октябрь

январь

май

октябрь

октябрь

май

Уровни:

низкий

-----

---------

--------

--------

-----

-------

-----

----

----

средний

100

70

25

90

50

30

100

80

10

В.среднего

------

30

30

10

30

20

----

20

40

Высокий

------

----

45

-----

10

50

---

---

50

№группы

Группа №4

Уровни:

низкий

-------

---------

--------

--------

-----

-------

----

----

----

средний

100

75

60

80

60

60

90

60

50

В.среднего

------

25

20

20

20

10

10

20

20

Высокий

------

---

20

------

20

30

----

20

30

Вывод: Результативность прохождения программы «По дороге в школу»  100%. Дети подготовлены к школьному обучению:

примерно 45 % детей имеют средний уровень прохождения программы (часто болеющие дети) и 55 % детей имею уровень выше среднего и высокий.

Педагог

дополнительного

образования_________________И.Г.Камынина

Результаты мониторинга психолого – педагогического обследования

 школьной готовности  воспитанников старших групп

творческого объединения «АБВГДЕЙКА»

 за 2009-2010 учебный год.

Источник : Протоколы психолого – педагогического обследования школьной готовности

Дата:  29.04.10

Педагог

дополнительного

образования_________________И.Г.Камынина

Результаты мониторинга прохождения программы

«По дороге в школу» воспитанников младших групп

творческого объединения «АБВГДЕЙКА»

 за 2009-2010 учебный год.

Результаты по разделу «Формирование элементарных математических представлений»

Источник: Таблицы диагностического обследования раздела «Формирование элементарных математических представлений»

Результаты по разделу «Развитие речи»

Источник: Таблицы диагностического обследования раздела «Развитие речи»

Дата:  29.04.10

Педагог

дополнительного

образования_________________И.Г.Камынина

Муниципальное  казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества г.Знаменск Астраханская область»

ИТОГОВАЯ  ДИАГНОСТИКА

ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

«АБВГДЕЙКА»

2011- 2012учебный год

Обследование проводил

 педагог дополнительного образования

И.Г.Камынина______________

Дата:_____________

Диагностика развития детей по разделу

 «Учимся правильно говорить» для детей 6 лет.

Программное содержание

(критерии)

Группа №  

Фамилия, имя ребенка

1

Знает свое полное имя и некоторые его производные, отчество, пол, день рождения, адрес, № телефона

2

Знает свой город и его достопримечательности, страну в которой живет.

3

Знает фамилию, имя, отчество своих родителей, их профессии

4

Знает времена года (последовательность, месяцы, основные приметы, загадки, стихи

5

Отвечает на вопрос полным распространенным предложением

6

Различает и классифицирует одежду, головные уборы, зимующих, перелетных птиц, овощи, фрукты, ягоды, знает все

виды транспорта.

7

Умеет полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, придумывает рассказ по картине. Знает русские народные сказки,   умеет их пересказывать

8

Знает русские народные сказки,   умеет их пересказывать

9

Чтение

10

Умеет внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 минут)

Высокий уровень +

Средний уровень + -

Низкий уровень -

Диагностика развития детей по разделу

 «Знакомство со звуками и буквами» для детей 6 лет.

Программное содержание

(критерии)

Группа №

Фамилия, имя ребенка

1

Знание гласных и согласных звуков и букв и звуковых картинок

2

Составление слогов и слов из звуковых картинок

3

Определение места звука в слове (в начале, в середине и в конце)

4

Чтение слогов, слов, предложений  по букварю.

5

Отличие звуков от букв

6

7

8

Фонематическая сторона речи:

Голос

Сила

Темп

Внятность

Интонация

Заикание

Произношение звуков:

Свистящие 

Шипящие

Звуки Р; РЬ,  

Звук Л

Прочие звуки 

Дифференциация звуков

9

Грамматический строй:

Словообразование

Словоизменение

Употребление предлогов

Фразовая речь

10

Разделяет слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.

Высокий уровень +

Средний уровень + -

Низкий уровень -

Диагностика развития детей по разделу  «Развитие речи»

для детей 4-5 лет.

Программное содержание

(критерии)

Группа №

Фамилия, имя ребенка

1

Знает свое полное имя и некоторые его производные, отчество, пол, день рождения, адрес, № телефона

2

Знает свои роли в семейном коллективе и роли других членов семьи,  

3

Проявляет желание участвовать в совместной деятельности со взрослыми, выполняет поручения в семье

4

Может кратко характеризовать свои индивидуальные особенности (черты внешности, любимые игры, занятия)

5

Ориентируется в своем теле (левая, правая рука, ухо, глаз).

Определяет направление своего движения – ходьбы и бега (вперед, назад, влево, вправо, вверх)

6

Владеет элементарными умениями определять свое и чужое эмоциональное состояние

7

Имеет элементарные представления об окружающем мире (времена года)

8

Классифицирует и объединяет предметы по назначению (овощи, фрукты, ягоды, цветы, деревья, грибы, плоды, семена, насекомые, профессии, геометрические фигуры, мебель, электрические приборы, посуда, рабочие инструменты, одежда, обувь, головные уборы, транспорт и т д. )

9

При общении с взрослыми и сверстниками пользуется принятыми правилами общения (во время игр, занятий): благодарить, просить, помогать

10

 Проявляет внимательность, сдержанность, аккуратность, поддерживает порядок в личных вещах, в окружающей обстановке

Высокий уровень +

Средний уровень + -

Низкий уровень -

Диагностика развития детей по разделу

 «Формирование элементарных математических представлений»

для детей 4-5 лет.

Программное содержание

(критерии)

Группа №

Фамилия, имя ребенка

1

Свободно считает от 0 до 10, сопоставляя число с количеством предметов.

2

Сравнивает предметы по количеству один – много.

3

Сравнивает предметы по длине, высоте, по ширине, толщине, по форме, по цвету.

4

Ориентируется в пространстве, во времени

5

Ориентируется в своем теле (левая, правая рука, ухо, глаз).

6

Узнает простейшие геометрические фигуры, тела. Делит фигуры на равные части.

7

Знает геометрические фигуры.  Собирает фигуры из нескольких частей

8

Ориентируется в тетради в клеточку

9

Рисует недостающие части предметов

10

Аккуратно штрихует и раскрашивает

Высокий уровень +

Средний уровень + -

Низкий уровень -

Диагностика развития детей по разделу  

«Формирование элементарных математических представлений»

для детей 6 лет.

Программное содержание

(критерии)

Группа №

Фамилия, имя ребенка

1

Свободно считает в прямом и обратном порядке в пределах первого десятка, сопоставляя число с количеством предметов.

Знает количественный и порядковый счет.

2

Знает знаки +; -; =; больше, меньше.

3

Ориентируется в числовом отрезке, решает с помощью него примеры.

4

Решает арифметические примеры и задачи.

5

Сравнивает предметы по разным признакам.

6

Группирует предметы по одному или нескольким признакам и свойствам.

7

Ориентируется в пространстве

слева, справа, вверху, внизу,  и т.д.

 8

Ориентируется во времени

Определяет время по часам

  9

Знает простейшие геометрические понятия (точка, линия, угол, отрезок, прямая, ломаная)

 10

Знает геометрические фигуры и тела.

Высокий уровень +

Средний уровень + -

Низкий уровень -

Диагностика психологической готовности ребенка к школе

Психологические процессы

Группа №

Фамилия, имя ребенка

1

Мышление

- словесно – логическое;

- обобщение.

2

Память

-словесно-логическая (слуховая)

- образная (зрительная)

3

Внимание

- концентрация;

- устойчивость.

4

Восприятие

5

Речь

- понимание грамматической конструкции предложения;

- выполнение словесных поручений;

- изменение существительных по числам;

- уровень развития фонематического слуха

6

Развитие крупной и мелкой моторики

7

 Уровень мотивации к обучению, положительное эмоциональное отношение к школе.

Раздел изобразительная деятельность по программе «Умелые ручки»

Программное содержание

(критерии)

Группа №  

Фамилия, имя ребенка

1.Умение создавать с натуры или по представлению образы и простые сюжеты

2.Умение создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических фигур

3.Умение создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических фигур

4.Умение координировать движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом листе бумаги, мелкие – для прорисовывания, ритмичные – для рисования узоров)

5.Умение координировать движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом листе бумаги, мелкие – для прорисовывания, ритмичные – для рисования узоров)

6.Умение моделировать фигуры (кончиками пальцев, сглаживать места их соединения)

7.Умение правильно пользоваться ножницами

8.Умение правильно пользоваться ножницами

9.Умение составлять композиции из готовых и самостоятельно вырезанных форм (полосок, кругов, треугольников, трапеций, рваных и мятых комочков бумаги)

10.Умение составлять аппликации из природного материала

Высокий уровень +

Средний уровень + -

Низкий уровень -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности направление Социально-личностное развитие, области «Безопасность» и «Ком-муникация» в подготовительной к школе группе, по теме «Безопасная дорога в школу»,

Программное содержание1. Формировать навыки выполнения основных правил поведения  на улице и дороге2.Воспитывать стремление соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах....

Конспект открытой организованной деятельности по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Дорога в школу».

Конспект итоговой открытой организованной деятельности по подготовке  обучению грамоте в подготовительной к школе группеОбразовательная область "Речевое развитие"Тема: «Дорога в ш...

Сценарный план итоговой СОД в подготовительной к школе группе "По дороге в школу"

Сценарный план итоговой СОД в подготовительной к школе группе "По дороге в школу"...

Подготовка ребенка к школе "ПО ДОРОГЕ В ШКОЛУ"

Каковы критерии готовности ребенка к обучению в школе? К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать: • состав чисел первого д...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Дорога в школу"

Комплексное итоговое мероприятие в подготовительной группе...

Конспект коррекционного занятия по развитию мотивации у детей подготовительной к школе группе «Дорога в школу»

Цель: формирование мотивации к обучению в школе у детей подготовительной группы.  Задачи:1) повышать мотивационную готовность детей к школе;2) развивать познавательные процессы (внимание, речь, м...