Система методической работы по решению задач образовательной области «Коммуникация» (развитие речи)
материал по теме

 

Уважаемые коллеги дошкольники. В деятельности каждого старшего воспитателя постоянно возникает необходимость изучения состояния воспитательно-образовательной работы с детьми по какой-либо проблеме. Предлагаемый материал был разработан для изучения состояния работы в ДОУ по решению задач образовательной области «Коммуникация» (развитие связной речи воспитанников).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_metodicheskoy_raboty.rar2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №1

Белоглинского района»

Выступление на педсовете «Система работы по формированию речи и речевого развития детей дошкольного возраста с учётом ФГТ»

Презентация технологии работы с опорными схемами. «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

 Материал подготовила: воспитатель

         МБДОУ ЦРР – детский сад №1

Кузьмищева М. В.  

                                                                                                 

2013г.

Слайд 1  

Слайд 2  (Высказывание)

К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

 На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Почти недоступным для детей оказывается самостоятельное описание знакомой игрушки или какого-либо предмета. Рассказ-описание, выглядит своеобразно: дети перечисляют некоторые признаки предмета в произвольной последовательности, нарушают стройность повествования, в рассказах наблюдаются смысловые повторы. Отмечаются значительные трудности при описании предмета по представленному плану.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Люди с древних времён старались изобретать приёмы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколения под общим названием «мнемотехника» (от греческого слова «мнемо»- память).

 Использование приема мнемотехники является   наиболее эффективным средством по обучению   связной речи детей.

Слайд 3  (понятие мнемотехники)

Мнемотехника – это система методов и приемов, облегчающих запоминание, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций   об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами.

Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями ,

 Глухов В. П. – блоками-квадратами,

Большева Т. В. – коллажем,

Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Слайд 4

Суть мнемосхем заключается в следующем:
на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию

Метод мнемотехники включает в себя разные приёмы:

- модели (условно-схематичные, двигательно-сериационные, временно-пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические);

- картинографию;

- коллажи;

- планы-схемы;

- мнемотаблицы.

Слайд 5

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.
Я их использую для:
- обогащения словарного запаса;
-
описания предметов, картинок, картин;
- при обучении составлению рассказов;

- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.

Слайд 6

  Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Одновременно решают следующие задачи:

  •   развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления, особенно, образного;
  • кодирование информации, то есть, преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы;
  • перекодирование информации, то есть, преобразование из абстрактных символов в образы;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении информации.

Слайд 7

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному

Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста,

но рациональнее вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
Начинается   работа  с   простейших
мнемоквадратов,
 последовательно переходя  к
 мнемодорожкам,  
и позже - к  
мнемотаблицам. 

Слайд  8 (картинки)

На начальном этапе  работы с мнемотаблицами мы ввели подготовительные упражнения (на наблюдательность, умение видеть признаки предметов; на обогащение словаря антонимами, синонимами и омонимами).

Отрабатывается  прием обратной связи, воспитатель показывает картинку, а дети подбирают слова на вопрос какой, какая?  что делает?  т.е накапливается   словарь  прилагательных и  глаголов.

Слайд  9

Далее знакомим детей с графическим изображением слова

Для этого использовали сенсорно-графическую схему В.К.Воробьёвой, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и сами признаки.  

- через символ «глаз» дети учатся вычленять признаки цвета, формы, величины, места нахождения, способа передвижения;

- через символ «рука» — фактурные признаки предмета (твердый, гладкий, пушистый и т.д.);

- через символ «рот» — вкусовые ощущения (сочный, сладкий, кислый);

- через символ «ухо»— способы обнаружения  предмета.

Слайд  10

Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Для их изготовления   не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, картине, картинке.

Слайд  11

На этапе усвоения содержания и структуры рассказа можно предложить разработанные  схемы  Татьяны Александровны Ткаченко, которые представляют обобщенный план описания. По  наглядной схеме с использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов, дети составляют описательный рассказ.

Слайд  12

Опираясь на опыт педагогов,  разработала свои мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых.

Работа по этим таблицам проходит в три этапа:

1. Рассматривание таблицы.

2. Перекодирование символов в образы.

3. Составление рассказа.

Слайд  13

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста используют  цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Для детей старшего возраста схемы создаются в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

Каждый ребёнок заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность проявить творческую самостоятельность и составить рассказ о любом предмете, персонаже  или явлении.

Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также его завершить.

     Метод мнемотехники отличается своей интегративностью. Деятельность ребёнка реализуется в нескольких областях (коммуникация, познание, социализация, безопасность и др.)

Слайд  14

Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце.

Формы организации работы:

 – Подгрупповые занятия;

 – Индивидуальные занятия;

Слайд  15

Можно рекомендовать также отгадывание загадок. Дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определять объект.

Она бывает разного цвета. Она похожа на прямоугольник, бывает большой и маленькой. Она твердая. У нее есть кабина, кузов, колеса. Этой игрушкой играют мальчики.

- На следующем этапе детям предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться, какой предмет там спрятан, и объяснить, как они угадали объект. На примере лексической темы: «Одежда. Обувь».  («Василиса Премудрая прислала нам письма – загадки.  Мы должны догадаться, какой предмет одежды, обуви и головного убора там спрятан, и объяснить, как мы догадались?)

- Я думаю это ботинки, потому что они бывают коричневого, черного и серого цвета. Они сделаны из кожи, они кожаные. У них есть шнурки, язычок, маленький каблучок, подошва. Ботинки носят осенью, зимой и весной. Ботинки –   это мужская обувь)

Какое животное спрятано?  (форма -  овальная, величина – большая, цвет – рыжий, мех – пушистый, живет – в норе)

Дети второго года обучения составляют  свои загадки  и загадывают их детям.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры.  

Слайд  16

Результаты

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость,    застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Слайд  17

Использование метода мнемотехники позволяет значительно повысить уровень развития речи у детей и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.

Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как их использование   позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область «Коммуникация». Развитие речи «Дикие животные» Старшая группа

Цель: Расширять и закреплять знания детей о диких животных, частях их тела, детёнышах и местах зимовки.Задачи:Образовательные  1.     Учить различать на слух падежные ок...

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе образовательная область "Коммуникация" (развитие речи). Тема: «Морской флот».

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе   образовательная область "Коммуникация" (развитие речи).Тема: «Морской флот»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)

Цель:  Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...

ОРГПРОЕКТ Педагогического совета на тему: Результаты педагогической работы, направленной на решение задач образовательной области «Физическое развитие»

Организационный проект педагогического совета в дошкольном детском доме. В документе подробно прописана работа педагогического коллектива по подготовке и проведению педагогического совета. обозначены ...

Консультация для педагогов «Возможности применения мягких игровых модулей для решения задач образовательной области «Речевое развитие» в группе раннего возраста «Ладушки»

Консультация для педагогов «Возможности применения мягких игровых модулей для решения задач образовательной области «Речевое развитие» в группе раннего возраста «Ладушки&r...

Дидактическое пособие «Весёлые паровозики» для решения задач образовательной области «Речевое развитие.

Дидактическое пособие «Весёлые паровозики» для решения задач образовательной области «Речевое развитие.Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Весёлые паровозики...