Вариативные формы работы в ДОУ
статья по теме

Дедкова Марина Валентиновна

Здесь вы найдёте материалы для организации Консультативного пункта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon variativnaya_forma_raboty.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила

Дедкова М.В.,

заведующая ГБДОУ № 34

 г. Санкт-Петербурга

Организация Консультативного пункта

в дошкольном образовательном учреждении.

Система дошкольного образования как социальный институт детства и как первая ступень системы образования функционирует на основе социального заказа общества, оказывает широкий спектр вариативных образовательных услуг, является одним из приоритетных направлений образовательной политики государства. В комплексе мер по его развитию, разработанном Минобрнауки России, отражают наиболее важные направления деятельности системы использования ее внутренних резервов, разработка и внедрение альтернативных моделей дошкольного образования, повышения его общедоступности.

Главная цель образовательной политики на современном этапе – реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образования, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей  как основы успешного обучения в школе. Для реализации поставленной задачи по приоритетному направлению доступности дошкольного образования и психолого-педагогической поддержки семьи решаются следующие задачи:

  1. Развитие новых форм дошкольного образования  в соответствии с запросами населения;
  2. Обеспечение всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;
  3. Оказание помощи родителям, воспитывающим детей в семье, поддержка материнства и детства.

В последние годы заметно увеличилась рождаемость детей, естественно возникает проблема обеспечения дошкольников детскими садами.

В связи с этим коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения работает над организацией вариативных форм охвата детей общественным образованием.

На базе нашего дошкольного образовательного учреждения работает Консультативный пункт с целью обеспечения преемственности семейного и общественного воспитания и образования, оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения и  воспитывающихся на дому, поддержка всестороннего развития личности детей.

Основные задачи Консультативного пункта являются:

- консультирование    родителей    (законных    представителей)    по    вопросам воспитания, обучения и развития детей.

- оказание всесторонней помощи детям 5-7 лет, в целях обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу;

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка дошкольного возраста;

-   оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;

- проведение профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, посещающих и  не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Было разработано Положение о Консультативном пункте ( см. Приложение № 1), План работы Консультативного пункта (см.Приложение № 2),  определены категории работников, которые будут осуществлять работу в Консультативном пункте (см. Приложение № 3).

Консультативный пункт создан для семей, имеющих детей в возрасте от 2 года до 7 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения и  воспитывающихся на дому, поддержки всестороннего  развития личности детей.

Режим работы Консультативного пункта определен временным интервалом с 14.00 -17.00 , 1 раз в неделю. Работа с родителями (законными представителями) и детьми в Консультативном пункте проводится в различных формах: групповых, подгрупповых, индивидуальных. Индивидуальная работа с детьми организуется в присутствии родителей (законных представителей).

Работа с родителями (законными представителями) и их детьми в Консультативном пункте проводится бесплатно.Руководство Консультативным пунктом осуществляет заведующая детским садом , специалисты работают соответственно плану-графику.

 

Приложение № 1

ПРИНЯТО:                                                         УТВЕРЖДАЮ:

Совет Образовательного учреждения                            Заведующая ГБДОУ

ГБДОУ детский сад № 34                                                детским садом № 34

Красносельского района СПб                                         Красносельского района СПб

Протокол «_____»  __________ 20___ г.                           ____________ (ФИО)

№ ___________                                                                  «_____»  __________ 20____ г.

Положение

о Консультативном пункте

Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 34 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

1. Общие положения

1.1.  Настоящее Положение регламентирует деятельность Консультативного пункта Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 34 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга по работе с семьями, имеющими детей дошкольного возраста (далее - Консультативный пункт).

1.2.  Консультативный пункт создаётся для семей, имеющих детей в возрасте от 2 года до 7 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения и  воспитывающихся на дому, поддержки всестороннего  развития личности детей.

1.3.  Настоящее Положение разработано в соответствии с

-  Законом от 29.12.2013 № 273 ФЗ«Об образовании в Российской Федерации»;

-  Законом Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка»;

- Законом Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- Приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

1.4.   Плата за услуги Консультативного пункта с родителей (законных представителей) детей не взимается.

2. Цели и задачи Консультативного пункта

 

2.1.Цели Консультативного пункта - обеспечение преемственности семейного и общественного воспитания и образования, оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения и  воспитывающихся на дому, поддержка всестороннего развития личности детей.

2.2.  Основными задачами Консультативного пункта являются:

- консультирование    родителей    (законных    представителей)    по    вопросам воспитания, обучения и развития детей.

- оказание всесторонней помощи детям 5-7 лет, в целях обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу;

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка дошкольного возраста;

- оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;

- проведение профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, посещающих и  не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

3. Порядок работы Консультативного пункта

3.1.  Заведующая ГБДОУ детским садом № 34 Красносельского района СПб (далее – Образовательное учреждение) издаёт приказ о создании Консультативного пункта на базе Образовательного учреждения.

3.2.  Заведующая Образовательного учреждения ежегодно приказом утверждает график работы Консультативного пункта, состав специалистов, привлечённых к работе на Консультативном пункте.

3.3.  Консультативный пункт работает 1 раз в неделю в вечерние часы.

3.4. Администрация Образовательного учреждения организует работу по информированию родителей (законных представителей), дети которых не посещают детский сад, о работе Консультативного пункта (размещение информации на доске объявлений в Образовательном учреждении, на официальном сайте Образовательного учреждения, в детской поликлинике, рекламных проспектов для родителей (законных представителей) и др.)

3.5.   Работа с детьми осуществляется по запросам родителей (законных представителей) на основании предварительной записи по телефону у секретаря заведующей.

3.6.  Приём родителей (законных представителей) ведётся по графику, утверждённому заведующей Образовательным учреждением.

3.7.  Приём граждан на Консультативном пункте фиксируется в журнале, где отмечается дата обращения, фамилия, имя, отчество родителя (законного представителя) ребёнка, причина обращения, фамилия, имя, отчество консультанта, краткие рекомендации.

3.8.Руководство Консультативным пунктом осуществляет заведующая Образовательным учреждением , специалисты работают соответственно плану-графику.

4. Содержание деятельности Консультативного пункта

4.1. Деятельность Консультативного пункта предполагает оказание психолого-педагогической помощи на основе интеграции деятельности специалистов Образовательного учреждения в их рабочее время:

- детям в возрасте от 5 до 7 лет, не посещающим дошкольные образовательные учреждения, в целях обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу;

- родителям (законным представителям), имеющим детей в возрасте от 2 до 7 лет, по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка дошкольного возраста;

4.2.  Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно.

4.3.  На Консультативном пункте могут проводиться лектории, теоретические и практические семинары для родителей (педагогические гостиные, устные педагогические журналы, проведение различных игр с элементами тренинга, создание пакета памяток для родителей); семинары-практикумы для родителей с детьми и др.

4.4. Деятельность специалистов, привлечённых к работе на Консультативном пункте, направлена на:

- ознакомление с закономерностями развития ребёнка;

- повышение психолого-педагогической компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и обучения детей;

-  формирование у родителей (законных представителей) мотивационной основы взаимодействия с ребёнком, обучение технологиям полноценного развивающего общения с ребёнком;

-    анализ условий жизнедеятельности ребёнка в семье для развития его произвольной саморегуляции.

4.5.   Основные направления деятельности заместителя заведующей по образовательной работе:

-   ознакомление родителей (законных представителей) с основной общеобразовательной программой дошкольного образования Образовательного учреждения;

-     консультирование родителей (законных представителей) по вопросам физического, психического, нравственного, эстетического, патриотического воспитания;

-  оказание помощи родителям (законным представителям) по созданию игровой среды для ребёнка в домашних условиях, в подборе развивающих игр и игрушек.

4.6. Основные направления деятельности учителя-дефектолога,  учителя-логопеда:

-  содействие полноценному психическому, интеллектуальному и личностному развитию детей;

- консультирование родителей ( законных представителей) по вопросам развития , подготовки детей к обучению в школе.

4.7. Основные направления деятельности медицинских работников:

- консультирование    родителей    (законных    представителей)    по    вопросам оздоровления, физического развития и профилактики заболеваний у детей дошкольного возраста;

-  оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков у детей и навыков самообслуживания.

4.8. Основные направления деятельности педагога-психолога:

- осуществление диагностики по запросам родителей (законных представителей);

- проведение консультативной работы с родителями (законными представителями) по вопросам психического развития , подготовки детей к обучению в школе;

- оказание помощи в разрешении проблемных ситуаций, возникающих в семье.

4.9. Основные направления деятельности музыкального руководителя:

-ознакомление родителей с направлением  (художественно-эстетическое развитие детей);

- косультирование по развитию музыкальных способностей;

-оказание консультативной помощи по созданию игр для музыкального развития детей дома.

4.10. Основные направления деятельности инструктора по физической культуре:

-ознакомление родителей с содержанием НОД по ОО «Физическая культура»

- косультирование по физического развитию детей;

-оказание консультативной помощи по проведению закаливающих процедур дома.

5. Заключительные положения

5.1.    Непосредственное руководство и контроль за работой специалистов Консультативного пункта осуществляет заведующая Образовательным учреждением.

5.2.  Заведующая Образовательным учреждением несёт персональную ответственность за деятельность Консультативного пункта.

5.3.  Учредитель вправе контролировать деятельность Консультативного пункта.

Приложение № 2

 ПЛАН РАБОТЫ

Консультативного пункта

№ п/п

Содержание работы

Сроки

проведения

Ответственный

1.

Организационно-методическая работа

  1. Всем специалистам написать примерные тематические консультации  на  год.  
  2. Составить годовой план работы консультативного пункта.
  3. Составить  и оформить  рекламные листки о работе КП
  4. Составление графика работы КП
  5. Приём родителей по записи

Сентябрь

В течение года

Зам. зав. по ОР

  1. Разработка  методических  материалов по  различным направлениям развития ребенка в консультативном пункте.

Декабрь

Специалисты КП

  1. Обновление информации на официальном сайте ДОУ

В течение года

Специалисты КП

  1. Информирование родителей (на родительских собраниях, информация на стендах, листовки)

В течение года

Специалисты КП

  1. Сбор информации от родителей, анкетирование

В течение года

Специалисты КП, зам. зав. по ОР

2.

Консультативная работа

2.1 Заведующая

Правила посещения ДОУ

сентябрь

Знакомство с ДОУ

октябрь, декабрь

Прохождение школьной комиссии

январь

Прохождение ТМПК

февраль

Оформление документов в ДОУ

март

Приоритетное направление работы в ДОУ

апрель

Работа специалистов в ДОУ

май

2.2. Зам. зав. по ОР

Содержание педагогической работы с детьми дошкольного возраста

сентябрь

октябрь

Беседа о правах и обязанностях детей

декабрь

Дисциплина – обучение правильному поведению

январь

Чем и как занять ребенка дома

февраль

Книга в жизни ребенка

Портрет будущего первоклассника (подготовка детей к школе)

март

Портрет будущего первоклассника (подготовка детей к школе)

Использование разнообразных форм работы для социализации детей дошкольного возраста.

апрель

Учимся, играя (дидактические игры)

май

Безопасность дошкольника на улицах города и дома

июнь

2.3.Педагога-психолога

«Адаптация ребенка к детскому саду»

сентябрь

Психологическое развитие детей в разные возрастные периоды

Развитие детей от года до трех лет

Возрастные особенности детей 35 лет

Возрастные особенности детей 57 лет.

ноябрь,

декабрь

Влияние семейного стиля воспитания на развитие личности ребенка

январь

Значение игры в развитии дошкольника

февраль

Подготовка ребенка к обучению в школе

март

Особенности эмоционального развития ребенка-дошкольника

Тревожные дети

Гиперактивные дети

Агрессивные дети

апрель

Детские страхи

Адаптация ребенка в социальных учреждениях (детские сады, школы)

май

2.4.Старшей медицинской сестры

Снятие антропометрических показаний детей

В течение года

Здоровый образ жизни в семье - залог здоровья ребенка

октябрь/ноябрь

Причины частых ОРЗ и профилактика ОРЗ в домашних условиях

Особенности физического и нервно-психологического развития у часто болеющих детей

декабрь

Правильное питание – основа здорового организма, профилактика кишечных инфекций

январь

Профилактика плоскостопия у детей

февраль

Разговор о профилактических прививках

Подготовка детей к школе

март

Разговор о профилактических прививках

апрель

Скорая помощь, оказание первой помощи, показания для вызова врача

Методы закаливания детей дошкольного возраста

май

2.5 Учителя-логопеда

Неговорящий ребёнок

сентябрь

Подготовка к обучению грамоте

октябрь

ноябрь

Возрастные особенности развития речи дошкольника

декабрь

Познавательно- речевое развитие ребёнка

январь

февраль

Звуковая культура речи дошкольника

март

апрель

Чтение художественной литературы

май

2.6 Музыкального руководителя

Художественно-эстетическое развитие детей

сентябрь

октябрь

Участие родителей в работе по ОО «Музыка»

ноябрь

Развитие музыкальных способностей ребёнка

декабрь

январь

Театрализованная деятельность дошкольника

февраль

март

Игры для музыкального развития детей дома

апрель

май

2.7  Инструктора по физической культуре

Содержание НОД по ОО «Физическая культура»

сентябрь

Физическое развитие детей

октябрь

ноябрь

Спортивные и подвижные игры в дошкольном возрасте

декабрь

Олимпийское образование дошкольников

январь

февраль

Закаливающие процедуры дома

март

апрель

май

2.8 Учителя- дефектолога

Знакомство с ПП в компенсирующих группах

сентябрь

октябрь

Планирование выходных дошкольник

ноябрь

Возрастные психолого-педагогические  особенности детей с ОВЗ

декабрь

январь

ИКТ в жизни ребёнка

февраль

март

Социально- личностное развитие детей

апрель

май

Приложение № 3

УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                                                          Заведующая

_____________ ФИО

План-график работы консультативного пункта

                для родителей

 на учебный год

Дата проведения

Примерные темы консультаций

Кто проводит

Сентябрь

 (каждая среда)

14:00-17:00

-Ознакомление родителей с ООПДО.

-Адаптация детей раннего возраста.

-Художественно-эстетическое развитие детей.

Заведующая

Зам. зав. по ОР

Инструтор по физической культуре

Музыкальный руководитель

Педаго-психолог

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог

Старшая медицинская сестра

Октябрь

 (каждая среда)

14:00-17:00

-Физическое развитие детей.

-Рекомендации по проведению выходного дня.

-Подготовка к обучению грамоте.

Заведующая

Зам. зав. по ОР

Инструтор по физической культуре

Музыкальный руководитель

Педаго-психолог

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог

Старшая медицинская сестра

Ноябрь

 (каждая среда)

14:00-17:00

-Игры и игрушки в жизни ребенка.

-Познавательно- речевое развитие ребёнка.

-Режим дня дошкольника.

Заведующая

Зам. зав. по ОР

Инструтор по физической культуре

Музыкальный руководитель

Педаго-психолог

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог

Старшая медицинская сестра

Декабрь

 (каждая среда)

14:00-17:00

-ИКТ в жизни ребёнка.

-Обучение КГН.

-Гиперактивные дети.

Заведующая

Зам. зав. по ОР

Инструтор по физической культуре

Музыкальный руководитель

Педаго-психолог

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог

Старшая медицинская сестра

Январь

 (каждая среда)

14:00-17:00

-Олимпийское образование дошкольников.

-Дополнительное образование. Куда отдать ребёнка.

-Развитие музыкальных способностей.

Заведующая

Зам. зав. по ОР

Инструтор по физической культуре

Музыкальный руководитель

Педаго-психолог

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог

Старшая медицинская сестра

Февраль

 (каждая среда)

14:00-17:00

-Современные педагогические технологи.

-Готовность к школе. Какую школу выбрать.

-Социально-личностное развитие ребёнка.

Заведующая

Зам. зав. по ОР

Инструтор по физической культуре

Музыкальный руководитель

Педаго-психолог

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог

Старшая медицинская сестра

Март

(каждая среда)

14:00-17:00

-Документы, необходимые для поступления в ДОУ.

-Общаться с ребёнком. Как?

-детско-родительские отношения

Заведующая

Зам. зав. по ОР

Инструтор по физической культуре

Музыкальный руководитель

Педаго-психолог

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог

Старшая медицинская сестра

Апрель

 (каждая среда)

14:00-17:00

-Что читать ребёнку.

-Как развивать познавательный интерес. Детское экспериментирование.

-Патриотическое воспитание.

Заведующая

Зам. зав. по ОР

Инструтор по физической культуре

Музыкальный руководитель

Педаго-психолог

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог

Старшая медицинская сестра

Май

 (каждая среда)

14:00-17:00

-Какие знания доступны дошкольнику о

Санкт-Петербурге.

-Значение летнего периода для оздоровления детей.

-Значение летнего периода для оздоровления детей.

Заведующая

Зам. зав. по ОР

Инструтор по физической культуре

Музыкальный руководитель

Педаго-психолог

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог

Старшая медицинская сестра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование вариативных форм работы в процессе обучения детей дошкольного возраста татарскому языку.

На современном этапе дошкольного образования происходят  очень серьёзные изменения. Коснулось это и организации обучения двум государственным языкам. Так на смену традиционным методам обуче...

Работа с кадрами "Вариативные формы работы в ДОУ"

Методическая разработка по работе с кадрами...

мастер-класс "Вариативные формы работы по логоритмике"

Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Развитие мелкой моторики рук ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь ребёнк...

«Вариативность форм работы с родителями детей раннего возраста с целью создания единого образовательного пространства»

 “Воспитание есть процесс социальный в широком смысле.Воспитывает всё: люди, вещи, явления,  но прежде всего и больше всего-люди. Из них на первом месте –  родители и педагоги.”...

Опыт работы «Вариативные формы работы в развитии творческих способностей детей»

Здравствуйте! Я представляю вашему вниманию свой не большой, но интересный опыт развития творческих способностей  детей  средствами пластилинографии.   Вариативная часть ООП нашего...

Вариативные формы работы в ДОУ. Организация работы Консультативного пункта.

Вариативные формы работы в ДОУ. Организация работы Консультативного пункта в МБДОУ д/с №19 «Золотая рыбка» Автор: В.В. Гупаленко, заведующий муниципального бюджетного дошкольного образовательного...

Вариативная форма работы детского сада с родителями

Решить проблемы адаптационного периода детей раннего возраста, создать комфортные условия для развития детей раннего возраста....