Комплексный подход к организации деятельности в дошкольном образовательном учреждении
статья на тему

Левыкина Лилия Валентиновна

 

Комплексный  подход к организации деятельности  предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса, что способствует повышению  качества предоставляемых населению образовательных услуг, делает их более разнообразными.

Условия осуществления   комплексного подхода в ДОУ:

- определение и постановка целей образовательной деятельности  дошкольного  учреждения;

- применение содержания  педагогического воздействия;

- обеспечение согласованной и скоординированной работы всех участников образовательного процесса.

 Механизмы создания основных документов учреждения и реализация комплексного подхода в современных условиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnyy_p_odkhod_v_dou_doc.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный  подход к организации деятельности  в дошкольном образовательном учреждении.

        

Система дошкольного образования призвана быть сегодня гибкой, многомодельной, отвечающей социальным запросам родителей и, кроме того стать одним из факторов, повышающим качество дошкольного образования.         Перед каждым участником образовательного процесса в дошкольном учреждении стоит задача пересмотра содержания работы, поиска новых путей развития дошкольника.

Рассматривая дошкольное учреждение как целостную, динамическую систему,   оптимальное ее жизнеобеспечение возможно лишь при умении руководителя  планировать, организовывать, контролировать, регулировать, согласовывать и координировать работу всех участников образовательного  процесса .

        Комплексный  подход к организации деятельности  предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса — педагогов, детей, родителей и социума,  что способствует повышению  качества предоставляемых населению образовательных услуг, делает их более разнообразными.

Для успешного осуществления   комплексного подхода  к  организации деятельности в ДОУ  необходимо соблюдение  следующих условий:

- определение и постановка целей образовательной деятельности  дошкольного  учреждения;

- применение содержания  педагогического воздействия;

- обеспечение согласованной и скоординированной работы всех участников образовательного процесса.

 Определение, постановка целей  и содержание педагогического воздействия предполагает  обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования  деятельности дошкольного образовательного учреждения, отраженного в следующих      документах:

  1. программе развития;
  2. основной общеобразовательной программе;
  3.  годовом плане работы учреждения.

Для осуществления комплексного подхода необходимо вовлечь участников образовательного процесса в :

- разработку;

- обсуждение;

- применение и реализацию выше обозначенных документов, которые являются для Учреждения необходимыми, стратегическими и актуальными.

Создание в ДОУ основополагающих документов

Совместные действия

Ожидаемый результат

Разработка основных документов

- создание творческих групп;

-проведение анкетирования, опросов;

- вовлечение в прогностическую деятельность

Обсуждение

-родительские собрания;

-дискуссионные клубы;

-переговорные  площадки

-ознакомление участников образовательного процесса с перспективами развития Учреждения

Принятие

-заседания Совета Учреждения;

-заседания Педагогического совета;

- проведение общего собрания коллектива

-определение стратегии развития Учреждения

Реализация

- проведение совместных мероприятий;

-планирование деятельности

-выявление оптимальных путей, методов и средств педагогического воздействия

Актуализация комплексного подхода в современных условиях способствует пониманию организации деятельности  как целостного явления  и позволяет охватить все стороны  развития  дошкольного образовательного учреждения,  выявить оптимальные пути, методы и средства педагогического воздействия на субъекты  образовательного процесса.

 Взаимодействие субъектов образовательного процесса становится важнейшим средством повышения качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

В основе системы взаимодействия дошкольных  учреждений  с субъектами образовательного процесса лежат принципы  сотрудничества и партнерства.

Развитие социальных связей дошкольных  образовательных  учреждений  с культурными  центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

         Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка.

Локальные акты, являющиеся неотъемлемой частью Устава дошкольного образовательного учреждения, определяют уровень взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса и регулируются Договором между ними.

Система организации совместной деятельности дошкольных образовательных учреждений с социальными партнерами может осуществляться через следующие мероприятия:

  • составление плана совместной работы;
  •  информирование родителей  и социальных партнеров о проводимых мероприятиях;
  •  активное участие родителей и социальных партнеров в мероприятиях
  •  проведение встреч с социальными партнерами, направленных на выявление проблем  и перспектив развития дошкольного образовательного учреждения в совместной деятельности учреждений

Для повышения профессиональной компетентности педагогического персонала детского сада по проблемам взаимодействия с социумом необходимо организовывать разнообразные формы и методы работы: семинары-практикумы, "круглые столы", заседания в педагогическом клубе, деловые игры, устные журналы и др.

Изменение содержания, усложнение функций современного дошкольного образовательного учреждения и условий деятельности влекут за собой значительные изменения организационного аспекта управления, определяют потребность в поиске нового содержания, форм и методов организационно-педагогической деятельности.

 В настоящее время каждое дошкольное образовательное учреждение разрабатывает и реализует  основную  общеобразовательную  программу.

Содержание, которой  обеспечивает комплексный подход к образовательному процессу, соответствует принципу  интеграции и включает все основные направления развития детей.

Однако практические работники,  реализующие  основную общеобразовательную программу дошкольного образования, испытывают затруднения, а именно:

  • в проектировании и планировании образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом и принципом интеграции образовательных областей,
  • в планировании и реализации образовательных задач в процессе организации режима пребывания детей в дошкольном учреждении, в самостоятельной деятельности дошкольников, а также через  взаимодействие с семьями воспитанников.

Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления им, современный руководитель должен учесть тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, интересы детей и профессиональные возможности педагогов.

Таким образом дошкольное учреждение по своей форме, содержанию и структуре является сложной образовательной системой и руководство им должно осуществляться на основе комплексного подхода.

Управлять дошкольным учреждением – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ...

Управление деятельностью дошкольного образовательного учреждения по организации взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации ребенка к условиям детского сада

В статье представлена система работы по организации взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к условиям детского сада, мониторинг отслеживания результатов успешной адаптации и механ...

Особенности организации в дошкольном образовательном учреждении физкультурно-оздоровительной работы с детьми с системными нарушениями речи

Исследованиями многих учёных показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка, следовательно,  под влиянием коррекционной работы,...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОИХ ПРАВАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Радикальные преобразования в социально-политической и экономической жизни нашего общества предопределяет возникновение проблемной ситуации в образовании. Так, напр...

ПРОГРАММА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ СЕМЬИ

Программа лаборатории дошкольного воспитания по организации деятельности ДОУ по психолого-педагогическому сопровождению семьи. Обоснование, цели, задачи, направления и содержание работы....

Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Взаимодействие родителей с дошкольным учреждением....