Опыт работы старшего воспитателя по составлению годового плана ДОУ
консультация на тему

Киреева Оксана Александровна

Материал будет интересен начинающим старшим воспитателям ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon iz_opyta_raboty.zip12.54 КБ

Предварительный просмотр:

Годовой план работы на учебный год - это обязательный нормативный документ дошкольного образовательного учреждения. По своей значимости он стоит на равнее с Уставом, программой развития, образовательной программой ДОУ. Все эти документы должны быть связанны между собой. Годовой план - это конкретизация задач и мероприятий обозначенных в программе развития и образовательной программе. (такое определение даёт К.Ю. Белая в книге «Технология составления годового плана ДОУ».) В методической литературе выделяют основные проблемы, связанные с планированием:

* перегруженность планов мероприятиями

* отсутствие чёткой и простой модели планирования

Производная от закона Мерфи «Чем сложнее и грандиознее план, тем больше шансов, что он провалится.»

* планирование нереальных дел (т. е мы должны учитывать свои ресурсы и свои возможности)

* неравномерное планирование мероприятий по срокам исполнения

* неправильное распределение мероприятий между исполнителями

* отсутствие контроля и самоконтроля

Нужно помнить - годовой план рассчитывается на весь педагогический коллектив, а это значит, что в его создании должны участвовать все сотрудники, которые будут задействованы в его выполнении. Изначально пишется проект годового плана. Начиная работу над ним целесообразно провести анкетирование среди родителей и узнать, что для них является более актуальным и значимым в воспитании и развитии детей. Кроме того, можно провести анкетирование или собеседования с воспитателями и выяснить каким опытом работы они могут поделиться с коллегами, а также выявить их затруднения в работе. Анкета может включать 2 вопроса:

  1. Что у меня в работе получается очень хорошо, и каким опытом я могу поделиться с коллегами.
  2. В чём Я испытываю затруднения

Интересные анкеты предлагает И.Н. Казакова в книге «Годовое планирование в ДОУ» 2005г.

Форма написания плана может быть самой различной (блочной, календарно-месячной, текстовой и.т.д) нет документа, который это регламентирует. Из опыта работы могу сказать, что наиболее удобно составлять план по блокам с сочетанием графической и текстовой форм написания (т.е. графики, таблицы, которые сопровождаются небольшим текстом). В какой бы форме не писался план начинаться он должен с анализа работы дошкольного учреждения за прошедший год. Чтобы спланировать маршрут к цели, надо сначала знать где ты находишься (Арон Вигушин).  Я пишу анализ работы, как приложение к плану работы по следующим разделам:

  1. Анализ годовых задач (что было сделано для реализации этих задач + выводы)

2. Анализ обеспечение здорового образа жизни (общая заболеваемость, анализ групп здоровья, организация питания, организация закаливания и Т.П. + выводы)

  1. Анализ кадрового потенциала и результаты повышения профессионального мастерства педагогов (возрастной ценз педагогов, образовательный ценз, анализ прохождения аттестации и курсовой подготовки + выводы)

4. Результаты освоения образовательной программы ДОУ по направлениям, анализ уровня готовности к обучению в школе (диагностика + выводы)

  1. Анализ работы с родителями воспитанников (анкетирование, социальный паспорт, совместные мероприятия + выводы)

6. Анализ административно-хозяйственной работы

 (Можно использовать «Критерии оценки материально - технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ» из книги «Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений» 1996г.)

Количество и содержание разделов анализа годового плана определяется каждым дошкольным учреждением индивидуально. Вся информация, которую можно найти по этому вопросу носит рекомендательный характер. Главное помнить, что суть анализа не в сухом перечислении тех мероприятий, которые были проведены или не проведены, а в умении оценить достигнутые результаты и неудачи, определить условия, выявить причины, которые вызвали недостатки или обеспечили успех, сделать выводы. Следующим этапом работы будет определение годовых задач на следующий учебный год. Намечать мы их будем исходя из анализа годового плана, с учётом плана данного управлением образования администрации города. Формулировка годовых задач часто вызывает у старших воспитателей затруднения. Запомните - годовая задача пишется с глагола (совершенствовать, повышать, формировать и т.п.), а исходя из того, что план мы пишем для педагогов, логично, что задача будет направлена на пед. коллектив. Кроме того, в задаче должны прописываться пути реализации (через чего будут достигнуты результаты). Задача должна быть не слишком объёмной, но, и не слишком узкой.

Пример задачи: Совершенствовать работу педагогического коллектива по обеспечению физического и психологического здоровья детей nутём внедрения новых здоровьесберегающих технологии.

Сколько задач должно намечаться на учебный год? В методической литературе рекомендуют от 3 до 5 задач. Из опыта работы можно сказать, что самый оптимальный вариант - 3 задачи. Если одна из задач предыдущего годового плана была проработана недостаточно, её можно взять ещё раз. Одну задачу я всегда беру по здоровьесбережению. (В   ФГОС самая первая задача «Охрана укрепления физического и психологического здоровья детей, в том числе охрана их эмоционального благополучия»).  Если в ДОУ есть приоритетное направление, то не забываем про него.  Исходя из поставленных задач, далее переходим непосредственно к составлению проекта плана. В нашем дошкольном учреждении он пишется по блокам.

I Работа с кадрами

В этом блоке планируются: педагогические советы, семинары, семинары практикумы, консультации для педагогов, производственные совещании, повышение квалификации педагогов, работа с молодыми специалистами. Обычно я планирую 4 пед. совета на год. Первый п/с - установочный, второй, третий, - по годовым задачам, пятый - итоговый. Семинары, семинары-практикумы в общей сложности планирую 2-3 на учебный год, консультаций 5-6, могу добавить непосредственно во время работы в зависимости от запросов педагогов. Производственные совещания 3 - 4 на год. Повышение квалификации педагогов - здесь прописываю педагогов, которые будут проходить аттестацию, курсовую подготовку и которые будут посещать районные МО. В работу с молодыми специалистами входят консультации и наставничество.

II Организационно- педагогическая работа

в этом блоке планируются: медико-педагогические совещания (3-4 на год), контроль (тематический, фронтальный, а оперативный планируется, как приложение к год. плану), конкурсы, выставки, работа методического кабинета, открытые просмотры.

III  Работа с детьми

В этом блоке планируется: физкультурно-оздоровительная работа, музыкальные праздники и развлечения.

IV Работа с семьёй и общественностью

в этом блоке планируются: общесадовые и групповые родительские собрания, консультации для родителей, анкетирование, дни открытых дверей, работа консультационного пункта, работа с общественными организациями.

  Очень удобно планировать работу по задачам. По вертикали пишем задачу, по горизонтали работу по блокам.  После в эту таблицу вписываем  направление работы и её содержание. Далее расставляем сроки реализации. По мере выполнения этой работы подбираем методическую литературу. Сам план я оформляю в виде таблицы. Сначала указываю блок ( Нр РАБОТА С КАДРАМИ), затем заполняю таблицу в 5 столбцов (Направление работы, содержание, сроки, ответственный, отметка о выполнении).

Проект годового плана обсуждается на производственном совещании или на педагогическом совете и утверждается. Здесь важно, чтобы каждый педагог определил свою роль и степень ответственности за выполнение годового плана. Старшему воспитателю важно донести до коллектива , что лучше на этом этапе высказать все свои сомнения и замечания, а не тогда, когда необходимо будет приступить к делу. В тоже время помните !   Чтобы годовой план стал «живым» документом, при его реализации возможна корректировка мероприятий, сроков, ответственных. К годовому плану также планируются приложения, а сколько их будет - зависит от дошкольного учреждения. Примеры приложений:

  • план работы педагога-психолога
  • план работы общественного инспектора
  • план преемственности между школой и доу
  • план работы по оздоровлению детей
  • план летнее-оздоровительной работы
  • план работ  ы по ПБ и ПДД и Т.П.

Приложения, как и план должны быть рассмотрены трудовым

коллективом и утверждены. Хранится годовой план в течении 3 лет.

Анкета для педагогов

Уважаемая___________________________(И.О. педагога)

   Просим Вас принять активное участие в составлении годового плана работы ДОУ на 20__   - 20__     учебный год, ответив на следующие вопросы и выполнив предложенные задания:

1. Работа, по каким образовательным областям наиболее увлекательна для Вас?

*социально-коммунникативное развитие;

*познавательное развитие;

*речевое развитие;

*художественно-эстетическое развитие;

*физическое развитие.

2. Работа, по каким образовательным областям у Вас получается особенно хорошо ?

*социально-коммунникативное развитие;

*познавательное развитие;

*речевое развитие;

*художественно-эстетическое развитие;

*физическое развитие

3. Каким опытом работы Вы можете поделиться с коллегами ?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Работа, по каким образовательным областям у Вас вызывает затруднения?

*социально-коммунникативное развитие;

*познавательное развитие;

*речевое развитие;

*художественно-эстетическое развитие;

*физическое развитие

5. Опыт кого из коллег Вы бы хотели изучить? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какие пособия и материалы Вам необходимы для работы? _____________________________________

_____________________________________________________________________________________________

7. Обсудите с родителями своей группы вопрос о том, что для них является более актуальным и значимым в воспитании и развитии детей, и какую информацию по этой теме они хотели бы получить?___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Памятка) Технология составления годового плана ДОУ

Анализ годового плана (разделы:)

  1. Анализ годовых задач (что было сделано для реализации этих задач + выводы);
  2. Анализ обеспечения здорового образа жизни (общая заболеваемость, анализ групп здоровья, организация питания, организация закаливания и Т.П. + выводы);
  3. Анализ кадрового потенциала и результаты повышения профессионального мастерства педагогов (возрастной ценз педагогов, образовательный ценз, анализ прохождения аттестации и курсовой подготовки + выводы);
  4.  Результаты освоения образовательной программы ДОУ по направлениям, анализ уровня готовности к обучению в школе (диагностика + выводы);
  5. Анализ работы с родителями воспитанников (анкетирование, социальный паспорт, совместные мероприятия + выводы);
  6.  Анализ административно-хозяйственной работы (Можно использовать «Критерии оценки материально - технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ» из книги «Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений» 1996г.)

Анкетирование родителей и педагогов

Формулировка годовых задач (пишем с глагола, направляем на педагогов, прописываем путь реализации) и их согласование  с Зав. МБДОУ и педагогическим коллективом

Написание проекта годового плана (по блокам)

I блок «Работа с кадрами»: В этом блоке планируются: педагогические советы, семинары, семинары практикумы, консультации для педагогов, производственные совещании, повышение квалификации педагогов, работа с молодыми специалистами. Обычно я планирую 5 педагогических советов на год. Первый п/с - установочный, второй, третий, четвёртый - по годовым задачам, пятый - итоговый. Семинары, семинары-практикумы в общей сложности планирую 3-4 на учебный год, консультаций 5-6, могу добавить непосредственно во время работы в зависимости от запросов педагогов. Производственные совещания 3 -4 на год. Повышение квалификации педагогов - здесь прописываю педагогов, которые будут проходить аттестацию, курсовую подготовку и которые будут посещать районные МО. В работу с молодыми специалистами входят консультации и наставничество. II блок « Организационно- педагогическая работа»: В этом блоке планируются: медико-педагогические совещания (3-4 на год), контроль (тематический, фронтальный, а оперативный планируется, как приложение к год. плану), конкурсы, выставки, работа методического кабинета, открытые просмотры. III  блок «Работа с детьми»: В этом блоке планируется: физкультурно-оздоровительная работа, музыкальные праздники и развлечения. IV блок «Работа с семьёй и общественностью»: в этом блоке планируются: общесадовые и групповые родительские собрания, консультации для родителей, анкетирование, дни открытых дверей, работа консультационного пункта, работа с общественными организациями.

Обсуждение проекта и утверждение годового плана на педагогическом совете или производственном совещании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы старшего воспитателя МБДОУ№15 Кравченко Л.В.на тему «Совместно проведенные физкультурные праздники и досуги в детском саду как одна из форм приобщения детей и родителей к здоровому образу жизни"

Представляю свой опыт работы«Совместно проведенные физкультурные праздники и досуги в детском  саду как одна из форм приобщения детей и родителей к здоровому образу жизни"...

Опыт работы старшего воспитателя МКДОУ «ЦРР – Д/С №41» Никуловой Е.Г. по разработке «Учебно-методического пособия. "Развитие конструктивных умений и коррекция зрительного восприятия детей с сенсорными нарушениями средствами конструктора MRT1 HAND (слабо

Представлен опыт работы по разработке методического комплекса к новому робототехническому конструктору для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения....

Опыт работы старшего воспитателя по направлениям образовательной и методической работы

Мой опыт работы  старшего воспитателя по региональному компоненту, интегративному взаимодействию участников образовательного процесса дошкольной образовательной организации, по реализации ФГОС ДО...

Опыт работы старшей группы

Старший возраст особенно ответственнен. Давайте детям больше знаний, учитесь видеть в них партнёра и хорошего собеседника....

Доклад на тему: «Формирование основ безопасного поведения в природе как один из элементов социально-коммуникативного развития дошкольника»(опыт работы -старший возраст)

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Человек постоянно находится во вза...

Презентация к докладу на тему: «Формирование основ безопасного поведения в природе как один из элементов социально-коммуникативного развития дошкольника» (опыт работы -старший возраст)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23513092","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Каждый человек - и взрослый, и ребенок - в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситу...

Доклад на тему: «Формирование основ безопасного поведения в природе как один из элементов социально-коммуникативного развития дошкольника»(опыт работы -старший возраст)

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Человек постоянно находится во вза...