"Развитие восприятия музыки во взаимодействии с музыкально-инструментальной деятельностью у детей дошкольного возраста"
статья по теме

Жарикова Елена Владимировна

Статья из сборника  " Музыкальная среда коллежда как фактор становления профессиональнонго роста студента"методические рекомендации  выпуск 2, Нижний Новгород,  2014 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_iz_opyta_raboty.doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья Е.В. Жариковой, музыкального руководителя МБДОУ № 34, высшая категория,  из сборника  «Музыкальная среда колледжа как фактор профессионального становления студента » выпуск 2,

«Развитие восприятия музыки во  взаимодействии с музыкально-инструментальной деятельностью у детей дошкольного возраста», Нижний Новгород, 2014 г.

       Дети – бесценный дар, кладезь эмоций, ощущений. Каждый ребенок талантлив от природы, в нем заложено творческое начало. Задача взрослых – развивать это начало, а не загонять его под определенные рамки. Одной из важнейших областей человеческой деятельности является музыка. Она окружает нас на протяжении всей нашей жизни – от младенческих лет до самой старости. Даже если человек совсем не связан с нею по роду своей деятельности, он может очень любить и хорошо знать музыку.

    Восприятие является ведущим видом деятельности, а исполнительство  и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке даются в опоре на «живое» ее звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей. А главное, что  все виды музыкальной деятельности могут служить средствами его развития.

 При восприятии музыки дети различают ее настроения, их смену, элементы изобразительности, наиболее яркие средства музыкальной выразительности, жанровые особенности произведения в теснейшей связи эмоций и мышления. Восприятие музыки — это активный процесс, требующий от ребенка напряженного внимания, которое способствует развитию всех психических процессов: воображения, воли, мышления, представления и т.д.

Во всех  видах музыкальной деятельности (исполнительстве, творчестве) дети должны согласовывать свои действия с характером звучащей музыки, сменой настроений. Соотношение эмоционального и осознанного в разном возрасте различно в силу возможностей общего и музыкального развития.

Слушая с детьми музыку, важно не оставлять их пассивными. Нужно задействовать разные виды исполнительства, включать творческие задания: побуждать детей к выражению переживаний в образном слове, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Объединение разных видов музыкальной деятельности в занятиях при ведущей роли восприятия музыки способствует отказу от излишней заорганизованности процесса обучения, развитию воображения, фантазии, интереса к музыке.

Для того чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера, умеют соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, ориентируются в средствах музыкальной выразительности, создающих образ (акценты, регистр, динамика, темп, мелодические интонации), выделяют наиболее яркие из них, они могут использовать опыт восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений и в творческих импровизациях. Без слушания музыки исполнительская деятельность сводится к подражанию, воспроизведению по образцу и не выполняет развивающей функции.

Следует отметить, что проблема музыкального восприятия всегда была одной из основных в вопросе эстетического развития детей. Все,  кто стоял у истоков теории дошкольной педагогики,  считали, что деятельность восприятия музыки необходима в детскому саду.

Анализ теоретических трудов и результаты собственных исследований свидетельствуют о том, что восприятие:

- является ведущим видом деятельности;  

- предшествует всем  исполнительским видам музыкальной деятельности дошкольников;

- носитактивный , творческий характер.

Основоположники музыкального воспитания рекомендуют использовать во время слушания музыки  практические методы. С помощью этих методов  ребенок может почувствовать характер музыки, активно переживать свои впечатления , сочетать восприятие музыки с практическими действиями, а главное выражать свои переживания во внешних  во внешних проявлениях .

Практика показала, что интегрирование (объединение)  двух видов музыкальной деятельности, а именно слушание и игра на музыкальных инструментах позволяют более успешно решать задачу по развитию навыков и умений восприятия музыки.

В процессе работы был разработан  алгоритм   последовательного соединения восприятия музыки с  исполнительской инструментальной деятельностью. Эта деятельность протекает поэтапно  от младшей к подготовительной группе  с усложнением задач .  

Рассмотрим каждый из  этапов  более подробно.

Первый этап. Работа над произведением начинается с его прослушивания,.  Первоначальное слушание музыкального произведения и его последующий разговор дает детям представление о музыкальном образе , заложенном в данном произведении.

На последующем занятии  используется   пособие под названием  «Схематическая  партитура»,  которое помогает  детям представить произведение в цветовой гамме, смоделировать форму произведения с помощью геометрических фигур и т.д.

Второй этап. Развитие чувства ритма. Каждому педагогу известно, что восприятие музыки – это активный слухо-двигательный процесс, в котором моторные реакции присутствуют всегда.    Для того, чтобы дети активно включились в процесс слушания музыки, необходимо у них развивать чувство ритма.

В работе над ритмом нужно придерживаться определенной последовательности, которая многократно подтверждена практикой и имеет научное обоснование:

1. Равномерное метрирование музыки.

2. Выделение сильной доли (акцент), который дети передают хлопками, шагами игрушек по столу и специальными музыкально- ритмическими упражнениями.

3. Соединение метроритма и сильной доли. Например, в младшей группе  используется  упражнение  «Петушок»,  в котором папа петушок шагает на сильную долю, а маленькие цыплятки идут  мелкими шагами на каждую долю. В  средней  группе в упражнении  «Дождик» дети ладошками  хлопают -«ловят» мелкие капли дождя, которые капают часто  (метроритм) и крупные капли, падающие редко (сильная доля), стучат по коленям.

Третий этап. Далее дети выбирают инструменты, соответствующие характеру звучания художественного образа музыкального произведения. Помогает  «Схематическая  партитура» . В большие цветные карточки в виде геометрических фигур с кармашками дети могут вставлять карточки с  изображением музыкальных инструментов, которые, по их мнению, могут быть использованы для озвучивания   данного произведения. Первый кармашек – для инструмента, который будет играть  сильную долю, остальные  кармашки для инструментов, которые будут отстукивать метроритм. Далее  детям   предлагается  выбрать инструмент, на котором они будут играть.

       Т.Э.Тютюнникова пишет, , что  «шумовой оркестр»— это игра в оркестр» , где есть место для фантазии, возможны разные варианты, замены и обмены ролями, а не исполнение раз и навсегда выученной одной-единственной версии и где играют все дети. В наших «оркестрах » мы с детьми часто используем музыкальные « игрушки»:  петушок-свистулька в пьесе «Петушок» , автомобильный гудок в произведении «Старый автомобиль» , стиральная доска в «Во саду ли, в огороде».Это приносит много радости детям при исполнении этих произведений

Четвертый этап.   На этом этапе начинается игра на музыкальных инструментах.   Для гармоничного звучания оркестра необходима большая предварительная работа с детьми — сначала индивидуальная, затем небольшими группами, ансамблем и, наконец, всем составом оркестра.

Дети старшего возраста  играют в детском оркестре смешанного вида. который  представлен разными группами инструментов: ударными, струнными, духовыми, инструментами-игрушками. Свистульками и т.д.

Для инструментальной оркестровой деятельности характерна  преемственность: дети младших  групп,  наблюдая за детьми старших групп, более успешно овладевают навыками игры на различных инструментах.

Пятый этап. Интенсивные занятия с детскими музыкальными инструментами на музыкальных занятиях постепенно переходят  в совместную самостоятельную деятельность с инструментами в группе. Именно в группе дети отрабатывают те навыки и умения , которые получили на музыкальных занятиях.

Подводя итог проделанной работы и сравнив результаты по  музыкальному развитию  детей 2011/12  и 2013/14 уч. годов можно увидеть положительную динамику   развития,  что дает наглядное подтверждение важности и необходимости системной и последовательной  работы с детьми по обучению игры в оркестре. Анализ музыкальных способностей детей выявил, что использованный метод   активного слушания (восприятия музыки с использованием   музыкальных инструментов)  дал положительные результаты к концу  2013/2014  учебного года: по каждому блоку развития музыкальных способностей возросло количество детей с высоким  средним уровнем развития, с низким же уровнем процент детей значительной уменьшился. В то время как в 2011/2012уч. году  метод активного восприятия музыки не являлся главным, то и процент успешности был меньше.


Список литературы

  1. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду /
    под ред. Ветлугиной Н. А. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение,
    1989.
  2. Кононова    Н.    Г.    Обучение    дошкольников    игре    на    детских музыкальных инструментах. -М.: «Просвещение», 1990.
  3. Костина Э.П. «Камертон».  Программа музыкального развития и воспитания ребенка до    трех лет в условиях общественного воспитания и семьи», Н.Новгород :Нижегородский гуманитарный центр, 1999.
  4. Крашенинникова Н.Б., Красильникова Н.В. Использование музыкальных инструментов в детском саду. Нижний Новгород. НИРО. 2011г.
  5. Метлов Н. А. Музыка - детям. - М., 1985.
  6. Михайлова М.  А.  Развитие  музыкальных  способностей  детей.  -Ярославль: Академия развития, 1997.
  7. Радынова О. П., Программа  «Музыкальные шедевры». Москва. 2009г
  8. Радынова О. П., Л.Н.Комиссарова Теория и методика  музыкального воспитания детей  дошкольного возраста. Дубна.         Феникс+. 2011
  9. Тютюнникова Т. Доноткино. Педагогическое общество России. Москва. 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ И ПРОДУКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ И ПРОДУКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАОльга Сергеевна РусскихВоспитатель ГБДОУ Детский сад № 27 Калининского района г. Санкт –ПетербургУж...

РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На сегодняшний момент развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом качестве приоритетного используется деятельностный подход к личн...

Статья «Формирование и развитие художественных способностей на занятиях по изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО».

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики в современное время. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения...

Сообщение для воспитателей "Развитие творческих способностей в процессе организации продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста. Пластилинография"

Пластилинография – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или ...

Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста

Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий....

Развитие творческих способностей в процессе организации продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста. Пластилинография»

Развитие творческих способностей в процессе организации продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста.  Пластилинография»И...

Развитие творческих способностей в процессе организации продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста. Пластилинография

Развивать художественно-творческие способности у детей среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии....