Проектная деятельность в детском саду. Педагогический проект
учебно-методический материал на тему

Иванова Татьяна Геннадьевна

актуальность проектной деятельности. алгоритм написания педпроекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx26.02 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx1.89 МБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №19 комбинированного вида» г. Канаш ЧР

Педсовет

   

«Проектная деятельность

 в детском саду.

Педагогический проект»

                                                    Разработал

                                                          Ст.воспитатель

                                                       Иванова Т.Г.

  1. Проектная деятельность педагога

Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых метода, методики, технологии, программы).

В современной образовательной системе педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям. Концепция модернизации российского образования требует от педагогов повышения качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития ребенка.

Все это требует от педагогических работников нового комплекса умений – проектировать развитие образовательной системы или собственной образовательной деятельности.

Современный педагог – профессионал должен быть способен к таким видам деятельности, как формулировка проблемы, разработка средств её решения, деятельностная проработка понятий, рефлексия результатов реализации проекта, построение содержательной коммуникации с другими субъектами образовательной деятельности и пр.

Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное – раскрывают возможности для педагогического творчества.

Проект (с латинского - брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд).

Что же такое педпроект?

Педагогический проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течении заданного периода времени.

Проектная деятельность – вид развивающего обучения.

Формы  педпроектов:

Говоря о формах педагогической деятельности необходимо сразу разделить. 1. Когда педагогическая деятельность осуществляется совместно с воспитанниками – это будут формы совместной деятельности.

2. Когда же педагог в одиночку готовится к занятиям, занимается проектированием педагогических систем, занимается рефлексивным анализом и т.д. – это будет, в основном, индивидуальная форма деятельности.

3. Кроме того, коллективная форма – участие педагога в работе педагогических  советов, методических (цикловых) комиссий, секций, кафедр, и т.п.

Методологические принципы проектного обучения:

  1. Связь идеи проекта с реальной жизнью
  2. Нацеленность на создание конкретного продукта
  3. Личная заинтересованность и ответные отношения участников проектной деятельности
  4. Процесс работы не менее важен, чем ее результат
  5. Система проектного обучения влияет на мотивационную сферу, повышая интерес, как к процессу образовательной деятельности, так и к её результату;
  6. Учет индивидуальных познавательных интересов и потребности личности, психофизиологические и возрастные особенности и возрастные особенности обучения
  7. Гуманистический смысл системы проектного обучения

Типология проектов

Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенными является доминирующий вид деятельности, а именно:

  • Исследовательско-творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого – либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и т. д.)
  • Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы.
  • Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры и т. д.
  • Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома и пр.

Классификация проектов

  • Состав участников: групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и др.
  • Продолжительность: краткосрочный – несколько занятий, 1-2 недели, средний продолжительности –1-3 месяца, долгосрочный – до 1 года.

  1. Алгоритм разработки проекта:
  1. Анализ ситуаций. Проблемы. Актуальность
  2. Аннотация проекта
  3. Целеполагания: Цель, Задачи, Ожидаемый результат (дети, педагоги, родители)
  4. Реализация проекта
  5. Мониторинг проекта

  1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

Воспитатель

Логопед

  1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ САМОРАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИХ ПЕРЕХОД В АКТИВНЫХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

В переводе с греческого проект – это путь исследования. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Условием освоения каждого этапа является коллективная мыследеятельность педагогов, что позволяет:

  • Ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;
  • Освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
  • Уметь без амбиций подключиться к целям и задачам детей;
  • Объединять усилия всех субъектов педагогического процесса (логопеда, музыкального работника, физинструктора, педагогов дополнительного образования).

Для метода проектов характерна групповая деятельность. И вот здесь необходимо отметить, что именно с помощью этого метода можно успешно включить родителей в жизнь их детей в детском саду. Таким образом, метод проектов становиться способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой, в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Такая совместная проектная деятельность педагогов, родителей и детей способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей, посещающих группу, и даже подружиться.

Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс можно вести по нескольким направлениям:

  • Мероприятия, направленные на прямое участие родителей в педагогическом процессе – детско-родительский клуб «Навстречу друг другу», который направлен на эмоциональное и психологическое сближение детей и родителей. «Встреча с интересными людьми» - ходе этого проекта дети могут ознакомиться с разными профессиями и открыть для себя, какие интересные люди их папы, мамы, бабушки и дедушки и пр.
  • Мероприятия, направленные на закрепление знаний, полученных детьми на занятиях – организация выставок работ (поделок), выполненных совместно с детьми; «Издание книги».

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  • Комплексные:  «Мир театра», «Книжкина неделя»;
  • Межгрупповые: «Времена года», «Мир животных и птиц»;
  • Творческие: « Чудесные овощи», «Лучший рецепт»;
  • Групповые: «Веселая астрономия», «Познай себя»;
  • Индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое дерево», «Семейная династия»;
  • Исследовательские: «Мир воды», «Питание и здоровье».

Необходимо отметить, что подобные проекты способствуют сближению родителей и детей, педагогов и родителей. Эмоциональное общение, участие в общем деле способствует сплочению коллектива взрослых и детей.

Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что, реализуя «метод проектов» в воспитательно-образовательной работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов на пути налаживания контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проектная деятельность детей  также способствует  саморазвитию каждого ребенка.

  1. РАБОТА В ГРУППАХ (Ответственные – все члены педагогического совета)

Коллектив разбивается на 4 равные команды – социальные группы: «Администрация», «Педагоги», «Родители», «Дети». Они располагаются за столами с соответствующими табличками. Каждой группе педагогов выдается задание, где указываются вопросы для обсуждения с позиции социальной группы. На выполнение задания отводится 5 минут. Каждая команда должна побывать во всех 4 социальных группах, чтобы рассмотреть проблему со всех сторон и сгенерировать как можно больше идей по ее решению.

Социальная группа «Администрация»

Возможные формы взаимодействия с педагогами и помощь в овладении методом проектов. Создание каких условий будет способствовать эффективности реализации метода проектов в современных условиях.

Социальная группа «Педагоги»

Какие ключевые проблемы жизнедеятельности ДОУ поможет решить метод проектов? Какие знания и умения необходимы педагогу для успешной работы по методу проектов?

Социальная группа «Родители»

Каким должно быть, на ваш взгляд, современное занятие? И какова роль педагога в нем?

Социальная группа «Дети»

Каковы, на ваш взгляд, достоинства метода проектов? Что хорошо, а что плохо в методе проектов для вас как для детей.

  1. Подведение итогов

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность в детском саду

Слайд 2

Проект ( с латин .) - брошенный вперед Педагогический проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течении заданного периода времени. Проектная деятельность – вид развивающего обучения.

Слайд 3

Формы педпроектов : Совместной деятельности . Индивидуальная деятельности . Коллективная деятельность

Слайд 4

Связь идеи проекта с реальной жизнью Нацеленность на создание конкретного продукта Личная заинтересованность и ответные отношения участников проектной деятельности Процесс работы не менее важен, чем ее результат Система проектного обучения влияет на мотивационную сферу, повышая интерес, как к процессу образовательной деятельности, так и к её результату; Учет индивидуальных познавательных интересов и потребности личности, психофизиологические и возрастные особенности и возрастные особенности обучения Гуманистический смысл системы проектного обучения Методологические принципы проектного обучения:

Слайд 5

Типология проектов Исследовательско-творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого – либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и т. д.) Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы. Информационно-практико-ориентированные : дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры и т. д. Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома и пр.

Слайд 6

Классификация проектов Состав участников: групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и др. Продолжительность: краткосрочный – несколько занятий, 1-2 недели, средний продолжительности –1-3 месяца, долгосрочный – до 1 года.

Слайд 7

Портфолио педагога. Анализ внешней и внутренней ситуации. Проблемы. Актуальность Аннотация проекта Целеполагания Цель Задачи Ожидаемый результат (дети, педагоги, родители) Реализация проекта Задачи по каждому этапу, по времени Этапы проекта (3этапа) Методы и способы реализации задач, разработать мероприятия Мониторинг проекта Сроки реализации проекта Показатели эффективности Мониторинг Мониторинг развития Алгоритм проекта:

Слайд 8

Положительные факторы влияния среды на объект Отрицательные факторы Организация форума ДО Улучшение демографической ситуации Низкая заработная плата Сокращение рабочих часов Вывод: полезные последствия, поддержка со стороны предпринимателя Вывод: угрозы и ограничения, уменьшение количества ДОУ Анализ внешней ситуации (политическая, экономическая, этическая, социальная ситуация)

Слайд 9

Сильные стороны объекта Слабые стороны объекта Чем вы обладаете Стаж работы Грамоты Материальное и техническое оснащение Недостаточное техническое оснащение Какие возможности внешней среды для усиления сильных сторон имеются: Наладить тесное сотрудничество с педколледжем , медучилищем Угрозы внешней среды для слабой стороны: Конкуренция Необходимо расширить аспект услуг Что нужно сделать, чтоб угроз не было, стало меньше? Повысить свою квалификацию Анализ внутренней ситуации

Слайд 10

Актуальность проекта Раскрыть значимость этого проекта, для чего он создается Проблема, причины Иметь делать получить Ресурсы: результат человеческие, материальные

Слайд 11

Все проблемы Ранжирование проблем по мере важности Проблемы по приоритетам Кто может помочь в решении проблем 1 2 3 4 Древо проблем №1 Древо проблем №2

Слайд 12

Цель, задачи, ожидаемый результат Цель проекта. Под целью понимается образ желаемого результата. Она должна быть сформулирована конкретно, быть понятна, доступна и принята участниками деятельности. Задачи – это конкретизированные или более частные цели, это главный путь достижения цели.

Слайд 13

I этап – подготовительный. Реализация проекта II этап – деятельный III этап – оценочный .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в детском саду. Педагогический проект "Семья"

"День Семьи". Итоговый  праздник по проекту  "Семья"...

Проектная деятельность в детском саду. Долгосрочный проект "С чего начинается Родина?"

Долгосрочный проект « С чего начинается Родина» ГБОУ СОШ № 1994 СП №2( детский сад 2485) Срок реализации: 3 года...

Проектная деятельность в детском саду: Педагогический проект "Семья"

Формировать у детей представления о семье. Уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных и близких нам людям....

Проектная деятельность в детском саду. Тема проекта: «Земля . Наши первые открытия»

Дети в возрасте 6-7 лет всё больше задают вопросов об окружающем мире и явлениях в нём, с интересом изучают познавательную литературу. Но знания, полученные без практического подтверждения, не особо я...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ Тема проекта: «История школьных принадлежностей.»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ Тема проекта:«История школьных принадлежностей.»...

Проектная деятельность в детском саду: Совместный проект «Игры нашего детства».

Проектная деятельность в детском саду: Совместный проект «Игры нашего детства»....

Статья: «Проектная деятельность в детском саду. Педагогическая технология.»

Проектная деятельность в детском саду. Педагогическая технология...