Речевая культура воспитателя детского сада
статья на тему

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь – визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_kultura_vospitatelya_detskogo_sada.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь – визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, в связи с этим одно из ведущих направлений деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком. Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в ДОУ.

Именно поэтому к речи педагога ДОУ сегодня предъявляются высокие требования и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

Так, к компонентам профессиональной речи педагога относятся:

  • качество языкового оформления речи;
  • ценностно-личностные установки педагога;
  • коммуникативная компетентность;
  • четкий отбор информации для создания высказывания;
  • ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Среди требований к речи педагога можно выделить культурные и методические требования, которые заключаются:

  • в строгом соответствии содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт;
  • владении педагогом методическим мастерством, знании приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей и умении их применять во всех случаях общения с воспитанниками и др.

Также среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

  • правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
  • точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления;
  • логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи;
  • чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование "слов-паразитов", диалектных и жаргонных слов;
  • выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора;
  • богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса воспитанников, но и помогает сформировать у них навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи;
  • уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов " Роль воспитателя на занятиях по физической культуре в детском саду".

Воспитатель   проводит  физкультурно- оздоровительную  работу  с  детьми  в  режиме  дня, использует  средства  физической  культуры  для ...

консультация для педагогов " Роль воспитателя на занятиях по физической культуре в детском саду".

Воспитатель  проводит  физкультурно-  оздоровительную  работу  с  детьми  в  режиме  дня, использует  средства  физической  культуры для ...

Роль воспитателя на занятиях по физической культуре в детском саду

В статье рассматриваются функции воспитателя на занятии физической культурой в детском саду для достижения высокого уровня усвоения учебного материала воспитанниками...

«Культура самовыражения воспитателя детского сада и его индивидуальная культура»

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно  - исторического развития. Но какие бы реформы не ...

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя на занятиях физической культурой в детском саду"

Данный материал будет полезен воспитателям и инструкторам по физической культуре...

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА

В данной статье рассматривается профессионально-коммуникативная культура педагога. Воспитатель, первый, кто сталкивается с вышеописанной задачей, формирует и развивает языковые навыки у самых ма...