Программа воспитания и обучения детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания
рабочая программа на тему

Евсюкова Виктория Валерьевна

Программа воспитания и обучения детей раннего возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_karapuz.rar2.7 МБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка.

Возраст от одного года до двух лет – особый период в жизни ребенка и окружающих его взрослых. По темпам развития мозга и нервной системы, которые влекут за собой изменения в познавательных, волевых и эмоциональных процессах, этому возрасту нет равных. А это значит, что именно в этот период во многом определяется будущее человека: его здоровье, характер, отношение к себе и другим людям.

Второй год жизни – новый этап в психологическом и физическом развитии ребенка. Большинство детей в начале второго года жизни начинают ходить. Получив относительную независимость, ребенок пытается изучать окружающий его предметный мир.

Ведущей в этом возрасте является предметная деятельность, ребенок овладевает предметными действиями, т.е. использует предмет в соответствии с его функциональным назначением. Ребенка второго года жизни отличает ярко выраженная познавательная активность, которая проявляется в любознательности, неуемном стремлении познать все, что он видит. Предметная деятельность протекает в форме как самостоятельных действий с предметами, так и совместной деятельности со взрослыми. Неотъемлемой частью такого сотрудничества является ситуативно-деловое общение. В процессе ситуативно-делового общения ребенок усваивает назначение различных предметов, их свойства и способы обращения с ними. Малыш учится пользоваться ложкой, чашкой, расческой, мылом, полотенцем. У детей появляются отдельные игровые действия: накормить куклу, укачать, уложить ее спать, покатать на машине.

Малыши начинают сооружать для игрушек разные постройки из конструкторов. Дети второго года жизни очень любят играть с пирамидками, вкладышами, матрешками. Появляются специфические исследовательские действия руки.

Постепенное овладение предметными действиями способствуют развитию всех психических процессов: восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания.

Все основные психические действия ребенка: внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Малыш не может управлять ими по собственному желанию, не в состоянии сосредоточиться или специально что-то запомнить. Он обращает внимание на то, что само запоминается, на яркие, эмоционально затронувшие эпизоды.

Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер. Это означает, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Очень важно для маленьких первооткрывателей поддерживать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира.

Второй год жизни – самый ответственный год в развитии речи, т.к. с него начинается собственно речевой период, когда растет активный словарь, формируется грамматический строй, начинает складываться правильное звукопроизношение.

Активная речь, как правило, появляется в 1,5 года. Дети, произносившие до этого отдельные слова и предпочитавшие общаться с окружающими с помощью мимики, жестов и лепета, пробуют пользоваться речью. Двухлетний ребенок умеет строить двухсловные или трехсловные предложения, может употреблять прилагательные и местоимения. Проявляет интерес к книге. Общение ребенка со взрослым все больше начинает опосредоваться словом.

Общеизвестно, что идеальной средой для развития маленького ребенка является его семья. Мировая педагогика располагает множеством неопровержимых фактов, которые свидетельствуют о роли матери в воспитании и развитии ребенка. Только мать на интуитивном уровне способна почувствовать и определить состояние своего малыша, а затем осуществить те или иные воздействия сообразно этим состояниям. Близость матери, ее готовность в любую минуту прийти на помощь создают у маленького ребенка чувство защищенности, базовое доверие к миру, другим людям.

Но, на определенном отрезке дороги раннего и дошкольного детства ребенок поступает в детский сад. Это событие влечет за собой значительные изменения в его жизни.

Наблюдения в периоде адаптации за детьми раннего возраста показали, что возникают сдвиги в функциональном состоянии организма ребенка, сопровождающиеся отчетливым изменением эмоционально поведенческих реакций и другими клиническими проявлениями. Почти у всех детей раннего возраста отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста, которые выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма.

Социальные контакты и речевая активность уменьшаются вплоть до их исчезновения. Дети теряют часть приобретенных ранее навыков. у них резко снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна.

В некоторых случаях отмечается задержка темпа нервно-психического и физического развития. Иногда период адаптации проходит настолько тяжело, что ребенок заболевает. Родители, как правило, ищут причину болезни в простуде, инфекции, а на самом деле это последствия эмоционального стресса, который угнетает защитные силы организма тем сильнее, чем возбудимее ребенок.

Поэтому, основная цель работы адаптационной группы детей раннего возраста кратковременного пребывания – подготовка ребенка к посещению детского сада, максимальное снижение стрессовых перегрузок в период адаптации, обучение родителей педагогическим приемам воспитания и развития ребенка раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме: «Адаптация детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания»

Консультация для родителей по теме:«Адаптация детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания».Создание групп кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях призвано...

«Организация воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в группе кратковременного пребывания»

Одним из путей снижения адаптационного стресса при поступлении ребенка в дошкольное учреждение, повышению качества жизни ребенка является создание группы кратковременного пребывания для детей раннего ...

"Воспитание и развитие детей с РАС в группе кратковременного пребывания через продуктивные виды деятельности"

Одним видом продуктичной деятельности является АРТ-терапия, которая направленная на приобретение навыков работы с различными материалами (краски, пластилин, тесто, природные и сыпучие материалы, клей,...

Занятия для детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания.

Игры-занятия можно использовать как родителям, так и воспитателям в детском саду....

Аспекты работы учителя-логопеда с детьми раннего возраста в группах кратковременного пребывания в ДОО

За основу разработки программы ранней помощи берем системный подход к коррекционно-педагогической работе с детьми 2-3 лет жизни.  Мы не зря выделили именно эту возрастную группу. Ведь в именно к ...

Программа образовательной деятельности с детьми раннего возраста в группе кратковременного пребывания

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей раннего возраста и обеспечивает развитие личности в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, инди...