Развивающая предметно - пространственная среда ДОУ
консультация по теме

Жанна Михайловна Пикулина

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchaya_predmetno-prostranstvennaya_sreda_doo.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

        Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Развивающая предметно - пространственная среда должна обеспечивать:

  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков развития;
  • возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах, двигательной активности, а также возможности уединения.

 Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды (по А.Г.Асмолову, В.А. Петровскому):

  • дистанции, позиции при взаимодействии;
  • активности, самостоятельности, творчества;
  • стабильности — динамичности;
  • комплексирования и гибкого зонирования;
  • эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
  • сочетания привычных и  неординарных элементов в эстетической организации среды;
  • открытости — закрытости;
  • учета половых и возрастных различий детей.

  Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

  • реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;
  • в случае организации инклюзивного образования  необходимые для него условия;
  • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

  Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды обязана соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы. Образовательное пространство группы оснащается средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами (в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем в соответствии со спецификой программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами ( в том числе  с песком и водой);
  • двигательную активность (в том числе развитие крупной и мелкой моторики), участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства подразумевает изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, и т.д.);
  • наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности  качестве предметов- заместителей в детской игре.

Вариативность среды предполагает:

  • наличие в группы различных пространств ( для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

  • открытость для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений ДОО, где осуществляется образовательный процесс;
  • свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих ДОО (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Безопасность предметно-пространственной среды подразумевает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечиванию надежности и безопасности их использования.

   Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.

    В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно-развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно-пространственной среды. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно- развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
  4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
  7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Организация и наполнение развивающей предметно-пространственной среды

Ясельная группа

Вид деятельности

Содержание предметной среды

Сенсорное, математическое развитие

Материалы по сенсорному развитию: пирамидки разной величины, коробочки-вкладыши. Плоскостные сенсорные эталоны, «Ящик Сегена», цилиндрики-вкладыши, рамки-вкладыши, геометрические головоломки, настенные панно для обогащения сенсорных представлений, развития мелкой моторики рук (шнуровка, застежки, липучки и т.п.), мягкие пазлы, шнуровки, настольно-печатные игры, логические блоки Дьенеша, игра лото, парные картинки, крупная пластиковая мозаика, наборы разрезных картинок.

Творческая мастерская

Краски: гуашевые, пальчиковые; цветные восковые мелки; кисточки толстые беличьи, колонковые; бумага разного формата для индивидуального рисования и совместного творчества; наличие места на стене для творчества детей (доска для рисования мелом, восковыми мелками); поролоновые губки-штампы, тканевые салфетки для рук, пластилин, доски для работы с пластилином, иллюстрации сказок, репродукции росписи народных промыслов.

Игровая

Атрибуты для сюжетных ролевых игровых действий с куклами: куклы, кукольные одежда и мебель, коляски для кукол, посуда, расчески, щетки, тазик  для купания, мочалки, полотенце, разнообразные резиновые игрушки; атрибуты для игры «Больница»; машинки средних  и малых размеров, кубики, различный строительный материал для создания построек.

Физкультурный уголок

Мячи резиновые большие и малые, султанчики, флажки, скакалки, массажные мячики, массажная дорожка, атрибуты для создания сюжета на физкультурных занятиях.

Театрализован-ная

Ширма, настольный театр: плоскостной, конусный, театр игрушек; атрибуты перчаточного театра, театр на фланелеграфе; декорации; элементы костюмов для персонажей (маски, юбки, платочки и др.); полка с книгами (по 5-6 прочитанных и 1-2 новые). Все материалы переодически обновляются, музыкальные игрушки, музыкальные инструменты: металлофон, бубны, колокольчики, барабан.

Уголок экспериментирования

Специально оборудованный столик для экспериментирования с водой и песком — вода кипяченая, песок прокален в духовом шкафу; ведерки, совочки, формы для песка, плавающие игрушки, чашки для переливания воды

Уголок природы

Животные — аквариумные рыбки (1-2 крупные), попугаи, канарейки; растения — с красивыми крупными листьями, четко просматриваемой структурой строения, цветущие (фикус, бальзамин, герань, гибискус и др.); пейзажи по времени года.

Конструирова-ние

Напольный крупный строительный материал, к нему для обыгрывания крупные машины и игрушки-двигатели, сюжетные наборы фигурок: животные, люди, настольный мелкий конструктор с материалом для обыгрывания.

Младшая группа

Вид деятельности

Содержание предметной среды

Сенсорное, математическое развитие

Материалы по сенсорному развитию: пирамидки разной величины, коробочки-вкладыши, плоскостные сенсорные эталоны, «Логический куб», геометрические головоломки, настенные панно для обогащения сенсорных представлений, развития мелкой моторики рук, мягкие пазлы, шнуровки, настольно-печатные игры, мозаика крупная и мелкая, логические блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера с комплектом дидактических картинок, геометрические головоломки на фланелеграфе «Танграм», игры: «Составь картинку». «Волшебный круг»,  лото, домино.

Творческая мастерская

Краски: гуашевые, пальчиковые, акварельные; цветные восковые мелки; цветные карандаши. кисточки толстые, тонкие беличьи, колонковые; бумага разного формата для индивидуального рисования и совместного творчества; наличие места на стене для творчества детей; поролоновые губки-штампы, тканевые салфетки для рук, пластилин, доски для работы с пластилином, иллюстрации сказок, репродукции росписи народных промыслов, предметы народных промыслов (городецкая роспись, дымковская игрушка, игрушки из соломы), цветные мелки для рисования на асфальте, периодически сменяющаяся выставка детских работ (рисунки, поделки)

Игровая

Атрибуты: куклы, кукольные мебель и одежда, коляски для кукол, разнообразные резиновые игрушки; «Больница», «Магазин игрушек», «Шофер-пассажиры», «Гараж»; машинки разных размеров, кубики, различный строительный материал для создания построек

Физкультурный уголок

Мячи резиновые большие и малые, султанчики, флажки, скакалки, массажные мячики, массажная дорожка, атрибуты для подвижных игр, игровой спортивный комплекс.

Театрализован-ная деятельность, литература

Ширма, настольный театр: плоскостной, конусный, театр игрушек; атрибуты перчаточного театра,пальчиковый театр, театр на фланелеграфе; декорации; элементы костюмов для персонажей (маски, юбки, платочки, парики  и др.), фонотека с записями сказок, рассказов, детских песен, классических музыкальных произведений для прослушивания; полка с книгами (по 5-6 прочитанных и 1-2 новые). Все материалы периодически обновляются.

Уголок экспериментирования

Специально оборудованный столик для экспериментирования с водой и песком — вода кипяченая, песок прокален в духовом шкафу; ведерки, лопатки, формы для песка, плавающие игрушки, чашки для переливания воды

Уголок природы

Животные — аквариумные рыбки (1-2 крупные), попугаи, канарейки; растения — с красивыми крупными листьями, четко просматриваемой структурой строения, цветущие (фикус, бальзамин, герань, гибискус и др.); репродукции или сменяемые настенные панно экосистем по временам года (лес, город и др.), инвентарь для ухода за растениями и животными, экологическое лото.

Конструирова-ние

 Крупный строительный материал пластмассовый, мелкий деревянный для создания построек. Конструкторы типа Лего, кубики большие и малые, напольные мягкие модули для строительства, игрушки для обыгрывания построек (машинки, животные, куклы, пупсы и т.д.)

Средняя группа

Вид деятельности

Содержание предметной среды

Сенсорное, математическое развитие

Материалы по сенсорному развитию: коробочки — вкладыши, плоскостные сенсорные эталоны,  геометрические головоломки, настенные панно для обогащения сенсорных представлений, развития мелкой моторики, мягкие пазлы, шнуровки, настольно-печатные игры,  логические блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера с комплектом дидактических картинок, геометрические головоломки на фланелеграфе «Танграм», игры: «Составь картинку». «Волшебный круг»,  лото, домино, мозаика.

Творческая мастерская

Краски: гуашевые, пальчиковые, акварельные; цветные восковые мелки; цветные карандаши. кисточки толстые, тонкие беличьи, колонковые; бумага разного формата для индивидуального рисования и совместного творчества;  раскраски, наличие места на стене для творчества детей; поролоновые губки-штампы, штампы-печати, тканевые салфетки для рук, пластилин, доски для работы с пластилином, иллюстрации сказок, репродукции, предметы росписи народных промыслов (дымковская игрушка, архангельские птицы из щепы, жостовские подносы, кружево вологодское, городецкие доски), репродукции живописи (пейзажи, натюрморт),  цветные мелки для рисования на асфальте, периодически сменяющаяся выставка детских работ (рисунки, поделки)

Игровая

Атрибуты: куклы, кукольные мебель и одежда, коляски для кукол, разнообразные резиновые игрушки; «Больница», «Магазин игрушек», «Морское плавание», «ППД», «Парикмахерская», «Семья»; машинки разных размеров, кубики, различный строительный материал для создания построек

Физкультурный уголок

Мячи резиновые большие и малые, султанчики, флажки, скакалки, массажные мячики, массажная дорожка, атрибуты для подвижных игр, игровой спортивный комплекс.

Театрализован-ная деятельность, литература

Ширма, настольный театр: плоскостной, конусный, театр игрушек; атрибуты перчаточного театра, пальчиковый театр, театр на фланелеграфе; декорации; элементы костюмов для персонажей (маски, юбки, платочки, парики  и др.), фонотека с записями сказок, рассказов, детских песен, классических музыкальных произведений для прослушивания; полка с книгами (по 5-6 прочитанных и 1-2 новые). Все материалы периодически обновляются, в литературном уголке репродукции иллюстраций В.Сутеева, Ю.Васнецова, Е.Чарушина

Уголок экспериментирования

Специально оборудованный столик для экспериментирования с атрибутами: весы, мерные емкости для воды и сыпучих материалов; природный материал: шишки, каштаны, одинаковые емкости с материалом для экспериментов: мука, песок, крупа, кусочки различных по фактуре тканей, маленькие емкости для изготовления цветного льда, глина, инструменты для выдувания мыльных пузырей, материал для игр с зеркалом, звуками, светом.

Уголок природы

Животные — аквариумные рыбки (1-2 крупные), попугаи, канарейки; растения — с красивыми крупными листьями, четко просматриваемой структурой строения, цветущие (фикус, бальзамин, герань, гибискус и др.); репродукции или сменяемые настенные панно экосистем по временам года (лес, город, река, море, горы, поле в различные времена года), ландшафты степи, реки как региональный компонент присутствует постоянно, инвентарь для ухода за растениями и животными, экологическое лото.

Конструирова-ние

Крупный строительный материал пластмассовый, мелкий деревянный для создания построек. Конструкторы типа Лего, кубики большие и малые, напольные мягкие модули для строительства, игрушки для обыгрывания построек (машинки, животные, куклы, пупсы и т.д.)

Старшая группа

Вид деятельности

Содержание предметной среды

Сенсорное, математическое развитие

Материалы развития мелкой моторики: шнуровки, настольно-печатные игры, логические блоки Дьенеша,  палочки Кюизенера; геометрические головоломки, настольный, настенный, напольный варианты; на фланелеграфе «Танграм»,

«Колумбово яйцо», «Сфинкс», пазлы, игры «Составь картинку», «Лабиринт», «Соедини точки», счетные палочки, игры типа лото, домино, рамки-вкладыши, настенный и настольный «Геоконт».

Творческая мастерская

Краски: гуашевые, пальчиковые, акварельные; цветные восковые мелки; уголь, цветные карандаши, кисточки толстые, тонкие беличьи, колонковые; бумага разного формата для индивидуального рисования и совместного творчества; раскраски, наличие места на стене для творчества детей; поролоновые губки-штампы, штампы-печати, тканевые салфетки для рук, пластилин, доски для работы с пластилином; глина, иллюстрации сказок, репродукции росписи народных промыслов (хохломская и гжельская росписи, палехские миниатюры, предметы быта из бересты), репродукция живописи (пейзажи, натюрморт, портрет), цветные мелки для рисования на асфальте, предметы — результат детского творчества.

Игровая

 Атрибуты: куклы, кукольные мебель и одежда, коляски для кукол; «Больница», «Магазин игрушек», «Вокзал»,«Морское плавание», «ППД», «Парикмахерская», «Семья»; машинки разных размеров, кубики, различный строительный материал для создания построек

Физкультурный уголок

Мячи резиновые большие и малые, султанчики, флажки, скакалки, массажные мячики, массажная дорожка, атрибуты для подвижных игр, игровой спортивный комплекс.

Театрализован-ная деятельность, литература

Ширма, настольный театр: плоскостной, конусный, авторский, теневой, атрибуты перчаточного театра, пальчиковый театр, театр на фланелеграфе; декорации; элементы костюмов для персонажей (маски, юбки, платочки, парики  и др.), фонотека с записями сказок, рассказов, детских песен, классических музыкальных произведений для прослушивания; полка с книгами (по 5-6 прочитанных и 1-2 новые). Все материалы периодически обновляются, в литературном уголке репродукции портретов детских писателей.

Уголок экспериментирования

Специально оборудованный столик для экспериментирования с атрибутами: весы, мерные емкости для воды и сыпучих материалов; природный материал: шишки, каштаны, одинаковые емкости с материалом для экспериментов: мука, песок, крупа, кусочки различных по фактуре тканей, маленькие емкости для изготовления цветного льда, глина, инструменты для выдувания мыльных пузырей, эталоны меры, термометр, микроскоп, литература: детские энциклопедии по разным областям знаний, различные измерительные приборы.

Уголок природы

Животные — аквариумные рыбки (1-2 крупные), попугаи, канарейки; растения — с красивыми крупными листьями, четко просматриваемой структурой строения, цветущие (фикус, бальзамин, герань, гибискус и др.); репродукции или сменяемые настенные панно экосистем по временам года (лес, город, река, море, горы, поле в различные времена года), ландшафты степи, реки как региональный компонент присутствует постоянно, инвентарь для ухода за растениями и животными, экологическое лото, сменяемые панно различных климатических зон (Арктика, пустыня, джунгли, подводный мир)

Конструирова-ние

Крупный строительный материал пластмассовый, мелкий деревянный для создания построек. Конструкторы типа Лего, кубики большие и малые, индивидуальные наборы строительного материала, конструкторы металлические, пластины из толстого картона, тонкой фанеры различные по конфигурации (квадратные, круглые, многоугольные и т.д.) для перекрытий в постройках детей

Подготовительная группа

Вид деятельности

Содержание предметной среды

Сенсорное, математическое развитие

Настольно-печатные игры, логические блоки Дьеныша, палочки Кюизенера, геометрические головоломки: настольный, настенный, напольный варианты, на фланелеграфе: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Пентамимо», пазлы, игры: «Составь картинку», «Лабиринт», «Соедини точки», счетные палочки, игры типа лото, домино, «Четвертый лишний», рамки-вкладыши, настенный и настольный «Геоконт»

Творческая мастерская

Краски: гуашевые, пальчиковые, акварельные; цветные восковые мелки; уголь, цветные карандаши, кисточки толстые, тонкие беличьи, колонковые; бумага разного формата для индивидуального рисования и совместного творчества; раскраски, наличие места на стене для творчества детей; поролоновые губки-штампы, штампы-печати, тканевые салфетки для рук, пластилин, доски для работы с пластилином; глина, иллюстрации сказок, репродукции росписи народных промыслов, изделия с росписью (хохлома,  гжель палех,  предметы быта из бересты), репродукция живописи (пейзажи, натюрморт, портрет), цветные мелки для рисования на асфальте, предметы — результат детского творчества.

Игровая

Атрибуты: куклы, кукольные мебель и одежда, коляски для кукол; «Больница», «Магазин игрушек», «Вокзал», «Морское плавание», «ППД», «Салон красоты», «Школа», «Семья», «Супермаркет»; машинки разных размеров, кубики, различный строительный материал для создания построек

Физкультурный уголок

Мячи резиновые большие и малые, султанчики, флажки, скакалки, массажные мячики, массажная дорожка, атрибуты для подвижных игр, игровой спортивный комплекс.

Театрализован-ная деятельность, литература

Ширма, настольный театр: плоскостной, конусный, авторский, теневой, атрибуты перчаточного театра, пальчиковый театр, театр на фланелеграфе; декорации; элементы костюмов для персонажей (маски, юбки, платочки, парики  и др.), театр предметов, домашний театр; фонотека с записями сказок, рассказов, детских песен, классических музыкальных произведений для прослушивания; полка с книгами (по 5-6 прочитанных и 1-2 новые). Все материалы периодически обновляются, в литературном уголке репродукции портретов детских писателей.

Уголок экспериментирования

Специально оборудованный столик для экспериментирования с атрибутами: весы, мерные емкости для воды и сыпучих материалов; природный материал: шишки, каштаны, одинаковые емкости с материалом для экспериментов: мука, песок, крупа, кусочки различных по фактуре тканей, маленькие емкости для изготовления цветного льда, глина, инструменты для выдувания мыльных пузырей, эталоны меры, термометр, микроскоп, литература: детские энциклопедии по разным областям знаний, различные измерительные приборы.

Уголок природы

Животные — аквариумные рыбки (1-2 крупные), попугаи, канарейки; растения — с красивыми крупными листьями, четко просматриваемой структурой строения, цветущие (фикус, бальзамин, герань, гибискус и др.); репродукции или сменяемые настенные панно экосистем по временам года (лес, город, река, море, горы, поле в различные времена года), ландшафты степи, реки как региональный компонент присутствует постоянно, инвентарь для ухода за растениями и животными, экологическое лото, сменяемые панно различных климатических зон (Арктика, пустыня, джунгли, подводный мир)

Конструирова-ние

Крупный строительный материал пластмассовый, мелкий деревянный для создания построек. Конструкторы типа Лего, кубики большие и малые, индивидуальные наборы строительного материала, конструкторы металлические, пластины из толстого картона, тонкой фанеры различные по конфигурации (квадратные, круглые, многоугольные и т.д.) для перекрытий в постройках детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

 В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды....

«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

 В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды.    Вопрос создан...

Педагогический совет на тему: «Инновационный подход к созданию развивающей предметно - развивающей предметно-пространственной среды в группе»

Активизировать действия педагогов на проектирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания, обеспечения разнообра...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...