Главные вкладки

    «Взаимодействие с родителями в рамках реализации ФГОС»
    статья ( группа) на тему

    Соломенникова Наталья Анатольевна

    Статья

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Взаимодействие с родителями в рамках реализации ФГОС»

    (из опыта работы)

    Старший воспитатель

    Н.А. Соломенникова

    МДОУ «Брусничка»

    п. Тубинский

    Усть-Илимский район

    Впервые в истории дошкольное образование стало самоценным уровнем образования, ставящим главной целью формирование успешной социально развитой  личности.

    В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» ст. 64 «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».

    Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.
    Утвержден  федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
    в ФГОС отмечено, что  одним из
    принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьей, и является  основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического  и  психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

    Также сформулированы  и требования по взаимодействию Организации работы с родителями.

    Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений  с  учётом  образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и  педагогов.
            В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
    •    информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей  дошкольного  образования,  общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в  образовательную деятельность;  
    •    обеспечить открытость дошкольного образования; 
    •    создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
    •    поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;
    •    обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в том числе   посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
    •    создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными  представителями) детей вопросов, связанных с ее реализацией.

    Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей

    Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную  целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие задачи:
    •    установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
    •    объединение усилий для развития и воспитания детей;
    •    создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
    •    активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
    Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование «Что вы ожидаете от сотрудничества с ДОУ», которое помогает правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

    Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, которые отходят на второе место в первую очередь, активно используются новые  формы и методы работы:
    - "Круглый стол" по любой теме
    - тематические выставки по итоговым дням, совместным проектам, праздникам.
    - по запросам родителей консультации специалистов (психолога, логопеда, инструктора ФИЗО, медсестры, муз. руководителя) по интересующим их вопросам
    - семейные спортивные встречи в которых принимают участие и папы стали интересными не только для родителей, но и для детей;

      - открытые занятия для просмотра родителей;

      - детско-родительский клуб «Содружество» на протяжении 4 лет является эффективной, интересной  и необходимой формой сотрудничества. Заседания  клуба помогают сплотить родителей и детей разных групп, помогают в создании атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

    – оздоровительный клуб «Крепыш» который проводится совместно с фельдшером Тубинской врачебной амбулатории 1 раз в квартал помогает решать вопросы оздоровления детей и укрепления их здоровья. совместные походы в лес на экскурсии

      - день открытых дверей, где родители вовлечены в проведении образовательной деятельности с детьми совместно с воспитателями

      -  Еще хочется отметить, что вошло в практику и является успешным привлечение родителей к проведению праздников, утренников, где родители являются участниками сценария.

    - газета «»Брусничкины новости», в которой для родителей предоставляется много полезной информации по оздоровлению детей, их развитию и воспитанию, а также родители узнают все новости детского сада;
    - сайт ДОУ
    А в этом году хотим ввести еще одну форму -  конкурс семейных талантов.

    Для родителей важно индивидуальное внимание к каждому ребенку, доброжелательность.

      Немаловажное значение здесь играют зрительные (наглядные) подтверждения внимания к ребенку – оформление информации на стенде для родителей:

    1. Высказывания детей в рубриках:

    • «Какие мы разные»;
    • «Говорилки»;
    • «Устами младенца».

    2. Достижения каждого ребенка в виде персональных, стилизованных значков (ладошки, фигурки детей, кораблики и т.п. – ежедневные записи родителей и воспитателей о новых приобретений ребенка):

    • «Я умею!»;
    • «Я могу»;
    • «Я люблю»;
    • «Вот чему я научился!»

    3. Персональные листы («Про меня») с развернутой информацией о каждом ребенке, оформленные родителями совместно с детьми (могут быть помещены на лестничных клетках, на стенах коридоров, прилегающих к группе).

    4. Записи вопросов, высказываний, рассуждений детей о том, что их интересует, тревожит, занимает.

    5. Информация об умениях, достижениях, интересах детей, полученных в ходе наблюдений.

    6. Дни рождения каждого ребенка, стилизованные по сезонам или знакам зодиака.

    7. Плакаты ко дню рождения («Звезда недели», «Наша звездочка»), где помещено интервью с ребенком, пожелания детей, родителей, воспитателей.

    8. «Мы вас ждем!» - график на месяц, ориентирующий членов семьи ребенка на участие в работе группы.

    9. Объявления для родителей.

    На шкафчиках для одежды:

    плакетки с именами ребенка и именем – отчеством родителей (фотография, рисунок-автопортрет)

     Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная. При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

      Каковы же критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей? .

    - Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.

    - Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

    -  Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону.

    - Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.

    - Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.

    Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность как форма взаимодействия с родителями в рамках реализации ФГОС ДО.

    Проектная деятельность как форма взаимодействия с родителями в рамках реализации ФГОС ДО. актуальность, цели, задачи проектвов. Проект "Моя семья"...

    «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

    Отчёт по проектной деятельности по взаимодействию с родителями....

    "Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС дошкольного образования"

    С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Работа должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микрокл...

    Организация взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края».

    В данной статье описывается насколько важно экологическое воспитание в раннем дошкольном возрасте, обосновывается необходимость целенаправленной работы с семьями воспитанников по экологическому воспит...

    Мастер-класс для молодых специалистов: "Современные формы организации взаимодействия МБДОУ с родителями в рамках реализации ФГОС ДО"

    Цель: повысить уровень профессионального мастерства молодых специалистов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

    «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями в рамках реализации ФГОС ДОУ: профилактика и решение конфликтных ситуаций»

    Конфликт воспитатель-родитель. Причины возникновения и пути решения. Причины конфликтов между педагогом и родителями.  Психологические рекомендации, при правильном поведении человека в ...