Главные вкладки

    Новые подходы к планированию образовательной работы в ДОО в соответствии с ФГОС ДО
    статья ( группа) на тему

    Бойкова-Михеева Юлия Сергеевна

    Статья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл novye_podhody_k_planirovaniyu.docx21.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Новые подходы к планированию

    образовательной работы в ДОО в соответствии с ФГОС ДО.

    Юлия Сергеевна Бойкова,

    воспитатель

    МБДОУ МО г.Краснодар

    «Детский сад № 85»

    Планирование – одна из важнейших составляющих качества дошкольного образования, так как является одним из главных этапов методической и управленческой деятельности в дошкольном образовательном  учреждении.

    В связи с обновлением содержания и технологии обучения детей, с введением новой оценки качества образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, назрела необходимость пересмотреть подходы к содержанию и формам планирования  образовательной работы в ДОО. Проблема планирования воспитательно-образовательного процесса всегда была и остаётся актуальной среди дошкольных работников.

    Грамотно составленная модель плана необходима воспитателю, так как служит путеводителем для него, помогает решать задачи качественного образования комплексно в рамках основных направлений развития ребёнка. В нашем лексиконе давно уже появились слова «интегративный», обозначающее - объединение элементов в целое; «интеграция»- процесс создания этой целостности. «Инструментом», обеспечивающим организацию оптимально целостного образовательного процесса в детском саду в соответствии с ФГОС ДО, может стать интегрированное планирование.

    Под интегрированным планированием мы понимаем взаимопроникновение и взаимодействие  содержания тематического, перспективного и календарного планирования.

            Основные принципы интегрированного планирования соответствуют принципам федерального государственного образовательного стандарта. Среди них: опора на формулирование содержательных задач по разным направлениям с целью дополнения и взаимного обогащения друг друга; использование разных форм взаимодействия педагога с детьми и детей между собой, адекватных поставленным задачам; соответствие взаимосвязанным видам деятельности, формирующим разнообразные сущностные связи в представлениях ребёнка о мире.

    Интегрированное планирование ориентирует педагога на интересы и мотивацию ребёнка при построении целостной картины мира в процессе насыщенного смыслами проживания определённого периода времени, например, в рамках какого-либо проекта.  Такая форма планирования позволяет педагогу гибко и вариативно менять последовательность используемых форм организации педагогического процесса в соответствии с инициативами детей, их настроением, яркими событиями в окружающем мире.

    Модель интегрированного планирования объединяет различные виды детской деятельности и культурных практик единой темой, которая находит отражение во всех видах планирования: в годовом, перспективном и календарном плане. Такой подход повышает интерес детей к окружающему миру посредством погружения в определённую тему, а также способствует целостному восприятию и активному участию в различных видах деятельности.

    Основной структурный компонент системы интегрированного планирования - календарный план воспитательно-образовательной работы воспитателя с детьми, который  является нормативным документом воспитателя ДОУ в соответствии с приказом Министерства народного образования РСФСР  № 41 от 20.09.1988г. Форма ведения календарного плана- произвольная, но в тоже время план воспитательно-образовательной работы должен соответствовать современным нормативным документам в дошкольном образовании и отображать содержание реализуемой образовательной программы дошкольного образования ДОУ через адекватные формы и детские культурные практики в рамках интеграции всех образовательных областей ООП.

    По логике главным в плане должно быть содержание, а не его форма. И, тем не менее, сейчас при новых подходах к организации образовательной деятельности с детьми, форма плана тоже имеет значение. Календарный план воспитателя должен вмещать в себя задачи всех образовательных областей; быть одновременно лаконичным, ёмким и разумным по объёму. Для того, чтобы составить такой план, у воспитателя должны быть сформированы проектировочные навыки в планировании образовательного процесса.

    На первом этапе инновационного проекта «Модель интегрированного планирования образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС дошкольного образования» творческой группой педагогов разработан алгоритм тематического и перспективного планирования, основанного на событийности, традициях нашего края, города и детского сада.

    Для составления тематического плана по образовательным областям педагогами учреждения составлен календарь памятных и знаменательных дат, которые отбирались в соответствии с приоритетными направлениями деятельности и традициями детского сада. В тематическом плане прописаны задачи программы по образовательным областям, виды и тематика организованной образовательной деятельности и видов деятельности в режимных моментах.

    Вторым шагом проектировочной деятельности педагогов стала разработка перспективного плана на основе тематического. Для разработки перспективного планирования нами выбрана методика Н.А. Коротковой «Темообразующие  факторы в планировании образовательного процесса в ДОО» и опыт работы  коллег детских садов города Пермь. Для себя мы выбрали четыре основных фактора: сезонность, событийность, экологизация – в соответствии с приоритетным направлением деятельности ДОО, тематика  очередного года -  по российскому календарю. В перспективном плане отражена форма и содержание  работы по выбранным темам, связь с другими видами деятельности, взаимосвязь с семьями воспитанников и с социумом.

    Составление календарного плана на основе перспективного – третий шаг в планировании образовательного процесса. Календарный план содержит все виды детских культурных практик во всех образовательных областях и отражает их взаимосвязь, виды деятельности в режимных моментах, содержание развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности детей. Данный этап планирования для воспитателя – самый ответственный, так как здесь воспитатель анализирует содержание программы за предыдущий отрезок времени, определяет уровень усвоения детьми программы и дополняет план актуальными задачами, из не решённых раннее. Педагогами детского сада разработана и внедрена в практику новая форма календарного плана, которая представлялась на городских методических объединениях и одобрена коллегами. Разработано интегрированное планирование для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Внедрение системы интегрированного планирования внесло разнообразие в образовательный процесс, обогатило содержание образовательной работы с детьми, способствовало развитию творчества и умения воспитателей  выстраивать стратегию и тактику своей работы.  Авторские методические разработки педагогов размещены на сайте учреждения.

    Список литературы:

    1. Васюкова Н. Е. Планирование как механизм выстраивания интегративного содержания педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук / Васюкова Н. Е. – М., [2009].
    2. Евдокимова Е. С. Календарь как форма планирования воспитывающего взаимодействия с ребенком в семье // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - N 6. - С. 85-88.
    3. Любимова Л.В. Проектирование образовательного процесса в ДОУ в условиях перехода На ФГОС дошкольного образования // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - N 13. - С. 9-13.
    4. Скоролупова О. А. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного пространства в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. - 2013. - N 5. - С. 40-45.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Новые подходы к планированию образовательного процесса в соответствии с ФГТ

    Данный материал описывает особенности планирования образовательного процесса в ДОУ....

    Итоговая работа по курсу повышения квалификации ИОЧ «Использование новых программ и педагогических технологий в ДОУ" на тему: «Разработка содержания воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО"

    Итоговая работапо курсу повышения квалификации  ИОЧ«Использование новых программ и педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях» на тему:«Разработка содержания воспитат...

    Примерное планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю) в соответствии с ФГОС. Программа «Истоки» Группа: подготовительная Тема недели: «Овощи и фрукты»

    Содержание Программы должно обеспечивать развитие  личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные ...

    Проект «Введение ФГОС дошкольного образования. Новые подходы к организации образовательной работы»

    Проект «Введение ФГОС дошкольного образования. Новые подходы к организации образовательной работы»...

    Планирование воспитательно - образовательной работы с детьми в соответствии с ФГОС.

    С появлением нового ФГОС необходимо пересмотреть планирование воспитательно-образовательной работы с детьми. В действующую структуру планирования  ФГОС ДО вносят существенные изменения, на основе...

    Итоговая практико – значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.» по программе « Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»

    АктуальностьСюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое...