Инклюзивная практика в группах комбинированной напрвленности
методическая разработка на тему

Павлова Надежда Александровна

К разделу основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом ФГОС ДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивная практика в группах комбинированной направленности

Подготовила педагог – психолог ГБОУ Школа №492  

Структурное подразделение №3 « Медвежонок»

 Павлова Н.А.,  I кв. категория

Категория детей

Структура дефекта

Условия, необходимые для ребенка дошкольного возраста в ДОО, с учетом ОВЗ

1

Глухие

Первая структура полная глухота, а вторая немота

Глухие дети со сложной структурой дефекта нуждаются в особом типе учреждения.

 Нужно организовать комфортную  среду, способную обеспечить наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей глухого ребенка со сложной структурой дефекта, его

адаптацию. Также важно организовать совместную работу сурдопедагога и воспитателя.

2

Слабо-слышащие

Нарушения слухового восприятия, нарушения в овладении словесной речью.

  Без адаптивных навыков ребенок с нарушениями слуха не готов к реальной жизни, где ему предстоит играть множество жизненных ролей. Актуальным является вопрос о создании специальных условий в общеобразовательном учреждении для освоения слабослышащими детьми программы обучения,

используя все возможные средства коррекционной педагогики .

3

Поздно-оглохшие

Дети, потерявшие слух, но сохранившие речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты.

Помочь приобрести навык зрительного восприятия устной речи для речевого общения и улучшения разборчивости восприятия речи при остаточном слухе. Для всех позднооглохших речевые движения окружающих имеют осмысленное значение. Д ля многих позднооглохших обучение чтению с губ представляет большие трудности. В процессе специального обучения позднооглохших необходимо установить новую связь между сформированными кинестетическими и соответствующими зрительными образами произносимых слов, фраз, повысить встречную активность оглохшего в условиях контекста.

4

Слепые  

Полная слепота. Отсутствие восприятия и пространственной ориентации.

Обучения  детей  в специальной школе. Формирования сенсорного опыта, развития осязательной деятельности, интеллектуализации учебно-познавательной деятельности, формирования соотносительной деятельности.

5

Слабо-видящие

Нарушения зрительного восприятия. Недостаточное  ориентирование в пространстве, замедленное развитие различных форм деятельности

Выявления и развития способностей обучающихся через систему секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, расширения социального опыта и социальных контактов слабовидящих обучающихся, в том числе с нормально развивающимися сверстниками. Индивидуальный подход каждому ребенку.

6

 С тяжелыми нарушениями речи

Речевые нарушения. Задержка психического развития, нарушения в овладении звуковым составом слова. Нарушение письма.

Реализация индивидуальной образовательной программы.

Присутствие в ДОО дефектолога, логопеда, психолога.

7

С нарушением опорно-двигательного аппарата

Двигательные нарушения. Задержка формирования основных моторных функций.

Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата нужен безбарьерный  доступ в учреждение. Создание индивидуально ориентированных условий реализации образовательного процесса для конкретного ребенка

8

С задержкой  психического аппарата

Нарушения работы мозга, центральной нервной системы, генетических или же психических расстройств

Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии и клинической детской психологии

9

С умственной отсталостью

Врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие  психики, проявляющаяся нарушением  интеллекта   вызванная патологией головного мозга

  С целью обеспечения вариативности и индивидуализации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, педагоги используют различные коррекционные технологии, способствующие сглаживанию нарушений

интеллектуальной и эмоционально-

волевой сферы детей с особыми  образовательными потребностями. Игровая деятельность. Занятия с психологом.

10

С расстройст-вами аутис-тического спектра

Расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями

Индивидуально дозированное введение в ситуацию обучения в группе детей,  работа педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего, создание условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка. Индивидуальные занятия с психологом, при необходимости дефектологом и логопедом

11

 Со сложными дефектами

К категории детей со сложными дефектами относятся дети с умственной отсталостью, которая усугубляется нарушениями слуха  и/или нарушениями зрения. Кроме того этот печальный список дополняется детьми глухими с серьезными нарушениями зрения, здесь же и слепоглухонемые дети. В числе сложных дефектов и задержка психического развития, сочетающаяся с дефектами слуха или зрения, а также глухота с соматическими пороками, а это заболевания ЖКТ, почек и  печени, врожденные пороки сердца.

Разработке индивидуальных коррекционно - педагoгических программ для детей этой категории. Использование уже существующих программ обучения. А сама по себе коррекционно-педагогическая деятельность по воспитанию детей со сложной структурой дефекта может быть действенной лишь при условии овладения педагогами методами и содержанием специального социального воспитания детей и при систематическом самообразовании преподавателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация инклюзивного образования в условиях группы комбинированного

Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в детском саду здоровых детей и с особыми потребностями....

Развитие высших психических функций посредством специальных методов и приемов в группе «Особый ребенок». «Дары Фрёбеля» в инклюзивной практике

Фридрих Фрёбель был самым первым в истории экспертом в области образования, кто признал ценность детской игры и первым человеком, который создал образовательные материалы для детей...

"Сопровождение педагогов, работающих на группах комбинированной напрвленности для детей с ТНР"

Внутрифирменное обучение - развитие знаний, умений и навыков, необходимых для совершенствования профессиональной деятельности в процессе обучения  на рабочем месте.«Внутрифирменное обучение...

Домашние задания для детей старшей группы комбинированной напрвленности

Для повышения эффективности коррекционной работы необходимо организовать взаимодействие с семьей. Полученные детьми знания и умения  закреплять дома....

Презентация опыта работы в третьем этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик по теме: « Модель инклюзивного образования в ДОУ» г.Красноярск

Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, напр...