Образовательная предметно-пространственная развивающая среда группы
материал на тему

Шикова Марина Алексеевна

Образовательная предметно-пространственная развивающая среда группы №7 МБДОУ д/с №8 "Звездочка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная предметно-пространственная развивающая среда группы

Образовательные области

Виды деятельности

Центры, уголки, мастерские и др.

Организация образовательной предметно-пространственной развивающей среды для поддержки детской инициативы

Речевое развитие

Игровая

Уголок сюжетно-ролевых игр, Уголок настольных и дидактических игр.

Создавать условия для речевого развития детей путем вовлечения их в игровую деятельность (сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Салон красоты» и др.). способствовать диалогическому и монологическому общению детей через создание игровых ситуаций.

Коммуникативная

Театральный уголок,
Центр художественной литературы,
Центр «Грамотности»

Способствовать развитию коммуникативных навыков через необходимое оборудование (пальчиковый, перчаточный, кукольный, настольный, теневой театры; театр би-ба-бо; маски сказочных персонажей; шапочки-зверюшки; наборы картинок; картинки-загадки и др.).

Познавательно-исследовательская

Уголок «Юный исследователь»

Создавать в группе развивающую предметную среду, стимулирующую исследовательскую активность (разместить дидактические игрушки, природный материал, предметы взрослого быта и др.), способствующую сенсорному развитию (тактильные мешочки с разным наполнением) и совершенствования диалогической и монологической форм речи (составление плана рассказа).

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Уголок дежурств по столовой, Уголок дежурств по занятиям

Способствовать речевому общению детей в процессе трудовой деятельности через организацию дежурств, помощь взрослым в уборке группы, организации занятий и др.. Пополнять словарь детей новыми терминами и выражениями. Формировать способность к организации взаимодействия с взрослыми и сверстниками в ходе совместной деятельности.

Конструирование

Мастерская «Лего»

Организовывать совместную с детьми конструктивную деятельность, помогая им реализовывать собственный замысел с помощью картинок-инструкций. Способствует развитию речи при обыгрывании готовых построек.

Изобразительная

Уголок ИЗО

Способствовать речевому развитию детей через использование в работе предметов декоративно-прикладного искусства, картин, иллюстраций из журналов, игрушек.

Музыкальная

«Музыкальный уголок»

Поощрять желание детей свободно, выразительно двигаться под музыку через создание условий по звучанию музыки, игре на музыкальных (ксилофон, металлофон, дудочки и др.) и шумовых инструментах, способствующих развитию коммуникативных способностей, восприятию музыки и фольклора, а также предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного и музыкального).

Двигательная

«Спортивный уголок»

Способствовать речевому развитию детей через атрибуты для подвижных игр со словами (шапочки, маски, мячи и др.).

Познавательное развитие

Игровая

Уголок настольных и дидактических игр,
Уголок экспериментирования

Создавать условия для реализации интересов детей в разных видах игр, нацеленных на развитие внимания, памяти, мышления. Создавать в группе ситуацию для развития познавательного интереса к окружающему миру посредством дидактических игр, природного материала, оборудования для экспериментирования и др..

Коммуникативная

Уголок «Безопасности»

Побуждать детей играть в макет «Дорога» через осознание правил дорожного движения.

Познавательно-исследовательская

«Уголок природы»,
Центр «Математика»

Формировать представления об окружающем мире и явлениях живой и неживой природы через лото, дидактические картинки, оборудование для экспериментирования. Формировать у детей интерес к элементарной математической деятельности. Помогать детям самостоятельно заниматься не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

«Уголок озеленения»,
«Огород на окне»

Способствовать формированию бережного отношения к природе и окружающему миру. Создавать условия для проявления инициативы детей по уходу за растениями.

Конструирование

«Строительный центр»

Помогать детям реализовывать собственный замысел в развитии познавательной деятельности.

Изобразительная

Уголок ИЗО

Обогащать познавательный опыт детей через разнообразные изобразительные материалы, материалы для нетрадиционных техник ИЗО. Способствовать самостоятельной декоративно-оформительской деятельности дошкольников путем изготовления атрибутов для группы, реквизитов для театрального уголка.

Музыкальная

«Музыкальный уголок»

Создавать в группе ситуацию для развития познавательного интереса к музыке через создание условий по звучанию музыки (игра на музыкальных инструментах: бубнах, маракасах, ложках и др.).

Художественно-эстетическое развитие

Игровая

Уголок сюжетно-ролевых игр,

Уголок ИЗО

Побуждать детей играть в сюжетно-ролевые игры художественно-эстетической направленности через создание необходимого оборудования (музыкально-дидактические игры, музыкальные игрушки). Вовлекать дошкольников в игру путем изготовления атрибутов для нее.

Коммуникативная

Центр художественной литературы

Способствовать развитию воображения, фантазии и эмоциональной сферы через книги с иллюстрациями.

Познавательно-исследовательская

Центр художественной литературы,
Выставка детского творчества,
Выставка изделий народных мастеров

Создавать условия для восприятия и созерцания красоты природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, путем размещения в группе книжных иллюстраций, детских журналов, изображений родной природы в картинах художников, репродукций картин, игрушек народного творчества (матрешки, филимоновские игрушки и др.), предметов декоративно-прикладного искусства (посуда и изделия с мотивами гжельской, Городецкой, хохломской, жостовской росписями). Поддерживать у детей интерес к различным формам и пропорциям архитектурных сооружений (высота, длина, декор) через расположение в группе книг с иллюстрациями сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках, дворцов).

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Уголок ИЗО

Привлекать детей к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам путем использования созданными детьми изделий, рисунков, аппликаций.

Конструирование

«Строительный центр»

Побуждать детей строить различные избушки, домики, дворцы и замки средствами строительных наборов.

Изобразительная

Уголок ИЗО

Поддерживать у детей интерес к рисованию, создавая незаконченные рисунки (фигуры животных, человека, растений, предметов быта и др.). Раскрыть возможности изобразительных материалов, расположив их в уголке ИЗО (восковые мелки, цветная тушь, штампики, губки и др.). Формировать у дошкольников эстетические потребности в области искусства.

Музыкальная

«Музыкальный уголок»

Побуждать детей играть в игры-драматизации с использованием разных видов музыкальной деятельности (озвучивание музыкальных хврвктеристик персонажей, подбор мелодий для игр и др.).

Двигательная

«Спортивный уголок»

Поощрять желание детей свободно двигаться под музыку, используя ее в повседневной жизни (утренняя гимнастика под бубен или барабан и др.).

Социально-коммуникативное развитие

Игровая

Уголок сюжетно-ролевых игр,
Игровой уголок,
«Строительный центр»

Развивать у детей интерес к окружающему миру в процессе игр с игрушками, строительным материалом, показывать детям способы ролевого поведения, используя обучающие игры. Обеспечить необходимое оборудование для развития социально-коммуникативных навыков (картотека игр и упражнений, художественная литература, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и др.). Создавать условия и помогать организовывать сюжетно-ролевую игру путем создания проблемной ситуации, пополнения атрибутики, использование предметов-заместителей.

Коммуникативная

Игровой уголок

На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей, создавая условия для ситуаций общения. Создавать условия для совместной деятельности детей путем объединения общих интересов (обеспечить возможность для свободного и доступного пользования материалами).

Познавательно-исследовательская

Уголок патриотического воспитания,
Игровой уголок,
Уголок настольных и дидактических игр

Расширять и обогащать представления детей о предметах непосредственного окружения, их признаках и свойствах через создание ситуаций для манипулирования, экспериментирования, наблюдения за трудом взрослых. Расширять знания о природу и социальной среде родного края.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Центр книги,
Уголок дежурств по столовой, Уголок дежурств по занятиям

Способствовать формированию представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни человека через расположение в группе литературы, иллюстраций, фотоальбомов, журналов, картин и др.. Создавать условия для элементарного бытового труда путем организации дежурства детей, формируя у них бережное отношение к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его.

Конструирование

«Строительный центр»

Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладывание и изымание, разбор на части, подбор по форме и размеру деталей конструктора, плоскостных мозаик, различных коробочек и др.).

Изобразительная

Уголок ИЗО,
Центр книги

В целях развития коммуникативных навыков, инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания иллюстрации, книги, развивающие познавательные раскраски, наборы предметов для художественного творчества. Поддерживать детей в совместной художественной деятельности путем привлечения к коллективным работам.

Музыкальная

«Музыкальный уголок»

Создавать условия для коммуникативных музыкальных игр путем создания положительного эмоционального настроя, пополнение картотеки музыкальных игр.

Двигательная

«Спортивный уголок»

Способствовать формированию привычки к ЗОЖ, желанию заниматься физическими упражнениями, создавая в группе обстановку, способствующую двигательной активности детей (спортивное оборудование, картотека подвижных игр и физкультминуток).

Физическое развитие

Игровая

«Спортивный уголок»

Создавать условия для двигательной активности детей с помощью оборудования для физкультурно-игровых занятий (кегли, мячи, обручи и др.).

Коммуникативная

«Спортивный уголок»

Способствовать речевому развитию детей с помощью подвижных игр со словами.

Познавательно-исследовательская

«Спортивный уголок»

Создавать условия для проявления инициативы детей через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр. Помогать детям реализовывать собственный замысел в развитии познавательно-исследовательской деятельности через использование специальных упражнений на ориентировку в пространстве, подвижных игр и упражнений, закрепляющих знания об окружающем мире (имитация движений животных, труда взрослых).

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

«Спортивный уголок»

Способствовать формированию роли труда в жизни общества и каждого человека путем участия детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования.

Конструирование

«Строительный центр»

Организовать совместную с детьми конструктивную деятельность (постройка ворот для игры в футбол, стадиона и др.), помогая им ставить, удерживать и реализовывать собственные цели. Создавать условия для конструктивной деятельности путем создания альбомов с иллюстрациями спортивных залов, стадионов, физкультурно-оздоровительных комплексов, домов спорта и др..

Изобразительная

Уголок ИЗО

Обогащать двигательный опыт детей создавая в группе обстановку для развития внимания к эстетической стороне оформления помещения путем использования на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метании), рисования разметки для подвижных игр. Создавать условия для изобразительной деятельности путем создания альбомов с иллюстрациями о видах спорта, папок-передвижек.

Музыкальная

«Спортивный уголок»,
«Музыкальный уголок»

Обогащать двигательный опыт детей, создавая в группе ситуацию использования музыкальных инструментов, игрушек, аудио- и видеотеки, путем применения их во время утренней гимнастики и физкультминуток.

Двигательная

«Спортивный уголок»

Поддерживать детей в стремлении использовать атрибуты для подвижных игр, путем вовлечения детей в игру. Создавать условия и помогать организовывать подвижные игры, путем совместного изготовления атрибутики. Совершенствовать двигательные качества путем использования разнообразных форм двигательной активности. Использовать подвижные игры, игры с элементами соревнования, игры-эстафеты как важное средство повышения двигательной активности, активизации имеющегося опыта в движении. Создавать условия для освоения элементов спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей, баскетбол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей 5-6 лет, осваивающих примерную образовательную программу «Истоки»»

Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей   5-6  лет в рамках ФГОС....

Авторское Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста.

Авторское проектирование образовательной предметно-пронстранственной среды для детей дошкольного возраста. Инновационная деятельность. Активная среда. Проектирование образовательно-пространственной ра...

Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете

ОППРС в области Речевое развитие, рекомендованы различные пособия, игры, игрушки для уголков и центров по различным видам деятельности....

Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды в игровой деятельности для детей от 1,5 до 3 лет

Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды в игровой деятельности для детей от 1,5 до 3 лет Образовательные областиВиды деятельностиЦентры, уголки, мастерские и д...

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей 1 младшей группы раннего развития (2-3 года) в соответствии с ФГОС.

Проектированиеобразовательной предметно-пространственной развивающей средыдля детей 1 младшей группы раннего развития (2-3 года)в соответствии с ФГОС.         В...

Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация предметно - пространственной эколого - развивающей среды в детском саду....