Управление качеством дошкольного образования в условиях стандартизации
учебно-методический материал на тему

Акулова Анастасия Сергеевна

Как известно,  человек с самого рождения нуждается в правильном воспитании и обучении. Поэтому заботу о детях родители доверяют грамотным, компетентным педагогам. При рождении ребёнка мама уже знает, в какой сад поведёт своего ребёнка, кто о нём будет заботиться. Поэтому среди детских садов появляется конкуренция. Каждый стремится выделиться из общей массы и привлечь как можно больше благополучных семей. Для этого заведующий ДОУ стремится повысить качество образования в своём учреждении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Качество образования - один из важных показателей здоровья общества. Изначально человечество нуждалось в грамотных, физически, морально и духовно совершенных гражданах. Только такие люди могут обеспечить развитие России, могут сделать её конкурентоспособной в мире, а значит, могут обеспечить и её национальную безопасность, независимость.

Актуальность исследования. В современном мире дошкольное образование является неотъемлемой частью общего образования. Воспитательно - образовательный процесс начинается с детского сада. Многие думают: дошкольное образование - первая ступенька системы образования, и это если не маленькая школа, то место, где к ней готовят. Поэтому в настоящее время начали больше уделять внимание качеству дошкольного образования.

Как известно,  человек с самого рождения нуждается в правильном воспитании и обучении. Поэтому заботу о детях родители доверяют грамотным, компетентным педагогам. При рождении ребёнка мама уже знает, в какой сад поведёт своего ребёнка, кто о нём будет заботиться. Поэтому среди детских садов появляется конкуренция. Каждый стремится выделиться из общей массы и привлечь как можно больше благополучных семей. Для этого заведующий ДОУ стремится повысить качество образования в своём учреждении.

К.Ю. Белая, представляет качество дошкольного образования как управляемый  процесс, который осуществляется:

  • через управление всем педагогическим процессом и его составляющими;
  • через личностные субъективные аспекты в системе управления: формирование коллектива и регулирование морально – психологического климата в нём (45, 43).

В связи с этим, нам близка точка зрения Э.М. Короткова, который определяет «Управление качеством образования» как комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности и профессионального сознания. Выделяет три группы характеристик:

  •  качество потенциала достижения цели образования;
  •  качество процесса формирования профессионализма;
  •  качество результата образования (24, 24).

 Качество образования сопряжено с грамотным управлением образовательными процессами. Качество образования как некий феномен и атрибут образовательного процесса обладает проектной природой, всегда зависит от профессиональной компетентности руководителя и способности его проектировать систему управления. Следовательно, под управлением  качества дошкольного образования мы будем понимать  управленческую целенаправленную деятельность, обеспечивающую совокупность компетентности педагогов и других сотрудников детского сада с научно-обоснованным воздействием на всех участников педагогического процесса.

При управлении ДОУ можно применять различные подходы:

  1. Самоорганизационный или синергетический подход.
  2. Рефлексивный подход.
  3. Рефлексивно-инновационный подход.
  4. Исследовательский подход.
  5. Оптимизационный подход.
  6. Человекоцентрический подход.
  7. Поведенческий подход.
  8. Содержательный подход.
  9. Управление по результатам.
  10. Интегративный подход.
  11. Подход путь-цель.
  12. Системный подход.
  13. Компетентностный подход.
  14. Маркетинговый подход и другие.

Разделяя точку зрения С.А. Езоповой, под маркетинговым подходом в дошкольном образовательном учреждении мы понимаем деятельность, направленную на изучение спроса и оказание населению качественных образовательных услуг, направленных на удовлетворение потребностей, как детей и их родителей, так и коллектива дошкольного образовательного учреждения. Ученый выделяет следующие принципы маркетинговой деятельности в ДОУ: оказание качественных услуг, соответствующих потребительскому спросу, то есть запросам родителей; удовлетворение потребностей коллектива детского сада; ориентация на достижение высокого результата образовательной деятельности детского сада; обеспечение конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения на рынке образовательных услуг на основе гибкой стратегии управления; создание и поддержание благоприятного имиджа детского сада; информирование реальных и потенциальных потребителей образовательных услуг, стимулирование спроса на них. (18, с. 201)

В связи со сложившейся ситуацией возникает ряд противоречий:

- между противопоставлением требований к непрерывности и недостаточной разработанностью теоретико-методологических и методических основ управления качеством образования;

- между прогрессивностью и адаптивностью образовательного процесса и профессиональной мобильности специалистов, которые его осуществляют.

Изучая маркетинговую деятельность, в рамках нашего исследования нами была выявлена проблема, которая состоит в разработке и апробации модели управления качествами ДОУ на основе маркетингового подхода.

Решением данной проблемы составит цель исследования.

Объект исследования: процесс управления качеством дошкольного образования.

Предмет исследования: модель управления качеством дошкольного образования на основе маркетингового подхода.

Гипотеза исследования: процесс управления качеством дошкольного образования на основе маркетингового подхода будет эффективен, если:

- выявлена сущность маркетингового подхода, под которым мы понимаем деятельность, направленную на изучение спроса и оказание населению качественных образовательных услуг;

- создана модель управления качеством ДОУ, включающую цель, задачи, содержательный компонент, деятельностный компонент и конечный результат;

- разработаны этапы внедрения модели управлением качества в ДОУ.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть сущность управления качеством дошкольного образования;
  2. Раскрыть современные подходы и основные направления к управлению дошкольного образования;   _        
  3. Определить и апробировать модель управления качеством дошкольного учреждения на основе маркетингового подхода;
  4. Выявить состояние управления качеством дошкольного образования на основе маркетингового подхода.    

Теоретико-методологическую основу исследования составили научные положения: «качество образования» В.А. Калиней, С.Е. Шишова(21), О.А. Сафонова (41), М.М. Поташник (36); «качество дошкольного образования» К.Ю. Белая и П.И. Третьяков (46); «управление качеством образования» Э.М. Короткова (24); «маркетинговый подход» С.А. Езопова(18); «модель управления» Ф.Тейлор (4).

Методы исследования.

- теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования;

-    эмпирические: анкетирование, педагогический эксперимент;

- метод количественного и качественного анализа результатов исследования.

Экспериментальной базой исследования явилось Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №36 «Колокольчик» города Губкин Белгородской области.

Этапы исследования.

I этап (сентябрь 2014 – май 2015 г.г.) – утверждение и определение проблемы исследования; изучение и теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; формулирование понятийного аппарата, определение цели, задач, гипотезы и составление плана исследования.

II этап (сентябрь 2015 – май 2016 г.г.) – разработка модели управления дошкольной организацией на основе маркетингового подхода.

III этап (май 2016 – февраль 2017 г.г.) – проведение экспериментальной работы по исследуемой проблеме; проверка результатов экспериментального исследования; анализ и обобщение результатов экспериментальной работы; оформление результатов исследования в виде магистерской диссертации; защита магистерской диссертации.

Научная новизна теоретического исследования заключается в том, что разработана модель управления качеством дошкольного учреждения на основе маркетингового подхода и выявлены педагогические условия её реализации.

Теоретическая значимость заключается в том, что уточнено определение  управления качеством дошкольного образования, перечислены основные современные направления и подходы к управлению качеством ДОО, дано теоретическое обоснование модели управления качеством ДОО на основе маркетингового подхода.

Практическая значимость выполненного исследования заключается в том, что разработана и апробирована модель управления ДО на основе маркетингового подхода, а также проведён анализ результатов экспериментальной работы.

Для решения возникающих проблем в системе управления ДОУ мы решили разработать модель управления качеством ДОУ на основе маркетингового подхода. Которая включает: цель, задачи, принципы, содержательный компонент, деятельностный компонент и конечный результат. Также мы разработали 10 этапов.

Базой для эксперимента стало Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 36 «Колокольчик» города Губкина Белгородской области, который работает с 12 августа 2015 года.

Экспериментальная работа включала 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

На первом этапе мы провели анкетирование с родителями и педагогами с целью изучения проблем; изучили отчётную документацию по управлению качеством  ДОУ (результаты выполнения программы, сведения о педагогических кадрах); провели анализ качества результатов деятельности; выявили проблему управления качеством дошкольного учреждения на основе маркетингового подхода.

Изучив ресурсы ДОУ, мы выделили ряд проблем:

-   отсутствие дополнительных услуг;

-    не высокий воспитательно – образовательный уровень развития;

-    взаимодействие с социальными институтами не обозначено;

-   курсовая подготовка и повышение квалифицированной категории педагогов;

-    взаимодействие ДОУ с родителями.

На втором этапе мы  апробировали модель управления качеством ДОУ на основе маркетингового подхода.

Предлагаемая модель обеспечивает повышение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества в целом, что соответствует требованиям родителей и педагогов.

Мы добились конечного результата – заинтересованные стороны удовлетворены качеством ДОУ. Далее мы провели более детальный сравнительный анализ, который покажет, насколько модель увеличила качество ДОУ.

        Эксперимент по апробации модели управления качеством ДОУ на основе маркетингового подхода проходил с мая по декабрь 2016 года. За это время сам детский сад, его сотрудники, воспитанники и родители изменились в лучшую сторону.

Уровень удовлетворённости качеством ДОО у родителей и педагогов в декабре 2016 года стал выше.

Видоизменились педагогические кадры. Появились новые сотрудники, которые ведут дополнительные, платные занятия по танцам и английскому. Все педагоги детского сада прошли курсы повышения квалификации. Педагоги, которые имели не дошкольное педагогическое образование, записались на курсы переподготовки. Старший воспитатель строго следит, за тем, что педагоги как можно чаще выступают на секциях, семинарах, показывают открытые занятия и дают мастер-классы. Кроме того, старший воспитатель помогает воспитателям при написании опыта работы, подготавливает педагогов к конкурсам профессионального мастерства и осуществляет плановый и внеплановый контроль. Заведующий ДОУ регулярно проверяет работу методиста, оценивает работу педагогов и проводит консультации для сотрудников детского сада.

Мы провели диагностику по программе «От рождения до школы». Для сравнения результатов мая и декабря 2016 года мы построили диаграмму, по которой видно, что результаты значительно улучшились.

        Таким образом, подводя итоги экспериментальной работы по апробации модели управления качествами ДОУ на основе маркетингового подхода, можно сделать вывод, что базовое для нашего исследования дошкольное учреждение – МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 36 «Колокольчик», находится в режиме развития, оперативно и качественно решая поступающие проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление качеством дошкольного образования в инновационном режиме работы ДОУ

Обеспечение более высокого уровня профессионализма и педагогической компетентности.Переход коллектива дошкольного образовательного учреждения в режим развития предполагает обновление модели методическ...

Управление качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Доклад на тему: "Управление качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования"...

«Управление качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования на основе деятельностного подхода».

laquo;Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка»....

Доклад на августовской конференции на тему «Управление качеством дошкольного образования. Внедрение системы оценки качества дошкольного образования» август, 2017г.

Что же такое «качество дошкольного  образования» и как им управлять? В настоящее время – вопросов больше, чем ответов. Потребители дошкольных образовательных услуг обычно рассма...

Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

Эволюция системы качества образования на современном этапе характеризуется тем, что отечественная образовательная система испытывает значительное влияние европейских и мировых тенденций. А качество об...

Управление качеством дошкольного образования в условиях ФГОС ДО на основе деятельностного подхода

Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необ...

ΧΧI Всероссийский научно – практический семинар по проблеме «Управление качеством дошкольного образования: стратегия развития дошкольной организации в современных условиях».

В этом году мне посчастливилось впервые побывать на 21-м Всероссийском научно-практическом семинаре (с международным участием) в селе Кабардинка Краснодарского края, организатором которого является Ро...