Самоанализ об организации изучения, обобщения лучшего педагогического опыта педагогов МДОБУ ЦРР – Детский сад № 105 «Умка»
статья на тему

Дурова Валентина Георгиевна
Изучение, обобщение, распространение и внедрение лучшего педагогического опыта педагогов является неотъемлемой частью методической работы ДОУ. Цель деятельности: Создание гибкой, целенаправленной, эффективной системы повышения квалификации педагогических кадров. Задачи: 1. Создать в ДОУ оптимальные условия, необходимые для выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта. 2. Помочь педагогу определить целесообразность, целостность, конкретность и научность представленного опыта. 3. Исключить возможные ошибки, возникающие у педагогов в процессе работы над обобщением опыта. 4. Классифицировать эффективные подходы к организации работы по выявлению, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта. 5. Способствовать организации исследовательской деятельности, направленной на осмысление изучаемого опыта, анализ и сравнение его результатов, ознакомление с передовым опытом широкой общественности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ об организации изучения, обобщения лучшего педагогического опыта педагогов МДОБУ ЦРР – Детский сад № 105 «Умка»

Дурова Валентина Георгиевна – старший  воспитатель

Изучение, обобщение, распространение и внедрение лучшего педагогического опыта педагогов является неотъемлемой частью методической работы ДОУ.

Цель деятельности:

Создание гибкой, целенаправленной, эффективной системы повышения квалификации педагогических кадров.

Задачи:

  1. Создать в ДОУ оптимальные условия, необходимые для выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта.
  2. Помочь педагогу определить целесообразность, целостность, конкретность и научность представленного опыта.
  3. Исключить возможные ошибки, возникающие у педагогов в процессе работы над обобщением опыта.
  4. Классифицировать эффективные подходы к организации работы по выявлению, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта.
  5. Способствовать организации исследовательской деятельности, направленной на осмысление изучаемого опыта, анализ и сравнение его результатов, ознакомление с передовым опытом широкой общественности.

Изучение, обобщение педагогического опыта предлагает воспитателю использовать новые подходы в  работе с детьми. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только сам результат, но и методы, приёмы, при помощи которых результат достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении опыта в работу.

Передовой характер опыта определяется по следующим критериям:

  • Высокая результативность;
  • Научная новизна;
  • Творческая новизна;
  • Актуальность;
  • Сокращение затрат времени на достижение высоких результатов;

Роль методической службы в этой функции очень велика.

Ею определяется передовой опыт в незаметном, ежедневном труде воспитателя, осмысливается, оценивается, анализируется, какими средствами достигаются качественные результаты.

Представляю систему работы методической службы ЦРР – Детский сад № 105 «Умка» по изучению  педагогического опыта:

-Выявление более результативных методов и приемов работы

-Изучение этих приемов и методов и формирование целостного педагогического опыта

-Обобщение  полученных результатов и описание педагогического опыта.

-Внедрение и распространение созданного опыта в работу других педагогов для совершенствования педагогического процесса.

Данная работа включает несколько взаимосвязанных этапов.

На первом этапе изучается суть опыта, его проявления, задачи, содержание, методы, формы, приемы, средства, конкретные условия возникновения и развития, особенности личных качеств педагога, продолжительность становления опыта. При изучении опыта исключительную важность имеет не только результат – сам опыт, но и весь процесс его создания. Чтобы повысить качество изучения опыта, в ДОУ создана творческая микрогруппа из членов педагогического коллектива: Дурова В.Г. – старший воспитатель,  Ткачева Т.Д. – учитель - логопед, Козырева И.И. – инструктор по физической культуре, Корякина И.В. и Барабанская Д.С. воспитатели.

На втором этапе задача старшего воспитателя – вычленить прогрессивный опыт из массовой практики на основе определённых критериев.

Третий этап - обобщение передового опыта.

В ЦРР – Детский сад № 105 «Умка» существует три основные формы обобщения опыта: открытый показ, рассказ, описание.

Организуя открытый показ, ставится несколько целей: пропаганда опыта; обучение педагогов методам и приемам работы с детьми, презентация инновационных приёмов работы с дошкольниками т.д.

В связи с этим представление педагогического опыта через открытый показ предполагает определённую работу методической службы, формы организации бывают разные. До начала просмотра рассказывается о системе работы воспитателя и предлагаются опросы, на которые следует обратить особое внимание.

Рассказ используется при выступлениях на педсоветах, консультациях и других формах методической работы. Лучший опыт педагога, представляется в форме доклада на семинаре, конференции, педагогических чтениях, творческих слетах  или статьи в периодической печати.

Описание - это более высокий аналитический уровень обобщения опыта. Здесь более целостно и системно раскрываются истоки и путь становления опыта.

Четвёртым этапом является распространение и внедрение обобщенного опыта.

Распространение передового опыта осуществляется в ЦРР – Детский сад № 105 «Умка» в виде:

 -выступления на педагогическом совете и сопровождается демонстрацией наглядного материала;

-коллективного просмотра;

-творческого отчета, в процессе которого проходит показ фрагментов работы педагога (отдельных занятий, работы в повседневной жизни, материалов, пособий, рекомендаций);

-мастер класса (рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях);

-представления материалов в методическом кабинете (конспекты цикла занятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры);

-представление материалов в периодической печати, сборниках научных статей и т.д

В ДОУ составлен план работы по изучению, обобщению и распространению передового опыта.

В нашем ДОУ сложился творческий коллектив и каждый из педагогов, занимается новыми идеями и разработками. С воспитателями, которые будут внедрять опыт, составляется план работы, включающий изучение данного передового опыта, изучение теории вопроса и составление перспективного плана внедрения опыта, то есть определение форм и видов работы, которые будет использовать воспитатель. В инновационном банке на сегодняшний день  имеются методические разработки по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Материал, представляющий опыт работы лучших педагогов, соответствующим образом оформлен и представлен в следующем виде:

фотография воспитателя, представляющего опыт работы; основные данные его биографии;

основное содержание опыта, новые методы и приемы работы, пути их внедрения;

доклад, представленный на педсовете, из опыта работы; выступления на МО;

детские работы;  конспекты занятий, выписки из календарного плана работы;

перспективные планы и программы по данному опыту работы с детьми; высказывания детей;

вопросы к беседам;  фотографии деятельности детей; сценарии праздничных утренников и развлечений; видеозапись творческого отчета, проведения открытых мероприятий воспитателя, их результаты и выводы;

рекомендации по использованию опыта другими воспитателями.

Как старший воспитатель я всегда стараюсь поддержать творческие начинания педагогов, помогаю выстроить цели, задачи, этапы работы, редактирую конспекты и т.п

Таким образом, созданная в ДОУ система работы по изучению, обобщению и внедрению передового педагогического опыта способствует повышению профессионализма педагогов, их  мастерства и творческих возможностей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта педагога. Тема: «Особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата при использовании упражнений, направленных на снятие нагрузки на позвоночник»

Большое значение для оздоровительного результата у детей имеет строгое соблюдение ортопедического режима в группе. Педагог организует педагогический  процесс    так,  чт...

Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Прончатовой Людмилы Викторовны по проблеме «Ознакомление с природой родного края как средство экологического воспитания».

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой родного края. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнооб...

Обобщение собственного педагогического опыта: Мастер -класс "Организация взаимодействия с родителями воспитанников в детском саду"

Формирование представлений у родителей о значимости детско – родительских отношений....

Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Ичалковского муниципального района Рябовой Татьяны Александровны 2023 год

Представление педагогического опыта воспитателяМДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида»Ичалковского муниципального районаРябовой Татьяны Александровны ВведениеТема опыта: ...

Курсовая работа "Изучение и обобщение передового педагогического опыта как направление методической работы дошкольной образовательной организации"

Курсовая работа Изучение и обобщение передового педагогического опыта как направление методической работы дошкольной образовательной организации...