Тренинговое занятия: «Что такое агрессивность?»
материал на тему

Родомакина Елена Васильевна

  Практические упражнения по снятию агрессивности в работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Тренинговое занятия: «Что такое агрессивность?»

«Школа начинающего педагога»

Цель: получить общее представление об агрессивности детей и причинах её возникновения; формы работы с агрессивными детьми.

 

Подготовила и провела

старший воспитатель

Родомакина Е.В.

Тренинговое занятия: «Что такое агрессивность?»

Цель: получить общее представление об агрессивности детей и причинах её возникновения.

Участники: педагоги ДОУ.

Оборудование: листы бумаги формата А4, фломастеры, магнитофон с подборкой музыки для включения в качестве фона во время обсуждения.

Ход тренинга:

Ведущий: наше занятие сегодня пройдет в форме тренинга. И прежде чем его начать, напомню об основных принципах, которые необходимо соблюдать всем присутствующим, чтобы встреча была продуктивной и каждый извлек для себя максимум пользы.

Принципы занятия:

  • Активность участников;
  • Исследовательская позиция;
  • Объективация поведения;
  • Партнёрское общение.

Поаплодируем в знак того, что мы принимаем эти правила. Уверена, что наша сегодняшняя встреча пройдет в теплой дружеской атмосфере. Ничто так не располагает к теплым отношениям, как ритуал знакомства. Начнём с упражнения «Клубочек».

Упражнение «Клубочек».

Цель: сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

Педагоги садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубочек. Обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос участнику игры и бросает клубок (например: «как тебя зовут, что ты любишь, чего боишься» и т.д.). Тот, кто ловит клубочек. Обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос.  Затем задает свой вопрос следующим игрокам. Таким образом, в конце клубочек возвращается к ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют. На что похожа фигура. В процессе выполнения упражнения участники многое узнают друг о друге, тем самым происходит сплочения группы.

Далее проводится игра «Египетская пирамида», которая является своеобразной шкалой роста.  Обсуждение символического значения достигнутого носит поддерживающий характер и может выступать предметом обсуждения на занятии не один раз.

Игра «Египетская пирамида».

Цель: осознание участниками собственных возможностей, а также динамики процесса изменений.

Оборудование: контурное изображение пирамиды на листах, фломастеры.

Ведущий: Это пирамида цели, которая выступает символической шкалой ваших достижений. Первая ступень – точка отчета, минимальный уровень проявления реальных возможных умений. Напишите свое имя фломастером в том месте этой шкалы, где вы сейчас находитесь, по вашему мнению.

Ведущий: Теперь мне бы хотелось рассказать о том, какие меры предпринимать в работе с агрессивными детьми.

В дошкольном возрасте еще не поздно предпринять своевременные меры для преодоления агрессивности. Коррекционная работа с агрессивными детьми должна быть направлена на безопасный выход агрессии (эмоциональный катарсис), повышение самооценки и развитие коммуникативных навыков, игровой деятельности, а в большей степени — на преодоление внутренней изоляции, формирование способности понимать других.

Разработаны и используются следующие способы реагирования в случае агрессивных проявлений .

  1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии: полное игнорирование реакций ребенка, выражение понимания его чувств, переключение внимания, предложение какого-либо задания, позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).
  2. Снижение напряжения ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: повышение голоса, угрожающий тон, демонстрация власти, агрессивные позы и жесты, использование физической силы, втягивание в конфликт посторонних людей,   непреклонное настаивание на своей правоте, нотации, проповеди, наказания или угрозы наказания, сравнение с другими детьми не в его пользу, оправдания, подкуп, награды и т.п.
  1. Сохранение положительной репутации ребенка.
  2. Обсуждение проступка.

5.  Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Один из важных путей снижения агрессии — установление с ребенком обратной связи, при этом взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость.

  1. Контроль взрослым собственных негативных эмоций.
  2. Демонстрация модели неагрессивного поведения. Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие — искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

Педагог  должен вести терпеливую и систематическую коррекционную работу с агрессивными детьми в четырех направлениях :

работать с гневом — обучать ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева; обучать самоконтролю — вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность;

работать с чувствами — учить осознавать эмоции собственные и других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим;

прививать конструктивные навыки общения — обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта.

При обучении безопасному выражению гнева можно использовать различные игры.

«Недружественный шарж». Предложить нарисовать на обидчика карикатуру. В процессе рисования постарайтесь не одергивать ребенка и не смягчать то, что он рисует и что при этом говорит. Когда рисунок закончен, предложите подписать его так, как хочется ребенку. Затем спросите его о том, как он себя сейчас чувствует и что ему хочется сделать с этим «недружественным шаржем» (пусть ребенок совершит это в действительности).

«Мешочек криков». Если ребенок возмущен, взволнован, разозлен и не в состоянии говорить спокойно, предложите ему воспользоваться «мешочком криков». Договоритесь с ребенком, что, пока у него в руках этот мешочек, он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо, но когда он опустит его, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.

«Лист гнева». Предложить выражение своих негативных эмоций с помощью обычного листа бумаги, назвав его «листом гнева»: его можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать до тех пор, пока ребенок не почувствует, что это чувство уменьшилось и теперь он легко с ним справится. После этого попросите окончательно справиться со своим гневом, собрав все кусочки «листа гнева» и выбросив их в урну.

«Подушка для пинаний». Этот игровой способ особенно необходим тем детям, которые, разозлившись, склонны реагировать прежде всего физически — сразу дерутся, толкаются, отнимают, а не кричат и не обзываются, не пытаются отомстить позже за свое бездействие сейчас. Заведите такому ребенку подушку для пинаний. Пусть это будет небольшая подушка темного цвета, которую ребенок сможет пинать, бросать и колотить, когда почувствует себя сильно рассерженным.

При обучении самоконтроль можно порекомендовать использовать следующие игры.

«Гнев на сцене». Этот игровой коррекционный прием основан на зрительном представлении образа своего негативного чувства. Когда ребенок злится (или только что испытал злость), можно предложить ему представить, как выглядел бы его гнев на сцене театра. При желании ребенок может нарисовать образ своего гнева, а еще лучше, войти в роль этого актера и изобразить гнев «от первого лица», выразительно двигаясь за него и произнося реплики, которые ему хочется в данный момент произнести, и с такой громкостью и интонациями, какие считает необходимыми. Позитивный момент в этой игре — совмещение ребенком ролей режиссера и актера, играющего гнев, т.е. получая возможность выплеснуть гнев, он в то же время руководит ими, в конце концов, «убирает» его со сцены. «Посчитал до десяти я и решил...» (считать можно до любого числа, до которого ребенок умеет считать). По сути, это правило, которого должен придерживаться ребенок, когда чувствует свою готовность действовать агрессивно. Он ни в коем случае не должен принимать никакого решения сразу, а вместо этого попробовать спокойно посчитать до десяти, успокаивая свое дыхание и стараясь расслабиться. Обсудите с ним, как изменились мысли и желания после «успокоительного» счета. Какое решение будет более эффективным, а какое повлечет за собой еще большие трудности? Помогите ребенку освоить такой «взрослый» стиль мышления, который он позже сможет использовать самостоятельно.

Помимо всех вышеописанных игр для обучения самоконтролю полезно научить ребенка расслабляться, так как у агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. С этой целью можно задействовать дыхательные упражнения и релаксационные игры.

Работая с чувствами, можно использовать такие игры, как «Знатоки чувств», «Отгадай, что я почувствовал», «Страна чувств»; конструктивные навыки общения можно порекомендовать развивать в играх «Слепой и поводырь», «Портрет агрессивного человека», «Рисование ситуации в виде комиксов», а для развития эмоциональной сферы можно посоветовать использовать «Эмоциональный словарь» (набор карточек с изображением лиц в различных эмоциональных состояниях).

Важное направление работы психолога по преодолению агрессивного поведения дошкольников — работа с родителями. Основной источник агрессивности у детей дошкольного возраста — эмоциональная нестабильность, сложившаяся под влиянием воспитательного стиля в семье. Не имея возможности ответить в полной мере на поступки старших, переживаемые ребенком как несправедливые, недобрые, он направляет свою агрессивность на другие объекты, более безопасные для ребенка — других детей или менее защищенных родственников, например, бабушку, младшего брата, а также животных, растения, просто неодушевленные предметы. Агрессивность детей выше в тех семьях, где придерживаются жестких форм наказания. Поэтому психолог должен разъяснять родителям основные правила воспитания таких детей.

Первое правило: запретов должно быть немного, пусть это будет пять основных «нельзя», действительно опасных для жизни и здоровья малыша.

Второе правило: эти «нельзя», независимо от настроения родителей, должны быть согласованы в семье. Если мама запрещает, а папа разрешает, то ничего не получится.

Третье правило: необходимо проявлять искреннюю симпатию к ребенку, интерес к его внутреннему миру, понимание чувств и мотивов поведения, принимать его как личность. Нужно попытаться сделать все возможное, чтобы вернуть мальчику или девочке самоуважение и позитивную самооценку.

Также родителей необходимо ознакомить с правилами предотвращения агрессивного поведения дошкольников.

   1. Летом разрешите даже очень маленькому ребенку повозиться в песке (сухом и мокром) или поплескаться в воде. В холодное время года это можно заменить купанием в ванне. Дети любят переливать воду из одной емкости в другую. Обеспечьте им условия для этого занятия.

  1. Хорошо снимает напряжение лепка из воска или пластилина. Начинайте обучать малыша мять в кулачке пластилин или глину как можно раньше.
  2. Учите ребенка снимать напряжение через подвижные игры: прятки, жмурки, догонялки.
  1. Перед сном, после купания, делайте ребенку легкий массаж спины, ножек, ручек, лица. Рассказывайте о том, что вы делаете, тихим и спокойным голосом. Дети после двух лет с удовольствием соглашаются на игровой массаж.
  2. Хорошо снимает напряжение, создает положительный эмоциональный фон рисование красками.

6.        Высказаться, выплеснуть накопившуюся энергию помогут сказки и ролевые игры с игрушками. Освоив в игре правильную стратегию поведения, ребенку будет легче повести себя подобным образом и в реальной жизни.

Всех агрессивных детей объединяет невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого. Очевидно, что такое мировосприятие создает ощущение своего острого одиночества во враждебном и угрожающем мире, которое порождает все большее противостояние и отдаленность от других.

Важно объединение усилий родителей, педагогов, психологов, медработников в совместном решении проблемы агрессивного поведения детей. Нужно помочь детям увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а партнера по общению и совместной деятельности.

У взрослых есть два пути: любовь и миролюбие или поиск социально приемлемых форм выхода агрессии для ребенка. Какой из них выбрать — решать вам. Но в любом случае нужно помнить, что помогать — не значит отвечать насилием на насилие, злом на зло, агрессией на агрессию. Нужно начать с себя: положить конец собственной агрессии, и это непременно поможет детям.

Теперь вы имеете представление о том, как работать с агрессивными детьми

Упражнение «Составь портрет агрессивного ребёнка».

Цель: получить  правильное, более точное представление об агрессивном  ребёнке.

Педагогам раздаются карточки с различными формами поведения. В результате обсуждения выбирают карточки, наиболее подходящие к портрету агрессивного ребенка.

Примерный набор карточек:

  • Не может долго работать не уставая
  • Ему трудно сосредоточиться на чем – то
  • Любое поручение вызывает излишнее беспокойство
  • Во время выполнения заданий очень напряжен, скован
  • Смущается чаще других
  • Часто говорит о напряженных ситуациях
  • Часто теряет контроль над собой
  • Спорит ругается со взрослыми
  • Специально раздражает других людей
  • Винит других в своих ошибках
  • Часто сердится и отказывается что – либо делать
  • Завистлив и мстителен
  • Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей, взрослых), которые нередко раздражают его
  • Нападает на детей, обзывает и бьет их
  • Капризен  и  неуравновешен
  • Иногда в поступках жесток

 Ведущий: наверное, каждый из вас хотя бы один раз испытывал трудности в общении с агрессивными  детьми. Упражнение «Мне трудно – тебе легко» поможет нам проанализировать подобные ситуации.

Упражнение «Мне трудно – тебе легко».

Цель: осознать свои трудности в общении с агрессивными  детьми и проанализировать их реальную значимость.

Участники делятся на пары. Один рассказывает о своем затруднении в течении 1 – 2 мин. Второй анализирует ситуацию, находя сильные стороны в поведении партнера, и подробно о них рассказывает. Затем они меняются ролями, обмениваются впечатлениями.

Ведущий: вот и подошло к концу наше занятие. Что вам запомнилось

 больше всего.

Упражнение «слово о прошедшем дне».

Ведущий просит участников запомнить слово или словосочетание, которое относится к тому, что наиболее запомнилось по содержанию предыдущего занятия. Когда все участники назовут свои варианты, он предлагает «расшифровать» их, т.е. в двух – трех предложениях рассказать , почему они выбрали именно эти слова  и словосочетания. Очередность устанавливается по желанию участников: «Что полезного было в сегодняшнем занятии? А именно?  Что бы вы хотели добавить».

Ведущий благодарит всех за участие.

 

 

Приложение

Не может долго работать не уставая

Ему трудно сосредоточиться на чем – то

Любое поручение вызывает излишнее беспокойство

Во время выполнения заданий очень напряжен, скован

Смущается чаще других

Часто говорит о напряженных ситуациях

Спорит ругается со взрослыми

Специально раздражает других людей

Винит других в своих ошибках

Часто сердится и отказывается что – либо делать

Завистлив и мстителен

Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей, взрослых), которые нередко раздражают его

Нападает на детей, обзывает и бьет их

Капризен  и  неуравновешен

Иногда в поступках жесток