Перспективное планирование ОО РР "Приобщение к художественной литературе"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Исакова Татьяна Анатольевна

Планирование по программе "От рождения до школы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

        

Подготовительная  группа № 2


Дата Месяц

№ п\п

Тема

Форма проведения

Содержание

Средства обучения

Примечание

Сентябрь

04.09.2017

1.

Тема:  «Летние истории »

Помогать детям составлять рассказы из личного опыта, учить подбирать существительные к прилагательным

Сентябрь

11.09.2017

2.

Тема: «Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал»»

Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осел петь перестал» (в обр. Дж. Родари). Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов.

Сентябрь

18.09.2017

3.

Тема: «Беседа о А. С. Пушкине»

Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта.

Сентябрь

25.09.2017

4.

Тема: «Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…»

Помочь детям запомнить стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…».

Октябрь

02.10.2017

5.

Тема: «Русские народные сказки»

Выяснить знают ли дети русские народные сказки.

Октябрь

09.10.2017

6.

Тема: «Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос». Дидактическая игра «Я – вам, вы - мне»»

Познакомить детей со сказкой А. Ремизова «Хлебный голос», выяснить согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение у детей воспроизводить последовательность слов и предложений.

Октябрь

16.10.2017

7.

Тема: «Небылицы-перевертыши»

Познакомить детей с народными и авторскими небылицами, вызвать желание придумывать свои небылицы.

Октябрь

23.10.2017

8.

Тема: «Осенние мотивы»

Развивать умение у детей рассматривать рисунки в книгах, объяснять, почему понравилась та или иная иллюстрация.

Ноябрь

30.10.2017

9.

Тема: «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

Совершенствовать умение пересказывать и составлять план  пересказа

Ноябрь

06.11.2017

10.

Тема: «Чтение сказки К. Паустовского «Теплый

хлеб»»

Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского «Теплый хлеб»

Ноябрь

13.11.2017

11.

Тема: «Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»»

Развивать способность детей воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить стихотворение А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Ноябрь

20.11.2017

12.

Тема: «Работа с иллюстрированными изданиями сказок»

Приучать детей с интересом рассматривать рисунки в книгах. Активизировать речь детей.

Декабрь

27.11.2017

13.

Тема: «Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок»»

Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л. Толстого и познакомить с рассказом «Прыжок».

Декабрь

04.12.2017

14.

Тема: «Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь»»

Познакомить детей со сказкой К. Ушинского «Слепая лошадь»

Декабрь

11.12.2017

15.

Тема: «Повторение стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»»

Повторить с детьми любимые стихотворения.

Декабрь

18.12.2017

16.

Тема: «Произведения Н. Носова»

Вспомнить с детьми рассказы Н. Носова, любимые эпизоды из книги «Приключения Незнайки и его друзей»

Январь

25.12.2017

17.

Тема: «Здравствуй, гостья-зима!»

Познакомить детей со стихотворениями о зиме.

Январь

08.01.2018

18.

Тема: «Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»»

Познакомить со сказкой С. Маршака «Двенадцать месяцев»

Январь

15.01.2018

19.

Тема: «Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»»

Вспомнить с детьми русские  народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь  определить сказочные эпизоды в сказке.

Январь

22.01.2018

20.

Тема: «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

Февраль

29.01.2018

21.

Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»

Совершенствовать умение у детей пересказывать рассказ.

Февраль

05.02.2018

22.

Тема: «Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода»»

Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации.

Февраль

12.02.2018

23.

Тема: «Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»»

Приобщать детей к былинному эпосу, к былинному складу речи.

Февраль

19.02.2018

24.

Тема: «Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик» »

Совершенствовать диалогическую речь детей.

Март

26.02.2018

25.

Тема: «Заучивание стихотворения П. Соловьевой «Ночь и день»»

Познакомить детей со стихотворением П. Соловьевой «Ночь и день»; поупражнять в выразительном чтении стихотворения.

Март

05.03.2018

26.

Тема: «Весна идет, весне дорогу!»

Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи.

Март

12.03.2018

27.

Тема: «Чтение былины «Садко»»

Познакомить детей  с былиной «Садко»

Март

19.03.2018

28.

Тема: «Чтение сказки «Снегурочка»»

Познакомить детей с народной сказкой, с образом Снегурочки.

Апрель

26.03.2018

29.

Тема: «Пересказ сказки «Лиса и козел»»

Совершенствовать умение у детей пересказывать сказки «в лицах».

Апрель

02.04.2018

30.

Тема: «Сказки Г.Х Андерсена»

Помочь детям вспомнить известные им сказки Г.Х. Андерсена.

Апрель

09.04.2018

31.

Тема: «Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»»

Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она одна»), запомнить произведение.

Апрель

16.04.2018

32.

Тема: «Весенние стихи»

Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне.

Май

23.04.2018

33.

Тема: «Беседа о книжных иллюстрациях. Чтение рассказа В. Бианки «Май»»

Развивать умение у детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая – последнего месяца весны.

Май

30.04.2018

34.

Тема: «Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»

Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, правильно строить предложения.

Май

07.05.2018

35.

Тема: «Повторение пройденного материала»

Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающими действиями.

Май

14.05.2018

21.05.2018

28.05.2018

36.

Тема: Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»

Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать восприятие речи.

ОКТЯБРЬ

№ п\п

Раздел. Тема

Программное содержание

Материал, оборудование

Предварительная работа

Литература

5.

Тема: «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»Д. Мамина-Сибиряка

Формировать умение целостно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы;

Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров;

Формировать умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы;

Воспитывать стремление к точному словоупотреблению.

Книга «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

О.С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

стр. 144-145

6.

Тема: «Стихотворение А. Пушкина «Уж небо осенью дышало» »

Учить выразительно читать наизусть стихотворение, чувствовать, понимать и воспроизводить образность поэтического языка;

Расширять представления о пейзажной лирике А. Пушкина.

Портрет А. Пушкина;

Иллюстрации глубокой осени.

О.С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

стр.145-147

7.

Тема: «Украинская народная сказка в обработке Л. Нечаева «Хроменькая уточка» »

Познакомить с украинской народной сказкой;

Подвести детей к осознанию художественных образов сказки.

Книги со сказками: «Колосок», «Рукавичка», «Пых» и др.

О.С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

стр. 147-148

8.

Тема: «Ознакомление с жанром басни.  Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»  »

Закреплять представление о басне, ее жанровых особенностях;

Подводить детей к пониманию аллегории басни, ее идеи;

Воспитывать чуткость к образному строю языка басни;

Раскрыть значение пословиц о труде, показать связь значения пословицы с определенной ситуацией;

Портрет И. Крылова.

О.С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

стр. 148-150

НОЯБРЬ

№ п\п

Раздел. Тема

Программное содержание

Материал, оборудование

Предварительная работа

Литература

9.

Тема: «Беседа о творчестве А. Пушкина. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке» ».

Углублять и расширять знания о творчестве А.Пушкина;

Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.

Портрет А.Пушкина;

Книги сказок поэта;

Фонограмма сказки.

О.С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

стр. 150-151

10.

Тема: «Малые фольклорные формы. Придумывание потешек»

Уточнить и закрепить представления о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц;

Формировать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

Книги потешек и песенок;

Детские игрушки, кукла.

.

О.С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

стр. 151-153

11.

Тема: «Русская народная сказка «Снегурочка» »

Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы;

Закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) жанра сказки.

Книга со сказкой «Снегурочка» с красочными иллюстрациями.

О.С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

стр. 153-155

12.

Тема: «Стихотворение Е. Трутневой «Первый снег» »

Учить выразительно читать наизусть стихотворения, замечать изобразительно-выразительные средства;

Составлять лирические сказки на определенную тему.

Иллюстрации с изображением заснеженного леса, поля.

.

О.С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

стр. 155-156

ДЕКАБРЬ

№ п\п

Раздел. Тема

Программное содержание

Материал, оборудование

Предварительная работа

Литература

13.

Тема: «Сказка В. Одоевского «Мороз Иванович» »

Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать ее идею;

Показывать связь идеи сказки со значением пословицы.

Книга со сказкой «Мороз Иванович»;

Краски, бумага.

О.С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

стр. 156-158

14.

Тема: «Басня И. Крылова «Ворона и лисица» »

Закреплять знания о жанровых особенностях басни;

Учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль, обращать внимание на языковые образные средства художественного текста басни;

Развивать чуткость к восприятию образного строя художественного языка.

Портрет И. Крылова.

О.С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

стр. 158-159

15.

Тема: «Рассказ В. Драгунского «Тайное становится явным» Составление рассказов по пословице».

Учить понимать мораль и идею произведения, оценивать поступки героев, видеть связь названия текста с его содержанием;

Помогать составлять по пословице короткие рассказы или сказки, осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок.

Мешочек;

Шило или большая игла.

.

О.С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

стр. 159-161

16.

Тема: «Стихотворение С. Есенина «Береза». Творческое рассказывание »

Учить выразительно читать наизусть стихотворение;

Интонационно передавать нежность, любование зимней природой.

Иллюстрации с изображение березы, зимних пейзажей.

О.С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

стр. 161-163

ЯНВАРЬ

№ п\п

Раздел. Тема

Программное содержание

Материал, оборудование

Предварительная работа

Литература

17.

Тема: «Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб»

Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского «Теплый хлеб»

Накануне прочитать детям произведение К. Паустовского «Кот-ворюга»

В.В. Гербова

«Развитие речи»

стр. 41

18.

Тема: «Малые фольклорные формы. Составление рассказов, сказок по пословицам »

Учить воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний;

Формировать умение составлять рассказы, сказки по пословицам, придумывать загадки.

Иллюстрации к фразеологизмам;

Картинки для загадок по выбору  воспитателя.

.

О.С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

стр. 163-164

19.

Тема: «Чтение сказки Л. Толстого «Прыжок»

Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л. Толстого и познакомить с рассказом «Прыжок»

Прочитать детям программные рассказы и басни Л. Толстого

В.В. Гербова

«Развитие речи»

стр. 47-48

20.

Тема: «Басня С. Михалкова «Ошибка»»

Учить эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл. Подводить детей к осознанию аллегории, содержащейся в басне. Помогать осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок.

Книга «Басни И. Крылова»; портрет С. Михалкова

О.С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

стр. 164-165

ФЕВРАЛЬ

№ п\п

Раздел. Тема

Программное содержание

Материал, оборудование

Предварительная работа

Литература

21.

Тема: «Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь»

Познакомить детей со сказкой  К. Ушинского «Слепая лошадь»

В.В. Гербова

«Развитие речи»

стр. 49

22.

Тема: «Сказка В. Катаева «Цветик-семи цветик»»

Подвести к пониманию нравственного смысла сказки, мотивированной оценке поступков и характера главной героини. Закрепить знания о жанровых особенностях сказки

Книга со сказкой «Цветик-семицветик»

О.С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

стр. 165-166

23.

Тема: «Стихотворение С. Маршака «Тает месяц молодой»

Повторить с детьми любимые стихотворения

В.В. Гербова

«Развитие речи»

стр.51-52

24.

Тема: «Басня Л. Толстого «Собака и ее тень». Анализ пословиц»

Учить осмысливать аллегорию басни, ее суть;

Соотносить идею басни со значение пословицы.

Иллюстрации к басням И. Крылова и С. Михалкова.

О.С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

стр. 166-168

МАРТ

№ п\п

Раздел. Тема

Программное содержание

Материал, оборудование

Предварительная работа

Литература

25.

Тема:«Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»»

Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке

В.В. Гербова

«Развитие речи»

стр.58

26.

Тема: Малые фольклорные формы. Инсценировка песенок.

Поддерживать интерес к образным выражениям;

Углублять знания о пословицах и поговорках;

Формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок;

Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Атрибуты к инсценировке песен.

О.С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

стр. 168- 171

27.

Тема:«Чтение былина  «Илья Муромец и Соловей разбойник»

Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца

В.В. Гербова

«Развитие речи»

стр.60-61

28.

Тема: Стихотворение Г. Новицкой «Вскрываются почки». Творческое рассказывание на тему «Как разбудили клен».

Учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать радость пробуждения природы;

Развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи;

Формировать умение составлять лирические рассказы и сказки (речетворческие способности).

Иллюстрации с изображением весенней пробуждающейся природы;

Несколько веток с почками в вазе.

О.С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

стр. 171-173

АПРЕЛЬ

№ п\п

Раздел. Тема

Программное содержание

Материал, оборудование

Предварительная работа

Литература

29.

Тема:«Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода»

Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ

В.В. Гербова

«Развитие речи»

стр.62-63

30.

Тема: Беседа о русском устном народном творчестве. Сказка С. Аксакова «Аленький цветочек».

Систематизировать и углубить знания о русском устном народном творчестве: сказках, потешках, песенках, пословицах, о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки.

Книги для тематической выставки «Русское народное творчество»;

Фонограмма сказки.

О.С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

стр. 173-174

31.

Тема:«Чтение былины «Алеша Попович и ТугаринЗмеевич»

Приобщать детей к былинному эпосу, к былинному складу речи

В.В. Гербова

«Развитие речи»

стр.63-64

32.

Тема: Басня И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

Учить осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка;

Уточнить представления о жанровых особенностях басни;

Формировать умение точно и выразительно излагать свои мысли.

Книга с басней «Лебедь, Щука и Рак».

О.С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

стр. 174-176

МАЙ

№ п\п

Раздел. Тема

Программное содержание

Материал, оборудование

Предварительная работа

Литература

33.

Тема:«Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик»

Совершенствовать диалогическую речь детей

В.В. Гербова

«Развитие речи»

стр.65-66

34.

Тема:«Заучивание стихотворения П. Соловьевой «Ночь и день»

Познакомить детей со стихотворением П. Соловьевой «Ночь и день»; поупражнять в выразительном чтении стихотворения

В.В. Гербова

«Развитие речи»

стр.66-67

35.

Тема:«Чтение былины «Садко»

Познакомить детей с былиной «Садко»

В.В. Гербова

«Развитие речи»

стр.71

36.

Тема: Итоговая литературная викторина.

Закрепить, систематизировать знания о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений, о малых фольклорных формах.

Тематическая подборка книг;

Атрибуты к соревнованиям;

Карта-схема последовательности выполнения заданий;

Две пейзажные картинки с изображением зимы или лета, весны или осени.

О.С. Ушакова

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

стр. 176-177


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Перспективное планирование по ознакомлению детей с художественной литературой"

Мной было разработано перспективное планирование по произведениям русских писателей для детей старшего возраста....

Перспективное планирование по образовательной области "Чтение художественной литературы" в подготовительной группе

Перспективное планирование по образовательной области "Чтение художественной литературы" в подготовительной группе...

Примерное тематическое планирование работы по приобщению к художественной литературе средствами мнемотехники в средней и старшей группе

План работы по приобщению к художественной литературе средствами мнемотехники для среднего и старшего дошкольного возраста....

Перспективное планирование в подготовительной группе "Чтение художественной литературы"

Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия. ...

Планирование работы по приобщению к художественной литературе по программе Н.Е. Веракса"От рождения до школы" 4-5 лет

Вашему вниманию представлен материал для работы в группах комбинированной направленности....

Перспективное планирование: Коммуникация: (развитие речи), (чтение художественной литературы)

Перспективное планирование:Коммуникация: (развитие речи), (чтение художественной литературы)...